О времени происхождения ИМ

Православный христианин
Ну и я про то. То есть пока распространение христианства, суть да дело, обмен опытом.. Далеко не сразу ИМ возникла после Писания
 
Православный христианин
Еще наверное ушло время на перенимание у сирийцев/ирано-индов методики повторения, наподобии заклинаний, это откуда-то оттуда из востока явно взято.
Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митерикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митирикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
Я думаю ,да . Ведь память в некотором смысле привязывалась к жизни. Помяни меня ,Господи и др. Вообще ,тема памяти ,мне кажется не разработана в плане Богообщения. Непрестанное памятование о Иисусе Христе как раз связано с Иисусовой молитвой.
 
Православный христианин
Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митерикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
Хронологию ссылок не понял, 2в ссылается на 4в.. Возможно соединили, естественно все уже где-то придумано в том или ином виде, но мне кажется больше влияния востока.. Нужно еще смотреть что за мелети это были, наверняка не короче нашей Богородица Дево радуйся... Ассимилировали можно назвать.. , обрезали кстати некоторые "измерения" мантрологии и заклинательств, такие как приведенные вами сирийские слоги в душе, т.е. сакрализацию элементов языка, какие-то метафизические символы, вычурные созерцания и тд.. перевели в сердечный молитвенный формат. Еще нужно не забывать, что христианская традиция вряд ли сознается, что заимствует что-либо такое у языков, из той же темы и четки...
 
Православный христианин
Пишут: на вдохе мысленно произносим "Господи, Иисусе Христе", на выдохе "помилуй мя". Предположительно, в языке оригинала, где такая практика разрабатывалась, вторая часть длиннее, или первая короче, или и то, и другое, потому что нормальный выдох всегда должен быть дольше. Может быть я ошибаюсь с этим кокнкретным примером, это пояснение к тому, что имел ввиду выше.
Если позволите, предположу, что техническая сторона вопроса (продолжительность вдоха, количество слов ИМ) дело не первой важности. Человек как то под себя эту практику подстраивает (в силу своего возраста, здоровья, активности и прочая). Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).
 
Православный христианин
"грешнаго" кстати я тоже первым делом откинул. Понимаю, что тема может быть скользкая, но кто берется за это дело наверное сам понимает кто он есть.
ИМХО, вообще при дыхании лучше брать либо 5 слов (иногда "Господи" приходилось убирать из за зажима на "г" гортани). Либо из трех - ГИХ (при активном дыхании - быстрая ходьба, работа). Повторюсь - чистое ИМХО
 
Православный христианин
Если позволите, предположу, что техническая сторона вопроса (продолжительность вдоха, количество слов ИМ) дело не первой важности. Человек как то под себя эту практику подстраивает (в силу своего возраста, здоровья, активности и прочая). Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).
ИМХО, вообще при дыхании лучше брать либо 5 слов (иногда "Господи" приходилось убирать из за зажима на "г" гортани). Либо из трех - ГИХ (при активном дыхании - быстрая ходьба, работа). Повторюсь - чистое ИМХО
Это понятно, я тоже думаю даже если получить рабочий метод, без всех наставлений и руководства он будет нерабочим, проще самому нащупать подходящее.. Что-то типа академического интереса, ну и в целом когда больше подробностей собираешь, то и общий ориентир больше проясняется, если не зацикливаться
 
Православный христианин
Православный христианин
Согласен. Свете Тихий напоминает, самую древнюю молитву в нашем обиходе.
Живой Свет. Живой, потому что вселяется и дарует сверхъестественную жизнь. И Свет, потому что единый от Трехсветлого Сияния.
Свете тихий потому что дарует вышеестественный покой.
"Свете тихий святыя Славы бессмертного Царя Небесного Святаго блаженного Иисусе Христе..."
Свете Тихий, наверно, можно комментировать бесконечно...
Фантазиям нет предела ...Вот и мне подумалось,что эта молитва могла являться окончанием Свете Тихий. Своего рода славословием. Хорошо вписывается в контекст. ...Мир Тя славит ...и она дальше .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
я имел ввиду упомянутого Иринея(2в), и кто далее, ссылались на Феодору. Сам он понятно, не ссылался, но он-то и представляет больший интерес, ближе к истокам
Ириней Осер (20 в., патролог). Это просто неудачное автоматическое выделение имен святых превратило его в св. Иринея Лионского (2 в.). Я мог бы попытаться исправить эту ошибку, но не обратил внимания, простите.
 
Православный христианин
Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).
Смирение дает возможность опустить ум в сердце как бы взгляд не из глаз а из сердца с рас фокусировкой взгляда небольшой.
Можно опустить спереди или сзади как бы закидывая взгляд.
При унынии опускал до груди. Так как там тоже считаешь себя за ничто но не спокойно.

Внимание хорошо если раньше была молитва за кого то дает возможность быстро придти к смирению.
 
Православный христианин
Иисусова молитва занимает совершенно особенное место среди других молитв. Среди неких отцов бытовало мнение, что одно и тоже призывать Бога и призывать Иисуса, так как едина их сила, энергия и сущность. На что прп. Каллист отвечал, что двойственное созерцание Иисуса выше несложного созерцания Бога:

"А кто не может отличить [такого] созерцания [Иисуса] от несложного и единственного ведения Бога, но полагает и то, и другое одним и тем же: призывать ли Бога и от этого переходить к видению, либо же Господа Иисуса Христа Сына Божиего — ведь едина Обоих сила, энергия, и прежде всего сущность, — тот упускает из виду... глубину сокрытого во Иисусе таинства".

Одно дело созерцать Бога извне, а другое -- соединяться с Ним изнутри.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Иисусова молитва занимает совершенно особенное место среди других молитв. Среди неких отцов бытовало мнение, что одно и тоже призывать Бога и призывать Иисуса, так как едина их сила, энергия и сущность. На что прп. Каллист отвечал, что двойственное созерцание Иисуса выше несложного созерцания Бога:

"А кто не может отличить [такого] созерцания [Иисуса] от несложного и единственного ведения Бога, но полагает и то, и другое одним и тем же: призывать ли Бога и от этого переходить к видению, либо же Господа Иисуса Христа Сына Божиего — ведь едина Обоих сила, энергия, и прежде всего сущность, — тот упускает из виду... глубину сокрытого во Иисусе таинства".

Одно дело созерцать Бога извне, а другое -- соединяться с Ним изнутри. Это двойственность имеет и аскетическую значимость. Иисус созерцается извне сердца и внутри него.
Все это сомнительно ,как минимум.
 
Православный христианин
Все это сомнительно ,как минимум.
Однако прп. Каллист написал целых два больших Слова в опровержение мнения своих оппонентов.
Я .может ,быть неправильно понял. Но в приведенном отрывке он как то противопоставляет созерцание Бога И Иисуса Христа.
 
Православный христианин
Но в приведенном отрывке он как то противопоставляет созерцание Бога И Иисуса Христа.

Да, это разные созерцания. Он пишет:

В созерцании Славы Божией простота, единичность и беспредельность, а в созерцании Иисуса двойственность, составность и ограниченность, но в ней как раз поэтому удивительным образом усматривается и усваивается беспредельная любовь к человеку (1:23).

Причем надо понимать, что он не теоретизирует, а созерцает все это воочию. Он перечисляет, помимо всего прочего (богословских и аргументов от Писания), полтора десятка стадий, которые подвижник должен пройти, чтобы все это увидеть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, это разные созерцания. Он пишет:

В созерцании Славы Божией простота, единичность и беспредельность, а в созерцании Иисуса двойственность, составность и ограниченность, но в ней как раз поэтому удивительным образом усматривается и усваивается беспредельная любовь к человеку. Основа для указанного вышеестественного мира души (1:23).

Причем надо понимать, что он не теоретизирует, в отличие от оппонентов, а созерцает все это воочию. Он перечисляет, помимо всего прочего (богословских и аргументов от Писания), полтора десятка стадий, которые подвижник должен пройти, чтобы все это увидеть.
Тема такая , для практиков. Так что я удаляюсь , чтобы не пустословить.
 
Сверху