- Православный христианин
4. У всех будет одинаковая возможность.
5. Ну смерть может застать неожиданно, а на Суде, с точки зрения осиповцев, я так понимаю, что время будет. Да?
Хотя на мой взгляд, это Суд будет именно неожиданно, и не будет возможности покаяться.
Ну хорошо, допустим на Суде будет дан еще один шанс для покаяния. Но все ли покаются? И Писание говорит, что не все. Одни пойдут в жизнь вечную, другие в вечную смерть. И вы понимаете, что не все. Так?
Упрощение это или не упрощение, но фактически это так. Временные полезные для спасения души мучения.
Откуда мне знать - кто и что сделает. Лично я (это сугубо мое мнение) думаю, что не все. Да еще и поспорить захотят. Писал где то уже. Что и праведник в раю и грешник в аду оба скажут "Получаю незаслуженно". Причем именно из-за этой фразы в том числе один в раю будет, а другой - увы. Вся разница что праведник понимает что ему дано сверх заслуженного, а грешник - что своего "честно заработанного" не получил.
Разница в чистилище и Осипове не в том что временные, а в том что чистилище - вещь чисто юридическая - этому столько за два мешка картошки украденные, а этому - вот столько за то что жену побил три раза. У Осипова же при возможности покаяния скорее сам человек сдуру определяет сколь ему маяться - пока покаяться не может. Это совершенно не то. Если Осипов (а не факт что это именно его мнение) исходит и повторяет за рядом православных отцов то основание, что благой Бог никого не предопределил бесконечно мучиться, то идея чистилища из юридического убеждения, что каждый грех должен быть как-то да искуплен. Мол в целом спасти вот этого надо. Но маленько грешков неисповеданных осталось - за них укороченное наказание. Это сугубо юридическая и неправославная теория. Совсем две разные вещи. Если они и похожи временностью наказания, то не более чем мяч и яблоко в том смысле что оба круглые. Первая из области теодицеи и ее возникновение понятно и обоснованно (даже если в ней ошибка) с известной долей аккуратности она остается в русле если не православного вероучения, то хотя бы православного "образа мысли" - если Бог всем желает спастись - то как же желание это осуществляется - если Бог знает о каждом его участь до рождения еще. - вторая же про чистилище чистое умствование - антропологизация целей и методов действия Бога и вообще ближе к иудаизму. Бесполезно сравнивать Божье милосердие и Божью справедливость. Ни первая вторым, ни наоборот не ограничено. В идее о чистилище католики пытаются это делать. У Осипова нет и близко.
После же Суда Сергей все написал. Когда Бог все во всех - это конечное как бы состояние. Почему так? Если по простому - Бог в вечности и сам есть вечность. Вечность она не "долгая длящаяся". Она моментная бесконечная. Спасены и причастны Богу все. Для одних это радость, для других же -нераскаянных - мучение. Но это не длящееся состояние. Это постоянное полное неизменное в силу причастности вечности. Причем только неизменно полное вечное бытие обоженной твари обеспечивает невозможность нового отпадения. Иное понимание есть не обожение твари, а восстановление мира в безгрешном состоянии - как бы заново с нуля. А именно вот это и анафематствовано как апокатастасис Оригена.
Почему Осипов говорит о вечных но конечных мучениях? Действительно есть проблема теодицеи и сохранения крайней степени благости Бога с одной стороны а с другой творения вечно мучающихся людей. Желание примирить это противоречие - благое.
Но во-первых, сам Осипов излагает существующие мнения, а не провозглашает догмат
Во-вторых, повторюсь важен контекст - в ответ на какой вопрос и в какой аудитории Осипов приводит такие мнения
В-третьих, примирить это противоречие возможно и по-другому. Например - нашим простым непониманием сути надвременного бытия Божия. Скажем есть две возможности
1. мир для Бога развернутая карта со всеми событиями как прошлыми, так и будущими (Он то над временем, для него оно не тянется). И для такого варианта действительно для избежания предопределнности мук возможность изменения состояния исходя из этих самых благих мыслей должна сохраняться и после Суда.
2. Но возможно, повторяю возможно (и я более склоняюсь к такому мнению) - мир для Бога как событийный ряд есть следствие Его кенозиса ради сохранения свободы нашей воли, и Он видит не одну цепь событий а сумму их потенциалов - то есть для каждого выбор сохраняется до самого последнего момента - уж как каждый распорядится - большего для нас сделать невозможно. И Бог не следит за событиями, а ведет по "наилучшей из возможностей" считаясь с нашим выбором. Потому никто не сотворен предопределенно, но для всех есть масса вариантов, которые мы своим выбором сокращаем. И Бог нас предупреждает, а не сообщает предписанное будущее. В конце концов многое из Писания подтверждает, что реальный выбор у каждого есть. Жена Лота могла и не оборачиваться ведь, а если не могла и точно обернулась бы - смысл ее предупреждать. Например о. Дм. Смирнов как-то сказал, что будущего никакого нет - оно не случилось. Несмотря на безграничность всеведения Божия варианты остаются. Причем всеведние как раз этой многовариантности уж куда опять же по моему личному мнению выше чем знание прямой цепочки. Ну и все они - эти возможности - "сойдутся" после Суда в одну "жизнь будущего века".
Сложно конечно и для каждого конкретно в его жизни "здесь и сейчас" данное философствование решающей роли не играет, но чисто для примера - вот как-то так...
Ну и в заключение добавлю, что мне представляется самым полезным думать как тот сапожник, что был святее Антония Великого "Все спасутся - один я не спасусь"