Любовь к врагам. Прощение обид

Ни как не могу научиться любить своих недоброжелателей - не получается. Расскажите, пожалуйста, как этому научиться, о чем думать, как строить свои мысли? Как научиться любви ко всем?
 
Москва
Православный христианин
Любовь растёт только из корня смирения. Ко всем, и уж особенно - к обижающим нас.
Преп. Макарий Оптинский писал:
"Заповедь непременная также о любви врагов, но как мы далеки от исполнения оной! И только, только можем, хотя отчасти, приблизиться к сему, когда будем себя укорять, поминая грехи свои" (Т. 1, п. 71, с. 147).

См. Любовь к врагам
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Крещён в Православии
Ни как не могу научиться любить своих недоброжелателей - не получается. Расскажите, пожалуйста, как этому научиться, о чем думать, как строить свои мысли? Как научиться любви ко всем?
Сказано так же:
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет, -
19 терпением вашим спасайте души ваши.

(Лук.21:17-19)

И так терпением спасайте душу свою, ибо надлежит этому быть, чтобы христианина ненавидели, ибо он не от мира сего. Мир же любит свое...
 
Спасибо, Любовь. Меня как раз и беспокоит то, что я начинаю ненавидеть в ответ на недоброе ко мне отношение. Знаю, что это ГРЕХ и хочу его победить, но пока не получается. Как настроить свои мысли, чтобы сумето полюбить тех, кто зложелает? Страшно еще то, что в наше время трудно любить даже близких.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо, Любовь. Меня как раз и беспокоит то, что я начинаю ненавидеть в ответ на недоброе ко мне отношение. Знаю, что это ГРЕХ и хочу его победить, но пока не получается. Как настроить свои мысли, чтобы сумето полюбить тех, кто зложелает? Страшно еще то, что в наше время трудно любить даже близких.
Научитесь сперва прощать! Лишь научившись этому, можно надеяться полюбить. А прощать в общем-то легко, если понимать, что они не ведают, что творят, потому что не духовны и потому, что через это враг легко нападает на вас через них.
Как мой духовник всегда говорит: У христианина не может быть никаких врагов, кроме...

Продолжите предложение сами по смыслу. :)
 
Москва
Православный христианин
Как настроить свои мысли, чтобы суметь полюбить тех, кто зло желает?
Просить Бога в молитве.
Молиться непрестанно и Бог отзовется и поможет настроиться.
Надежда только на личные усилия - гордыня отвращающая от Бога и не приводящая к желаемому результату.
 
Из конспекта лекций архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
"Греческое "агапао" не имеет смысла эмоционального; эротического, родственного, дружеского, (это по-гречески совсем другие слова).
"агапао" носил всегда социальный характер, в смысле "принимать". (наши - не наши).
В иудейском обществе времен Иисуса: "наши" - только иудеи, "обрезан.", а остальные - дальние.
Я это понимаю так:
Иисус говорит, что надо всех "принимать", с ними нельзя расстаться, как нельзя расстаться с самим собой (хотя ,бывает, сам себе не нравишься), т. е. другие - такие же люди , как ты"
 
мне кажется для начала необходимо понять,что естесственно для человека-любовь или ненависть. По моему ответ очевиден-любовь. Нет смысла "тужить" любовь к врагам-надо просто понять-что мешает этой любви?...В ЛЮБОЙ жизненной ситуации по-моему достпаточно спросить-"Господи как я должен поступить по отношению к этому человеку?".По-моему не надо быть 7 пядей во лбу что бы понять как?...
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Нет смысла "тужить" любовь к врагам-надо просто понять-что мешает этой любви?...
Есть смысл нудить себя на любовь, и необходимость есть, потому, что грех иррационален и мы рабы своих страстей. И только когда Бог увидит, что мы, по заповеди, нудим себя на добро - тогда и Он посылает Свою благодатную помощь, и мы находим в себе ту любовь, которой до того не было в нас.

В ЛЮБОЙ жизненной ситуации по-моему достпаточно спросить-"Господи как я должен поступить по отношению к этому человеку?".По-моему не надо быть 7 пядей во лбу что бы понять как?...
Ох, надо, надо быть 7 пядей во лбу :D, да и этого будет мало, если не вразумит Сам Господь. Вот я только маленький пример приведу, как святые отцы учили рассуждению ищущего добродетели любви к обижающим:

ВОПРОС 82. Если кто-либо из братии или из самих больных согрешит, и я, желая исправить его, скажу что-нибудь со смущением, должен ли я после поклониться ему, прося прощения? И если случится, что он разгневанным на меня уйдет из больницы: что мне делать? И вообще — за какие согрешения надобно делать поклонение? Ибо гордость и самооправдание помрачают ум. А когда кто и поклонится, то тщеславие снова найдет себе повод.
ОТВЕТ. Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысл твой успокоится, и тогда скажешь мирно. И если брат послушается тебя — хорошо; если же нет, скажи ему: «Не хочешь ли, я открою это авве, и как он рассудит, так и сделаем, и ты будешь спокоен». Но ежели разгневавшись уйдет, то скажи авве, и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения (т.е. не проси прощения), ибо чрез то дашь ему повод думать, что ты действительно виноват пред ним, и он еще более на тебя вооружится. У других же людей тщательно проси прощения, сообразуясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись; а когда оно не велико, – скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат». Берегись гордости и самооправдания, ибо они препятствуют покаянию; впрочем, бывает и так, что человек по тщеславию делает поклон. Презирая три сии страсти (гордость, самооправдание и тщеславие), где нужно, делай поклонение со смирением, страхом Божиим и рассуждением. По силе твоей старайся пребывать в сих добродетелях, и Бог поможет тебе молитвами святых.
(Святых преподобных отцовВарсонуфия и ИоаннаОтветы на вопросы преподобного Дорофея).

 
Есть смысл нудить себя на любовь, и необходимость есть, потому, что грех иррационален и мы рабы своих страстей. И только когда Бог увидит, что мы, по заповеди, нудим себя на добро - тогда и Он посылает Свою благодатную помощь, и мы находим в себе ту любовь, которой до того не было в нас.


Ох, надо, надо быть 7 пядей во лбу :D, да и этого будет мало, если не вразумит Сам Господь. Вот я только маленький пример приведу, как святые отцы учили рассуждению ищущего добродетели любви к обижающим:

Извините..."нудить на добро" или на любовь?Это немного разные вещи?...Никто не спорит,что нужно делать добро.Но...И тут легко споткнуться.Добро и зло -субъективные понятия.И добро нужно делать,будучи АБСОЛЮТНО уверенным-что человек воспримет это именно как добро?...А еще лучше-когда попросит об этом.Тут по-моему не надо быть 7 пядей во лбу?...
Мне все таки кажется,что для начала надо ПО ОТНОШЕНИЮ к врагам не совершать то чего не нужно?..
 
Москва
Православный христианин
Извините..."нудить на добро" или на любовь?Это немного разные вещи?...
А в чём разница?

Никто не спорит,что нужно делать добро.Но...И тут легко споткнуться.Добро и зло -субъективные понятия.И добро нужно делать,будучи АБСОЛЮТНО уверенным-что человек воспримет это именно как добро?...А еще лучше-когда попросит об этом.Тут по-моему не надо быть 7 пядей во лбу?...
Вы сами себе противоречите, не находите? Если Вы согласны, что нужно делать добро, то почему пишете, что оно субъективно? Добро и зло не субъективные понятия, отнюдь. Почему думаете, что нужно, чтобы ближний воспринял добро как добро? Мы угождаем Богу или сиюминутному настроению заблуждающегося человека? Если мы о Господе делаем благо, то мы правы. И для добра не нужно ждать просьб, наша обязанность поступать по правде. Если же мы в чём-то не правы, то сделали не добро. Просто давайте не будем путать добро, волю Божию, и наши человеческие заблуждения. А то мы ни до чего не договоримся.

Мне все таки кажется,что для начала надо ПО ОТНОШЕНИЮ к врагам не совершать то чего не нужно?..
:) Ваш любимый конёк. Ничего не делать... Тот, кто ничего не делает, ничего и не достигнет. А христианам сказано:

"Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."(Римл. 12, 21)
 
А в чём разница?


Вы сами себе противоречите, не находите? Если Вы согласны, что нужно делать добро, то почему пишете, что оно субъективно? Добро и зло не субъективные понятия, отнюдь. Почему думаете, что нужно, чтобы ближний воспринял добро как добро? Мы угождаем Богу или сиюминутному настроению заблуждающегося человека? Если мы о Господе делаем благо, то мы правы. И для добра не нужно ждать просьб, наша обязанность поступать по правде. Если же мы в чём-то не правы, то сделали не добро. Просто давайте не будем путать добро, волю Божию, и наши человеческие заблуждения. А то мы ни до чего не договоримся."Дорога в ад выложена благими намерениями"?...


:) Ваш любимый конёк. Ничего не делать... Тот, кто ничего не делает, ничего и не достигнет. А христианам сказано:

"Не будь побежден злом, но побеждай зло добром."(Римл. 12, 21)
Ну да мой любимый конек-НЕ ГРЕШИТЬ-не делать...Добро и зло действительно субъективно.Я например считаю,что для вас (например) будет добром жить скажем за рубежом.Ну там ведь вроде выше уровень жизни?Прийду к вам с билетом на самолет-скажу-собирайтесь-Вам выезжать за границу.Вы воспримете это как добро?...Кто то из св отцов даже говорил-если даете милостыню-пусть она запотеет в руке-т.е.нужно хорошо подумать-а нужно ли?...И зло тоже субъективно.Если бы все люди знали что совершают зло-зло исчезло бы?...
 
Москва
Православный христианин
Москва
Православный христианин
Добро и зло действительно субъективно.Я например считаю,что для вас (например) будет добром жить скажем за рубежом.
Добро и зло определяются духовными людьми просто по тому, по воле ли Божией то или иное дело, или - против воли Божией. Зло - это отсутствие блага, а добро - благо, исходящее от Бога, соответствующее Его воле. Ну, а что там себе человек придумывает - это вообще другой вопрос. И если мы человеческое повреждённое разумение будем выдавать за критерий определения добра и зла, то ни до чего с Вами не договоримся. Имеет смысл обсуждать что-то только тогда, когда понятия строго определены - вот как добро и зло в свете духовности.
 
"Добро и зло не субъективные понятия, отнюдь. Почему думаете, что нужно, чтобы ближний воспринял добро как добро? Мы угождаем Богу или сиюминутному настроению заблуждающегося человека? Если мы о Господе делаем благо, то мы правы. И для добра не нужно ждать просьб, наша обязанность поступать по правде. Если же мы в чём-то не правы, то сделали не добро. Просто давайте не будем путать добро, волю Божию, и наши человеческие заблуждения. А то мы ни до чего не договоримся".


Полностью согласна с высказыванием Тины: у разных людей может быть разное понятие о добре, и только у Бога о добре понятие единое. Поэтому добро нужно делать не задумываясь, будет ли оно признано добром людьми, но стараться, чтобы оно было угодно Богу.
 
Добро и зло определяются духовными людьми просто по тому, по воле ли Божией то или иное дело, или - против воли Божией. Зло - это отсутствие блага, а добро - благо, исходящее от Бога, соответствующее Его воле. Ну, а что там себе человек придумывает - это вообще другой вопрос. И если мы человеческое повреждённое разумение будем выдавать за критерий определения добра и зла, то ни до чего с Вами не договоримся. Имеет смысл обсуждать что-то только тогда, когда понятия строго определены - вот как добро и зло в свете духовности.

Но ведь разговор идет о том добре которое мы совершаем по отношению друг к другу?...Если я не духовный допустим человек,значит и добро теперь не делать?...Добро должно быть востребованным-я об этом.Иначе говоря нельзя насильно человеку навязать добро и свое понятие о добре к нему.И кстати говоря Бог по-выидиму и не делает челвеку добро против его воли-человек должен созреть до этого понимания добра и пожелать его?Иначе мы бы все УЖЕ ДАВНО были счастливы и были бы в раю?...Большинство грха человек делает будучи уверенным,что совершает добро-инквизиция например?Крестовые походы?Мусульмане доказывают преимущество своей религии будучи уверены что желают спасения ближнему,так же как и христиане?Мы находимся во власти греха-потому желаем себе в большинстве случаев зло.Я даже читал случай когда один православный пожелал что бы в него вселился бес-ЗЛО В ЧИСТОМ ВИДЕ-потому что не мог по-другому справляться со своей гордыней.В этом случае-он пожелал себе зла или добра?...
 
Москва
Православный христианин
Но ведь разговор идет о том добре которое мы совершаем по отношению друг к другу?...Если я не духовный допустим человек,значит и добро теперь не делать?...
Ну почему же, делать, только с рассуждением, и все мы так.

Иначе говоря нельзя насильно человеку навязать добро и свое понятие о добре к нему.
Совершенно верно. То, что делается насильно, никак не может быть добром. А навязывать своё понятие о добре и вовсе невозможное дело. Давайте попробуем посмотреть на примере. Допустим, жена знает, что хорошо бы мужу стать христианином. Они безусловно права. Но если она начнёт навязывать ему своё желание, чтобы он крестился, то из этого может произойти большое зло, потому что муж по чувству противоречия и от непонимания может даже озлобиться. Она должна быть мудрой и подводить мужа к пониманию христианства и к важному решению принять крещение постепенно, ненавязчиво, терпеливо, с большой любовью и кротостью, часто даже и не словами, но самой своей чистой жизнью, как наставляет и апостол.
"Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. "
(Петр. 3, 1-2)

И тогда она совершит - добро, великое добро для своего мужа.


И кстати говоря Бог по-выидиму и не делает челвеку добро против его воли-человек должен созреть до этого понимания добра и пожелать его?
Всё, что мы имеем в жизни - всё происходит по Промыслу Божию, и всё это - добро для нас. И болезни, например, тоже, не зря их называют посещениями Божиими.
Бог все обращает к благу - даже наши грехи.
Все житейския бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему... Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силен и добр, чтобы из всякаго злого дела производить доброе последствие.
(Святитель Иоанн Тобольский.)
И всё это происходит с нами для того, чтобы мы пробудились духовно и - да! - увидели, что для нас спасительно. Чтобы мы покаялись и пришли к Богу.


Большинство грха человек делает будучи уверенным,что совершает добро-инквизиция например?Крестовые походы?Мусульмане доказывают преимущество своей религии будучи уверены что желают спасения ближнему,так же как и христиане?Мы находимся во власти греха-потому желаем себе в большинстве случаев зло.
Увы, это так...:(
Я даже читал случай когда один православный пожелал что бы в него вселился бес-ЗЛО В ЧИСТОМ ВИДЕ-потому что не мог по-другому справляться со своей гордыней.В этом случае-он пожелал себе зла или добра?...
На мой взгляд, это очень самонадеянное желание... Но когда Господь попускает бесу войти в человека - это именно то зло, из которого может произойти с Его помощью большое добро - спасительное покаяние.
 
Сверху