О Душе

Православный христианин
А вот из наследия св. преп. Серафима Саровского (1759–1833): «Человек состоит из души и тела» (Житие старца Серафима. 1991, с. 314).
Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1991.
Ну .значит он ошибался .От ума.
 
Крещён в Православии
А вот из наследия св. преп. Серафима Саровского (1759–1833): «Человек состоит из души и тела» (Житие старца Серафима. 1991, с. 314).
Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1991.
Я знаю, что православное учение говорит о двойственной природе человека...но! человек сотворён по Образу Божьему, а Он разве двоица? Вроде бы Троица...или я не прав? Вижу только такой выход : две природы и дух...который не есть природа.... но в человеках конкретно проявляется, примеры нужны?
 
Крещён в Православии
В этой работе архим. Иоанн (Крестьянкин) собрал разные мысли из разных авторов - и не все эти идеи удачные. Например, о том, что "Душа – это совокупность всех мыслительных разумных действий" (а душа шире и глубже "мыслительных действий") или что "Душа – есть некий вид энергии, еще не познанный людьми науки" (это физикализм).
Но в своих проповедях он писал однозначно и от себя: «Человек состоит из тела и души...» (Иоанн (Крестьянкин). 2001, с. 274).
Иоанн (Крестьянкин) архим. Проповеди. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский мон., 2001.
Это из второй ссылки из учения св. Феофана Затворника. Дух человека остался несокрушим и после грехопадения прародителей, хотя сила его была ослаблена и подавлена. Дух человека был поглощен обстоятельствами внешней жизни, он перестал управлять ими и стал от них зависим. Теперь душа, которая в основном занимается устроением земного быта, иногда берет верх над духом, и дух в этом случае бывает заглушен, но никогда не уничтожается, он затаен внутри и точно подает голос, как только представится случай.

Восстанавливается дух благодатью Святого Духа через сочетание с Господом. «Благодать делает человека мощным на жизнь по Богу. Восставляя его дух, она вводит его в живое общение с Богом, в которое встрив, начинает он жить в Боге» (св. Феофан Затворник)
 
Православный христианин
...Святая Православная Церковь учит, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию (Быт. 1,27), в этом его преимущество и главное отличие от всех прочих тварей. По словам преосвященного Феофана, «образ Божий состоит в естестве души, а подобие – в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах» [50, с. 146].
«Как образ и подобие Божие, человек наделен богоподобными свойствами и бесконечными стремлениями» [225, с. 106]. Подобие это дано человеку только в возможности, есть только идеал, к которому человек может приблизиться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы. У первозданного человека это богоподобие было настолько полным, насколько это возможно человеческому естеству [12, с. 378].
Бог по природе Своей – чистейший и всесовершеннейший Дух, и потому образ Божий надо искать в духовной сущности человека. Дух как высшая сторона человеческого естества является невещественной и бессмертной субстанцией.
Одним из существенных свойств человека является сознание, которое даровано ему, чтобы понимать, что все, что он имеет, он имеет от Бога и для того, чтобы жить в Нем. Сознание трансформируется в самосознание в том случае, когда оно обращается внутрь, исключительно в себя. В этом обращении в себя «оно может опять отличать себя от своих действий или свое бытие от того, что исходит от него, возносясь как бы над тем и другим» [118, с. 184].
Всемилостивый Господь, сотворив человека по образу Своему, указал ему тем самым его цель – общение с Ним. Единственное средство к достижению этой цели – ревностное исполнение Его воли. Бог одарил человека «свободою, чтоб он сам себя – произвольно и самоохотно – определил на неуклонное хождение в ведомой воле Божией» [12, с. 162–163]...
 
Православный христианин
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), – таинственно совещавался в Самом Себе и с Самим Собой Бог-Троица пред сотворением человека.
Человек – образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностью и славой. Так изображается солнце в смиренной капле воды. 2. 128
Образ Троицы-Бога – троица-человек.
Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.
Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три человека составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.
Ум наш родил и не престает рождать мысль; мысль родившись, не престает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа; существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.
Что – дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей.
Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных не имеют ощущения духовного – этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека. Нравственная сила человека – дух его.
Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.
«Видевый Мене, виде Отца, – возвестил Сын. – Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Ин. 14, 9–10). То же можно сказать о уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли; ознакомившийся с мыслью – ознакомился с умом, произведшим эту мысль.
Господь наименовал Духа Святого Силою свыше (Лк. 24, 49), Духом Истины (Ин. 14, 17); Истина – Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, истинны ли они или ложны. Он проявляется в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека вынаруживается и ум его и образ мыслей; дух каждого поступка вынаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.
Милосердый Господь украсил Свой образ и подобием Своим. Образ Бога – самое существо души; подобие – душевные свойства.
Был новосотворенный образ Божий – человек – подобно Богу бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения.
Искусный художник сперва изображает форму, черты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностью эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника, тем усовершает сходство. Бог, сотворив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойственно образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Иначе образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не выполнял своего назначения, не соответствовал ему.
Расстройство образа и подобия удобно каждому усмотреть в себе. Красота подобия, состоящая из совокупности всех добродетелей, осквернена мрачными и смрадными страстями. Черты образа лишены своей правильности, своего взаимного согласия: мысль и дух борются между собой, выходят из повиновения уму, восстают против него. Сам он – в непрестанном недоумении, в омрачении страшном, закрывающем от него Бога и путь к Богу, святой, непогрешительный.
Ужасным мучением сопутствуется расстройство образа и подобия Божия. Если человек внимательно, в уединении, в течении значительного времени, постоянно будет смотреть в себя, то он убедится, что это мучение действует непрерывно – раскрывается и закрывается, смотря по тому, много или мало заглушает его развлечение. 2. 129–132
Вочеловечился Сын – Божие Слово, Божия Истина. Истиной исправлена, очищена наша мысль; наш дух соделался способным к общению со Святым Духом. Святым Духом оживлен умерщвленный смертью вечной дух наш. Тогда ум вступил в познание и видение Отца.
Троица-человек исцеляется Троицей-Богом: Словом исцеляется мысль, переводится из области лжи, из области самообольщения в область Истины; Духом Святым оживотворяется дух, переводится из ощущений плотских и душевных в ощущения духовные; уму является Отец – и ум соделывается умом Божиим. «Ум Христов имамы» (1Кор. 2, 16), – говорит апостол.
До пришествия Святого Духа, человек, как мертвый духом, вопрошал: «Господи, покажи нам Отца» (Ин. 14, 8). По принятии Духа сыноположения, ощутив сыновство свое, ожив духом для Бога и спасения, от действия Святого Духа, он относится к Отцу, как к знаемому, как к Отцу: Авва Отче (Рим. 8, 15–16)!
В купели Крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водой и духом. Отселе Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни, исцеляя покаянием повреждения, наносимые человеку грехом после крещения, и таким образом соделывая ему возможным спасение, посредством покаяния, до последнего издыхания.
Красота подобия восстанавливается Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением Евангельских Заповедей.
Образец этой красоты, полнота этой красоты – Богочеловек, Господь наш Иисус Христос.
Ближайшее подобие, соединение, получается и, по получении, удерживается пребыванием в Евангельских Заповедях. «Будите во Мне, – заповедует Спаситель ученикам Своим, – и Аз в вас. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног» (Ин. 15, 4–5).
Блаженнейшее соединение доставляется, когда с чистой совестью, очищаемой удалением от всякого греха, точным исполнением Евангельских Заповедей, христианин приобщается святейшего Тела Христова и святейшей Его Крови, а вместе и соединенного с ним Божества Его. «Ядый Мою Плоть, – сказал Спаситель, – и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56).
Разумный образ Божий! Рассмотри: к какой славе, к какому совершенству, к какому величию ты призван, предназначен Богом!
Непостижимая премудрость Создателя предоставила тебе сделать из себя то, что пожелаешь сделать.
Разумный образ Божий! Неужели ты не захочешь пребыть достойным образом Божиим, захочешь исказить себя, уничтожить подобие, превратишься в образ диавола, низойдешь к достоинству бессловесных?
Не всуе излил Бог свои блага, не напрасно совершил чудное мироздание, не тщетно почтил предварительным совещанием создание Своего образа, не безотчетливо Собой искупил его, когда он пал! Во всех дарах Своих Он потребует отчета. Он будет судить, как употреблены Его щедроты, как оценено Его вочеловечение, как оценена Кровь Его, пролитая за нас при нашем искуплении. 2.133–135...».
(святитель Игнатий (Брянчанинов); Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни).
Образ и подобие
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), – таинственно совещавался в Самом Себе и с Самим Собой Бог-Троица пред сотворением человека.
Человек – образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностью и славой. Так изображается солнце в смиренной капле воды. 2. 128
Образ Троицы-Бога – троица-человек.
Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа.
Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три человека составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.
Ум наш родил и не престает рождать мысль; мысль родившись, не престает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа; существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.
Что – дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей.
Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных не имеют ощущения духовного – этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека. Нравственная сила человека – дух его.
Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.
«Видевый Мене, виде Отца, – возвестил Сын. – Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (Ин. 14, 9–10). То же можно сказать о уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли; ознакомившийся с мыслью – ознакомился с умом, произведшим эту мысль.
Господь наименовал Духа Святого Силою свыше (Лк. 24, 49), Духом Истины (Ин. 14, 17); Истина – Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, истинны ли они или ложны. Он проявляется в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека вынаруживается и ум его и образ мыслей; дух каждого поступка вынаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.
Милосердый Господь украсил Свой образ и подобием Своим. Образ Бога – самое существо души; подобие – душевные свойства.
Был новосотворенный образ Божий – человек – подобно Богу бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения.
Искусный художник сперва изображает форму, черты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностью эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника, тем усовершает сходство. Бог, сотворив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойственно образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Иначе образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не выполнял своего назначения, не соответствовал ему.
Расстройство образа и подобия удобно каждому усмотреть в себе. Красота подобия, состоящая из совокупности всех добродетелей, осквернена мрачными и смрадными страстями. Черты образа лишены своей правильности, своего взаимного согласия: мысль и дух борются между собой, выходят из повиновения уму, восстают против него. Сам он – в непрестанном недоумении, в омрачении страшном, закрывающем от него Бога и путь к Богу, святой, непогрешительный.
Ужасным мучением сопутствуется расстройство образа и подобия Божия. Если человек внимательно, в уединении, в течении значительного времени, постоянно будет смотреть в себя, то он убедится, что это мучение действует непрерывно – раскрывается и закрывается, смотря по тому, много или мало заглушает его развлечение. 2. 129–132
Вочеловечился Сын – Божие Слово, Божия Истина. Истиной исправлена, очищена наша мысль; наш дух соделался способным к общению со Святым Духом. Святым Духом оживлен умерщвленный смертью вечной дух наш. Тогда ум вступил в познание и видение Отца.
Троица-человек исцеляется Троицей-Богом: Словом исцеляется мысль, переводится из области лжи, из области самообольщения в область Истины; Духом Святым оживотворяется дух, переводится из ощущений плотских и душевных в ощущения духовные; уму является Отец – и ум соделывается умом Божиим. «Ум Христов имамы» (1Кор. 2, 16), – говорит апостол.
До пришествия Святого Духа, человек, как мертвый духом, вопрошал: «Господи, покажи нам Отца» (Ин. 14, 8). По принятии Духа сыноположения, ощутив сыновство свое, ожив духом для Бога и спасения, от действия Святого Духа, он относится к Отцу, как к знаемому, как к Отцу: Авва Отче (Рим. 8, 15–16)!
В купели Крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водой и духом. Отселе Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни, исцеляя покаянием повреждения, наносимые человеку грехом после крещения, и таким образом соделывая ему возможным спасение, посредством покаяния, до последнего издыхания.
Красота подобия восстанавливается Духом, как и образ при крещении. Она развивается, усовершается исполнением Евангельских Заповедей.
Образец этой красоты, полнота этой красоты – Богочеловек, Господь наш Иисус Христос.
Ближайшее подобие, соединение, получается и, по получении, удерживается пребыванием в Евангельских Заповедях. «Будите во Мне, – заповедует Спаситель ученикам Своим, – и Аз в вас. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног» (Ин. 15, 4–5).
Блаженнейшее соединение доставляется, когда с чистой совестью, очищаемой удалением от всякого греха, точным исполнением Евангельских Заповедей, христианин приобщается святейшего Тела Христова и святейшей Его Крови, а вместе и соединенного с ним Божества Его. «Ядый Мою Плоть, – сказал Спаситель, – и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56).
Разумный образ Божий! Рассмотри: к какой славе, к какому совершенству, к какому величию ты призван, предназначен Богом!
Непостижимая премудрость Создателя предоставила тебе сделать из себя то, что пожелаешь сделать.
Разумный образ Божий! Неужели ты не захочешь пребыть достойным образом Божиим, захочешь исказить себя, уничтожить подобие, превратишься в образ диавола, низойдешь к достоинству бессловесных?
Не всуе излил Бог свои блага, не напрасно совершил чудное мироздание, не тщетно почтил предварительным совещанием создание Своего образа, не безотчетливо Собой искупил его, когда он пал! Во всех дарах Своих Он потребует отчета. Он будет судить, как употреблены Его щедроты, как оценено Его вочеловечение, как оценена Кровь Его, пролитая за нас при нашем искуплении. 2.133–135...».
(святитель Игнатий (Брянчанинов); Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни).
Образ и подобие
Свидетельствует ли эта приведенная цитата свт. Игнатия и том, что он считал человека трихотомичным в виде тело-душа-дух и видел в этом отображение Божьей троичности? Ни в коем случае! Отрывок из этой же цитаты:
"Образ Троицы-Бога – троица-человек.
Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа".

Считал ли свт. Игнатий дух третьей составляющей человеческой природы, как делают трихотомисты? Нет! Из этой же его цитаты:
Что – дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной

Поэтому неудивительно. что свт. Игнатий писал вполне однозначно дихотомично:
- «человек состоит из души и тела...» (Т. 4, с. 244);
- «Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его» (Т. 3, с. 68), то есть, речь идет именно о двух частях человеческой природы;
- «Весь человек наименован живою душою, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела» (Т. 1, с. 553);
И кстати, приведенная выше цитата отличается от оригинала из Полного собрания сочинений свт. Игнатия. Например, там почему-то пропущено:
"В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух" (т. 2. с. 122).
То есть по свт. Игнатию дух не есть третья составляющая в триаде тело-душа-дух, а "душа вообще" либо "отдельная (высшая) сила души"!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
PS. Получается в "Практической энциклопедии" подредактировали текст свт. Игнатия как посчитали нужным!
Есть выверенный текст ПСС свт. Игнатия с расставленными номерами страниц.
Он, конечно, тоже не идеален, но по крайней мере без пропусков целых абзацев!
Так что же о Боге Троице и "по образу и подобию"? Никак Писание наврало? Вы это утверждаете?
 
Крещён в Православии
PS. Получается в "Практической энциклопедии" подредактировали текст свт. Игнатия как посчитали нужным!
Есть выверенный текст ПСС свт. Игнатия с расставленными номерами страниц.
Он, конечно, тоже не идеален, но по крайней мере без пропусков целых абзацев!
Учение св. Феофана Затворника так и не прокомментировали почему-то.
 
Православный христианин
Свидетельствует ли эта приведенная цитата свт. Игнатия и том, что он считал человека трихотомичным в виде тело-душа-дух и видел в этом отображение Божьей троичности? Ни в коем случае! Отрывок из этой же цитаты:
"Образ Троицы-Бога – троица-человек.
Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа".

Считал ли свт. Игнатий дух третьей составляющей человеческой природы, как делают трихотомисты? Нет! Из этой же его цитаты:


Поэтому неудивительно. что свт. Игнатий писал вполне однозначно дихотомично:
- «человек состоит из души и тела...» (Т. 4, с. 244);
- «Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его» (Т. 3, с. 68), то есть, речь идет именно о двух частях человеческой природы;
- «Весь человек наименован живою душою, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела» (Т. 1, с. 553);
И кстати, приведенная выше цитата отличается от оригинала из Полного собрания сочинений свт. Игнатия. Например, там почему-то пропущено:
"В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух" (т. 2. с. 122).
То есть по свт. Игнатию дух не есть третья составляющая в триаде тело-душа-дух, а "душа вообще" либо "отдельная (высшая) сила души"!
Вы просто навыдергивали некоторые части слов из разных трудов и пытаетесь ЭТО приписать св. Игнатию.
ОДНАКО!!!
«…Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных…».
(святитель Игнатий (Брянчанинов); Аскетические опыты; Том 2).
О образе и подобии Божиих в человеке
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так что же о Боге Троице и "по образу и подобию"? Никак Писание наврало? Вы это утверждаете?
Троичность человека по образу Св. Троицы, конечно есть, об этом никто и не спорит! Но она НИКАК не может быть в трихотомичности тело-душа-дух!
Подробнее в Словаре христианской антропологии и психологии
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы просто навыдергивали некоторые части слов из разных трудов и пытаетесь ЭТО приписать св. Игнатию.
ОДНАКО!!!
«…Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных…».
(святитель Игнатий (Брянчанинов); Аскетические опыты; Том 2).
О образе и подобии Божиих в человеке
Совершенно верно, в соответствии со всей святоотеческой традицией, свт. Игнатий пишет то, что вы привели в качестве цитаты! Т. е. образом Св. Троицы в человеке является не тело-душа-дух, а ум-слово-дух. При этом все они не отрываются от души, а являются ЕЕ ЧАСТЯМИ (СИЛАМИ) (см. выше его же цитаты). Таким образом согласно свт. Игнатию троичность Св. Троицы отражается в троичности души. Это общепризнанное святоотеческое учение - здесь свт. Игнатий ничего не придумал сам. И видеть в этом учении некое подтверждение трихотомизма тело-душа-дух нет никакой возможности!
 
Православный христианин
Я знаю, что православное учение говорит о двойственной природе человека...но! человек сотворён по Образу Божьему, а Он разве двоица? Вроде бы Троица...или я не прав? Вижу только такой выход : две природы и дух...который не есть природа.... но в человеках конкретно проявляется, примеры нужны?
Можно и так рассмотреть:
В человеке душа и тело как во Христе человечество и божество. Душа же человека имеет три сили по образу Отца, Сына, Духа.
Творился человек не только по образу Бога (душа), но и по образу Христа (душа (божество) + тело (человечество)).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Учение св. Феофана Затворника так и не прокомментировали почему-то.
А свт. Феофан был одним из самых последовательных трихотомистов своего времени. Но трихотомическое учение имело много проблем, например, занижение духовности души, что вызывало смущение и вопросы его адресатов - это есть в первом выпуске его писем.
Свт. Феофан писал о душе: «душа человеческая делает нас малым нечим выше животных» (Феофан Затворник. 2014, с. 36); «душа наша одного ранга с душою животных» (Феофан Затворник. Вып. 1. 2000, с. 99). Но согласно святоотеческой традиции душа человеческая сотворена по образу Божьему, является духовной, разумной и бессмертной.
 
Православный христианин
ум-слово-дух. При этом все они не отрываются от души, а являются ЕЕ ЧАСТЯМИ (СИЛАМИ)
«Три есть силы в душе,— мыслительная, деятельная (энер-
гическая) и желательная. Мыслительною силою ищем мы знать,
что благо, желательною — вожделеваем познанного блага, а дея-
тельною подвизаемся и боремся из-за него» (прп. Максим Испо-
ведник).

Речь об этих силах?
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Можно и так рассмотреть:
В человеке душа и тело как во Христе человечество и божество. Душа же человека имеет три сили по образу Отца, Сына, Духа.
Творился человек не только по образу Бога (душа), но и по образу Христа (душа (божество) + тело (человечество)).
Как мы знаем Бог не просто Троица, чтобы по образу Бога все было троично. С этой "троичностью" столько было ересей в Средневековье!
Собрал несколько параллелей из св. отцов и современных авторов:

- Бог имеет природу (сущность), ипостасность (в виде Трех Лиц-Ипостасей Св. Троицы) и энергии // поэтому человек, как образ Божий, имеет природу, личность-ипостась и энергии

- Бог един по природе и троичен по Лицам-Ипостасям // человечество едино по природе и множественно по лицам-личностям // в частности семья есть не только малая Церковь, но и малый образ Божий - отец-ребенок-мать (Блаженный Августин)

- троичность Троицы отражается в троичности души

- Бог не есть сущность, но есть Сущий - принцип ипостасности, личностности Бога // человек по образу Божьему является линостью-ипостасью (но в динамике - с необходимостью очищения, роста и обожения)

- ну и конечно классика: Бог разумен, бессмертен, свободен и т. д. // всеми этими чертами образа Божия наделен и человек (но опять же - в динамике становления)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
«Три есть силы в душе,— мыслительная, деятельная (энер-
гическая) и желательная. Мыслительною силою ищем мы знать,
что благо, желательною — вожделеваем познанного блага, а дея-
тельною подвизаемся и боремся из-за него» (Максим Испо-
ведник).

Речь об этих силах?
Именно так! Более современным языком: три силы души ум, воля и эмоции.
Именно поэтому эту троичность души не любят в современной психологии (особенно западной). Изобретают новые термины, чтобы их подменить. А на Западе пришли к тому, что воли как отдельного психического процесса нет - и заменили ее "мотивацией".
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
А свт. Феофан был одним из самых последовательных трихотомистов своего времени. Но трихотомическое учение имело много проблем, например, занижение духовности души, что вызывало смущение и вопросы его адресатов - это есть в первом выпуске его писем.
Свт. Феофан писал о душе: «душа человеческая делает нас малым нечим выше животных» (Феофан Затворник. 2014, с. 36); «душа наша одного ранга с душою животных» (Феофан Затворник. Вып. 1. 2000, с. 99). Но согласно святоотеческой традиции душа человеческая сотворена по образу Божьему, является духовной, разумной и бессмертной.
В передаче слово пастыря патриарх Кирилл сказал что человек может быть хуже животного, пойдите говорит в зоопарк и посмотрите какие там прекрасные животные. Маньяки например кто по вашему?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
А свт. Феофан был одним из самых последовательных трихотомистов своего времени. Но трихотомическое учение имело много проблем, например, занижение духовности души, что вызывало смущение и вопросы его адресатов - это есть в первом выпуске его писем.
Свт. Феофан писал о душе: «душа человеческая делает нас малым нечим выше животных» (Феофан Затворник. 2014, с. 36); «душа наша одного ранга с душою животных» (Феофан Затворник. Вып. 1. 2000, с. 99). Но согласно святоотеческой традиции душа человеческая сотворена по образу Божьему, является духовной, разумной и бессмертной.
Нам приходилось встречать людей, которые, восходя в умную сферу, свойственную человеку по естеству, поражались ее светозарным великолепием ( Силуан Афонский. из книги Софрония (Сахарова)) Думаете душа сама без духа будет сиять светозарным великолепием по естеству.
 
Последнее редактирование:
Сверху