О лести и похвале

Москва
Православный христианин
2) и все же, может быть не сейчас, а потом когда-нибудь, кто-то найдет слова Отцов Церкви именно о воспитании детей (для меня всегда именно в воспитании было много моментов, которые интуитивно кажутся неприемлемыми, в обучении вопрос о поощрении и наказании казался намного проще: овладел счетом - хорошо, овладел письмом - хорошо, а овладел добротой -? или овладел терпением -? ) Не одобрять - как закрепить действия? Одобрять - воспитывать наоборот (формировать мотив: буду добрым, чтобы похвалили)? Не знаю. Говорят: хвалить литературного героя, отвлеченный рассказ... Опять не знаю... Что же все таки пишут об этом в духовной литературе?
:) Об оценках при обучении тут уже хорошо рассказали :). Воспитание же, по-моему, не может быть верным, если оно не основано на вере. Только из оценочных категорий христианства можно дать маленькому человечку правильные ориентиры и не покалечить его души, засеяв в неё семена самомнения или наоборот чувства ущербности, неуверенности в себе... Если дитёнок научится поступать правильно, по-доброму именно потому, что увидит в этом желание Бога и сможет выразить этим свою любовь к Богу - ему уже не нужны будут другие стимулы в виде похвал. Слово "правильно", по-моему, может быть хорошей оценкой поступков, это совсем не похвала, которая может повредить. Потому что ведь дети очень восприимчивы и к похвале, и из неё очень быстро вырастает страсть, хотя детишки этого и не осознают и каяться до времени в ней не могут. Но страсти имеют свойство долго оставаться в душе тихо и незаметно, а много лет спустя взрываться, калеча наши жизни... Слова пр. Амвросия Оптинского: " Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт", - я думаю, в полной мере относятся и к детям.
Насчёт примера литературных героев - по-моему, это вещь хорошая, тоже даёт ориентиры, главное, чтобы почва к их принятию была подготовлена :)
А вот процитировать поучения святых отцов и воспитании детей сложновато, боюсь, они этим специально не занимались, считая, что детишек просто надо воспитывать в христианстве :). Об этом, например, единственное, что я припомнила, Слово 87-е пр. Симеона Нового Богослова:

Из отцов нынешнего века никто почти не воспитывает детей по-христиански и не обучает их правилам и заповедям Христовым, но все почти воспитывают их в обычаях мирских и нравах еллинских. О чем-либо христианском и заботы им нет, и не говорят они с Иовом: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога? (Иов.1:5). Не страшатся они и не трепещут при мысли, не сделали бы дети их что-либо неуместное и не отпали бы чрез то от рабства и сыноположения Христа, заклавшегося для спасения нашего, - и не сделались опять рабами врага нашего, тирана - сатаны, и не были осуждены на смерть и вечное мучение в огне. Один страх обдержит их всех за детей своих, и одна у них забота относительно их, как бы сделать их показными пред людьми, славными и блестящими, не добродетелию и целомудрием, и не равнодушием к пышностям и утехам мирским, но раззолоченными сбруями лошадей, щегольскими одеждами и рабами, предшествующими и последующими им. От этого и дети их привыкают к славолюбию, к пышности, к богатству и возношению. Так родителями своими дети вводятся во всякий вид страстей и без искушения бесов, а нередко, по их же (родителей) влиянию впадают они в срамные дела, - и дают вход в себя диаволу, отцу зла, чрез нарушение обетов, данных во святом Крещении. Будучи таким образом воспитаны и выросши среди таких худых влияний, они внедряют в душу трудно изгладимую привычку к худому, которая со временем превращается в природу и делается уже неисправимою. По сей причине иные из них (детей) остаются в злых навыках своих до смерти, не имея сил оторваться от похотей, страстей и удовольствий плотских, с коими так и умирают; другие же приходят несколько в чувство, познают возгосподствовавшее над ними зло и стараются освободиться от него. Но если они не отделятся совсем от злых учителей своих (так следует их называть, а не родителями), то невозможно им будет освободиться от укоренившихся в них злых навыков. - И сие-то провидя, Бог взывает ко всем нам: аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь... и братию... не может Мой быти ученик (Лк.14:26). Ибо по другой какой причине несправедливо ненавидеть родителей, как сознавши душевный вред, причиняемый ими. Кто восчувствует этот вред, тот уже не смотрит более на родителей и родных как на друзей, но естественно ненавидит их, как наветников души своей, и бегает сообращения с ними, стараясь всячески прежде совсем отделиться от тех, которые сделались причиною для него толиких зол, чтоб потом свободнее подвизаться и об освобождении души своей от оных устарелых злых навыков, и от самых похотей и страстей. Прежде же всего этого ему надлежит облегчить совесть свою от бремени грехов чрез покаяние и исповедь.


 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
О благодарности :)
У нас тут два вопроса о благодарности. Сначала мы обсуждали вопрос, как правильно отвечать тем, кто тебя хвалит и надо ли их благодарить. Это - в зависимости от их духовного уровня :). Мы решили, что если люди не духовные, благодарить обязательно надо, если подвизаются по-христиански, то можно и промолчать, а то и лучше промолчать :).
Потом возник вопрос о благодарности вообще. Ну, не оставаться же нам неблагодарными. И Бога благодарим, и всех, кто к нам добр, и тех, кто укоряет и учит - тоже :). Только так, чтобы не соблазнить ближнего, чтобы благодарность не обернулась лестью и вредом, а это порой не просто, тут нужна глубина рассуждения...
И детишек обязательно надо учить благодарить: и Бога, для начала - хоть перед и после еды, и маму за её труды, и друзей по песочнице :) - и всех. Это ведь очень важная часть воспитания, правда, Елена Анатольевна?
 
А по-моему вот что.Лесть-это когда человек говорит не то,что думает.То есть ложь.Похвала,когда говорит то,что думает.Безопасная похвала-когда ещё и думает,что говорит.
 
Норвегия
Православный христианин
А по-моему вот что.Лесть-это когда человек говорит не то,что думает.То есть ложь.Похвала,когда говорит то,что думает.Безопасная похвала-когда ещё и думает,что говорит.

Вот у меня сразу новый вопрос возник." Твори дела любви даже если не имеешь любви" Доброе слово к человеку которого мы не любим - это дело любви или лесть?
 
Вот у меня сразу новый вопрос возник." Твори дела любви даже если не имеешь любви" Доброе слово к человеку которого мы не любим - это дело любви или лесть?

Eсли подойти формально,то это-ложь,т.к.в этом случае человек говорит не то,что думает.А вот по отношению к себе-это победа-над собой,т.к.человек поступает вопреки своему отношению к другому человеку?
 
Москва
Православный христианин
Елена Анатольевна, я кое-что нашла у святых отцов о воспитании детей. Правда, ответов на Ваши вопросы я тут не вижу, но, может быть, оно Вам всё-таки чем-то поможет :).

Свт. Тихон Задонский:
«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение… Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей: что замечают в них, то и сами делают… Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова».

И ещё есть статья:

Священник Вадим Коржевский. Христианское воспитание по учению св. Феофана Затворника

http://www.rusk.ru/st.php?idar=21497
 
Москва
Православный христианин
А по-моему вот что.Лесть-это когда человек говорит не то,что думает.То есть ложь.Похвала,когда говорит то,что думает.Безопасная похвала-когда ещё и думает,что говорит.
А Вы тему читали?:)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
:) Об оценках при обучении тут уже хорошо рассказали :). Воспитание же, по-моему, не может быть верным, если оно не основано на вере. Только из оценочных категорий христианства можно дать маленькому человечку правильные ориентиры и не покалечить его души, засеяв в неё семена самомнения или наоборот чувства ущербности, неуверенности в себе... Если дитёнок научится поступать правильно, по-доброму именно потому, что увидит в этом желание Бога и сможет выразить этим свою любовь к Богу - ему уже не нужны будут другие стимулы в виде похвал.
Тина, спасибо за слова св. Амвросия.
Но вот к пояснению Вашему еще остается вопросик-уточнение.
Служит ли в данном случае желание малыша (сейчас я о совсем маленьких) сделать угодное родителям праобразом желания сделать угодное Богу (любовь к родителям как праобраз любви к Богу)? И как реагировать родителям? Поощрение это ведь не только и не столько похвала словом, но и улыбка, и кивок головы, и поцелуй, и просто дотрагивание рукой до плеча?

О благодарности :)
У нас тут два вопроса о благодарности.
Потом возник вопрос о благодарности вообще. Ну, не оставаться же нам неблагодарными. И Бога благодарим, и всех, кто к нам добр, и тех, кто укоряет и учит - тоже :). Только так, чтобы не соблазнить ближнего, чтобы благодарность не обернулась лестью и вредом, а это порой не просто, тут нужна глубина рассуждения...
И детишек обязательно надо учить благодарить: и Бога, для начала - хоть перед и после еды, и маму за её труды, и друзей по песочнице :) - и всех. Это ведь очень важная часть воспитания, правда, Елена?
Ну, я в воспитании не очень... Опять таки пишут, что обучать благодарности нужно а) при помощи образца - себя :) (у В.Драгунского есть рассказ, в котором мама сетует, что ее ребенок невежлив, а ребенок-гость вежлив - здоровается, но сама при этом на приветствие не отвечает). На первых порах нужно благодарить не только за себя, но и за ребенка. А затем подключается и второй путь - побуждение ребенка к самостоятельной благодарности. У предыдущих ораторов подробнее написано :)
 
Последнее редактирование модератором:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Свт. Тихон Задонский:
«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение… Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей: что замечают в них, то и сами делают… Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова».

Спасибо. Еще посмотрю потом вторую ссылку.
 
Москва
Православный христианин
Тина, спасибо за слова св. Амвросия.
Но вот к пояснению Вашему еще остается вопросик-уточнение.
Служит ли в данном случае желание малыша (сейчас я о совсем маленьких) сделать угодное родителям праобразом желания сделать угодное Богу (любовь к родителям как праобраз любви к Богу)? И как реагировать родителям? Поощрение это ведь не только и не столько похвала словом, но и улыбка, и кивок головы, и поцелуй, и просто дотрагивание рукой до плеча?
Елена Анатольевна, а я-то в воспитании вообще ничего не смыслю :eek:. Но, раз уж Вы именно меня спросили, могу лишь сказать, что человечка махонького надо любить. И словом, и улыбкой, и лаской, и поцелуем, надо любя одобрять всё хорошее в нём. Совсем маленьким не угрожает лесть :). Ну, и наказывать - тоже любя :). А Бога даже самые маленькие крохи уже понимают, Он для них есть, помимо родителей, а родители, по-моему, не прообраз, а - родители. И когда малыш делает так, как хочет мама, в нём действует нравственный закон, а не религиозное чувство. Мне как-то кажется, что смешивать этого не надо, даже и нам. Тем более, что родитель может быть иногда и не очень справедлив, может и обидеть кого-то, а Бог воспринимается малышом как абсолют и идеал, и ведь совершенно правильно воспринимается :).
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
И когда малыш делает так, как хочет мама, в нём действует нравственный закон, а не религиозное чувство. Мне как-то кажется, что смешивать этого не надо, даже и нам. :).
! Надо вникнуть. Пойдем осмыслять :) или осмысливать? :)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот у меня сразу новый вопрос возник." Твори дела любви даже если не имеешь любви" Доброе слово к человеку которого мы не любим - это дело любви или лесть?
Доброе слово, оно, наверное, тогда доброе, когда служит добру и исходит из доброго сердца.
Только вот, как научиться, говорить доброе слово, по доброму и, при том, каждому нашему ближнему, не взирая на лица; не знаю как у вас, а у меня, этого не получается. Надо полагать, тут нужно исправлять сердце.
 
Москва
Православный христианин
Москва
Крещён в Православии
Не. Не сможем такое слово сказать без любви.
Вот только любовь мы иногда сегодня не совсем правильно понимаем.
Смотря ради чего будем говорить. Если ради корысти, то это одно, а если ради заповеди - другое. Вообще же любовь - это дар Божий и, чтобы стяжать его, надо подвязаться на дела любви. А без труда не вытащишь и рыбку из пруда. ;)
 
Норвегия
Православный христианин
Не. Не сможем такое слово сказать без любви.
Вот только любовь мы иногда сегодня не совсем правильно понимаем.

Желание любви и мира с окружающими нас может быть таким источником доброго слова? Хотя мира и любви нет. Насколько тонка грань между таким добрым словом и лестью! Есть выражение " улещивать". Недоброжелателя например.
 
Норвегия
Православный христианин
Доброе слово, оно, наверное, тогда доброе, когда служит добру и исходит из доброго сердца.
Только вот, как научиться, говорить доброе слово, по доброму и, при том, каждому нашему ближнему, не взирая на лица; не знаю как у вас, а у меня, этого не получается. Надо полагать, тут нужно исправлять сердце.

Получается так, что сказать доброе слово легче, чем исправить сердце :(. К сожалению. Но вот если трудиться над исправлением сердца, то наверное, и слово наше послужит добру
 
Москва
Крещён в Православии
Желание любви и мира с окружающими нас может быть таким источником доброго слова? Хотя мира и любви нет. Насколько тонка грань между таким добрым словом и лестью! Есть выражение " улещивать". Недоброжелателя например.
Архм. Амвросий (Юрасов) прямо говорит - тебя ругают, ненавидят, а ты делай этому человеку добро и говори с ним ласково. Даже помнится советовал напечь пирогов и в первую очередь угостить ими врага, этим смягчается его сердце.
 
Сверху