Дорогой Лазарь!
Вы говорите, что в шестой день Господь не творит ( бара), но это не так!
Мы читаем:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт.1:27-28)
Вы считаете, в переводе ошибка? Думается, что нет.
Человек сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы:
сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем,
как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь
не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу:
Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
Здесь вопрос не в "руках" Бога, а в особом внимании Бога к творению ( именно бара) совершенно нового существа
И нельзя согласится с Вашими словами:
Здесь два взаимоисключающие понятия.
По-моему , в Вас борется ученый с верующим?
Зачем, говорить про периоды СВОБОДНОГО развития материи, если эту материю сотворил Сам Бог?
Не свободное развитие, а по закону Бога! А раз так, то какая же свобода?
Думается, если. как Вы сказали, нет согласия отцов по данному вопросу, то и не надо вносить научного обоснования и гипотезы ТЭ в этапы Божественного сотворения человека .
Дорогой р.Б. Андрей, спасибо за Ваши многочисленные вопросы, ответы и замечания.
Конечно, ясность необходимо вносить, но учить учителя - только портить его.
Многое я попытался Вам разъяснить, но, видимо, время еще не пришло.
Когда оно придет, Вы ясно увидите, что нет ничего того, в чем Вы меня обвиняете.
Вы бы лучше слушали внимательнее - и старались вникнуть в смысл написанного Вам.
Мне что же, как ребенку нужно объяснять Вам, что Бог задает некий импульс - далее всё развивается во времени, одновременно и свободно, и согласно этому импульсу?
Еще Буридан говорил, что Бог дал импульс планетам и звездам, и они движутся согласно этому импульсу.
Если Вас смутило слово «свобода», то легко понять, что под этим понимается.
И, уверяю Вас, что не только в человеке, но и в Ангелах, и в живой и неживой природе мы видим отблеск божественной Свободы. Ибо Бог наш - Бог Свободы.
Бог наш - антиномичен. И одна из антиномий состоит в том, что Бог повелел - и земля производит животных, да, она производит их по велению Божию, с одной стороны, а с другой стороны - свободно.
Это в хадисах, к примеру, говорится, что возле каждой травинки стоит Ангел и внушает ей: «расти!» В христианстве всё совсем не так )
Нет, трава растет свободно. И животное развивается свободно.
И Бог дает повеление собраться «водам под небесами и водам над небесами», и дальше идет процесс - говоря грубо, собирается пыль, формируются звезды, скопления, миллиарды лет развиваясь, как это положено, по всем законам.
Истинная наука и истинная религия никогда не противоречили друг с другом. А взаимно друг друга дополняли и помогали друг другу.
Среди высшего духовенства и даже среди священства - много ученых, людей с несколькими в/о и учеными степенями.
Грубо говоря, постарайтесь понять главное.
Человек свободен в том, что в своих действиях, как и Бог, он - causa sui, исходит от самое себя.
Мироздание же не исходит из самого себя, но имеет своей Первопричиной Бога, но развивается свободно, одновременно повинуясь изначальному Божественному импульсу. И эту диалектику важно понимать.