Думаю .да.Ну и я про то. То есть пока распространение христианства, суть да дело, обмен опытом.. Далеко не сразу ИМ возникла после Писания
Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митерикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".Еще наверное ушло время на перенимание у сирийцев/ирано-индов методики повторения, наподобии заклинаний, это откуда-то оттуда из востока явно взято.
Я думаю ,да . Ведь память в некотором смысле привязывалась к жизни. Помяни меня ,Господи и др. Вообще ,тема памяти ,мне кажется не разработана в плане Богообщения. Непрестанное памятование о Иисусе Христе как раз связано с Иисусовой молитвой.Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митирикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
Хронологию ссылок не понял, 2в ссылается на 4в.. Возможно соединили, естественно все уже где-то придумано в том или ином виде, но мне кажется больше влияния востока.. Нужно еще смотреть что за мелети это были, наверняка не короче нашей Богородица Дево радуйся... Ассимилировали можно назвать.. , обрезали кстати некоторые "измерения" мантрологии и заклинательств, такие как приведенные вами сирийские слоги в душе, т.е. сакрализацию элементов языка, какие-то метафизические символы, вычурные созерцания и тд.. перевели в сердечный молитвенный формат. Еще нужно не забывать, что христианская традиция вряд ли сознается, что заимствует что-либо такое у языков, из той же темы и четки...Методика повторения коротких текстов из Торы была и у древних евреев. Она называлась meditari в Вульгате, медитация. Или по-гречески μελέτη, памятование. Именно с практикой "мелети" западные патрологи, начиная с Иринея Осера, связывают происхождение Иисусовой молитвы. И в доказательство приводят апофтегму аммы Феодоры (4 в.) из «Митерикона» аввы Исайи (11 в.), в которой по отношению к молитве Иисусовой употреблено понятие "мелети".
Так что, вполне возможно, практика памятования -- древнееврейского происхождения.
Это не 2в., а 11в. (одиннадцатый).2в ссылается на 4в
Если позволите, предположу, что техническая сторона вопроса (продолжительность вдоха, количество слов ИМ) дело не первой важности. Человек как то под себя эту практику подстраивает (в силу своего возраста, здоровья, активности и прочая). Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).Пишут: на вдохе мысленно произносим "Господи, Иисусе Христе", на выдохе "помилуй мя". Предположительно, в языке оригинала, где такая практика разрабатывалась, вторая часть длиннее, или первая короче, или и то, и другое, потому что нормальный выдох всегда должен быть дольше. Может быть я ошибаюсь с этим кокнкретным примером, это пояснение к тому, что имел ввиду выше.
ИМХО, вообще при дыхании лучше брать либо 5 слов (иногда "Господи" приходилось убирать из за зажима на "г" гортани). Либо из трех - ГИХ (при активном дыхании - быстрая ходьба, работа). Повторюсь - чистое ИМХО"грешнаго" кстати я тоже первым делом откинул. Понимаю, что тема может быть скользкая, но кто берется за это дело наверное сам понимает кто он есть.
Если позволите, предположу, что техническая сторона вопроса (продолжительность вдоха, количество слов ИМ) дело не первой важности. Человек как то под себя эту практику подстраивает (в силу своего возраста, здоровья, активности и прочая). Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).
Это понятно, я тоже думаю даже если получить рабочий метод, без всех наставлений и руководства он будет нерабочим, проще самому нащупать подходящее.. Что-то типа академического интереса, ну и в целом когда больше подробностей собираешь, то и общий ориентир больше проясняется, если не зацикливатьсяИМХО, вообще при дыхании лучше брать либо 5 слов (иногда "Господи" приходилось убирать из за зажима на "г" гортани). Либо из трех - ГИХ (при активном дыхании - быстрая ходьба, работа). Повторюсь - чистое ИМХО
я имел ввиду упомянутого Иринея(2в), и кто далее, ссылались на Феодору. Сам он понятно, не ссылался, но он-то и представляет больший интерес, ближе к истокамЭто не 2в., а 11в. (одиннадцатый).
Фантазиям нет предела ...Вот и мне подумалось,что эта молитва могла являться окончанием Свете Тихий. Своего рода славословием. Хорошо вписывается в контекст. ...Мир Тя славит ...и она дальше .Согласен. Свете Тихий напоминает, самую древнюю молитву в нашем обиходе.
Живой Свет. Живой, потому что вселяется и дарует сверхъестественную жизнь. И Свет, потому что единый от Трехсветлого Сияния.
Свете тихий потому что дарует вышеестественный покой.
"Свете тихий святыя Славы бессмертного Царя Небесного Святаго блаженного Иисусе Христе..."
Свете Тихий, наверно, можно комментировать бесконечно...
Ириней Осер (20 в., патролог). Это просто неудачное автоматическое выделение имен святых превратило его в св. Иринея Лионского (2 в.). Я мог бы попытаться исправить эту ошибку, но не обратил внимания, простите.я имел ввиду упомянутого Иринея(2в), и кто далее, ссылались на Феодору. Сам он понятно, не ссылался, но он-то и представляет больший интерес, ближе к истокам
Смирение дает возможность опустить ум в сердце как бы взгляд не из глаз а из сердца с рас фокусировкой взгляда небольшой.Главное - добиться внимания ума и схождение к сердечному месту (в пределе - в сердце, если Бог даст).
Все это сомнительно ,как минимум.Иисусова молитва занимает совершенно особенное место среди других молитв. Среди неких отцов бытовало мнение, что одно и тоже призывать Бога и призывать Иисуса, так как едина их сила, энергия и сущность. На что прп. Каллист отвечал, что двойственное созерцание Иисуса выше несложного созерцания Бога:
"А кто не может отличить [такого] созерцания [Иисуса] от несложного и единственного ведения Бога, но полагает и то, и другое одним и тем же: призывать ли Бога и от этого переходить к видению, либо же Господа Иисуса Христа Сына Божиего — ведь едина Обоих сила, энергия, и прежде всего сущность, — тот упускает из виду... глубину сокрытого во Иисусе таинства".
Одно дело созерцать Бога извне, а другое -- соединяться с Ним изнутри. Это двойственность имеет и аскетическую значимость. Иисус созерцается извне сердца и внутри него.
Однако прп. Каллист написал целых два больших Слова в опровержение мнения своих оппонентов.Все это сомнительно ,как минимум.
Все это сомнительно ,как минимум.
Я .может ,быть неправильно понял. Но в приведенном отрывке он как то противопоставляет созерцание Бога И Иисуса Христа.Однако прп. Каллист написал целых два больших Слова в опровержение мнения своих оппонентов.
Но в приведенном отрывке он как то противопоставляет созерцание Бога И Иисуса Христа.
Тема такая , для практиков. Так что я удаляюсь , чтобы не пустословить.Да, это разные созерцания. Он пишет:
В созерцании Славы Божией простота, единичность и беспредельность, а в созерцании Иисуса двойственность, составность и ограниченность, но в ней как раз поэтому удивительным образом усматривается и усваивается беспредельная любовь к человеку. Основа для указанного вышеестественного мира души (1:23).
Причем надо понимать, что он не теоретизирует, в отличие от оппонентов, а созерцает все это воочию. Он перечисляет, помимо всего прочего (богословских и аргументов от Писания), полтора десятка стадий, которые подвижник должен пройти, чтобы все это увидеть.