Хоть и не совсем по теме,но напишу-Св.
Феофан Затворник отрицал теорию атома,которая впоследствии была доказана. Но это ничуть не значит,что он ошибался в наставлениях жизни хоть телесной хоть душевной хоть духовной. Ошибаться свойственно всем,даже Святым.Но канонизируют ведь не просто так,а по строгом исследовании как самой жизни человека,так и его учений и наставлений. И конечно всегда лучше прибегнуть к наставлениям и примерам Святых,чем что то измышлять и делать выводы опираясь только лишь на свой или других, далеких от веры людей, ум.
Да. Хотя это не по теме, но коль усвоилось ошибочное суждение, то следует о нём сказать уже.
Канонизируют за Святую жизнь, а ошибаться и в наставлениях могут, как можно найти не мало подтверждений. Если св.
Феофан Затворник ошибся насчёт теории атома, то почему не мог ошибиться в наставлениях? Так у святого же
Феофана Затворника и других можно найти наставление к чтению "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", а потом они меняли свою точку зрения и запрещали её читать. Так же Св.
Феофан Затворник учил, что ангелы имеют духовную природу, споря в том со Святым Игнатием Брянчаниновым, учивший о их телесности (просто более тонкой). И оказался прав последний. У некоторых Святых есть наставление к чтению книги "Невидимая брань", которые позже меняли свою точку зрения, что лучше уж её не читать. У святого
Симеона Нового Богослова есть наставления, что перед молитвой хорошо разогреть свою душу, образно представляя себе муки ада, стенать, равть на себе волосы, что впоследствии было признано неверным в духовной жизни, что нельзя себе ничего представлять и воображать на молитве. Равно и
Серафим (Чичагов) хотя лечил гомеопатией, но делал это по человечески, опираясь на свой ум, не по святости, а канонизирован за священномученическую кончину, добрую жизнь во Христе.
Так же вы можете прочитать статью "Ошибались ли святые?":
https://azbyka.org/oshibalis-li-svyatye
Так в ней Варсонуфий Великий говорит: "Итак
послушайте, что Бог открыл мне, за три дня до того, как вы написали мне свой вопрос…
Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит:
отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)… Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т.е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением, и Святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им. Принимая от других, преуспев и сделавшись лучшими, Святые Духом Святым говорили то, что вверялось им с утверждением от Него; говорили и то, что им было преподано прежними учителями их, не исследывая слов их, тогда как им должно было исследовать оные, и через молитву к Богу и вопрошения просвещенных Духом удостовериться, справедливы ли они. Таким образом перемешались учения, и все, что говорили сии Святые мужи, их имени приписывалось.
Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святаго слышанное поведает, то сие несомненно, и мы должны тому верить. Если же Святый муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекли из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие…"
И многое другое в ней прочитайте...
Цель данной работы – не поразить читателя количеством ошибочных мнений Святых Отцов, а лишь подтвердить необходимость трезвого подхода к изучению святоотеческого наследия. Каждый христианин обязан уметь отделять в творениях отцов пшеницу горнего знания от плевел дольнего мира. Это ни в коей мере не умаляет нашего благоговения перед самими отцами, ибо наша
Церковь устами великого богослова свт.
Фотия Константинопольского призывает «не принимать как учение то, в чем они (Св. отцы) заблуждались, но лобызать человеков» (В. М. Лурье. Послесловие к книге св.
Григория Нисского «Об устроении человека», стр. 174).