Языческие и иноверческие мотивы в литературе.

Православный христианин
Насколько я понимаю, с позиции православия - они никакие не боги естественно, и точно так же - не бесы. Но бесами иногда осуществлялись какие-то явления, чтобы подогревать и оживлять иллюзию у тех, кто хотел иллюзий.
А уж всё что за многие столетия вокруг этого обросло мифами и сказками - никак не является для православных "харамом", если православный идёт правильным путем своей веры и не кидается от маловерия в сомнительные исследования.
Св. Царь-псалмопевец Давид писал в своих псалмах, что все языческие боги- бесы…
Мифы - это языческие предания. «боги»-бесы - главные герои языческих преданий. Зачем читать мифы о «богах» - бесах? Мученики умирали, чтобы не поклониться идолам - Зевсу, тоту, Перуну… вот вы себе представляете, чтобы мученики пострадавшие от греко-римских идолопоклонников читали «илиаду» или другие бесовские книжки? Все начинается с праздного интереса или с сомнительных исследований… сейчас уже есть неоязычество - поклонение славянским и скандинавским в основном божествам - бесам.
P.s. язычество это часть истории, культуры и искусства (к сожалению). Это надо знать, но надо помнить и о том, что эти божества - бесы.
 
Православный христианин
Какие святые отцы это говорят?
Это истина. К сожалению, цитаты из Святых Отцов привести не могу, но святые (не отцы) об этом говорили… цитат из святых (не отцов) могу привести сколько угодно.
 
Православный христианин
Зачем читать мифы о «богах» - бесах?
Хоть один миф укажите в котором в начале говорится - что этот миф о боге Зевсе, который на самом деле бес, и богине Артемиде, которая тоже на самом деле бес. Нет же такого.
Мифы о персонажах имеющих определённую историю, личность, характер - т.е. по большому счёту, если не ставить задачей интересоваться греческой мифологией с целью поклоняться персонажам как богам (что согласитесь уже звучит болезненно на голову), то и сказка сказкой. Наряду с колобком и Иван-царевичем. Или вон - мультик про домовёнка Кузю.
Т.е. если есть такой интерес почитать Одиссею как приключения - странно, инфантильно но на анафему не тянет. имхо.
Что может поколебать православного у которого Христос цель и смысл его жизни? А если не цель и смысл, так думаю что искушения комфортом и прочими современными изобретениями уводящими от истинной веры - гораздо опаснее чем мифы.
 
Крещён в Православии
Это истина. К сожалению, цитаты из Святых Отцов привести не могу, но святые (не отцы) об этом говорили… цитат из святых (не отцов) могу привести сколько угодно.
А вот меня интересует консенсус патрум по этому вопросу. И особенно греческих святых отцов, откуда православие пришло в Россию. Если его нет - то это просто чей-то досужий домысл, самолюбование и автокомплименты. Что вы собственно и подтверждаете. Сами придумали - сами поверили.
 
Православный христианин
Хоть один миф укажите в котором в начале говорится - что этот миф о боге Зевсе, который на самом деле бес, и богине Артемиде, которая тоже на самом деле бес. Нет же такого.
Мифы о персонажах имеющих определённую историю, личность, характер - т.е. по большому счёту, если не ставить задачей интересоваться греческой мифологией с целью поклоняться персонажам как богам (что согласитесь уже звучит болезненно на голову), то и сказка сказкой. Наряду с колобком и Иван-царевичем. Или вон - мультик про домовёнка Кузю.
Т.е. если есть такой интерес почитать Одиссею как приключения - странно, инфантильно но на анафему не тянет. имхо.
Что может поколебать православного у которого Христос цель и смысл его жизни? А если не цель и смысл, так думаю что искушения комфортом и прочими современными изобретениями уводящими от истинной веры - гораздо опаснее чем мифы.
Конечно, в этих бесовских баснях прямо не говориться, что Зевс - бес и Артемида - бес, иначе им бы поклоняться никто бы не стал (сатанистов довольно мало, и с недавних пор они запрещены в рф). В Ивана-царевича и колобка никто не верил и не поклонялся им (это герои детских сказок - сказка ложь да в ней намек… ), что тогда- в древней Руси, в русском народе до xx века, что сейчас. А в Зевса и Аполлона верили и приносили им жертвы (иногда кровавые). Про современное поклонение древним языческим богам - есть и такое (неоязычники разные - родноверы, к примеру). Есть (и в России и снг, на западе их больше) поклонники греко-римских и египетских богов. Да, греко-римские неоязычники (и не только греко-римские) , на мой взгляд, в каком то смысле больные на всю голову. Ну и конечно, настоящего православного христианина это не покоблет, а комфорт - действительно вещь опасная (в духовном плане).
 
Православный христианин
Тем людям, которые «защищают» язычество/оправдывают неоязычество, а также критикуют христианство, говоря о инквизиции, крестовых походах…
1) крестовые походы/инквизиция - дело рук еретиков-католиков. Православные Христиане никакого отношения к этому не имеют.
2) про язычество. Только представьте себе: ранние христиане умирали, чтобы не поклониться идолам (бесу Зевсу, бесу Апполону, а вы защищаете древние языческие предания об этих бесах), а современные Православные Христиане, к сожалению, могут попробовать кришнаитский прасад (кришнаитскую идоложертвенную пищу). Это не про неоязычество, я сейчас о кришнаитах, но с духовной (православной) позиции это одно и тоже…
А о неоязычниках - мне страшно представить, что будет, если они станут влиятельной общественной силой…
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
... В Ивана-царевича и колобка никто не верил и не поклонялся им (это герои детских сказок - сказка ложь да в ней намек… ), что тогда- в древней Руси, в русском народе до xx века, что сейчас...
О, как Вы, Иван, здесь ошибаетесь. Народные (именно народные) сказки - отзвуки языческих времен. Отзвуки сказаний о тотемных животных, отзвуки описания языческих обрядов конфермации. Создавались эти сказки совсем не для развлечения детишек. Это можно проверить и сейчас, сравнив этнографические записи сказок и адаптированные варианты для детей. Могла бы порекомендовать исследователей фольклора, но Вы, я предполагаю, судя по Вашим постам, не будете тратить время на чтение их работ. Поверьте мне на слово, народные сказки - это об язычестве.
 
Православный христианин
О, как Вы, Иван, здесь ошибаетесь. Народные (именно народные) сказки - отзвуки языческих времен. Отзвуки сказаний о тотемных животных, отзвуки описания языческих обрядов конфермации. Создавались эти сказки совсем не для развлечения детишек. Это можно проверить и сейчас, сравнив этнографические записи сказок и адаптированные варианты для детей. Могла бы порекомендовать исследователей фольклора, но Вы, я предполагаю, судя по Вашим постам, не будете тратить время на чтение их работ. Поверьте мне на слово, народные сказки - это об язычестве.
Елена Анатольевна, Народные (именно народные) сказки - отзвуки языческих времен. Отзвуки сказаний о тотемных животных, отзвуки описания языческих обрядов конфермации. Создавались эти сказки совсем не для развлечения детишек. Это можно проверить и сейчас, сравнив этнографические записи сказок и адаптированные варианты для детей.
Этого я не отрицаю. Я лишь говорю, что мне не известно, что древние славяне поклонялись Ивану-царевичу как мифическому герою (наподобие Геракла в древней Греции). Тоже самое и с колобком. Если говорить именно о сказках, то с трудом можно сказать, что Кощей и баба Яга - это именно языческие боги. А вообще то славяне поклонялись Перуну, Велесу, Сварогу, Роду, Ярило и пр. божествам.
Могла бы порекомендовать исследователей фольклора, но Вы, я предполагаю, судя по Вашим постам, не будете тратить время на чтение их работ.
Я готов почитать труды исследователей фольклора (фольклористов) на эту тему. Порекомендуйте, мне, пожалуйста. Я, кстати, интересуюсь этим с научной точки зрения.
 
Православный христианин
Иван, можно начать с работ Проппа.
Ну, Пропп - «корни сказки» - это я знаю. Б.А.Рыбаков о язычестве древних славян и пережитках язычества до xx в. (Два тома - две книги), этнографы xviii-xx веков - тоже годятся? Рыбакова кстати я начинал читать. А еще есть Кэмпбелл («тысячеликий герой»), Фрэзер («Золотая ветвь») - как Вы относитесь к этим авторам и их работам?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ну ещё я интересуюсь мифами с научной позиции, но как Православный считаю, что Зевс и Апполон - бесы… детям до определенного возраста эти языческие сказки кроме повышения общего культурного развития (язык, история, искусство, культура) и для обучения в рамках школьной программы не нужны…
 
Православный христианин
Более подробно: Сложное у меня к мифам древней Греции отношение. С одной стороны, многие говорят, что это часть истории, культуры, языка (фразеологизмы), искусства (архитектура, живопись, скульптура…). Это к сожалению, правда…
С другой же - мифы древней Греции - басни о «богах» Зевсе, Артемиде, Аполлоне… Православная Церковь учит, что языческие «боги» - это бесы. Мифы - языческие предания о языческих «богах». Следовательно, мифы - мерзкие басни о «богах»-бесах и их приключениях.
Но я поражен другим - Православные Форумчане защищают эти языческие бредни…
Только представьте себе - мученики Римской империи умирали, чтобы не поклониться идолам (в том числе Зевсу, Апполону, Перуну. Амону-Ра…), а мы, современные христиане защищаем эти бесовские сказки… вы представляете себе, к примеру то, что мученики Римской Империи читали бы Гомера или Сапфо, Гесиода и Лукреция? Да они даже под страхом смерти наверное не стали бы читать эту белиберду. А мы, грешные, считаем, что это надо читать детям… мы не знаем, отойдет ли от веры повзрослевший ребенок - так зачем его искушать ещё в детстве этими мифами? У меня есть подозрение, что неспроста в ссср пропагандировали греческое язычество (олимпийские игры-1980, издание «мифов древней Греции» Куна и съемки мультфильмов по ним…) Только для общего культурного развития (понимание живописи, архитектуры, поэзии, скульптуры), для школы (по истории, изо, литературе) можно читать это Православным детям, а не как сказки… да и то поясняя при чтении, что зевс и Аполлон - бесы, иначе есть риск вырастить неоязычника…
P.s. я не отрицаю что это часть культуры, искусства и истории, знать это надо но зачем давать детям это как сказку - просто так, не поясняя детям что есть что с православной позиции. Также я уже поднимал эту тему на форуме, но однозначного ответа не получил. Меня интересует как православному христианину относиться к древней языческой культуре. Для меня это важно…
В общем, на мой взгляд, к сожалению, детям и взрослым надо знать мифы как часть истории и культуры, без этого культурному человеку нельзя жить, но надо помнить о том что Зевс и Апполон - бесы
 
Православный христианин
неоязычество - угроза обществу. Я в этом уверен. Древние мифы - вещь сложная: их надо знать детям и взрослым как часть истории и культуры (живопись, скульптура, архитектура), но зачем искушать мифами малых детей вне школы (уроки истории, литературы, изо) или музея? Иначе есть риск вырастить неоязычника
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ну, Пропп - «корни сказки» - это я знаю. Б.А.Рыбаков о язычестве древних славян и пережитках язычества до xx в. (Два тома - две книги), этнографы xviii-xx веков - тоже годятся? Рыбакова кстати я начинал читать. А еще есть Кэмпбелл («тысячеликий герой»), Фрэзер («Золотая ветвь») - как Вы относитесь к этим авторам и их работам?
Иван, ну так Вы читали больше меня. Иностранцев не читала (кроме братьев Гримм :) ), поэтому ничего сказатьпо поводу их работ не могу.
Знаете, честно говоря, мне сложно представить, что кто-то в здравом уме и твердой памяти будет веровать в греческих (римских богов). Аналогично и славянских богов. Но, как показывает практика, я в этом ошибаюсь. Находятся люди, верующие в славянских богов, о которых в сущности-то ничего кроме названий не известно.
Из 19 века могу еще назвать того, кого обычно пропускают. Исследователь заволжского старообрядчества Мельников-Печерский собирал еще и языческие сказания. Подробно они описаны в его художественной дилогии.
 
Православный христианин
Иван, ну так Вы читали больше меня. Иностранцев не читала (кроме братьев Гримм :) ), поэтому ничего сказатьпо поводу их работ не могу.
Знаете, честно говоря, мне сложно представить, что кто-то в здравом уме и твердой памяти будет веровать в греческих (римских богов). Аналогично и славянских богов. Но, как показывает практика, я в этом ошибаюсь. Находятся люди, верующие в славянских богов, о которых в сущности-то ничего кроме названий не известно.
Из 19 века могу еще назвать того, кого обычно пропускают. Исследователь заволжского старообрядчества Мельников-Печерский собирал еще и языческие сказания. Подробно они описаны в его художественной дилогии.
Из 19 века могу еще назвать того, кого обычно пропускают. Исследователь заволжского старообрядчества Мельников-Печерский собирал еще и языческие сказания. Подробно они описаны в его художественной дилогии.
интересно. Как называется произведение мельникова-печерского?
Знаете, честно говоря, мне сложно представить, что кто-то в здравом уме и твердой памяти будет веровать в греческих (римских богов). Аналогично и славянских богов. Но, как показывает практика, я в этом ошибаюсь. Находятся люди, верующие в славянских богов, о которых в сущности-то ничего кроме названий не известно.
Это да. Есть родноверы - сектанты, поклоняющиеся славянским языческим богам по двухтомнику Б.А.Рыбакова («язычество древних славян», «язычество древней Руси»). Родноверов больше всего в россии. Есть и поклонники скандинавских божеств (асатру), в России их довольно мало. Есть в России и почитатели египетских богов (кеметисты) и греческих богов (эллинисты) - в России их почти нет, это микросекты.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Как называется произведение Мельникова-Печерского?
"На горах", "В лесах". Увлекательное художественное произведение. Сам он как гражданский чиновник занимался исследованием старообрядчества. Но писал не только сухие отчеты.
Есть родноверы - сектанты, поклоняющиеся славянским языческим богам по двухтомнику Б.А.Рыбакова («язычество древних славян», «язычество древней Руси»).
У него ясно показано, что материал по теме очень скудный и неточный. Это-то и удивляет, что на основе не очень понятно чего можно, как оказалось, верить непонятно во что. Но верят же люди и лжеврачам, и гадалкам и черным кошкам, пр., и пр. К большому сожалению.

Не думаю, что есть какие-то эффективные меры по противодействию суевериям. Бог даровал людям свободу выбора, каждый выбирает для себя.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...они описаны в его художественной дилогии.
интересно. Как называется произведение мельникова-печерского?
Заметка на полях. Иван,чтобы скопировать слова собеседника, можно воспользоваться опцией "ответить". Если же этот способ Вас не устраивает, можно заключать цитируемые слова в кавычки, можно оформлять диалог так, как это делается в книгах. Мне (не знаю, как другим) сложно читать текст, в котором диалог не выделен каким-либо способом.
 
Интересующийся
Иван,чтобы скопировать слова собеседника, можно воспользоваться опцией "ответить".
Предположу, что Иван так и делает, нажимает кнопку "ответить" под сообщением, потом ему хочется ответить по частям и он усложняет себе работу, копируя желаемый текст в свое окошко ответа.

Иван, это можно делать проще, если вам хочется ответить не целиком на всё сообщение, а по частям, тогда кнопку "ответить" под сообщением не жмём, а сначала выделяем предложения у собеседника на которые вы хотите ответить, после выделения высветится черная табличка ответить, жмёте на неё. Надеюсь понятно объяснила.

Из 19 века могу еще назвать того, кого обычно пропускают
 
Православный христианин
Предположу, что Иван так и делает, нажимает кнопку "ответить" под сообщением, потом ему хочется ответить по частям и он усложняет себе работу, копируя желаемый текст в свое окошко ответа.

Иван, это можно делать проще, если вам хочется ответить не целиком на всё сообщение, а по частям, тогда кнопку "ответить" под сообщением не жмём, а сначала выделяем предложения у собеседника на которые вы хотите ответить, после выделения высветится черная табличка ответить, жмёте на неё. Надеюсь понятно объяснила.
Меня пугает распостранение неоязычества. Зачем искушать детей мифами вне школы или музея? Я не отрицаю, что это часть культуры, искусства и истории, но надо пояснять детям что Зевс и Апполон - бесы, имхо. А ещё лучше кроме мифов читать детям Евангелие, Библию, жития святых, труды Святых Отцов - в этих православных книгах больше поучительных смыслов. У меня самого детей пока нет, но я интересуюсь темой, как Православным Христианам относиться к древней языческой культуре - именно к древней!
 
Сверху