Я использую именно Церковную терминологию, а не «общепринятую» непонятно кем
Давайте обратим внимание на «стандартное» возражение еретиков-монофизитов против учения Церкви:
«Мы не признаём, что с Богом Словом соединилась Общая природа Человеческая, ибо в таком случае справедливо говорилось бы, что Слово Божие соединилось и со всеми людьми, бывшими до пришествия Слова и имеющими быть после него. Напротив, мы говорим о том, что природа Человеческая соединилась со Словом как та «наиболее частная» сущность, которую «одну только» из всех восприняло Слово».
(Иоанн Филопон)
***
«Поэтому исповедовать Слово в двух природах, и считать то, из чего Он состоит, Общим, охватывающим многие ипостаси – вещь крайне гнусная и глупая».
(Севир Антиохийский)
***
Как видите, для еретиков Общее спасение во Христе – это было учение «крайне гнусное и глупое». Для Церкви же, Общее спасение – это и есть общепринятая Церковная терминология. Ибо спасение во Христе не может быть «частичным», но может быть – и даже есть – только Общее, Всеобщее, Целое, Всецелое.
Смотрите главу:
«О том, что вся Божественная Природа в одной из Ипостасей Божества Соединилась со всей Человеческой природой, а не часть с частью».
«Утверждаем же, что вся Божественная Сущность Соединилась со всей Человеческой природой» и т. д… «Говорим же, что наша природа Воскресла из мёртвых, Вознеслась и воссела по «правую сторону» Отца – не в том смысле, что все Человеческие ипостаси воскресли и воссели по «правую сторону» Отца, но – в том (смысле), что вся наша природа Воскресла и сидит по «правую сторону» Отца в Ипостаси Христовой».
http://azbyka.org/otechnik/?Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very=3_6
Относительно же «терминологии» напомню, что ещё святой
Григорий Нисский отметил, что «
есть некое неправильное словоупотребление в том обычае, когда неразделяемых по природе называют во множественном числе одним и тем же именем природы и говорят: «многие человеки», чему подобно будет, если сказать: «многие природы Человечества»». Например, люди умирают и рождаются, и «мы вынуждены говорить: «человеков много» и «человеков мало»». Однако же святой отец подчёркивает, что: «это говорится вопреки самому понятию «сущности», так что к лицам (из-за неправильного употребления имён) сопричисляются некоторым образом и сущности». «Но
что говорится в смысле неточном, то у людей здравомыслящих не предпочитается сказанному в смысле собственном». Ведь
«Человек есть название не в отдельности каждого, но Общей природы».
Вообще же, святой Григорий привёл массу примеров того, как следует говорить – и, что важнее, и понимать суть – в «смысле собственном». Например, святой отец писал:
«человек, рождая от себя человека, не разделяет природу (на части); напротив того, и в родившем, и в рождённом она – всецело. Не часть (природы) отделяется и перемещается от одного к другому, (и природа) не терпит утраты в одном, когда совершенной делается в другом, – но, вся (природа) будучи в одном, вся также находится и в другом. Ибо человек, прежде чем родил от себя другого, был «живое существо, словесное, смертное, способное обладать разумом и обучаться»; и (остался таким) когда родил такого человека, в котором оказались все отличительный свойства природы. И человек, родивший от себя человека, не теряет бытия, но чем был прежде, тем остаётся и после, рождением от себя человека ни в чём не уменьшив своей природы. И, хотя человек рождается от человека, однако же природа рождающего не разделяется (на части)». Поэтому «нельзя сказать в собственном смысле, будто бы Адам родил другую, кроме себя, сущность, но справедливее будет говорить, что Адам родил от себя другого себя, и в этом другом рождено вместе всё то, что есть в сущности родившего». Ибо «разделения сущности не бывает и у нас, рождаемых друг от друга. В каждом – и в рождённом и в родившем – «мера» сущности остаётся Целою. Нет и в рождающем уменьшения, нет и в рождаемом приращения «меры» сущности».
См., например, здесь:
http://azbyka.org/otechnik/?Grigorij_Nisskij/k_avlaviyu
http://azbyka.org/otechnik/?Grigorij_Nisskij/k_ellinam
http://azbyka.org/otechnik/?Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija=2#p7
http://azbyka.org/otechnik/?Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija=3#p3
***
Вообще-то, я уже неоднократно писал на все эти темы, и многократно касался вопроса Церковной терминологии. Поэтому сейчас просто повторю саму суть:
Вечное Мучение «нераскаявшихся тварей» – это не мучение «Богом наказанных тварей»; но это именно мучение тех Богом Спасённых тварей, которые всё равно, упорно и настойчиво, отвергают Божье Спасение.
«Не–спастись» мы не можем; однако Бог нас не принуждает именно «быть» Спасёнными (ведь очень большая разница между понятиями «я есть» и «я существую»). В этом и подлинная трагичность Вечных Мучений: ибо на небытие обрекают себя не «Богом наказанные» твари; но на небытие обрекают самих же себя именно: «Богом Спасённые». Ведь если бы их подвергал мучениям Сам Бог, то они могли бы «просить пощады», «молить о Спасении». Но Бог их именно Спасёт, и именно пощадит, а поэтому их ожидает участь воистину ужасная, ибо они сами же отвергнут и Спасение и пощаду.
***
Ещё обращу внимание, что после смерти «этой людской плоти» все мы непрерывно сохраняем способность обратить мышление (покаяться) и к «лучшему» и к «худшему». Но когда «Бог будет всяческая во всех», тогда такой возможности не будет. Почему? Потому что тогда никто не сможет «быть не Богом» и никто не сможет отпасть от Бога. Иными словами, тогда вообще никто не сможет покаяться ни к «лучшему», ни к «худшему». Тогда можно будет: или «быть Богом», или «не быть». Но «быть» грешником (хоть на адской сковородке, хоть в кастрюле с кипящей смолой) тогда никоим образом не будет никакой возможности вообще. Равно и праведником тогда тоже никто не сможет «быть», ибо и грешников никаких не «будет». Тогда будет просто и всецело: «Бог всяческая во всех» – и это самым Совершенным образом. В этой связи отцы Церкви неоднократно подчёркивали:
«тогда нас НЕ будет МНОГО», но все мы будем – ОДИН.
«Будет же «Бог всяческая во всех» во время восстановления (έν καιρω της αποκαταστάσεως), когда
мы уже не будем многим, как сейчас, из-за душевных движений и страстей, совершенно не нося в себе самих ничего Божьего или нося очень мало, но
будем всецело боговидными, вмещающими всего Бога и только Его; ибо это есть совершенство, к которому мы усердно стремимся».
(
Григорий Палама)
«Будет же Бог «каждый в своем порядке» во время «Совершения», то есть всецелый Бог.
Тогда и мы перестанем быть многим, но сделаемся всецело богоподобными,
вмещающими в себе всецелого Бога и Его Единого. Вот то Совершенство, к которому мы спешим!».
(
Григорий Богослов)
***
P. S.
Подчеркну немаловажный момент. Люди уже сейчас – и вполне осознанно и очень целенаправленно – подготавливают самих же себя к неминуемой Вечности Мучений, когда усваивают себе умонастроение «отрицания Дара Общего Спасения» во Христе.