Любовь к себе

ЗДРАВСТВУЙТЕ УВАЖАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИ.
Я вас хочу спросить, не уж-то православный человек, не должен проявлять уважение и любовь к себе? Я понимаю, что человек сам по себе грешен, плох, ничтожен, хуже всех, тогда что, он, должен себя ненавидеть и презирать из-за своих грехов.
Как тогда должен православный относиться к себе правильно.
Спасибо.
 
Серго это наверно Сергей?
Я отвечал на этот вопрос чуть раньше.
Просто повторюсь.
Самое интересное и парадоксальное в Православии это то, что человек который "я ничто,хуже всех,что я ничтожный" и есть человек который проявляет любовь к себе. Т.е. он видет себя правильно и желает спасения своей души. Но это не значит что человек должен при этом себя ненавидеть и презирать. За что?
Дело в том что любовь к себе должна помочь человеку правильно оценивать себя, окружающих людей и обрести правильные взаимоотношения с Господом. В Православии, как мне кажется, не может быть высокой или низкой самооценки. Самооценка должна быть правильной или нет. Видишь свои грехи - правильно, не видишь неправильно.
Поэтому можно видеть свои грехи и понимать что это материал для работы.
И менять отношение к миру. Но ненавидеть себя при этом не стоит. Ненависть съедает силы так необходимые в борьбе с грехом. Ведь каждый человек создан по образу и подобию Божию.
А если у Вас есть ненависть к себе то это может быть предметом отдельного разговора.
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

Здравствуйте.Спасибо за ответ.Если можно,обьясните пожалуйста,ведь когда себе говоришь,что я ничтожество,я никто,я хуже всех и.т.д.тогда ведь будет очень заниженная самооценка.В принципе я так про себя и думаю,и мне из-за этого не очень хорошо.Не уж-то человек не может относиться к самому себе положительно.Спасибо за ответ.
 
Скажите, Вы так думаете потому что так положено думать православному христианину, или это ощущение сложилось по жизни?
Дело в том, что понимание своего недостоинства должно приходить с духовным опытом, иначе это ведет к унынию и т.д.
Для того, что бы этого не происходило рядом должен быть духовно опытный человек лучше всего священник, который со временем может стать Вашим духовником.
А причин для того чтобы относится к себе положительно более чем достаточно
1 Мы образ Божий.
2 Наше тело есть храм Духа Святого
3 Господь желает нашего спасения
4 Господь не дает нам больше чем мы можем понести.
Мне кажется что для начала достаточно.
Поэтому нужно все таки понять с чем связано это ощущение не любви к себе.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот что пишет Николай Пестов:

Препятствием к любви Христовой может служить извращенное самолюбие. Но только извращенное, так как любовь к себе не есть грех или порок и вложена в человека Богом.
Когда Господь велит любить ближнего, то велит любить его «как самого себя». Но себя можно любить по-разному. Можно любить себя эгоистично, потворствуя своим греховным склонностям и стремлению к телесным наслаждениям. И к этому относятся слова Христа: «Любящий душу свою погубит ее» (Ин. 12, 25).
Здесь надо вспомнить и слова прп. Серафима Саровского: «Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».
Но есть и разумная любовь к себе — желание спасти душу для жизни и вечности. И эта любовь законна, так как Господь говорит: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26).
 
Киев
Православный христианин
Словам желание спасти душу можно подобрать разные трактовки : страх Божий..., а необязательно "разумная любовь к себе". Эти слова и противоречат словам Серафима Саровского и Писанию. Себя то мы любим, а других ТАК, ЧТОБ "ПОЛОЖИТЬ ЗА НИХ ДУШУ СВОЮ " врядли. Слава Богу, что вы считаете себя ничтожнее других, так писали о себе святые и апостолы. Ненавидеть себя не надо, а "живущий в нас грех". Каяться, упражняться в противоположных добродетелях, переклячаться на других, их нужды и заботы, не зацикливаться на себе.
 
Томск
Православный христианин
в чем проблема трактовки "разумная любовь к себе"???

в контексте вопроса и ответа это понятно человеку, не фанатеющему от себя, либо от веры..

переключаться на других, их нужды и заботы
с неправильным , небестрастным устроением души переключаться на других опаснее, чем не переключаться...

жалко бывает мне тех иногда, на кого я переключаюсь))))(надеюсь понятно, что это такой юмор над собой)(переключение на других = имею ввиду душепопечительство самостийное, не реальную помощь и заботу о стариках - детях.)
 
Православный христианин
Когда Господь велит любить ближнего, то велит любить его «как самого себя».

А может ли такое быть, что именно любовь к ближнему в таком вот гипертрофированном масштабе, в котором она есть к себе самому, выполняет заповедь Христа?

То есть, если я самого себя люблю свыше разумных рамок, то и ближнего я обязан любить так же, если хочу соблюсти эту заповедь.

Заповедь вообще интересная. Тут же надо понять, как ты любишь самого себя, а это очень трудно сделать объективно, потому что именно это самое самолюбие и застит глаза.

Если не вдумываться, то всё просто - это значит постоянно вставать на место ближнего и думать, что бы хотел ты...а если вдумываться, то увы.., исполнить её невозможно, а можно лишь пытаться. Это как "будьте, как Я"
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Буквальное понимание этих слов «как самого себя»,может ввести в заблуждение.
Мной эти слова -возлюби как самого себя,понимались как отказ от самолюбия.Раздражение,вызваное либо завистью либо презрением,призывается заменить на уважение,всегда сопутствующее любви.
И слово ближний,как прямодушный,искрений,нелицемерный,чистосердечный тогда правильно понимается.
А так конечно Господь нигде не призывал любить самого себя.Даже вон как Петра осадил.На его слова-
"..будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!»,
Иисус ответил:«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн».
А всё только потому, что Пётр призвал Иисуса быть милостивым к себе,изъявить любовь к Самому Себе.
 
Православный христианин
Буквальное понимание этих слов «как самого себя»,может ввести в заблуждение.
Мной эти слова -возлюби как самого себя,понимались как отказ от самолюбия.

Вами эти слова понимались не буквально?
Ибо если буквально, то вы понимали, что ближнего любить не надо вообще, так как отказ от самолюбия влечёт отказ в любви ближнему, если следовать заповеди.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
p.s. "как самого себя" лучше перевести так: "он как ты"
Язычество дает прямо противоположное учение этому определению,чем Христос.Все адепты языческих религиозных или прирелигиозных учений,постояно сопоставляются в своем развитии,в своем достижении "совершенства", с другими,как требование некоего непрерывного развития,как отделения,как превосходства.Христос это развивающиеся эго эгоизма,переводит совершено в другое русло.В русло равенства всех перед Богом,этим разрушается самолюбование в самолюбии (в любви к себе.)
делай для ближних то, что хотел бы сделать для себя...
Ну Никодим желания бывают иногда такими для самого себя.И хотя Ваше утверждение верно в своей основе,все таки Христос говорит-Возлюби.Это очень важный момент.Это удивительнейшая речь.
А началась с того, что искушающий Иисуса законник спросил: «Какая наибольшая заповедь в законе?». Заповедей вон сколько, а какая наибольшая? Иисус не только назвал, выделил главную заповедь:«Сия есть первая и наибольшая заповедь: возлюби Господа твоего…», и неожиданно для всех, расширил её, дополнив словами:«Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Этими словами Иисуса Христа человек «вставлялся» в наибольшую заповедь; «вставлялся» в следующую строку, ниже Бога. Была заповедь:«Возлюби Господа твоего».Теперь, как продолжение, далее следовало:«Возлюби ближнего твоего».Это был поворот в развитии человека,а отсюда и всего человечества.

Теперь хочу сказать несколько слов о попытке выделить как-то "любовь к себе" по отношению к самому себе.Может быть это и креативно,но анализировать это понятие в отрыве от действий коры головного мозга,просто алогично.
Мы просто вернемся к апориям Зенона Элейского,а точне к одной из них.Сможет ли Ахиллес догнать черепаху.
"Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху."
 
Армавир
Крещён в Православии
Этими словами Иисуса Христа человек «вставлялся» в наибольшую заповедь; «вставлялся» в следующую строку, ниже Бога. Была заповедь:«Возлюби Господа твоего».Теперь, как продолжение, далее следовало:«Возлюби ближнего твоего».Это был поворот в развитии человека,а отсюда и всего человечества.
В Ветхом Завете тоже говорится о любви к ближнему. В античной философии понятие бескорыстной христианской любви между людьми называлось агапэ. В отличии от эроса. Ещё были филия и сторге.
Возлюби ближнего своего говорится именно как самого себя потому чтобы не ставить своё мнение, себя выше кого то. Именно как самого себя. Прежде всего подразумевается свобода ближнего человека ( не дальнего ) в синтезе с собственной свободой. Надо искать такие пути, когда люди могут свою свободу "уживать" ) со свободой других близких людей. И так каждый.
 
Киев
Православный христианин
Проблемы трактовки "разумной любви к себе" нет, если христианин понимает, следует святому Предвнию и Слову, что любить себя следует менее, чем других, т.к. себя то мы как раз и любим, и понимаем, и жалеем, а вот других-нет. Человек, стоящий на позиции "любви к себе". Меня можно называть как угодно, Попросите растолковать сие место Писания ("Возлюби ближнего как самого себя") священника, например Смирнова, на радио Радонеж, а после его комментария сказанете ему, что он дескать фанатеет от веры...Спаси Господи!
 
Киев
Православный христианин
Самолюбие не есть любовь, хотя корень слов одиннаковый смысл противоположный ( это можно проследить по толковому словарю). Самолюбие-это эгоизм, а не любовь, да и вообще все слова на "само" в святоотеческой традиции не жалуются.
 
Киев
Православный христианин
Можно, но этого недостаточно- это ветхозаветное понимание (не желай другому томго, чего не желаешь себе, типа "око за око...") Новозаветное понимание любви включает в себя жертвенность и милость...
 
Киев
Православный христианин
"Блаженны нищие духом ибо их есть Царствие Небесное". "Нищие Духом"- это не просто люди, которые считаются с другими и не ставят себя вше их, это люди, которые себя уничижают... " Кто хочет быть первым из вас пксть будет всем слугою,...рабом" Что касаемо свободы, то мы свободны любить или не любить...,т.е. любовь это изначально выбор...
 
Сверху