Как вы понимаете, что в вас проснулась гордыня?

Православный христианин
У меня несколько вариантов, как не одно так другое:

Я посчитала, что я лучше других людей;
Я посчитала, что я хуже всех и даже хуже бесов;
Мысли, что я сделала какой-то особый грех и теперь особенная;
Мысли, что какие-то знаки - это у меня откровения (пошло с времен моего пребывания в протестантизме).




И что самое неприятное - злость на неосведомленных людей. К примеру, люди которые разносят фейки (особенно если уже 100 раз было сказано, что это фейки) или когда мои политические убеждения не сходятся с убеждениями оппонента, или когда разносят слова старцев, которые старцы не говорили.


Хочется тряхнуть этого человека и сказать - ау, братишка, проснись!

Как с предыдущими бороться я более-менее поняла. А как бороться с таким рефлексом на чужие глупости? Это нормально или это гордыня?
 
агностик
Как вы понимаете, что в вас проснулась гордыня?
Когда кажется, будто она уснула.

А как бороться с таким рефлексом на чужие глупости? Это нормально или это гордыня?
Поступки других людей раздражают нас в той мере, в какой мы присваиваем вину за это их свободной воле. Если подумать о том, что в силу разных обстоятельств люди вырастают с разной способностью критического мышления, и что в этом нет их вины, то и относиться к ним спокойно получится заметно лучше.
И да, это гордыня. И да, это нормально (в том смысле, что это естественно для большинства людей).
 
Православный христианин
Когда кажется, будто она уснула.


Поступки других людей раздражают нас в той мере, в какой мы присваиваем вину за это их свободной воле. Если подумать о том, что в силу разных обстоятельств люди вырастают с разной способностью критического мышления, и что в этом нет их вины, то и относиться к ним спокойно получится заметно лучше.
И да, это гордыня. И да, это нормально (в том смысле, что это естественно для большинства людей).
Интересная мысль про спящую гордыню!

Понятно, спасибо. Действительно, когда начинаешь задумываться, как человек пришел к убеждениям (страна проживания, опыт, окружение) то можно и простить…
 
Крещён в Православии
Интересная мысль про спящую гордыню!

Понятно, спасибо. Действительно, когда начинаешь задумываться, как человек пришел к убеждениям (страна проживания, опыт, окружение) то можно и простить…
К сожалению не засыпает... затаивается как змея и ждёт укусить в любой момент. Каждый видит в другом прежде всего свои собственные страсти. Я вижу гордыню и пьянство, а обжорство всем видно...и бороться с ними до конца дней.
 
Москва
Православный христианин
Священник Павел Гумеров :

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к Святителю Игнатию (Брянчанинову):

* Гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

* Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет Преподобный Нил Синайский.

Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость.
С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

* А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

 
Крещён в Православии
У меня несколько вариантов, как не одно так другое:

Я посчитала, что я лучше других людей;
Я посчитала, что я хуже всех и даже хуже бесов;
Мысли, что я сделала какой-то особый грех и теперь особенная;
Мысли, что какие-то знаки - это у меня откровения (пошло с времен моего пребывания в протестантизме).




И что самое неприятное - злость на неосведомленных людей. К примеру, люди которые разносят фейки (особенно если уже 100 раз было сказано, что это фейки) или когда мои политические убеждения не сходятся с убеждениями оппонента, или когда разносят слова старцев, которые старцы не говорили.


Хочется тряхнуть этого человека и сказать - ау, братишка, проснись!

Как с предыдущими бороться я более-менее поняла. А как бороться с таким рефлексом на чужие глупости? Это нормально или это гордыня?
Могу сказать только про себя, а у меня как в известном анекдоте;
Когда одна подруга, сетуя, говорит другой; Ты знаешь, у меня муж пьёт. Да, что ты, говорит другая, сколько уже лет живёте и ты никогда не жаловалась на это? Как ты узнала о том? Узнала говорит первая, просто он вчера трезвый пришёл.
Узнавать ничего не нужно, человек всегда горд и самолюбив. Просто нужно быть честным с самим собою, посмотреть внутрь себя пристально, и если случается увидев, приоткрыть и что-то, то тогда уже и приходит раскаяние. И не нужно других трясти, нужно себя трясти, о других Бог позаботится. А так Евангелие читать нужно, про Христа, и узнавать биографии и жизнь людей угодивших Богу, и в свете этого сравнения, будет понятно своё собственное устройство.
 
Москва
Интересующийся
С гордыней у меня так же. Думаю о себе - что много чего знаю лучше...)
Вот такая бесовщина....
Каждый раз как попадаю под это дело - встряхиваюсь и пересматриваю свою мотивацию.
На какое-то время помогает, а потом опять где-нибудь на те же грабли наступлю...

Где-то читал, что человек трясет других за то, чему и сам не очень-то следует.
Это беспокоит его внутри и эти же какие-то неправильные вещи он видит в других.
Они напоминают ему о его собственных проблемах. И вызывают раздражение.
Поэтому человек начинает гневаться на чужое невежество, так у него своего невежества еще хватает.

И как я понял, помимо раскаяния, нужно еще учиться понимать других людей.
Кому сколько и когда можно сказать, а кому может и ничего не нужно говорить,
потому что и Христос не все и не всем говорил, потому как были не готовы принять:
От Иоанна 16:12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

И еще важно помнить, что не мы сами благую весть несем,
а если мы удостоились милости Господа, то Он через нас действует.
И вот я замечал, как только упускаешь из виду, что ты раб Божий,
то тут-то гордыня и вылазит. Типа " Я великий, я знаю!", а если пребываешь в смирении перед Богом,
то не раздражаешься.
Такие у меня мысли...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Когда кажется, будто она уснула.


Поступки других людей раздражают нас в той мере, в какой мы присваиваем вину за это их свободной воле. Если подумать о том, что в силу разных обстоятельств люди вырастают с разной способностью критического мышления, и что в этом нет их вины, то и относиться к ним спокойно получится заметно лучше.
И да, это гордыня. И да, это нормально (в том смысле, что это естественно для большинства людей).
Гордыня никогда не была естественным для людей- это вранье! Нечем гордиться. Гордыня убивает человека, замыкает в свою самость ограничивает развитие и отдаляет от Бога, то есть от жизни. Так как она может быть естественной?
 
Православный христианин
Гордыня никогда не была естественным для людей- это вранье! Нечем гордиться. Гордыня убивает человека, замыкает в свою самость ограничивает развитие и отдаляет от Бога, то есть от жизни. Так как она может быть естественной?
Скорее всего он имеет ввиду, что гордыня присуща всем. Конечно, это не нормальное состояние, которое нужно избегать, но она есть у всех.
 
агностик
Гордыня никогда не была естественным для людей- это вранье! Нечем гордиться. Гордыня убивает человека, замыкает в свою самость ограничивает развитие и отдаляет от Бога, то есть от жизни. Так как она может быть естественной?
А разве что-то из перечислиленного вами противоречит ее естественности? И я не говорил, что ей следует гордиться.
Но если отвечать на ваш вопрос о том, как она может быть естественной - очень просто: после грехопадения у человека падшая природа, которой свойственна гордыня.
 
агностик
Думаю, вопрос достаточно актуальный на все времена, так что по запросу "православие признаки гордыни" можно найти много интересного на просторах сети
Я определяю, что возгордился, удобней всего по появлению раздражительности и надменности в обращении с людьми.
Ещё неплохой (для меня) способ проверки гордыни: произнести молитву "Господи, воистину я ничего не стою, только ты можешь спасти" или "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Если моя гордость на повышенном уровне, на словах "ничего не стою" и "грешного" внутри испытываешь некоторое несогласие, сопротивление, дискомфорт.
А вообще Иоанн (Лествичник) писал, что не встречал людей, вполне свободных от этого порока.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А разве что-то из перечислиленного вами противоречит ее естественности? И я не говорил, что ей следует гордиться.
Но если отвечать на ваш вопрос о том, как она может быть естественной - очень просто: после грехопадения у человека падшая природа, которой свойственна гордыня.
Вы написали: естественна! Не путайтесь сами. И да, падшая природа - не естественна. А гордиться гордостью - это уже масло масляное .
 
агностик
Вы написали: естественна! Не путайтесь сами. И да, падшая природа - не естественна. А гордиться гордостью - это уже масло масляное .
Я не понимаю, что вы пытались этим сказать, и не думаю, что вы сами поняли.
 
Православный христианин
Вы написали: естественна! Не путайтесь сами. И да, падшая природа - не естественна. А гордиться гордостью - это уже масло масляное .
Вы на пустом месте негодуете, брат Андрей :) Видно, держите злобу какую на ближнего, но не выразили ее, или что-то вас расстроило? Новости часто читаете? Это может приводить душу в смущение, от этого мы становимся скорыми на обличения и на всякое злое слово.

Вот, уже два человека, я и Александр, заметили, что с вашей душой на данный момент неприятность, обратите внимание, чтобы не впасть в страсть, от того еще тяжелее будет.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не понимаю, что вы пытались этим сказать, и не думаю, что вы сами поняли.
Конечно, вы не понимюнаете, , потому и агностик.
Вы на пустом месте негодуете, брат Андрей :) Видно, держите злобу какую на ближнего, но не выразили ее, или что-то вас расстроило? Новости часто читаете? Это может приводить душу в смущение, от этого мы становимся скорыми на обличения и на всякое злое слово.

Вот, уже два человека, я и Александр, заметили, что с вашей душой на данный момент неприятность, обратите внимание, чтобы не впасть в страсть, от того еще тяжелее будет.
Не старайтесь мне приписывать что то свое, Вы ошибаетесь. Не смотрите через призму своей самости, не надо. Заметьте, что ваша « проницательность» вдруг совпала с точкой зрения агностика , далекого от веры и вы стали выискивать у меня фобии. Если мы братья ( сестра) во Христе, тогда мы в одном теле и стремимся ко Христу, а не в обратном направлении. Гордыня никогда не бывает естественной , она противоестественна , читайте: «

1.1. Происхождение гордыни и ее проявление в святоотеческом понимании​

Гордыня есть духовная болезнь, смертный грех, или одна из восьми страстей.
По учению Церкви, весь корень зла мира лежал в гордыне падших духовных сил. Бог гордым противится , – говорит Священное Писание (Иак. 4:6).
После грехопадения прародителей разрушился душевный покой человека. Человеческая душа ощутила тоску и томление. Целостность человеческого существа нарушилась. Человек вышел из-под власти закона Божия, сам себя лишил защиты и Его покровительства. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» [9, с. 159].» не впадайте в прелесть Фотиния , всякий грех против естества творения Божия.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Думаю, вопрос достаточно актуальный на все времена, так что по запросу "православие признаки гордыни" можно найти много интересного на просторах сети
Я определяю, что возгордился, удобней всего по появлению раздражительности и надменности в обращении с людьми.
Ещё неплохой (для меня) способ проверки гордыни: произнести молитву "Господи, воистину я ничего не стою, только ты можешь спасти" или "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Если моя гордость на повышенном уровне, на словах "ничего не стою" и "грешного" внутри испытываешь некоторое несогласие, сопротивление, дискомфорт.
А вообще Иоанн (Лествичник) писал, что не встречал людей, вполне свободных от этого порока.
Вы обманывает себя, а это очень опасный путь. Ваша молитва схожа с колдовством и слушаете вы не Христа, а как раз свою гордыню. Если ссылаетесь на Иоанна Лествиничка - приводите цитату, а не свои домыслы. Читайте внимательно:
«Гордыня же – это как злокачественная опухоль. Это такое заражение страстью, которое ведет человека к погибели. Находясь в этом состоянии, он не способен слышать людей. В своем внутреннем представлении человек поставил себя наравне с Богом или даже выше Его. Состояние крайней гордости дает ощущение превосходства над другими людьми по разным критериям, в том числе и в духовном развитии.
С гордостью связана целая совокупность душевных качеств: самолюбие, любоначалие, надмевание, чувство собственного превосходства и еще многое.»
Л.Ф. Шеховцова

Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами​

 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
А вообще Иоанн (Лествичник) писал, что не встречал людей, вполне свободных от этого порока.
Читайте : «

Слово 23. О безумной гордости​

1. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
2. Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
3. Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: «Боже, благодарю Тя» (Лк.18:11).
4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
 
Православный христианин
Читайте : «

Слово 23. О безумной гордости​

1. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
2. Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
3. Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: «Боже, благодарю Тя» (Лк.18:11).
4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
Спасибо Андрей, едва не впала снова в прелесть, храни вас Бог!
 
Сверху