Как стяжать благодать и стать богом по благодати (обожиться)?

Какой целью должны быть мотивируемые действия человека, чтобы Бог послал человеку благодать:


  • Всего проголосовало
    24
Православный христианин
Как ипостась и индивид.

Природа в своём объеме имеет ипостаси, то есть разделяется на ипостаси. Вот ипостась и есть самостоятельное бытие природы. Что непонятного?

Правда иплстась человека не одной природы (естества). Но в силу того, что все человеческие ипостаси состоят из души и тела, они составляют одну природу, именуемую человек.
Ипостась есть сущность с привходящими признаками. Сущность выявлена собою, а не в другом. Привходящие же признаки не могут быть (проявляться) без подлежащей сущности. Если у Вас слово "самостоятельное бытие" имеет смысл - выявляться собою, а не в другом, как самое важное как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск — субстанции, а фигура, форма, цвет — акциденции - то соглашаюсь! Если в слова "самостоятельное бытие" Вы вкладываете иной смысл, то прошу пояснить какой?
 
Православный христианин
У меня тоже сначала такая мысль мелькнула.Но здесь определяющим моментом цитаты Вячеслава от Дамаскина,яв-ся Ум Христов.
В той цитате Иоанна Дамаскина речь не идет о нас и нашем причастии. Понимаете, Сергей, кто кто а я так двумя руками за то, что только через ум нам подается благодать. Но что то тут не клеится! Во - первых вкушаем Дары, во - вторых мы на Литургии молимся, молитва составляет большую часть нашей религиозной жизни. В третьих эмоции - это не есть помыслы, эмоции относятся к сердцу, а не к уму. Милосердие, дружба, любовь к ближнему, благодатные слезы - это сердце, это не ум.
 
Православный христианин
Ипостась есть сущность с привходящими признаками. Сущность выявлена собою, а не в другом. Привходящие же признаки не могут быть (проявляться) без подлежащей сущности. Если у Вас слово "самостоятельное бытие" имеет смысл - выявляться собою, а не в другом, как самое важное как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск — субстанции, а фигура, форма, цвет — акциденции - то соглашаюсь! Если в слова "самостоятельное бытие" Вы вкладываете иной смысл, то прошу пояснить какой?
У меня самостоятельное бытие имеет смысл самостоятельного существования сущности с акциденцией как единицы вида. Например, белая лошадь, чёрная лошадь, пегая лошадь. Все три лошади существуют самостоятельно, различаясь между собой акциденцией цвета. Данные лошади так же различаются числом, но принадлежат одному виду. Каждая лошадь есть ипостась, имеющее самостоятельное бытие как особь (индивид), отличающиеся друг от друга числом и цветом, и принадлежащие одному виду - животному смертному и непарнокопытному.
 
Православный христианин
В той цитате Иоанна Дамаскина речь не идет о нас и нашем причастии. Понимаете, Сергей, кто кто а я так двумя руками за то, что только через ум нам подается благодать. Но что то тут не клеится! Во - первых вкушаем Дары, во - вторых мы на Литургии молимся, молитва составляет большую часть нашей религиозной жизни. В третьих эмоции - это не есть помыслы, эмоции относятся к сердцу, а не к уму. Милосердие, дружба, любовь к ближнему, благодатные слезы - это сердце, это не ум.
Ирина, прошу прочитать толкование.

Ум Христов - это ум духовного человека.

http://azbyka.org/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/2
 
Православный христианин
Православный христианин
Причём здесь причастие?
Вы написали, что благодать подается только через ум. Я возразила Вам, что это сомнительно, так как в главном Таинстве Церкви вкушаем Дары, а это процесс не умственный а физический. Кстати и в других Таинствах например Крещение есть погружение в воду, тоже это процесс чувственно воспринимаемый, в миропомазание - есть физическое воздействие на кожу: елей. То есть благодать подается всему человеку ( как целому - из души и тела). Ум Христов - это ум духовного человека, согласна. Может Вы себя считаете духовным уже? Буду только рада за Вас. Но я пишу здесь про самых обычных людей.
 
Православный христианин
Вы написали, что благодать подается только через ум. Я возразила Вам, что это сомнительно, так как в главном Таинстве Церкви вкушаем Дары, а это процесс не умственный а физический. Кстати и в других Таинствах например Крещение есть погружение в воду, тоже это процесс чувственно воспринимаемый, в миропомазание - есть физическое воздействие на кожу: елей. То есть благодать подается всему человеку ( как целое - из души и тела). Ум Христов - это ум духовного человека, согласна. Может Вы себя считаете духовным уже? Буду только рада за Вас. Но я пишу здесь про самых обычных людей.
Ирина, себя духовным не считаю, но как православный христианин стараюсь достигнуть духовности, очищая благодатью ум посредством молитвы. Молиться духом - молиться умом.

В причастии соединяемся телесно, Господь входит в нас Своим Телом, имеющего полноту благодати в силу ипостасного соединения с Божеством. Причастники же воспринимают благодать умом души, которая так же ипостасно (бытийно) связано с нашим телом.

Таинства Крещения и Миропомазания совершаются двояко, ибо и мы, каждый (ипостась), двоякие по наличию умной души и тела. Поэтому в Таинстве всегда используется вещество, через которое подаётся благодать Святого Духа, освящающая и очищающая ум, предназначение которого через благодать видеть и познавать Бога.

Как не крути, а всякий человек освящается благодатью через ум, где ум - око души и образ Бога Святая Троица.
 
Православный христианин
Ирина, себя духовным не считаю, но как православный христианин стараюсь достигнуть духовности, очищая благодатью ум посредством молитвы. Молиться духом - молиться умом.

В причастии соединяемся телесно, Господь входит в нас Своим Телом, имеющего полноту благодати в силу ипостасного соединения с Божеством. Причастники же воспринимают благодать умом души, которая так же ипостасно (бытийно) связано с нашим телом.

Таинства Крещения и Миропомазания совершаются двояко, ибо и мы, каждый (ипостась), двоякие по наличию умной души и тела. Поэтому в Таинстве всегда используется вещество, через которое подаётся благодать Святого Духа, освящающая и очищающая ум, предназначение которого через благодать видеть и познавать Бога.

Как не крути, а всякий человек освящается благодатью через ум, где ум - око души и образ Бога Святая Троица.
Принимается. Только не Господь входит в нас своим Телом, а мы делаемся сотелесниками Иисусу Христу.
 
Православный христианин
Принимается. Только не Господь входит в нас своим Телом, а мы делаемся сотелесниками Иисусу Христу.
Ирина, мы делаемся сотелесниками, потому что Тело Господа входит в нас, соединяя всех причастников как органы единого тела. Мы как причастники есть сотелесниками Господу как члены Его Святого Животворящего Тела.
В Святом Причастии Господь именно Своим одним Телом входит во всех причастников по всему миру, в тех храмах, где совершается Евхаристия.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
В той цитате Иоанна Дамаскина речь не идет о нас и нашем причастии. Понимаете, Сергей, кто кто а я так двумя руками за то, что только через ум нам подается благодать. Но что то тут не клеится! Во - первых вкушаем Дары, во - вторых мы на Литургии молимся, молитва составляет большую часть нашей религиозной жизни. В третьих эмоции - это не есть помыслы, эмоции относятся к сердцу, а не к уму. Милосердие, дружба, любовь к ближнему, благодатные слезы - это сердце, это не ум.
Тут есть двуякость.Благодать вне Причастия,и благодать по Причастию.Мне вспомнился свой опыт,и как бы видение себя со стороны.
Конечно там вначале я и говорил о чувствах,но все же Ум Христов-во главе.Скорее всего Дамаскин делится своим опытом.Если прийдется когда-нибудь расскажу о своем.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Мы как причастники есть сотелесниками Господу как члены Его Святого Животворящего Тела.
Вячеслав,скорее всего Ирина говорит о внутреннем делании.Господь то при дверях,но если мы не сделаемся,то и не войдет Господь.
Вы же говорите о принятии благодати,когда мы уже сделались и двери открылись.
Не вижу противоречий.
В таком случае речь идет об одном и том же.Хорошо что Вы про Ум Христов,дали толкование в границах,исключающих восприятие Ума, в рамках ереси Аполлинария.
 
Город Москва
Православный христианин
  Душа человека, заключающая в себе образ Божий, тройственна. Она состоит из ума, разума (θυμός) и духа. Поскольку же ум в общем смысле отождествляется с душой, то, следовательно, можно сказать, что и он обладает тремя силами. Будучи одной из сил души, ум в то же время – это и вся душа. Приведем характерное высказывание святителя Григория Паламы: «Когда единство ума становится тройственным, пребывая единым, тогда он соединяется с Богоначальною Троицей Единицей... Становится же единство ума тройственным, пребывая единым, при обращении на себя и восхождении чрез себя к Богу» (´Ενθ. ανωτ. Σ.132). Таким образом, душа «есть единая многосильная вещь» (´Ενθ. ανωτ. Σ.133), одной из сил которой является ум, но, несмотря на это, и вся душа со своими тремя силами является и зовется умом.
Поскольку Бог обладает сущностью и энергией, то свои сущность и энергия имеются и у души, созданной по образу Божию. Однако поскольку ум, как мы видели, отождествляется с душой, так что эти термины взаимозаменяемы, то и у ума есть сущность и энергия.
   Святитель Григорий Палама с присущей ему мудростью и рассудительностью рассматривает эту реальность. Сущность души – это сердце, энергия же ее «состоит в помыслах и мыслях». Следовательно, ум также обладает сущностью и энергией. Вот почему, используя термин «ум», мы в одних случаях подразумеваем сущность, а в других – энергию. «Умом называется и действие (ενέργεια) ума, состоящее в помыслах и мыслях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем» (´Ενθ. ανωτ. Σ.133). Поскольку же современники святителя Григория порицали его за то, что он говорил об обращении ума на сердце, святитель пишет: «Ибо они не знают, как кажется, что одно есть сущность ума, а другое – энергия...» (Γρηγόρίου Παλαμα έργα. Т.В'. Σ.128)
Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия
 
В той цитате Иоанна Дамаскина речь не идет о нас и нашем причастии. Понимаете, Сергей, кто кто а я так двумя руками за то, что только через ум нам подается благодать. Но что то тут не клеится! Во - первых вкушаем Дары, во - вторых мы на Литургии молимся, молитва составляет большую часть нашей религиозной жизни. В третьих эмоции - это не есть помыслы, эмоции относятся к сердцу, а не к уму. Милосердие, дружба, любовь к ближнему, благодатные слезы - это сердце, это не ум.

Не только через ум подается, конечно. В благодарственных и в подготовительных молитвах есть ответы : даждь Господи сему быти в исцеление души и тела, во оставление грехов, страстей изменение, чувств просвети простую пятерицу (истрезви от влияния искажающего страстей), составы утверди с костьми вкупе и тд.
Человек задуман как единое существо, падение разорвало это единство и превратило в противоборство и расстройство, благодать обнаруживает себя непреложно именно в таком действии, где исцеляется это разобщение и разделение, где ум соединяется с сердцем и уничтожается мятеж помыслов. Такого состояния никакая самая прехитрая прелесть подать не может. Где такие признаки, тут въяве состоялось посещение Божие, его признаки ни с чем не перепутаешь.

Всему телу и душе благодать в Таинствах подается и в молитвах, не одному уму, безусловно. Глубок человек.
Ст. Феофан дал четкое определение духовной жизни - она есть внутрьпребывание. Все духовное совершается изнутри. По сути, наибольшие усилия диавола направлены на то, чтобы лишить нас внутрьпребывания, изгнать нас из самих себя, потому что тогда мы становимся очень уязвимыми и неустойчивыми. Страстями, поджигая их мятеж в душе и теле, диавол препятствует человеку собраться внутрь, преграждает путь в глубину.
 
Принимается. Только не Господь входит в нас своим Телом, а мы делаемся сотелесниками Иисусу Христу.

Кто крестился взрослым или впервые покаялся взрослым, именно так это переживают, первое Причастие - ощущение того, что Господь входит внутрь души, а грех изгоняется из нее. После этого ощущается очень отчетливо, что страсти лишились своей зверской насильственной власти и уже не могут повелевать и командовать душой, как невольником, как раньше они делали, а лишь могут вкрадчиво предлагать.
 
Вы написали, что благодать подается только через ум. Я возразила Вам, что это сомнительно, так как в главном Таинстве Церкви вкушаем Дары, а это процесс не умственный а физический. Кстати и в других Таинствах например Крещение есть погружение в воду, тоже это процесс чувственно воспринимаемый, в миропомазание - есть физическое воздействие на кожу: елей. То есть благодать подается всему человеку ( как целому - из души и тела). Ум Христов - это ум духовного человека, согласна. Может Вы себя считаете духовным уже? Буду только рада за Вас. Но я пишу здесь про самых обычных людей.

Ум Христов, это очень высоко, о таком глаголать. Это уже смирение, благодатный мир Христов, про который апостол пишет, что он превосходяй всяк ум. Да сподобит нас всех Господь такого бесценного дара! Такое состояние есть великая драгоценность и сокровище, которую хранить надо изо всех сил, не жалея ничего ради него. Это надо ощутить, чтобы оценить, насколько точно он описан у апостола и у святых. У свт Игнатия есть описание.
 
Крещён в Православии
К теме я прикрепил опрос: "
Какой целью должны быть мотивируемые действия человека, чтобы Бог послал человеку благодать:
  1. целью стяжать благодать
  2. целью реализовывать любовь к Богу и не грешить?"
С.Саровский, по сути, даёт на него ответ: "Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает."

Что значит "ради Христа делаемое"? "Ради Христа делаемое" означает делаемое ради угождения Христу, для Христа, т.к. милостыни (от сердца) ему угодны.
А потому, мнения будто бы милостыни, совершаемые ради стяжания благодати, имеют ценность и приносят благодать - заблуждение; а значит ниже приведённые комментарии к моему опросу являются заблуждением:
Два пункта равны в опросе.)
оба варианта хороши, хотя второй и лучше. а вот желание исключить какую-либо ступеньку в лестнице - от лукавого.
Опрос все показывает. Никто не выбирает, так как одно другого не отменяет. Нужен еще один вариант ответа - оба варианта верны)
 
Православный христианин
Я не прошу излагать то, что невозможно сформулировать человеческим языком. Я прошу изложить то, что Церковь знает о способах, средствах и механизмах стяжания благодати (обаживания, становления богом по благодати). Не нужно объявлять попытку чётко сформулировать механизм стяжания благодати попыткой рационального постижения непостижимых человеческим умом явлений (если сторонники обожения учат этому, то давайте разберёмся как это происходит).

Некоторые отцы утверждают, что приобрести благодать можно с помощью таких средств как, например, молитва и милостыня: «Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего» (С. Саровский).

Но возникает вопрос: «Эти «средства» сами по себе магическим образом внедряют в человека благодать (энергию Бога)?» Врятли эти «средства» сами по себе могут магическим образом внедрить в человека нетварные энергии Бога. Тогда, получается, что благодать человеку сообщает именно Бог.

Но тут снова возникают вопросы: 1) Бог сообщает Свою благодать людям как обязательную плату за молитву, бдения, милостыню и пр. (т.е. Бог покупает у человека добрые дела Своей благодатью) (сделал – получил; сколько сделал – столько получил; сдельщина); 2) или Он сообщает Свою благодать людям как награду за молитву, бдения, милостыню и пр.; 3) или, может, как дар, как жест любви, но сообщает лишь тем, кто имеет право принять этот дар («средства» являются лишь средством для развития духовного состояния, которое даёт Богу возможность дать человеку в качестве дара Свою благодать, а также индикатором наличия этого состояния и проявлением его)?

Так вот, хотелось бы узнать по подробнее о механизме стяжания благодати.

С. Саровский учит: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Цель жизни является мотивом действий человека; является тем, для осуществления чего человек совершает действия. Если цель жизни (= мотив действий) – стяжание благодати, а средства – милостыня и молитва; то скажите мне каким образом молитва и милостыня, мотивируемые получением благодати, обеспечивают человека благодатью? Каков механизм получения благодати с помощью действий (молитв и милостынь), совершаемых с целью получения благодати (мотивируемых ею)?
Фауст

Меня тошнит, и вянут уши.
Не этой тарабарской чушью
От грустных дум меня отвлечь.
Не старой бабе и кликуше
Мне три десятка сбросить с плеч.
И если у самой природы
Нет средства мне вернуть покой,
То нет моей хандре исхода
И нет надежды никакой.

Мефистофель

Ты снова рассуждаешь здраво.
Есть средство посильней питья,
Но то - особая статья.
Едва ль оно тебе по нраву.

Фауст

Что это?

Мефистофель

Способ без затрат,
Без ведьм и бабок долго выжить.
Возделай поле или сад,
Возьмись копать или мотыжить.
Замкни работы в тесный круг.
Найди в них удовлетворенье.
Всю жизнь кормись плодами рук,
Скотине следуя в смиренье.
Вставай с коровами чуть свет,
Потей и не стыдись навоза -
Тебя на восемьдесят лет
Омолодит метаморфоза.
 
Православный христианин
Как стяжать благодать и стать богом по благодати (обожиться)?

А зачем оно тебе? Праздное любопытство? И что ты Саровского цитируешь? Он говорил для торгаша, потому и употребил слово "стяжать". Благодать не стяжают и не зарабатывают - в неё погружаются смирением, к ней приобщаются смирением. Благодать повсюду и везде, но воспользоваться ей, приобщиться её вод, напиться её, стать яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет и вся, елика аще творит успеет - для этого надо поработать над собой - надо смирить себя. Как это сделать? Вложи Имя Христово в уста свои и размышляй над Ним день и ночь. Заметишь тогда, со временем, как сердце твое начнет дышать разумом и в груди твоей начнет возрастать мудрость, которая научит тебя всему и приведет ко смирению Христову. Прорвутся в тебя воды благодати и наполнят сердце твое Миром. Тогда не спросишь больше ни о чем.

  • И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя.
  • Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню.
  • И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью;
  • уста мои были открыты и больше не закрывались. (3 Ездр.14)
 
Крещён в Православии
Сравните: 1) человек даёт милостыню бездомному, с целью получить за это от Бога благодать (нетварную энергию); 2) человек даёт милостыню, мотивируя это просто желанием угодить Богу, послужить Богу (из любви к Богу выполнить Его заповедь "любить ближних"). Разве нет разницы?

Абсурд, но святые отцы «глаголят», что действия нужно мотивировать именно и «единственно лишь» желанием «стяжать» благодать, «стяжать» Духа Святого, стать «богом по благодати»; а никак не желанием служить другим под воздействием любви к ним; якобы, ошибочно считая, что любовь к другим и её реализация (сама по себе) имеет ценность. Смотрим и удивляемся:

Ø «Антоний Великий в письмах своих к монахам глаголит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая – воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая – собственная воля, человеческая, то есть если не пагубная. то и не спасительная, и третья – бесовская – вполне пагубная».

И вот эта-то третья, вражеская, воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.

Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую.

Первая же – воля Божия и всеспасительная – в том только и состоит, чтобы ДЕЛАТЬ ДОБРО ЕДИНСТВЕННО ЛИШЬ ДЛЯ СТЯЖАНИЯ ДУХА СВЯТАГО как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.»;

Ø «Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаваемая, есть милость Божия, и не одну эту благодать прежде всего ищет получить; если у него и в мысли не было, что ТОЛЬКО РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ РАЗДАЛ ОН ИМЕНИЕ СВОЕ и подвергает себя всяким лишениям и злостраданиям; если не с этой целью подвизается он, чтобы или получить благодать в первый раз через Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха, возвратить ее опять через покаяние, исповедь и самоуничиженное житие; ЕСЛИ ОН ПОДАЕТ МИЛОСТЫНЮ, постится, совершает бдения, МОЛИТСЯ НЕ С ЭТОЙ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ, НО ДУМАЕТ, ЧТО СОВЕРШАЕТ СЛАВНЫЕ И ЦЕННЫЕ САМИ ПО СЕБЕ ПЕРЕД БОГОМ ДОБРЫЕ ДЕЛА,— ТО ТЩЕТНО ОН УТРУЖДАЕТ И ИЗМОЖДАЕТ СЕБЯ» (Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 171—172)).

Я лучше буду строить здание мировоззрения на учении апостолов (в которых действительно присутствовал Дух Святой и которые говорили волю Бога (истину)), нежели на учении святых отцов, противоречащих словам апостолов, Священному Писанию, Богу. Посмотрим, что говорят апостолы по поводу того, чем мотивировать служение другим:

Ø «ЛЮБОВЬЮ служите друг другу.» (Гал.5:13). Т.е. апостол говорит о том, чтобы мы служили друг другу именно любовью (к ближним), т.е. служили именно под воздействием (мотива) любви (желаний любви). И именно любовью к ближним, т.к. дальше апостол, продолжая свою мысль, говорит: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя(Гал.5:14). Т.е. апостол призывает нас мотивировать наше служение другим людям именно любовью к ним;

Ø «Дети мои! СТАНЕМ ЛЮБИТЬ не словом или языком, но ДЕЛОМ и истиною.» (1Иоан.3:18). Что значит «любить … делом» – это значит, что любить не на словах, а действенно, т.е. любовь должна выражаться (проявляться) в действиях; т.е. апостол призывает любить и реализовывать эту свою любовь ДЕЛАМИ; дела должны являться проявлением любви; любовь должна совершать дела.

Это говорит о том, что 1) Бог желает того, чтобы мы мотивировали наши действия именно любовью к другим людям (желанием послужить ближним именно для ближних); 2) Бог желает, чтобы мы реализовывали желание любви служить другим людям «любовью СЛУЖИТЕ друг другу.» (Гал.5:13); «Дети мои! СТАНЕМ ЛЮБИТЬ не словом или языком, но ДЕЛОМ и истиною.» (1Иоан.3:18). (Или апостолы учат не тому, чего хочет от нас Бог?!)
 
Последнее редактирование:
Сверху