О времени происхождения ИМ

Православный христианин
Это давний предмет споров: существовала ли Иисусова молитва (ИМ) в Евангельские времена. Наука утверждает, что нет (нет ни одного прямого упоминания об ИМ в письменных источниках ранее, где-то, 3-4 вв.) А, скажем, свт. Игнатий утверждает (не приводя при этом никаких исторических свидетельств), что была. С другой стороны, например, во всем огромном наследии прп. Максима нет ни одного (!) упоминания об ИМ. Нет ее (от слова совсем) и у сирийцев. В общем, загадка...
 
Москва
Православный христианин
Здравствуйте!
Сокращать название Иисусовой молитвы, до абривеатуры, есть - не благоговение, - к Господу нашему, Иисусу Христу и к самой молитве.

Откуда берёт название Иисусова молитва?

Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»… Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Это давний предмет споров: существовала ли Иисусова молитва (ИМ) в Евангельские времена. Наука утверждает, что нет (нет ни одного прямого упоминания об ИМ в письменных источниках ранее, где-то, 3-4 вв.) А, скажем, свт. Игнатий утверждает (не приводя при этом никаких исторических свидетельств), что была. С другой стороны, например, во всем огромном наследии прп. Максима нет ни одного (!) упоминания об ИМ. Нет ее (от слова совсем) и у сирийцев. В общем, загадка...
Что изменится, если Вы будете знать когда точно появилась Иисусова молитва?
 
Православный христианин
Сокращать название Иисусовой молитвы, до абривеатуры, есть - не благоговение, - к Господу нашему, Иисусу Христу и к самой молитве.
А "Св. Троица" -- так сокращать можно? "Свт. Игнатий (Брянчанинов)" - ?
"ГИХпм"? И т. д.-- такие сокращения для разных форм Иисусовой молитвы встречаются и в отеческих текстах.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин

Откуда берет начало молитва Иисусова?​

Прообраз Иисусовой молитвы представлен в Евангелии (Мк.10:46-52): когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей, «сын Тимея». Услышав, что здесь Иисус Назорей, слепой начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: «Сын Давидов! помилуй меня»… Также некоторое сходство молитва Иисусова имеет с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Подобно Вартимею и хананеянке просил Бога о помиловании и мытарь из евангельской притчи: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13).

 
Москва
Православный христианин
А "Св. Троица" -- так сокращать можно? "Свт. Игнатий (Брянчанинов)" - ?
"ГИХпм"? И т. д.-- такие сокращения для разных форм Иисусовой молитвы встречаются и в отеческих текстах.
Читаем у Святителя Игнатия (Брянчанинова). В его Cлове - есть абривеатуры?

Слово о молитве Иисусовой[1]

Начиная говорить о молитве Иисусовой, призываю в помощь скудоумию моему всеблагого и всемогущего Иисуса. Начиная говорить о молитве Иисусовой, воспоминаю изречение о Господе праведного Симеона: «Се лежит сей на падение и возстание многих во Израили и в знамение пререкаемо» (Лк.2:34).
Как Господь был и есть истинным знамением, знамением пререкаемым, предметом несогласия и спора между познавшими и не познавшими Его: так и моление всесвятым именем Его, будучи, в полном смысле, знамением великим и дивным, соделалось, с некоторого времени, предметом несогласия и спора между занимающимися таким молением и не занимающимися им. Справедливо замечает некоторый Отец, что отвергают этот способ моления только те, которые не знают его, отвергают по предубеждению и по ложным понятиям, составленным о нем[2].
Не внимая возгласам предубеждения и неведения, в надежде на милость и помощь Божию, мы предлагаем возлюбленным отцам и братиям наше убогое слово о молитве Иисусовой на основании Священного Писания, на основании Церковного предания, на основании Отеческих писаний, в которых изложено учение об этой всесвятой и всесильной молитве.
«Немы да будут устны льстивые, глаголющия на праведного» и на великолепное имя его «беззаконие, гордынею» своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними «уничижением» чуда Божия. Рассмотрев величие имени Иисусова и спасительную силу моления им, мы воскликнем в духовной радости и удивлении: «Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже сотворил еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя пред сыны человеческими» (Пс.30:19–20). «Сии на колесницах, и сии на конех» – на плотском и суетном умствовании своем: «мы же», с простотой и верой младенцев, «имя Господа Бога нашего призовем» (Пс.19:8).


***
Если пройдёте по ссылке (ниже), то увидите что сокращают Cвятые слова - Святая Троица, те кто подбирает материал для чтения ( это видно в заглавии). И наверное, это ещё зависит от ресурса, на котором читаешь тот или иной материал.
Но не Cвятитель Игнатий cокращает Святые слова - Святая Троица.

Cлово Cвятителя Игнатия (Брянчанинова) о Святой Троице:

Святая Церковь в благодатных, Боговдохновенных песнопениях своих называет Духа Святаго – Утешителем, называет Утешителем Сына Божия; – Утешитель – и Отец, непостижимо рождающий Сына и непостижимо испущающий Святаго Духа. Утешитель – Дух; Утешитель – Сын; Утешитель – Отец. Если лучи – свет и огнь; то и солнце, из котораго они текут, свет и огнь.
Троице Святая, – Бог, – слава Тебе! Слава Тебе, Боже, даровавшему нам бытие, даровавшему нам спасение, дарующему нам, во тьме и сени смертной сидящим, познание истины и утешение, истекающее от веяния на нас Духа Святаго Твоего, содействующаго Святой Истине Твоей, которая – Твое Слово.


***
Можно или нельзя Вам сокращать в написании Святые слова - Вам говорить не могу. Написала лишь, о том, что увидела и прочитала у Вас в сообщении, и в заглавии темы.
 
Православный христианин
Сирийцы, самое близкое к Иисусовой молитве:
-------------
«Блажен инок, который во время молитвы своей зрит, как начертаны в его душе сии буквы: тав, ламад, мем, йуд, мем, нун, хет».

Позднейший толкователь дает такое объяснение:

«Объясняются же они так: тав – тешбохта, «слава»; ламад – ла-шмах, «имени Твоему»; мем – Маран, «Господь наш»; йуд – Ишо, «Иисус»; мем – Мшиха, «Христос»; нун – нухра, «свет»; хет – хаййа, «живой», — а в совокупности [сие] речение таково:

Слава Имени Твоему, Господь наш Иисус Христос, Живой Свет!»
----------------------------
 
Православный христианин
«По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении» (прп. Каллист Ангеликуд).

+++Вот, смотри как интересно получается: с одной стороны, божественная энергия совершенно не нуждается в нашем усилии, а с другой стороны: Царство Небесное силою берется. Как это понять?

Я понимаю это так. Царство Небесное силою берется, то есть божественная энергия (хотя и дается в дар) приобретается (и) собственными усилиями по очищению сердца. Но будучи уже получена "божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается" в наших собственных усилиях (а только в одном внимании к ней).

Или иначе, подвижник на начальной стадии делания (из триады делание-созерцание-обожение) очищает собственными усилиями сердце и привлекает этим призывающую благодать, которая своими озарениями поощряет его, но действует недолго и не явным для подвижника образом, побуждая его к дальнейшим собственным усилиям по предочищению сердца. Но вот наконец, в одному Богу известное время, призывающая благодать сменяется постоянно действующим в сердце источником божественных энергий, отчетливо созерцаемых подвижником, хотя и умным зрением, духовно. Это одномоментное событие называется рождением от Духа. В дальнейшем подвижник не нуждается в собственных усилиях по очищению сердца. Движение божественных энергий в сердце делает это само. От подвижника требуется только внимание к нему.
 
Православный христианин
Из обсуждения о форме Иисусовой молитвы (ИМ)
-----------------------------------
Чтобы избежать спекуляций на эту тему, я предлагаю ввести определение ИМ (с формально-технической точки зрения, потому что иначе ИМ можно считать все что угодно). Например, "ИМ — это то, что содержит все слова пяточисленной молитвы или является ее сокращением (вплоть до двух слов) без добавления". Именно о такой ИМ шла речь в моем исходном сообщении.

Какое-то искусственное ограничение. Формул ИМ явно больше. На эту тему есть статьи Антонио Риго и брата Адальберто Майнарди.

Мне кажется, Иисусовой молитвой (ИМ) можно считать любое краткое моление Именем Иисусовым, но можно ограничить так: содержащее просительную формулу. То есть обязательные элементы — обращение "Иисусе" и некое прошение. В этом смысле рефрен Акафиста Иисусу Сладчайшему "Иисусе Сыне Божий помилуй мя" полноценная ИМ, это понятно, но "Иисусе Сыне Божий спаси мя" — тоже, не говоря уже о расширенных формулах вроде зафиксированного в источниках "Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй мя грешнаго". Имя Иисусово + прошение = ИМ

Оба варианта по-своему хороши. Но оба предполагают, что однословная молитва не является Иисусовой. И в этом, на мой взгляд, заключается глубокий смысл. Однословная молитва вовсе не молитва, а созерцание. Созерцание Имени Иисусова. Молящийся таким образом постепенно переходит от прошения к созерцанию.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне кажется, что вопрос о "формулах" ИМ далеко не исчерпан. Обычные молитвы переводились без потери своей сущности, но в непрестанной есть свой определенный ритм, и длина слов и размерность могут влиять даже больше чем сами нюансы смысла (исходя из того, что мы и так настроены на главное, держим самую суть). Поэтому вряд ли можно в полной мере русский перевод каждой конкретной формы ИМ приравнивать своему греческому (сирийскому, и тд) оригиналу. Обоснования разных форм обычно излагаются с точки зрения исторических изменений, или в контексте связи с "художеством" - вдохом/выдохом, как в рассказах странника. Но думаю здесь больше подводных камней, в т.ч. прямого практического значения, влияние на молящегося.
 
Православный христианин
Пишут: на вдохе мысленно произносим "Господи, Иисусе Христе", на выдохе "помилуй мя". Предположительно, в языке оригинала, где такая практика разрабатывалась, вторая часть длиннее, или первая короче, или и то, и другое, потому что нормальный выдох всегда должен быть дольше. Может быть я ошибаюсь с этим кокнкретным примером, это пояснение к тому, что имел ввиду выше.
 
Православный христианин
«Блажен инок, который во время молитвы своей зрит, как начертаны в его душе сии буквы: тав, ламад, мем, йуд, мем, нун, хет».

Позднейший толкователь дает такое объяснение:

«Объясняются же они так: тав – тешбохта, «слава»; ламад – ла-шмах, «имени Твоему»; мем – Маран, «Господь наш»; йуд – Ишо, «Иисус»; мем – Мшиха, «Христос»; нун – нухра, «свет»; хет – хаййа, «живой», — а в совокупности [сие] речение таково:

Слава Имени Твоему, Господь наш Иисус Христос, Живой Свет!»
Этот пример гораздо лучше
 
Православный христианин
Сын Давидов это ,все таки ,не Сын Божий. От Матфея сын Авраама ,сын Давида. Немножко не понятно ,так мы кто? Евреи . ,прозелиты?
[/QUOTE]
Кстати , ап. Павел нас считает .прозелитами ,привившимися к родным . С чем я нас всех и поздравляю. Вы видели еврейских ортодоксов с пейсами? По их словам ,они любимые дети Бога . Как вам? Так может быть ,мы дебилы в полном смысле этого слова? Мы кому себя отдаем навечно?
 
Православный христианин
Т.е. мысль такая. Царство для детей( евреев) . Прислуга (рабы Божии) для некоторых .которые будут испытывать некоторое блаженство от служения и присутствия в царских палатах. Остальных в вечное. мучение ( палестинцы там , всякие .твари)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, но в дыхательном методе вдох намного дольше. В методе о. Харалампия в нем укладывается более сотни молитв.
По поводу о. Харалампия не нашел материалов о его методах, но исходя из общих закономерностей:
за удлиненным вдохом должно быть что-то. МОжет быть задержка дыхания. Сам по себе акцент на вдыхании только временно, для собирания ума, концентрации, а затем переход в созерцание. Имею ввиду не какие-то высокие степени, а просто молитвенное состояние, вот в нем выдох и преобладает, и вообще утихают вдохи-выдохи. Если же постоянно удлинять вдох, это накрутка симпатической деятельности. Возможно, потому из дневников о. Феодосия и Никодима узнаем что у них сердечные неудобства от этого возникали.
В общем, не плохо бы иметь подтверждение где бы говорилось, что действительно вдох длинее выдоха при "художестве", а не следствие например переложения молитвы на русский язык, или неправильной разбивки.
 
Православный христианин
По поводу о. Харалампия не нашел материалов о его методах, но исходя из общих закономерностей:
за удлиненным вдохом должно быть что-то. МОжет быть задержка дыхания. Сам по себе акцент на вдыхании только временно, для собирания ума, концентрации, а затем переход в созерцание. Имею ввиду не какие-то высокие степени, а просто молитвенное состояние, вот в нем выдох и преобладает, и вообще утихают вдохи-выдохи. Если же постоянно удлинять вдох, это накрутка симпатической деятельности. Возможно, потому из дневников о. Феодосия и Никодима узнаем что у них сердечные неудобства от этого возникали.
В общем, не плохо бы иметь подтверждение где бы говорилось, что действительно вдох длинее выдоха при "художестве", а не следствие например переложения молитвы на русский язык, или неправильной разбивки.
Для меня при хотьбе лучше ГИХпм так как не задыхаешься. Если депрессия то лучше без мя грешнаго и скорость побольше. Если мания то лучше сбавить скорость и не целый день.

Думаю все эти художества направленны на улучшение внимания но и само внимание слабо имеет значение если нет молитвы за других людей. Т.е. внимательная молитва ведет к быстрому приходу Благодати если была молитва за нас раньше.

Молитва за нас, покаяние, Благодать.

Начало последовательности молитва за нас, например утренние молитвы в которых есть молитвы за родичей , но и без молитвы за себя не будет прихода Благодати. Она где то откладывается так же наверное как и грехи. А вот потом когда будет молитва за себя, например в церкви или вечеров внимательная, Благодать придет.
 
Православный христианин
"грешнаго" кстати я тоже первым делом откинул. Понимаю, что тема может быть скользкая, но кто берется за это дело наверное сам понимает кто он есть.
 
Православный христианин
. Если депрессия то лучше без мя грешнаго и скорость побольше. Если мания то лучше сбавить скорость и не целый день.
Есть источники с разработанной тысячелетиями методологией, ссылаться напрямую здесь нельзя, но можно ориентироваться
считается что медленное повторение разрушает тело, быстрое вредно для разума. Кто поймет о чем речь, можно раскрыть конкретнее
 
Православный христианин
Есть источники с разработанной тысячелетиями методологией, ссылаться напрямую здесь нельзя, но можно ориентироваться
считается что медленное повторение разрушает тело, быстрое вредно для разума. Кто поймет о чем речь, можно раскрыть конкретнее
Ерунда какая - то. Получается ,что и благодать , и спасение ,и прощение зависит от скорости произношения слов.
 
Сверху