Какими добрыми делами можно заняться?

Важно делать добро во имя Христа! Это то, что я называл правильным внутренним настроем. Ведь милостыней можно и себя загубить.
Один подал кусок хлеба голодному и сказал в сердце своем: "Слава тебе Иисусе Христе". Другой подал кусок хлеба голодному и сказал в сердце своем: "Какой я молодец".
Первому награда будет, второму нет. Вот над чем подумайте, делая любое благое дело.
А второй подумал не "какой я молодец", а "наконец-то ему (голодному) полегче будет". Поверьте, и такое бывает :)
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А второй подумал не "какой я молодец", а "наконец-то ему (голодному) полегче будет".
Так то оно так. Но ведь одно другому не помеха?) . И ему полегче и я молодец). Про это необязательно даже говорить что-то "в сердце своем", оно ж подразумевается. Просто одни за собой это замечают, другие нет.
 
Так то оно так. Но ведь одно другому не помеха?) . И ему полегче и я молодец). Про это необязательно даже говорить что-то "в сердце своем", оно ж подразумевается. Просто одни за собой это замечают, другие нет.
Я вообще не "молодец", а вину чувствую. Типа надо было больше, и вообще помочь. Уверена, что многие мои знакомые из этой сферы, атеисты, так и чувствуют. Честно говоря, я тоже редко думаю, что "ради Христа". Я думаю - ради этого человека, чтоб он не умер. А если вспоминаю про то, что это надо делать "во имя Христа", то сразу вот и тщеславие накатывает, и искренность уходит, начинается лицемерие и самокопание. Лучше просто посочувствовать и помочь, не углубляясь. Я думаю про то, что я - просто "руки Бога", без претензий. Послал меня Бог пройти мимо нуждающегося человека - значит, надо помочь, и всё. Раньше (до крещения и потом до воцерковления) я просто вообще об этом не думала - просто "нельзя же мимо пройти". А вот эти разговоры о том, что нужно помогать только когда ты готов не навредить своей душе, выбивают меня из колеи. Бррр.

"Так то оно так. Но ведь одно другому не помеха?) . И ему полегче и я молодец)" - кстати, если человек реально сочувствует другому, то тут, имхо, никогда не остаётся места для смотрения на себя и оценки своих действий. Как говорится, душа болит за человека.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А если вспоминаю про то, что это надо делать "во имя Христа", то сразу вот и тщеславие накатывает
Ну я в общем то это и имел ввиду. Ибо с одной стороны "твори добро Христа ради", а с другой " николиже сотворих благое пред Тобою". Вот и когнитивный диссонанс, коих много в духовных вопросах.
Потому как идеальное восприятие: все творимое добро - от Бога. Но творим же мы его по своей воле? И тут осознанно или неосознанно негативной оценки не будет. "Не молодец" тут не вписывается.
 
"Не молодец" тут не вписывается.
Ой, вписывается. Недостаточно помог (если неверующий), недостаточно помог (если христианин).
Вот чтоб не "накатывало", я и не концентрируюсь на том, ради Христа это или просто потому что нехорошо не помочь. Раньше вообще на границе с неврозом было - надо же последнюю рубашку отдать, а я такая эгоистичная не отдаю и т.д. Жуть. Ну если кому-то это помогает, то хорошо - просто я не представляю, как это может помогать.
Невроз слегка прошёл после того, как у меня стало меньше возможностей помогать. Вещи в благотворит. магазин уже давно отнесла, денег своих нет, приглашать людей помыться или ночёвку не рискую, т.к. я живу одна. Впрочем, были случаи, но ночевали они всё равно на лестнице ) Но думаю, это моя психологическая проблема - чувство вины. Христос, правда, чётко сказал, что нужно делиться всем. И вот мать Мария (Скобцова) так и делала. Значит - думаю я - у меня просто любви не хватает, а эгоизм зашкаливает. Такие дела.
Но это уже оффтоп. Я рада за тех, кто может помогать и не мучаться от мысли, что "недодал".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А у меня вот такая задачка по этой теме. Я уже много лет делаю конкретные добрые дела в физическом и в финансовом плане (что это за дела не важно, но это точно добрые дела). Я православный христианин и регулярно причащаюсь, но ..... я эти дела делаю из под палки, мне нужно очень много прикладывать силы воли, чтоб встать и пойти, или взять карту и перечислить деньги, или оплатить очередной счет (всякие сомнения, а так ли нужно этому человеку). Мало того я еще и получаю дивиденды от моих добрых дел, поскольку эти дела нельзя делать не замеченным (хотя я первое время пытался) очень много людей знает про это (мои коллеги по работе, соседи и т.д.) и за это меня стали уважать (всякие там грамоты, премии). Но и это еще не все, меня часто посещают мысли, но это же все так и есть я действительно все это делаю (хотя это во общем то не так уж много занимает моего времени, да и деньги которые я жертвую далеко не самые последние), во общем грех прелести в полном своем размере. Да я каюсь в этих грехах (но опять получается плохо, батюшка которому каюсь то же стал меня уважать), но эти мысли не на долго отступают от меня.
Ну и наконец вопрос: Должен ли я перестать делать эти добрые дела?
 
Православный христианин
Конечно, хорошо, что вы это делаете, если дела действительно добрые и не в ущерб своей семье. Православный должен быть примером для других. То, что другие видят, нормально, если вы не хвастаетесь специально. Мысли "какой я молодец" не повод отказаться от благотворительности, они у всех бывают. Прот. Андрей Ткачев сказал, что нужно делать дела любви, даже если чувств любви нету (точность цитаты не гарантирую).
 
Прочее
Ну и наконец вопрос: Должен ли я перестать делать эти добрые дела?
К сожалению нынче христианство воспринимается как социальное служение, а это далеко не так. Жертва и помощь разного рода конечно вернётся человеку, это духовный закон, который действует не только на верующих людей. Этим законом даже бизнесмены пользуются и мафия, замечая, что дела идут лучше , если часть средств пустить на благотворительность. Но цель христианина ведь не в приобретении земного благополучия или почёта. Современные верующие часто под "добром во имя Христа" понимают
доброе дело с мыслью о Христе, ну или как-то так, а подлинное доброе дело, это дело которое реально соединяет человека со Христом. Громадная разница! То есть, истинное доброделание приносит плод в виде духовной теплоты, привлекает Дух. Уверен что в жизни каждого человека был момент, когда простая и незначительная, но искренняя помощь, наполняла душу сильным духовным чувством и переживанием. А сотни походов по тюрьмам и больницам не давали даже простого удовлетворения. Прп. Серафим Саровский, например,просто и доходчиво на примере купца объяснял цель христианской жизни. Хороший купец не будет работать себе в убыток, будет продвигать тот товар, что приносит наибольший доход. А христианин будет делать то, что приносит духовную отдачу. Далеко не для всех это социальное служение. Порой достаточно вести себя благородно в повседневной жизни.
Я ничего не советую, но тяжко будет постоянно держать марку и соответствовать ложному мнению о себе окружающих, от коллег по работе, до духовника. Чем дальше, тем тяжелее.
 
Прочее
Андрей Ткачев сказал, что нужно делать дела любви, даже если чувств любви нету (точность цитаты не гарантирую).
Скорее всего о.Андрей Ткачёв повторил цитату одного святого, которому некий человек однажды пожаловался на то, что он не испытывает искренних чувств делая добрые дела, на что святой дал совет, всё равно их делать, а чувства когда-нибудь придут. Но во-первых , эти добрые дела тогда и не стоит воспринимать как добрые дела, а уже скорее как упражнение. А во-вторых, это частный совет конкретному человеку, которого соправождала молитва и духовная помощь того, кто этот совет дал. Да и вопрошающий мог работать в социальной сфере связанной с уходом за больными, например. Так что лучше не обвешиваться голыми цитатами, а накапливать собственный опыт.
 
Православный христианин
но тяжко будет постоянно держать марку и соответствовать ложному мнению о себе окружающих, от коллег по работе, до духовника. Чем дальше, тем тяжелее.
Я про то же. Меня тяготит эта ситуация и наверное уже бросил бы, но простая жалость удерживает меня.
а уже скорее как упражнение.
Прямо в точку!!!! Именно как упражнения. Люди ходят в фитнес-центры, а я тут для себе пользу получаю. Как там написано: а я "уже получаю свою награду".
 
Жертва и помощь разного рода конечно вернётся человеку, это духовный закон
Путаете с кармой :) Бог может поддержать, человек тоже может, получив сначала положительный духовный опыт, потом стать более крепким в трудных ситуациях, но таких законов бумеранга в христианстве вроде бы нет.
 
Борис, здравствуйте. Может, раз у Вас есть возможность помогать деньгами, можно наладить автоматические ежемесячные отчисления в какой-то фонд или какому-то человеку. Ведь деньги - это один из ресурсов, который нам даётся Богом в т.ч. и для помощи другим. Например, у меня обычно есть другой ресурс - время, и при соединении времени и денег получается хороший результат, а одно без другого - не поедет. Ну и постараться посмотреть на себя как на 1)управляющего вверенными Вам деньгами и 2)просто человека. Думаю, это трудно, но оставлять без помощи тех, кого Вы "приручили" или кто на Вашу помощь рассчитывают - тоже не очень.

Сразу вспомнился анонимный помощник фонду AdVita Капитан Немо. Если Вы - он, то тогда тем более не бросайте! )
 
Последнее редактирование:
Прочее
Путаете с кармой ...но таких законов бумеранга в христианстве вроде бы нет.
Христианство тут не при чём. Это всемирный духовный закон, во многих религиях эта истина даже не ставится под сомнение. А я это частенько слышал от божьих людей и старых священников, пока они были живы. И убеждался неоднократно на собственном опыте. Современный церковный человек получает крайне мало положительного духовного опыта, как правило имеет отрицательный. Научить некому.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
это частный совет конкретному человеку
Да, и это важно помнить всегда при чтении практически ЛЮБОЙ духовной литературы. Значительная часть наследия святых до нас дошла в пересказах несвятых людей (+ перевод). Это их интерпретация, при этом порой частных случаев. Это все таки не Евангелие. А у нас, к сожалению, чуть ли не каждая их фраза воспринимается как Слово Божие. "Святой (имя рек) сказал...." и т.д. Всегда нужно разбираться кто, кому, когда и зачем, кто записывал, редактировал и издавал.
 
Православный христианин
Я вообще не "молодец", а вину чувствую. Типа надо было больше, и вообще помочь.
Я тоже часто чувствую вину, что помогла лишь малым, могла больше или вообще не помогла, хотя можно было бы. Но если все же удалось помочь, мысленно благодарю Бога, что дал возможность послужить ему :)
А по поводу того, чтобы пустить обездоленного незнакомца домой - это для меня до сих пор загадка, как это применимо к современной жизни. У меня бабушка была простоя и добрая, она пускала таких людей домой, кормила. Вы знаете, это ни разу не закончилось ничем хорошим. Не смотря на то, что она жила очень бедно, большинство из этих людей все равно находили, что у неё украсть. А один товарищ просто повадился есть у неё регулярно, не от того, что нуждался, а потому что на халяву. А после еды всегда её унижал и доводил до слез и получал от этого всего удовольствие...
 
Я тоже часто чувствую вину, что помогла лишь малым, могла больше или вообще не помогла, хотя можно было бы. Но если все же удалось помочь, мысленно благодарю Бога, что дал возможность послужить ему :)
А по поводу того, чтобы пустить обездоленного незнакомца домой - это для меня до сих пор загадка, как это применимо к современной жизни. У меня бабушка была простоя и добрая, она пускала таких людей домой, кормила. Вы знаете, это ни разу не закончилось ничем хорошим. Не смотря на то, что она жила очень бедно, большинство из этих людей все равно находили, что у неё украсть. А один товарищ просто повадился есть у неё регулярно, не от того, что нуждался, а потому что на халяву. А после еды всегда её унижал и доводил до слез и получал от этого всего удовольствие...
Это, мягко говоря, не рекомендуется специалистами, и это каждый раз своё решение на свою ответственность. У меня ничего не крали, но это всё равно потенциально опасно, потому что мы не знаем, кто перед нами. Один раз ночевали у меня дома: я, мой бывший начальник по монастырской работе Сергей (пожилой) и одного такого товарища мы вписали. Наутро Сергей куда-то пошёл по делам, мы остались вдвоём, а он и говорит - а я только 25 лет отсидел. Я виду не подала, что шокирована и спрашиваю - а за что? - За убийство. Ну ок, говорю, поздравляю типа с освобождением. А сама и не знаю, то ли он меня "на понт" хотел взять, посмотреть на реакцию, то ли правда - и спросила у Сергея, который с северов и сидельцев насмотрелся - похож или нет? Сергей говорит - не похож. В любом случае полезно не "вестись", потому что даже если бездомному не хватает эмоций, у него только выживание постоянно, он хочет больше эмоций (в данном случае, например, страха) - не надо поддерживать манипуляционную игру. Поел-переночевал в тепле, помылся (по возможности) - и это наш максимум, наша встреча на этом закончена, всего хорошего. И это-то рискованно, как Вы видите. А по поводу того, кто унижал - ну во-первых, у меня бы он второй раз просто не зашёл (хотя я никого регулярно не кормила - все только по разочку, а лучше - в столовой (кафе) угостить). А во-вторых, вспомнился соответствующая линия фильма "Притчи" (уже когда он на даче у неё), когда алкаш героине сел на шею - но там всё с юмором и с выводом )
Или просто оплатить ночь в хостеле - там он сможет сделать всё то же самое - отогреться, отдохнуть, попить чаю.
А бабушка Ваша - Божий человек!
 
Православный христианин
Хостел точно лучше. Мне кажется, переночевать в нормальных условиях - сильный стресс для такого человека, когда он знает, что завтра опять нужно идти на улицу. Среди них большой процент людей с отклонениями, и есть большое искушение сделать какую-то гадость, потому что терять нечего. Думаю, лучше сделать пожертвование тем, кто занимается реабилитацией бездомных профессионально.
 
Хостел точно лучше. Мне кажется, переночевать в нормальных условиях - сильный стресс для такого человека, когда он знает, что завтра опять нужно идти на улицу. Среди них большой процент людей с отклонениями, и есть большое искушение сделать какую-то гадость, потому что терять нечего. Думаю, лучше сделать пожертвование тем, кто занимается реабилитацией бездомных профессионально.
Нет, не стресс :) А наоборот - типа наконец-то меня видят как человека. И вообще видят. Из-за исключённости из социума, презрения к ним со стороны "нормальных людей" и развиваются у них псих. отклонения. Вот даже ролик на эту тему сделали, как раз к Новому Году.
Но из соображений нашей безопасности - лучше да, в хостеле. Проф. реабилитацией занимается мало кто, и у них нет места для ночёвки бездомных. То есть есть - но капля в море.
 
Православный христианин
А бабушка Ваша - Божий человек!
Спасибо огромное! Мне кажется, что вам просто крупно везло, что все заканчивалось настолько хорошо. А как вы мирились с тем, что через общий быт вы могли чем-то заразиться? Одно дело помочь им просто на улице, что-то дать, другое - разделить посуду и санузел. Вы же понимаете, что с вероятностью 99% этот человек имеет букет заразных болезней.
Я недавно шла и увидела бомжа. Он спал в теплом подьезде. Было похоже, что он сильно пьян. И вы знаете, я даже не знала, что и делать. Думаю подойду и что? Здоровенный мужик, я одна, а если он агрессивный, а что я ему скажу. А может ему плохо? А что сделать тогда не знаю :(
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Скорее всего о.Андрей Ткачёв повторил цитату одного святого, которому некий человек однажды пожаловался на то, что он не испытывает искренних чувств делая добрые дела, на что святой дал совет, всё равно их делать, а чувства когда-нибудь придут. Но во-первых , эти добрые дела тогда и не стоит воспринимать как добрые дела, а уже скорее как упражнение. А во-вторых, это частный совет конкретному человеку, которого соправождала молитва и духовная помощь того, кто этот совет дал. Да и вопрошающий мог работать в социальной сфере связанной с уходом за больными, например. Так что лучше не обвешиваться голыми цитатами, а накапливать собственный опыт.
1. Зачем оценивать свое дело: упражнение оно или доброе? Есть Кому оценить.
2. Делать вне зависимости от того, что чувствуешь и любовь - это дела любви, даже если внутри нечто иное: об этом говорили на вебинарах отдела по церковному социальному служению. Это не частный духовный совет, а вполне себе устойчивый подход.
 
Сверху