Об оценках при обучении тут уже хорошо рассказали . Воспитание же, по-моему, не может быть верным, если оно не основано на вере. Только из оценочных категорий христианства можно дать маленькому человечку правильные ориентиры и не покалечить его души, засеяв в неё семена самомнения или наоборот чувства ущербности, неуверенности в себе... Если дитёнок научится поступать правильно, по-доброму именно потому, что увидит в этом желание Бога и сможет выразить этим свою любовь к Богу - ему уже не нужны будут другие стимулы в виде похвал. Слово "правильно", по-моему, может быть хорошей оценкой поступков, это совсем не похвала, которая может повредить. Потому что ведь дети очень восприимчивы и к похвале, и из неё очень быстро вырастает страсть, хотя детишки этого и не осознают и каяться до времени в ней не могут. Но страсти имеют свойство долго оставаться в душе тихо и незаметно, а много лет спустя взрываться, калеча наши жизни... Слова пр. Амвросия Оптинского: " Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт", - я думаю, в полной мере относятся и к детям.2) и все же, может быть не сейчас, а потом когда-нибудь, кто-то найдет слова Отцов Церкви именно о воспитании детей (для меня всегда именно в воспитании было много моментов, которые интуитивно кажутся неприемлемыми, в обучении вопрос о поощрении и наказании казался намного проще: овладел счетом - хорошо, овладел письмом - хорошо, а овладел добротой -? или овладел терпением -? ) Не одобрять - как закрепить действия? Одобрять - воспитывать наоборот (формировать мотив: буду добрым, чтобы похвалили)? Не знаю. Говорят: хвалить литературного героя, отвлеченный рассказ... Опять не знаю... Что же все таки пишут об этом в духовной литературе?
Насчёт примера литературных героев - по-моему, это вещь хорошая, тоже даёт ориентиры, главное, чтобы почва к их принятию была подготовлена
А вот процитировать поучения святых отцов и воспитании детей сложновато, боюсь, они этим специально не занимались, считая, что детишек просто надо воспитывать в христианстве . Об этом, например, единственное, что я припомнила, Слово 87-е пр. Симеона Нового Богослова:
Из отцов нынешнего века никто почти не воспитывает детей по-христиански и не обучает их правилам и заповедям Христовым, но все почти воспитывают их в обычаях мирских и нравах еллинских. О чем-либо христианском и заботы им нет, и не говорят они с Иовом: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога? (Иов.1:5). Не страшатся они и не трепещут при мысли, не сделали бы дети их что-либо неуместное и не отпали бы чрез то от рабства и сыноположения Христа, заклавшегося для спасения нашего, - и не сделались опять рабами врага нашего, тирана - сатаны, и не были осуждены на смерть и вечное мучение в огне. Один страх обдержит их всех за детей своих, и одна у них забота относительно их, как бы сделать их показными пред людьми, славными и блестящими, не добродетелию и целомудрием, и не равнодушием к пышностям и утехам мирским, но раззолоченными сбруями лошадей, щегольскими одеждами и рабами, предшествующими и последующими им. От этого и дети их привыкают к славолюбию, к пышности, к богатству и возношению. Так родителями своими дети вводятся во всякий вид страстей и без искушения бесов, а нередко, по их же (родителей) влиянию впадают они в срамные дела, - и дают вход в себя диаволу, отцу зла, чрез нарушение обетов, данных во святом Крещении. Будучи таким образом воспитаны и выросши среди таких худых влияний, они внедряют в душу трудно изгладимую привычку к худому, которая со временем превращается в природу и делается уже неисправимою. По сей причине иные из них (детей) остаются в злых навыках своих до смерти, не имея сил оторваться от похотей, страстей и удовольствий плотских, с коими так и умирают; другие же приходят несколько в чувство, познают возгосподствовавшее над ними зло и стараются освободиться от него. Но если они не отделятся совсем от злых учителей своих (так следует их называть, а не родителями), то невозможно им будет освободиться от укоренившихся в них злых навыков. - И сие-то провидя, Бог взывает ко всем нам: аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь... и братию... не может Мой быти ученик (Лк.14:26). Ибо по другой какой причине несправедливо ненавидеть родителей, как сознавши душевный вред, причиняемый ими. Кто восчувствует этот вред, тот уже не смотрит более на родителей и родных как на друзей, но естественно ненавидит их, как наветников души своей, и бегает сообращения с ними, стараясь всячески прежде совсем отделиться от тех, которые сделались причиною для него толиких зол, чтоб потом свободнее подвизаться и об освобождении души своей от оных устарелых злых навыков, и от самых похотей и страстей. Прежде же всего этого ему надлежит облегчить совесть свою от бремени грехов чрез покаяние и исповедь.
Последнее редактирование модератором: