Обман фараона

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
39,5E 51N
Православный христианин
А вот и нет. В первом случае тут просто идет вежливое обращение, которое было принято в то время. Например, к царю Давиду тоже, обращаясь, говорили о себе в третьем лице "рабы твои", но при этом рабами как таковыми не являясь. Вирсавия, жена Давида, так просит мужа-царя о сыне их Соломоне: "Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: "сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем".
18 А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том.
19 И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил." Это не означает, что Соломон был рабом его и тем более жена Вирсавия не была рабой. Просто у подданных того времени было в моде такое обращение.
Так точно не были рабами Фараона Иосиф, его отец Иаков с сыновьями и тем более отцы их (Авраам и Исаак).
Аргумент считаю слабый, потому что мода, как известно, штука переменчивая, а евреи были уже "не те": было поколение, пришедшее в Египет, были поколения жившие (а Св. тексты недвусмысленно об этом говорят) в египетском рабстве, 40 лет в пустыне так же сделали свое дело, изменив менталитет рабов снова на свободных и т.д.
Я скорее поверю в небезосновательную традицию, чем в "веяние времени". Нужно только найти это основание.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
  • А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
Заповедь, подразумевающая тотальный геноцид.
Понимаете Даниил,вот Вы сейчас как раз живете имено потому что евреи тогда,не оставляли в живых ни одной души.Ни одной сатанинской души.
И евреи не были тем народом,который выиграл тенедер у Бога перед другими народами.Нет.
Бог творил Сам из них людей,которые могли противостоять язычеству во всех его формах.Кстати не так давно ницшеанство,фашизм,коммунизм -это что Ветхий Завет,иудеи не оставлявшие в живых.Так зачем оценку данную язычникам негодяям,переносить на тех кто с ними боролся по Божьему повелению.Вы тут явно передергиваете,хотя и бессознательно.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Аргумент считаю слабый, потому что мода, как известно, штука переменчивая, а евреи были уже "не те": было поколение, пришедшее в Египет, были поколения жившие (а Св. тексты недвусмысленно об этом говорят) в египетском рабстве, 40 лет в пустыне так же сделали свое дело, изменив менталитет рабов снова на свободных и т.д.
Я скорее поверю в небезосновательную традицию, чем в "веяние времени". Нужно только найти это основание.
Считайте как хотите. Это только ваше личное мнение, которое не имеет серьезного веса в православной среде. Вот если бы вы нашли толкование Церкви, тогда другое дело. Есть факты, которое говорят о том, что евреи из гостей превратились в рабов после того, как пришел фараон, который "не знал Иосифа" (скорее всего не хотел знать, т.е. вспоминать о его заслугах перед Египтом).

Лопухин и другие толкователи считают, что в первом случае назвавшись рабами царя египетского, Иаков и семья просто соблюли правила этикета в обращении к восточным царям того времени, а вот когда пришел враждебный евреям царь (фараон из другой династии), то он уже их поработил по-настоящему.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Вот толкование на пророчество о порабощении и освобождении евреев Лопухина, одобренное Церковью:
Быт.15:13. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.

Из того, что ответ Господа относится к судьбе потомства Аврама, вытекает новое доказательство того, что и вышеприведенный вопрос Аврама касался того же самого предмета (Быт.15:8).

Как бы идя навстречу тревожным думам Аврама о превратностях судьбы, ожидающих его потомство, Господь открывает Авраму, что его потомство, прежде чем получить исполнение обетования, должно будет пережить целый ряд испытаний и бедствий: во-первых, им предстоит продолжительное и беспокойное странствование по земле Ханаанской, а во-вторых, длинное и тяжелое рабство, имеется в виду – рабство в Египте. Общую продолжительность этого первого периода еврейской истории – периода скитаний бедствий и рабства – Бог определяет в четыреста лет. Собственно говоря, более точная цифра всего этого периода, началом которого считается выход Аврама из Ура Халдейского, а концом исход евреев из Египта, указывается в четыреста тридцать лет (на 25-м году, по выходе из Ура, родился Исаак, на 60-м году у Исаака родился Иаков, 130-ти лет Иаков переселился в Египет и 215 лет истекло после этого до исхода евреев (Исх.12:40; Гал.3:17). Но тридцать лет, очевидно, откинуты здесь ради круглоты счета, как это практикуется в других местах Библии, в особенности при счете столетиями, которые называются часто также и родами (Быт.15:16).

Быт.15:14. но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении;

Выражение аналогичное с изречением: «Мне отмщение и Аз воздам» (Втор.32:35; Рим.12:19; Евр.10:30). Исторически оно исполнилось над египтянами в то время, когда Господь поразил их жестокими казнями и тем самым принудил их отпустить евреев (Исх.7:4, 8–12:21).

после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом,

Пророческая деталь, точно оправданная историей (Исх.12:35–36).

Все сбылось в точности.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Вот толкование того же автора на рассказ о поселении евреев в Египте:
Быт.47:2–6. И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону. И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши. И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем. И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе; земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

Из числа своих братьев (с евр. «от конца» – по некоторым источникам = по выбору с двух сторон – со старейшего и младшего) Иосиф выбирает для представления фараону 5 человек, по Мидрашу и Талмуду – Рувима, Симеона, Левия, Иссахара и Вениамина (Beresch. r. Par. 140, s. 471), – как сильнейших между братьями (Талм.) или, наоборот, слабейших (Мидр.).

Фараон в речи и распоряжениях своих проявляет особенный такт и деликатность, соединенные с полным благорасположением к Иосифу, которое он переносит и на его родственников. Братьев Иосифа, как людей молодых и работоспособных, он спрашивает о их занятии (3 ст.), Иакова, видимо, производившего впечатление дряхлого старца, он вопрошает о летах его жизни (8 ст.). Затем, когда братья Иосифа, точно следуя совету Иосифа, объявили фараону свое занятие и просили себе, для удобств занятия скотоводством, позволения поселиться (с евр. – «покочевать», временно пожить, lagur, прибыли они в Египет) в Гесем, то фараон свое разрешение дает не непосредственно им, а через Иосифа, так что они должны были благодарить прежде всего своего брата. При этом, давая Иосифу выбирать для своего племени из лучших земель страны, фараон, однако, не забывает интересов последней и собственного двора своего: поселяя евреев в Гесеме, на северо-восточной границе, фараон надеялся противопоставить это дружественное себе племя напору азиатских кочевых и хищнических племен; кроме того, искусством некоторых из братьев Иосифа, опытных скотоводов, он предполагает воспользоваться для улучшения скотоводства в его владениях.

Быт.47:7–9. И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.

Аудиенция Иакова у фараона характерна не столько для благородства и великодушия фараона, сколько особенно для истинно-патриархального величия, достоинства и веры Иакова: дважды (при приходе и уходе своем) приветствуя фараона сообразно этикету при дворе восточных царей (ср. 3Цар.1:31) и, без сомнения, с искренним чувством признательности царю Египта за благодеяния его семье своей, он, однако, держит себя при этом с истинным достоинством патриарха и священника (о преклонении его пред фараоном текст не говорит). Особенно сильно у старца чувство или сознание временного, преходящего значения земной жизни – этого «странствования» (9 ст.), – с чем вместе, естественно, предполагается бытие и крепость у Иакова веры в жизнь загробную (ср. Евр.6:19).
 
Святая Русь
Православный христианин
А вот православное толкование на то, как развивалась судьба евреев в Египте после смерти Иосифа и прихода к власти фараона, который "не знал Иосифа":
Исх.1:6. И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

Смерть Иосифа и всего старого поколения отмечается, как начало нового, ниже описываемого периода в жизни семьи Иакова. Он характеризуется двумя чертами: усиленным размножением евреев и новыми отношениями к ним египтян.

Исх.1:7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

Являясь прямым исполнением данного Иакову обещания (Быт.46:3), делом Божием (Пс.104:24), размножение евреев объясняется и чисто естественными причинами.

Исх.1:8. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

На время размножения евреев падает изменение их общественного положения. Виновником этого является «новый1) царь». Почему он называется таким именем, по новым ли отношениям к евреям, или же по своему происхождению из новой сравнительно с прежней династии, сказать довольно трудно. Большинство экзегетов держится, впрочем, того взгляда, что фараон-гонитель (Тотмес III) происходил из туземной Египетской династии, свергнувшей иго пастушеского племени гиксов, во время господства которого переселился в Египет Иаков. Свою ненависть к прежним поработителям он перенес и на дружественных им евреев. Подтверждением справедливости подобного взгляда может служить то соображение, что фараону гиксу не было побуждений притеснять евреев. Наоборот, пришельцы гиксы естественно должны были искать поддержки в таких же, как и они, пришельцах-евреях. Новый царь «не знал Иосифа», – слыхал, может быть, об имени и делах, но не признавал его заслуг, как первого сановника при фараоне враждебной династии.

Исх.1:9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
Исх.1:10. перехитрим же его, чтобы он не размножался
 
39,5E 51N
Православный христианин
Валерий, тем острее вопрос о трех днях пути.
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
Считайте как хотите. Это только ваше личное мнение, которое не имеет серьезного веса в православной среде. Вот если бы вы нашли толкование Церкви, тогда другое дело. Есть факты, которое говорят о том, что евреи из гостей превратились в рабов после того, как пришел фараон, который "не знал Иосифа" (скорее всего не хотел знать, т.е. вспоминать о его заслугах перед Египтом).

Лопухин и другие толкователи считают, что в первом случае назвавшись рабами царя египетского, Иаков и семья просто соблюли правила этикета в обращении к восточным царям того времени, а вот когда пришел враждебный евреям царь (фараон из другой династии), то он уже их поработил по-настоящему.
Вот толкование Лопухина на Быт.47:2-6
Быт.47:2-6.
  • И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону.
  • И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.
  • И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.
  • И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;
  • земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

   Из числа своих братьев (с евр. «от конца» — по некоторым источникам по выбору с двух сторон — со старейшего и младшего) Иосиф выбирает для представления фараону 5 человек, по Мидрашу и Талмуду — Рувима, Симеона, Левия, Иссахара и Вениамина (Beresch. r. Par. 140, s. 471), — как сильнейших между братьями (Талм.) или, наоборот, слабейших (Мидр.).
   Фараон в речи и распоряжениях своих проявляет особенный такт и деликатность, соединенные с полным благорасположением к Иосифу, которое он переносит и на его родственников. Братьев Иосифа, как людей молодых и работоспособных, он спрашивает о их занятии (3 ст.), Иакова, видимо, производившего впечатление дряхлого старца, он вопрошает о летах его жизни (8 ст.). Затем, когда братья Иосифа, точно следуя совету Иосифа, объявили фараону свое занятие и просили себе, для удобств занятия скотоводством, позволения поселиться (с евр. — «покочевать», временно пожить, lagur, прибыли они в Египет) в Гесем, то фараон свое разрешение дает не непосредственно им, а через Иосифа, так что они должны были благодарить прежде всего своего брата. При этом, давая Иосифу выбирать для своего племени из лучших земель страны, фараон, однако, не забывает интересов последней и собственного двора своего: поселяя евреев в Гесеме, на северо-восточной границе, фараон надеялся противопоставить это дружественное себе племя напору азиатских кочевых и хищнических племен; кроме того, искусством некоторых из братьев Иосифа, опытных скотоводов, он предполагает воспользоваться для улучшения скотоводства в его владениях.
То что фараон деликатен трактователь сообщает, а про правила этикета от Иосифа со братией - ни слова.
Озвучите пожалуйста факты, а не пророчества, "которое говорят о том, что евреи из гостей превратились в рабов после того, как пришел фараон, который "не знал Иосифа"" и объясните пожалуйста зачем понадобились "три дня пути".
 
39,5E 51N
Православный христианин
Считайте как хотите. Это только ваше личное мнение, которое не имеет серьезного веса в православной среде. Вот если бы вы нашли толкование Церкви, тогда другое дело. Есть факты, которое говорят о том, что евреи из гостей превратились в рабов после того, как пришел фараон, который "не знал Иосифа" (скорее всего не хотел знать, т.е. вспоминать о его заслугах перед Египтом).

Лопухин и другие толкователи считают, что в первом случае назвавшись рабами царя египетского, Иаков и семья просто соблюли правила этикета в обращении к восточным царям того времени, а вот когда пришел враждебный евреям царь (фараон из другой династии), то он уже их поработил по-настоящему.
А вот что говорит по этому же поводу Иосиф Флавий в своем труде "О древности еврейского народа", расположенном на этом сайте, опираясь на Манефона: "Также не без основания египтяне называли их пленниками, потому что прародитель наш Иосиф сам говорил египетскому царю, что он пленник, и он же впоследствии с разрешения царя призвал в Египет своих братьев". Так что этому мнению не одна тысяча лет!
 
Святая Русь
Православный христианин
Озвучите пожалуйста факты, а не пророчества, "которое говорят о том, что евреи из гостей превратились в рабов после того, как пришел фараон, который "не знал Иосифа"" и объясните пожалуйста зачем понадобились "три дня пути".
Выше все написано. Мне надоело толочь воду в ступе. В с вашими богохульными сообщениями вы недалеко от сатанистов.
 
Святая Русь
Православный христианин
О богохульстве Иоанн Златоуст писал: «Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе… Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)» [8]. «Подлинно нет худшего греха, чем хула на Духа, нет даже равного ему. В нем умножение зол, в нем то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение»[9].
 
Православный христианин
Хотя топикстартер уже, видимо, не заходит на форум, всё же отвечу.
Во-первых, уже в Законе Моисеевом была обозначена неприемлемость лжи (Лев. 19:11). Однако в ряде случаев Бог терпимо относился ко лжи, если она не была злонамеренной: в эпизоде с похищением идолов Лавана (Быт. 31), притворным безумием Давида перед Авимелехом Анхусом (1 Цар. 21), хитростью Хусия (2 Цар. 16). Впрочем, Ветхий Завет не был временем совершенства, но в Новом Завете мы иногда бываем вынуждены прибегнуть ко лжи во избежание большего зла (хотя и в этом, по моему скромному мнению, мы должны укорять себя).
Во-вторых, сущность всякого греха заключается в противлении воле Божией. Поэтому нужно узнавать, какова воля Божия. И примеры волеизъявления Божиего из Ветхого Завета, если они отменены Новым, не могут быть прямым руководством. Например, если в Ветхом Завете Богу было угодно ритуальное обрезание, то это не значит, что нам можно его делать, так как в Новом Завете оно уже неугодно Богу (Гал. 5:2). И тем более, никакой частный приказ, данный Богом при конкретных обстоятельствах, нельзя противопоставлять общей заповеди, так как един Законодатель.
В-третьих, здесь не было никакого обмана. Обман был бы, если бы Моисей пообещал возвращение. Но и нечестности вообще здесь полагать не следует. Для автора, видимо, произошедшее было аналогично тому, как если бы прогульщик отпросился у учителя выйти на минуту и вместо этого прогулял все уроки. Здесь, думаю, аналогия другая: как если бы у злостного должника с огромным долгом потребовали бы хотя бы часть долга выплатить добровольно, чтобы смягчить свою вину. Также и с фараоном: его долг - отпустить евреев навсегда, и если бы у него прямо потребовали бы это - он бы совсем никак не смягчился, но Бог требует от него исполнить хотя бы малую часть долга (отпустить на малое время), чтобы хоть что-то он сделал по своей воле и, когда придёт время воздаяния каждому по делам, даже эта малость ему бы зачлась, а если он не согласен и на это - то чтобы стало очевидным жестокосердие фараона, что он и самую малость не исполнил, и чтобы стало очевидным, почему он не заслуживает снисхождения. "По-любому евреи не будут твоими рабами - так хотя бы малейшее участие в их освобождении прими сам". Если мы видим, что фараон ради трёх дней еле-еле смягчился, то на требование отпустить окончательно ни при каких условиях он бы не согласился.

То, что фараон через несколько дней пустился в погоню за евреями, также его не оправдывает - это не подвластные ему нарушили договор, а Бог, Кто выше власти фараона, так определил, и нечего пенять на рабов.

Толкование русского православного библеиста Г.К. Властова.
Все комментаторы согласны в том, что это было то последнее испытание, предложенное Фараону, которое Господь дает перед казнию закоренелым людям и обществам, чтобы они сами в глубине души сознали, что они достойны наказания. В настоящем случае народ должен был сначала требовать у Фараона лишь самой малой льготы, – освобождения на три дня от работ, чтобы идти помолиться в пустыню, даже не выходя из пределов Египта (так О. Герлах и Кук, с ссылкой на Qnatremère). Отказав в этом требовании, Фараон фактически признавал Евреев своими рабами, ибо только рабы не имели права совершать особых богослужений по своим верованиям и отлучаться для того из домов своих. Раз вступив на эту почву, Фараон являлся в глазах Израиля и в своих собственных глазах поработителем народа свободного, попирателем всех прав его противу всех законов совести, и должен был, упорствуя в своих намерениях, навлечь на себя ряд казней и наказаний, которые кончились его собственной гибелью и совершенной потерей для Египта, с его согласия (ХII, 31), всего народа Израильского. Вот почему и говорится о Фараоне после каждой казни, что «ожесточилось сердце его», т. е. он, ослепляемый гневом и злобою, перестал понимать ясно то, что над ним и народом его совершалось; он уже был поражен тою нравственною темнотою, которая предвещает гибель. Сам Бог говорит: «Я ожесточу сердце Фараона» (IV, 21), т. е. нашлю на него слепоту и неразумие. Это ожесточение, посланное Господом, упомянуто перед последней казнию (ср. гл. X, ст. 27).

В принципе, Бог мог бы силой перенести весь угнетенный народ из Египта. Однако всем, и египтянам в том числе, надлежит явиться в загробный мир перед Судом Божиим, и чтобы в вечности им было легче, Он наказывает и вразумляет египтян во временной жизни, даёт им возможность хоть как-то переменить свою волю и исполнить дело, которое будет хоть как-то зависеть от их воли.

В-четвёртых, такие вопросы не душеполезны (это лишь придирчивость к мелочам), а если подобное застряло в голове - это признак бесовского искушения, надо молиться. Это справедливо, если топикстартер действительно православный христианин, а не тролль.
Храни Господь всех, кто в этой теме. Надеюсь, я ни в чём не отступил от истины.
 
Ростов Великий
Православный христианин
С Богом по порядку.
  • и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
  • Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою;
  • и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
  • И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
  • каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
Во-первых, Моисей не должен раскрывать фараону планов по уводу евреев из Египта. Вместо этого Господь предлагает откровенно обмануть фараона и получить его согласие лишь на их временную (!) отлучку якобы для того, чтобы где-то в пустыне в отдалении от городов (в трех днях пути) они могли совершить некий религиозный ритуал – «принести жертву». «Три дня пути» возникает здесь не просто так – это хорошая фора по времени для груженных скарбом евреев перед египетской погоней, которая неизбежно возникнет, когда вскроется обман.

Во-вторых, евреи должны обокрасть египтян, для чего евреи должны выпросить у соседей-египтян как можно больше изделий из серебра и золота опять же якобы на время (это уточняется в дальнейшем тексте). Эти серебряные и золотые изделия позднее пойдут на изготовление Ковчега Завета и различной утвари для Скинии, а потому их кража у египтян составляет важную часть плана Господа.

Есть еще и в-третьих, но оно скрыто за скупостью текста Ветхого Завета. Для того, чтобы выявить это «в-третьих», нужно задаться простым вопросом – а зачем ставить в известность фараона об уходе евреев якобы на исполнение ритуала, и получать его личное разрешение? Ведь проще было просто уйти «по-тихому», при необходимости распустив перед уходом слух о «временной отлучке для жертвоприношения».

Любопытно, что фараон в некоторый момент все-таки почувствовал предстоящий обман – когда согласился на проведение евреями выпрашиваемого обряда жертвоприношения, но захотел иметь все-таки определенные гарантии возврата в виде заложников – членов еврейских семей:
  • [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!
  • нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.

Образы Ветхого Завета предназначены для христианских подвижников.

*

Фараон (повелитель) есть образ человека, считающего себя самовластным. Царем в собственных делах.

Египет есть душа, управляемая фараоном.

Моисей есть мнение о движении к Богу.

*

Цель всех египетских событий вывести душу подвижника из послушания себе в послушание Богу и в соответствующее устроение (обетованная земля).

*

Три дня, думаю есть три просвещения. Познание Отца, Сына и Духа.

Серебро есть образ разумных вещей, золото - духовных.

*

Когда человек захочет двигаться к Богу, он всяко узнает об этом, даже если он и фараон.

*

Служить Богу следует от всей души, потому надо надо идти в пустыню со всем имением.

**
 
39,5E 51N
Православный христианин
Хотя топикстартер уже, видимо, не заходит на форум, всё же отвечу.
Во-первых, уже в Законе Моисеевом была обозначена неприемлемость лжи (Лев. 19:11). Однако в ряде случаев Бог терпимо относился ко лжи, если она не была злонамеренной: в эпизоде с похищением идолов Лавана (Быт. 31), притворным безумием Давида перед Авимелехом Анхусом (1 Цар. 21), хитростью Хусия (2 Цар. 16). Впрочем, Ветхий Завет не был временем совершенства, но в Новом Завете мы иногда бываем вынуждены прибегнуть ко лжи во избежание большего зла (хотя и в этом, по моему скромному мнению, мы должны укорять себя).
Во-вторых, сущность всякого греха заключается в противлении воле Божией. Поэтому нужно узнавать, какова воля Божия. И примеры волеизъявления Божиего из Ветхого Завета, если они отменены Новым, не могут быть прямым руководством. Например, если в Ветхом Завете Богу было угодно ритуальное обрезание, то это не значит, что нам можно его делать, так как в Новом Завете оно уже неугодно Богу (Гал. 5:2). И тем более, никакой частный приказ, данный Богом при конкретных обстоятельствах, нельзя противопоставлять общей заповеди, так как един Законодатель.
В-третьих, здесь не было никакого обмана. Обман был бы, если бы Моисей пообещал возвращение. Но и нечестности вообще здесь полагать не следует. Для автора, видимо, произошедшее было аналогично тому, как если бы прогульщик отпросился у учителя выйти на минуту и вместо этого прогулял все уроки. Здесь, думаю, аналогия другая: как если бы у злостного должника с огромным долгом потребовали бы хотя бы часть долга выплатить добровольно, чтобы смягчить свою вину. Также и с фараоном: его долг - отпустить евреев навсегда, и если бы у него прямо потребовали бы это - он бы совсем никак не смягчился, но Бог требует от него исполнить хотя бы малую часть долга (отпустить на малое время), чтобы хоть что-то он сделал по своей воле и, когда придёт время воздаяния каждому по делам, даже эта малость ему бы зачлась, а если он не согласен и на это - то чтобы стало очевидным жестокосердие фараона, что он и самую малость не исполнил, и чтобы стало очевидным, почему он не заслуживает снисхождения. "По-любому евреи не будут твоими рабами - так хотя бы малейшее участие в их освобождении прими сам". Если мы видим, что фараон ради трёх дней еле-еле смягчился, то на требование отпустить окончательно ни при каких условиях он бы не согласился.

То, что фараон через несколько дней пустился в погоню за евреями, также его не оправдывает - это не подвластные ему нарушили договор, а Бог, Кто выше власти фараона, так определил, и нечего пенять на рабов.

Толкование русского православного библеиста Г.К. Властова.
Все комментаторы согласны в том, что это было то последнее испытание, предложенное Фараону, которое Господь дает перед казнию закоренелым людям и обществам, чтобы они сами в глубине души сознали, что они достойны наказания. В настоящем случае народ должен был сначала требовать у Фараона лишь самой малой льготы, – освобождения на три дня от работ, чтобы идти помолиться в пустыню, даже не выходя из пределов Египта (так О. Герлах и Кук, с ссылкой на Qnatremère). Отказав в этом требовании, Фараон фактически признавал Евреев своими рабами, ибо только рабы не имели права совершать особых богослужений по своим верованиям и отлучаться для того из домов своих. Раз вступив на эту почву, Фараон являлся в глазах Израиля и в своих собственных глазах поработителем народа свободного, попирателем всех прав его противу всех законов совести, и должен был, упорствуя в своих намерениях, навлечь на себя ряд казней и наказаний, которые кончились его собственной гибелью и совершенной потерей для Египта, с его согласия (ХII, 31), всего народа Израильского. Вот почему и говорится о Фараоне после каждой казни, что «ожесточилось сердце его», т. е. он, ослепляемый гневом и злобою, перестал понимать ясно то, что над ним и народом его совершалось; он уже был поражен тою нравственною темнотою, которая предвещает гибель. Сам Бог говорит: «Я ожесточу сердце Фараона» (IV, 21), т. е. нашлю на него слепоту и неразумие. Это ожесточение, посланное Господом, упомянуто перед последней казнию (ср. гл. X, ст. 27).

В принципе, Бог мог бы силой перенести весь угнетенный народ из Египта. Однако всем, и египтянам в том числе, надлежит явиться в загробный мир перед Судом Божиим, и чтобы в вечности им было легче, Он наказывает и вразумляет египтян во временной жизни, даёт им возможность хоть как-то переменить свою волю и исполнить дело, которое будет хоть как-то зависеть от их воли.

В-четвёртых, такие вопросы не душеполезны (это лишь придирчивость к мелочам), а если подобное застряло в голове - это признак бесовского искушения, надо молиться. Это справедливо, если топикстартер действительно православный христианин, а не тролль.
Храни Господь всех, кто в этой теме. Надеюсь, я ни в чём не отступил от истины.
Топикстартер заходит и просматривает форум, не волнуйтесь. Просто неохота отвечать собеседнику на безсмысленные и не интересные сообщения.
  1. Хоть и ложь неприемлема, Богом терпима и встречается при анализе написания Нового Завета, тем не менее вы заметили тот факт, что Бог учит лжи.
  2. Воля Бога известна - Моисей должен откровенно обмануть фараона для достижения известных целей. И тут грех по сути получится в обоих случаях: или неповиновение воле Бога, или обман фараона. И при прочтении текста видно, что Моисей не хочет "подписываться" на такую "авантюру" вообще, фактически противясь воле Бога. Но почему то Бог его за это не наказывает, или Библия умалчивает об ответственности патриарха за этот грех.
  3. Еще раз перечитайте мое сообщение #4, там все разжевано. При чем все толкователи, если вы заметили, обходят факт научения обману стороной. Есть известный "защитный механизм" описанный психологами, заключающийся в отказе признавать травмирующую реальность. Это просто прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Грубо говоря не люди не видят что лежит у них "под носом", если это не соответствует их представлению. Что можно наблюдать как у толкователей, так и у участников обсуждений, мною начатых.
  4. Вот по этому тема наверно и есть не душеполезна, но так как я её мелочью не считаю, по этому и затронул. И как можно не молится Богу, если знаешь, что Он есть? А вот попытки выяснить почему Он поступает так, а не иначе, приводят к обвинениям интересующегося. Почему то многие забывают правило, что за спрос не бьют.
Образы Ветхого Завета предназначены для христианских подвижников.

*

Фараон (повелитель) есть образ человека, считающего себя самовластным. Царем в собственных делах.

Египет есть душа, управляемая фараоном.

Моисей есть мнение о движении к Богу.

*

Цель всех египетских событий вывести душу подвижника из послушания себе в послушание Богу и в соответствующее устроение (обетованная земля).

*

Три дня, думаю есть три просвещения. Познание Отца, Сына и Духа.

Серебро есть образ разумных вещей, золото - духовных.

*

Когда человек захочет двигаться к Богу, он всяко узнает об этом, даже если он и фараон.

*

Служить Богу следует от всей души, потому надо надо идти в пустыню со всем имением.

**
Как символическое толкование - да, в общем согласен, но в уже озвученных мелочах (как, например, нежелание Моисея исполнять волю Бога) остаются не проработанные недочеты.

Но описанные события происходили и меня интересует "историческое" толкование.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Однако в ряде случаев Бог терпимо относился ко лжи, если она не была злонамеренной: в эпизоде с похищением идолов Лавана (Быт. 31),
Прот. Олег Стеняев, толкуя это место говорит так: "Вы помните, как Иаков погубил свою жену Рахиль? Когда пришел Лаван искать идолов своих, Рахиль спрятала их под себя и села. И подходили ее обыскать, а она говорила, что нечиста: «да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское» (Быт. 31, 35). А Иаков сказал: «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив» (Быт. 31, 32). Он сказал так, потому что он не знал, что Рахиль взяла идолов. Он заклял Рахиль этими словами! «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем».
Так что эта ложь не обошлась безнаказанной.
 
Святая Русь
Православный христианин
Хоть и ложь неприемлема, Богом терпима и встречается при анализе написания Нового Завета, тем не менее вы заметили тот факт, что Бог учит лжи.
Несмотря на неоднократные замечания и увещевания, автор снова пишет: "вы заметили тот факт, что Бог учит лжи." Когда же прекратится это богохульство на православном форуме???!!!
 
39,5E 51N
Православный христианин
Несмотря на неоднократные замечания и увещевания, автор снова пишет: "вы заметили тот факт, что Бог учит лжи." Когда же прекратится это богохульство на православном форуме???!!!
Читаем еще раз последовательно:
Исх.3:7-8
  • И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
  • и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.
Господь сказал Моисею, что евреи уйдут на совсем из Египта,
Исх.3:16-18
  • Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте.
  • И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
  • И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
Не более и не менее, как на "три дня пути"! Извольте о богохульстве ни слова! Все претензии к написавшему Исход!

А если вы выше написанное считаете богохульством, то оно прекратится только после того, как перепишут наказ сказать: "Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему."

«Человек, если мы внимательно поразмыслим, никогда ничего полностью не воспринимает и никогда ничего полностью не понимает» (К.Юнг, «Подход к бессознательному»).
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху