Похоже на манипуляции. Больно, когда бьют по слабому, незащищенному месту. Вдвойне больно, когда бьют свои, которых вы должны любить. Потому что не любить - не по-христиански.
Отсюда вопрос. Почему ваша вера является слабым местом? и второй вопрос: А любите ли этих своих близких? Безусловно, всей душой?
Ответы на эти вопросы, скорее всего, не лежат на поверхности. Возьмите их себе на обдумывание. Попросите ответы в молитве.
Про манипуляции. В свое время прочитала, хотя и не полностью (таки это спец литература для психотерапевтов) Эрика Берна. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Даже неполного прочтения хватило, чтобы узнававать признаки манипуляций и рефлекторно на них реагировать. Правда раньше я реагировала агрессией, а теперь для меня эта агрессия - предмет обдумывания и молитвы. Потому что тоже это мое слабое место.
Манипуляция (по Берну - это игра) - это когда делают что-то, имея целью развести вас на определенные эмоции и через эмоциональный порыв манипулируемого заставить его делать то, что выгодно манипулятору.
Манипуляция может быть неосознанной. Человек сам не понимает своей души, но чувствует угрозу своему спокойствию и рефлекторно пытается защититься доступным ему способом.
Человек поймет свою душу, если сам будет к этому стремиться. И Бог ему откроет. Тем или иным способом.
У Эрика Берна я запомнила универсальный рецепт: Лучший способ не играть в игру - это перестать в нее играть. То есть, понимая, что тебя разводят на эмоции, не вступать в контакт в контексте этой игры. Нужно сознать ее, игру. Вы припомните, ваша ситуация характерна определенным набором повторяющихя посылов-реакций. Причем играющие, манипулятор и манипулируемый, вполне себе ожидают определенной реакции на свои посылы. Потому все и повторяется. Выйдите из игры. Не устанавливайте новые правила, а перестаньте в нее играть. Делайте, говорите то, что диктуют вам чувства, а не эмоции (или убеждения). Искренность - первый враг всяческих манипуляций.
Дальше мое частное мнение, которое, возможно, встретит критику здесь.
Не искушать близких, не готовых принять Бога или вас в Боге.
Не демонстрировать свою набожность никак, а делать это уединенно, максимально незаметно.
И не скрывать свою веру. И не демонстрировать.
Тогда останется то, что есть. Те отношения с близкими, которые есть. И, в моем случае, любовь к ближнему оказывается какой-то очень и очень недостаточной.
Близкие будут убеждаться только через совершенствование любви к ним.
При демонстрации же, создается повод для богохульства. Я поэтому дома очень аккуратна в этих вопросах. Менее всего я хочу спровоцировать близких на такой грех как богохульство.
А так-то совет священника мне: молится за близких, а Бог все управит - это как раз вместо всего того, что я написала. То есть в христианских заповедях есть все, при духовном росте и Эрик Берн не нужен. Но, думаю, пока духовно не вырос, а что-то делать нужно, достижения психологии имеет смысл использовать.