Хотя топикстартер уже, видимо, не заходит на форум, всё же отвечу.
Во-первых, уже в Законе Моисеевом была обозначена неприемлемость лжи (Лев. 19:11). Однако в ряде случаев Бог терпимо относился ко лжи, если она не была злонамеренной: в эпизоде с похищением идолов Лавана (Быт. 31), притворным безумием Давида перед Авимелехом Анхусом (1 Цар. 21), хитростью Хусия (2 Цар. 16). Впрочем,
Ветхий Завет не был временем совершенства, но в Новом Завете мы иногда бываем вынуждены прибегнуть ко лжи во избежание большего зла (хотя и в этом, по моему скромному мнению, мы должны укорять себя).
Во-вторых, сущность всякого греха заключается в противлении воле Божией. Поэтому нужно узнавать, какова воля Божия. И примеры волеизъявления Божиего из Ветхого Завета, если они отменены Новым, не могут быть прямым руководством. Например, если в Ветхом Завете Богу было угодно ритуальное обрезание, то это не значит, что нам можно его делать, так как в Новом Завете оно уже неугодно Богу (Гал. 5:2). И тем более, никакой частный приказ, данный Богом при конкретных обстоятельствах, нельзя противопоставлять общей заповеди, так как един Законодатель.
В-третьих, здесь не было никакого обмана. Обман был бы, если бы Моисей пообещал возвращение. Но и нечестности вообще здесь полагать не следует. Для автора, видимо, произошедшее было аналогично тому, как если бы прогульщик отпросился у учителя выйти на минуту и вместо этого прогулял все уроки. Здесь, думаю, аналогия другая: как если бы у злостного должника с огромным долгом потребовали бы хотя бы часть долга выплатить добровольно, чтобы смягчить свою вину. Также и с фараоном: его долг - отпустить евреев навсегда, и если бы у него прямо потребовали бы это - он бы совсем никак не смягчился, но Бог требует от него исполнить хотя бы малую часть долга (отпустить на малое время), чтобы хоть что-то он сделал по своей воле и, когда придёт время воздаяния каждому по делам, даже эта малость ему бы зачлась, а если он не согласен и на это - то чтобы стало очевидным жестокосердие фараона, что он и самую малость не исполнил, и чтобы стало очевидным, почему он не заслуживает снисхождения. "По-любому евреи не будут твоими рабами - так хотя бы малейшее участие в их освобождении прими сам". Если мы видим, что фараон ради трёх дней еле-еле смягчился, то на требование отпустить окончательно ни при каких условиях он бы не согласился.
То, что фараон через несколько дней пустился в погоню за евреями, также его не оправдывает - это не подвластные ему нарушили договор, а Бог, Кто выше власти фараона, так определил, и нечего пенять на рабов.
Толкование русского православного библеиста Г.К. Властова.
Все комментаторы согласны в том, что это было то последнее испытание, предложенное Фараону, которое Господь дает перед казнию закоренелым людям и обществам, чтобы они сами в глубине души сознали, что они достойны наказания. В настоящем случае народ должен был сначала требовать у Фараона лишь самой малой льготы, – освобождения на три дня от работ, чтобы идти помолиться в пустыню, даже не выходя из пределов Египта (так О. Герлах и Кук, с ссылкой на Qnatremère). Отказав в этом требовании, Фараон фактически признавал Евреев своими рабами, ибо только рабы не имели права совершать особых богослужений по своим верованиям и отлучаться для того из домов своих. Раз вступив на эту почву, Фараон являлся в глазах Израиля и в своих собственных глазах поработителем народа свободного, попирателем всех прав его противу всех законов совести, и должен был, упорствуя в своих намерениях, навлечь на себя ряд казней и наказаний, которые кончились его собственной гибелью и совершенной потерей для Египта, с его согласия (ХII, 31), всего народа Израильского. Вот почему и говорится о Фараоне после каждой казни, что «ожесточилось сердце его», т. е. он, ослепляемый гневом и злобою, перестал понимать ясно то, что над ним и народом его совершалось; он уже был поражен тою нравственною темнотою, которая предвещает гибель. Сам Бог говорит: «Я ожесточу сердце Фараона» (IV, 21), т. е. нашлю на него слепоту и неразумие. Это ожесточение, посланное Господом, упомянуто перед последней казнию (ср. гл. X, ст. 27).
В принципе, Бог мог бы силой перенести весь угнетенный народ из Египта. Однако всем, и египтянам в том числе, надлежит явиться в загробный мир перед Судом Божиим, и чтобы в вечности им было легче, Он наказывает и вразумляет египтян во временной жизни, даёт им возможность хоть как-то переменить свою волю и исполнить дело, которое будет хоть как-то зависеть от их воли.
В-четвёртых, такие вопросы не душеполезны (это лишь придирчивость к мелочам), а если подобное застряло в голове - это признак бесовского искушения, надо молиться. Это справедливо, если топикстартер действительно православный христианин, а не тролль.
Храни Господь всех, кто в этой теме. Надеюсь, я ни в чём не отступил от истины.