У ап. Павла проблем и в самом деле не было, только вот есть проблемы с нашим пониманием ап. Павла! Это проявилось уже в древнехристианской церкви, так что свт.
Григорий Нисский вынужден был прямо писать: «По нашему мнению Павел не делит человека на три части, когда пишет Фессалоникийцам оные слова, моля Господа всецело освятить их по телу, душе и духу (1 Сол. 5, 23)» (
Григорий Нисский. Ч. 7. 1865, с. 167).
И по Феодориту Киррскому: «Ибо божественное Писание не на трое делит человека, но говорит, что живое сие существо состоит из души и тела» (
Феодорит Киррский. Т. 6. 1859, с. 46).
По преп.
Иоанну Дамаскину в известном тексте ап. Павла (1 Сол. 5, 23)
дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающая ее от природы иных существ, а как
дар Духа Святого, как благодатная харизма (In ep. ad Thessalon, V, 23; см.: Киприан (Керн), 1996, с. 239–240).
Не трихотомические же идеи по поводу толкования апостольской мысли еще раньше преп.
Иоанна Дамаскина, высказывали и другие авторитетные св. отцы:
Ириней Лионский,
Макарий Египетский,
Иоанн Златоуст,
Феодорит Киррский.
Свт.
Ириней Лионский: «Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: “Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными...» (
Ириней Лионский. 1996, с. 456–457). И в других местах он писал: «совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию» (там же, с. 455), «существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека» (там же, с. 460), т. е. собственно сам человек есть именно двуединство души и тела.
Подробнее в
Словаре Христианской антропологии и психологии - Тело, плоть, душа, дух