Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Это просто набор слов, не более. Если вы не пробовали сами, то какой резон говорить об этом . Читайте книгу Иисусова молитва, там где то 4 тома( а может и больше) там найдёте все. В том числе и описание практики. Но все одно, пока сами не попробуете ничего не поймёте, как у вас рождаются или летают мысли.
Почему вы решили что "вы не пробовали сами"? Или что не читала и т.д.? Если вы видите только набор слов в моём вопросе, то мне ваш ответ видится как отсутствие у вас понимания что и как происходит. А так - ничего нет затруднительного ответить тому кто понимает суть дела)
 
Православный христианин
Бесы творить не могут, не умеют, так как лишены благодати полноты и приумножения. Человеческая мысль, любая , всегда лежит в основе Божьего импульса. Помыслы имеют более тонкий характер, чем мысль, на уровне образа, или духа, настроения. Сердце облекает этот импульс в свои одежды, что имеет, чем дышит, что нравиться. В итоги, образы становяться более ясными, где ум уже адаптирует для себя самого идеи реализации своих мыслей. Бесы подстраиваются на уровне образов ещё, помыслов. Но чтобы бес проник к этому источнику, у сердце должны быть подобные ему склонности, энергии, движения энергий. Сочетаясь с ними, лукавый и попадает в святая святых, воле человека. Потому даже если с помыслом человек не сочетался, но узнал его, игнорируя, он оставляет брешь открытой для дальнейших посягательств бесов, потому как, любая щель рано или поздно станет дырой или проходом, для более серьезного вредителя.

Умная молитва отличается от словесной, тем что совершается он исключительно силой внутреннего внимания , где целью является обретение целостности ума, да и всего человека с его плотью, направленного к духовному центру , источнику жизни внутри себя, то есть Богу,в лице Иисуса Христа. Вхождение вниманием в состояние полного послушания, в плоть до смерти своей, здесь и сейчас. Где ум не имеет своеволия уже, исполняя функцию молчаливого регистратора. В этом состоянии, человек смиренно ждёт, когда ему откроется сердце, вход царство небесное, при котором проистекает сладость и любовь на всего человека, даже через кожу его. При этом вход может иметь размер тоньше игольного ушка.
Сердечная же молитва, когда сердце, уже знает место этой двери, и по навыку уже дерзновенно стучится и открывает эту дверь. В таком одном воздыхания может быть вся полнота молитвы. А вход, может иметь размер, портал до неба.
Вы не ответили ни на то ни на другое, что процитировали, хотя и много написали.

Что значит "совершается исключительно силой внутреннего внимания"? Словесная молитва также имеет целью обретение целостности и совершается исключительно при наличии внимания. При его отсутствии - остаются слова без молитвы, остаётся поминание Имени Бога всуе.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вы не ответили ни на то ни на другое, что процитировали, хотя и много написали.

Что значит "совершается исключительно силой внутреннего внимания"? Словесная молитва также имеет целью обретение целостности и совершается исключительно при наличии внимания. При его отсутствии - остаются слова без молитвы, остаётся поминание Имени Бога всуе.
В словесной молитве мы пытаемся приобщить тело к молитве, через проговаривание имени Иисуса Христа, иногда применяя еще поклоны. Но в умной молитве, через внимание, в молитву внедряется осознание всего тела. Руки, ноги, голова, туловище, внутренности даже...Целостность, где как итог, рефлексы тела подчинены духу сердца. Где ум, и тело, становятся одним целым, как яйцо в скорлупе. Где тело это желток, а ум скорлупа, а не наоборот.
Тело получает чувства, через этот ум. Тело, как бы дополняет ум. Где даже кожа, чувствует дух. Если при словесной молитве вы испытываете подобное, не рассеиваясь на произношение словами , то это у вас уже умная молитва. Но слова, при таком внимании точно уже не нужны, так как образ и так уже сформирован и направлен ко Христу, всем целым.
 
Православный христианин
Интересно что люди мирские, говорящие от своего опыта, вроде как, о делании сердечной молитвы, очень болезненно воспринимают недоверчивое отношение других к их опыту, выставляемому в инете. При этом защитная их реакция - не доверяете моему опыту значит сами не имеете никакого опыта в умном делании. Это ярче всего обличает таких делателей. Но они это не осознают и не замечают этого за собой... Можно задавать им вполне простые вопросы относительно умного делания, а ответом будет - вы не прикасались потому и не знаете, а объяснить нельзя - надо прикоснуться. (( А отцы вполне всё объяснили. И сделали это именно и только потому что действительно а не мнимо прикоснулись...
 
Православный христианин
В словесной молитве мы пытаемся приобщить тело к молитве, через проговаривание имени Иисуса Христа, иногда применяя еще поклоны. Но в умной молитве, через внимание, в молитву внедряется осознание всего тела. Руки, ноги, голова, туловище, внутренности даже...Целостность, где как итог, рефлексы тела подчинены духу сердца. Где ум, и тело, становятся одним целым, как яйцо в скорлупе. Где тело это желток, а ум скорлупа, а не наоборот.
Тело получает чувства, через этот ум. Тело, как бы дополняет ум. Где даже кожа, чувствует дух. Если при словесной молитве вы испытываете подобное, не рассеиваясь на произношение словами , то это у вас уже умная молитва. Но слова, при таком внимании точно уже не нужны, так как образ и так уже сформирован и направлен ко Христу, всем целым.
так в чём принципиальная разница? В двух словах? В том что у вас слова замещены образом?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
так в чём принципиальная разница? В двух словах? В том что у вас слова замещены образом?
Повторюсь, принципиальная разница, в озознании всего себя, как единого целого, а не только ума произносимого слова молитвы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Почему вы решили что "вы не пробовали сами"? Или что не читала и т.д.? Если вы видите только набор слов в моём вопросе, то мне ваш ответ видится как отсутствие у вас понимания что и как происходит. А так - ничего нет затруднительного ответить тому кто понимает суть дела)
нтересно что люди мирские, говорящие от своего опыта, вроде как, о делании сердечной молитвы, очень болезненно воспринимают недоверчивое отношение других к их опыту, выставляемому в инете. При этом защитная их реакция - не доверяете моему опыту значит сами не имеете никакого опыта в умном делании.
Скажите, а вот эти ваши э-э.... помышления, исходят из вашего сердца? Или это результат ваших рассуждений и анализа?
Может ли быть так: что вы не поняли своего собеседника, но нарисовав в себе картину неприязни к себе ( некая мания), решили дать отпор, но отпор своим домыслам, а не аргументации оппонента?
У вас ведь есть опыт, не так ли? Поэтому не составит труда ответить на эти вопросы.
 
Православный христианин
Советую прельщенным “исихастам” ознакомиться:
«...Ученик. Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою?
Старец. Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. “Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига, – говорил справедливо протоиерей, – удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетического подвига”. Монах согласился. Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях, – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам мысль убить себя?” – “Как же! – отвечал чиновник, – я уже был кинувшись59 в Фонтанку, да меня вытащили”. Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, – и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами; благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественные состояния вполне духовны60: подвижник соделывается способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественною благодатию, причем оживают и прочие чувства души, дотоле пребывающие в бездействии61; принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. “Как отказаться мне от явной благодати!” – возражал он....

....Со мною был следующий, достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, бывший в России за сбором. Мы сели в моей приемной келии, и он стал говорить мне: “Помолись о мне, отец: я много сплю, много ем”. Когда он говорил мне это, я ощутил жар, из него исходивший, почему и отвечал ему: “Ты не много ешь, и не много спишь; но нет ли в тебе чего особенного?” и просил его войти во внутреннюю мою келию. Идя пред ним, и отворяя дверь во внутреннюю келию, я молил мысленно Бога, чтоб Он даровал гладной душе моей попользоваться от Афонского иеросхимонаха, если он – истинный раб Божий. Точно: я заметил в нем что-то особенное. Во внутренней келии мы опять уселись для беседы, – и я начал просить его: “Сделай милость, научи меня молитве. Ты живешь в первом монашеском месте на земле, среди тысяч монахов: в таком месте и в таком многочисленном собрании монахов непременно должны находиться великие молитвенники, знающие молитвенное тайнодействие и преподающие его ближним, по примеру Григориев Синаита и Паламы, по примеру многих других Афонских светильников”. Иеросхимонах немедленно согласился быть моим наставником, – и, о ужас! с величайшим разгорячением начал передавать мне вышеприведенный способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он – в страшном разгорячении! у него разгорячены и кровь и воображение! он – в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в прелести! Дав ему высказаться, я начал понемногу, в чине наставляемого, предлагать ему учение святых Отцов о молитве, указывая его в Добротолюбии, и прося объяснить мне это учение. Афонец пришел в совершенное недоумение. Вижу: он вполне незнаком с учением Отцов о молитве! При продолжении беседы говорю ему: “Смотри, старец! будешь жить в Петербурге, – никак не квартируй в верхнем этаже, квартируй непременно в нижнем”. “Отчего так?” – возразил Афонец. “Оттого, – отвечал я, – что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга в Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти: если же понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься”. “Представь себе, – отвечал Афонец, – сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!” Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы64. При этом сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: “Ум не развлеченно молящийся, утесняет сердце: «сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19)”65. “Когда ты испытаешь над собою, – сказал я Афонцу, – то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною”. Афонец охотно согласился на мое предложение. Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: “Что сделал ты со мною?” – “А что?” – “Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним. Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил даже желание услышать для себя мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию66, то он снял с себя вериги, и отдал их мне. Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде, и спит гораздо более. При этом он говорил, что на Афонской горе многие, и из пользующихся славою святости, употребляют тот способ молитвы, который был употребляем им, – научают ему и других. Не мудрено! Святой Симеон, Новый Богослов, живший за восемь столетий до нашего времени, говорит, что внимательною молитвою занимаются очень немногие67. Преподобный Григорий Синаит, живший в четырнадцатом столетии по Рождестве Христовом, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество ее не имеет никакого понятия о умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами, совершая молитвы лишь устно и гласно68. Преподобный Нил Сорский, живший в конце 15-го и начале 16-го века, посетивши также Афонскую гору, говорит, что в его время число внимательных молитвенников оскудело до крайности69. Старец, архимандрит Паисий (Величковский) переместился на Афонскую гору из Молдавии в 1747 г. Он ознакомился коротко со всеми монастырями и скитами, беседовал со многими старцами, которых признавало общее мнение Святой Горы опытнейшими и святыми иноками. Когда же он начал вопрошать этих иноков о книгах святых Отцов, написавших о умной молитве, – оказалось, что они не только не знали о существовании таких Писаний, но даже не знали имен святых Писателей; тогда Добротолюбие еще не было напечатано на греческом языке70. Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях. Легко ли расстаться с мнением мира! И миру – как познать подвижника истинной молитвы, когда самый подвиг вовсе неизвестен миру? То ли дело – находящийся в самообольщении! Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостью, без всякой правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением, и по причине этого горестного, гибельного разгорячения. Святой, да и только! Издавна замечены вкус и влечение к таким в обществе человеческом: "приемлете, – пишет Апостол Павел к Коринфянам, – аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет вы, аще кто величается» (2Кор.11:20)...».
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова); Том I; Отдел II; О прелести, стр. 212-239).
Подробнее:
 
Православный христианин
1)Скажите, а вот эти ваши э-э.... помышления, исходят из вашего сердца?
2)Или это результат ваших рассуждений и анализа?
3) Может ли быть так: что вы не поняли своего собеседника, но нарисовав в себе картину неприязни к себе ( некая мания), решили дать отпор, но отпор своим домыслам, а не аргументации оппонента?
4) У вас ведь есть опыт, не так ли? Поэтому не составит труда ответить на эти вопросы.
1)Моё мускольное сердце неразумное и из него мысли исходить не могут.
2)Это результат моих рассуждений и анализа.
3)да, конечно
4) Опыт чего? У меня есть опыт умного делания - опыт делания словесной Иисусовой молитвы. А какой опыт имеете ввиду вы - не знаю.

И ещё. Один говорит - у меня есть яхта, понимая под яхтой небольшую лодочку с парусом. А другой говорит - у меня нет яхты, понимая под яхтой мощную моторную яхту, но при этом имея в гараже небольшую лодочку с парусом. )
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
1)Моё мускольное сердце неразумное и из него мысли исходить не могут.
2)Это результат моих рассуждений и анализа.
3)да, конечно
4) Опыт чего? У меня есть опыт умного делания - опыт делания словесной Иисусовой молитвы. А какой опыт имеете ввиду вы - не знаю.

И ещё. Один говорит - у меня есть яхта, понимая под яхтой небольшую лодочку с парусом. А другой говорит - у меня нет яхты, понимая под яхтой мощную моторную яхту, но при этом имея в гараже небольшую лодочку с парусом. )
1) это и есть ответ на ваш вопрос о помышлениях.
2) Но ваши ответы эмоциональны, а не рациональны: "видится " ,"очень болезненно воспринимают", " недоверчивое отношение" и тп..., они страстны, иногда поспешны, одним словом, -это и есть сердечное.
4) Я имею ввиду, погружение в свое сердце, наблюдение за движением его ( результат вспыльчивости, ненависти, нежности и проч..)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Советую прельщенным “исихастам” ознакомиться:
«...Ученик. Не случилось ли тебе видеть кого-либо пришедшего в бесовскую прелесть от развития мечтательности при упражнении молитвою?
Старец. Случалось. Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. “Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига, – говорил справедливо протоиерей, – удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетического подвига”. Монах согласился. Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях, – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: “Не приходила ли вам мысль убить себя?” – “Как же! – отвечал чиновник, – я уже был кинувшись59 в Фонтанку, да меня вытащили”. Оказалось, что чиновник употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению. К состоянию самообольщения, избранному произвольно, диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, – и человеческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть. Чиновник видел свет телесными очами; благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же чувственные. В противоположность этому, видения Святых и их сверхъестественные состояния вполне духовны60: подвижник соделывается способным к ним не прежде, как по отверзении очей души Божественною благодатию, причем оживают и прочие чувства души, дотоле пребывающие в бездействии61; принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и неправильность способа и неправильность состояния, доставляемого способом. С ожесточением воспротивился чиновник совету. “Как отказаться мне от явной благодати!” – возражал он....

....Со мною был следующий, достойный замечания случай. Посетил меня однажды Афонский иеросхимонах, бывший в России за сбором. Мы сели в моей приемной келии, и он стал говорить мне: “Помолись о мне, отец: я много сплю, много ем”. Когда он говорил мне это, я ощутил жар, из него исходивший, почему и отвечал ему: “Ты не много ешь, и не много спишь; но нет ли в тебе чего особенного?” и просил его войти во внутреннюю мою келию. Идя пред ним, и отворяя дверь во внутреннюю келию, я молил мысленно Бога, чтоб Он даровал гладной душе моей попользоваться от Афонского иеросхимонаха, если он – истинный раб Божий. Точно: я заметил в нем что-то особенное. Во внутренней келии мы опять уселись для беседы, – и я начал просить его: “Сделай милость, научи меня молитве. Ты живешь в первом монашеском месте на земле, среди тысяч монахов: в таком месте и в таком многочисленном собрании монахов непременно должны находиться великие молитвенники, знающие молитвенное тайнодействие и преподающие его ближним, по примеру Григориев Синаита и Паламы, по примеру многих других Афонских светильников”. Иеросхимонах немедленно согласился быть моим наставником, – и, о ужас! с величайшим разгорячением начал передавать мне вышеприведенный способ восторженной, мечтательной молитвы. Вижу: он – в страшном разгорячении! у него разгорячены и кровь и воображение! он – в самодовольстве, в восторге от себя, в самообольщении, в прелести! Дав ему высказаться, я начал понемногу, в чине наставляемого, предлагать ему учение святых Отцов о молитве, указывая его в Добротолюбии, и прося объяснить мне это учение. Афонец пришел в совершенное недоумение. Вижу: он вполне незнаком с учением Отцов о молитве! При продолжении беседы говорю ему: “Смотри, старец! будешь жить в Петербурге, – никак не квартируй в верхнем этаже, квартируй непременно в нижнем”. “Отчего так?” – возразил Афонец. “Оттого, – отвечал я, – что если вздумается ангелам, внезапно восхитив тебя, перенести из Петербурга в Афон, и они понесут из верхнего этажа, да уронят, то убьешься до смерти: если же понесут из нижнего, и уронят, то только ушибешься”. “Представь себе, – отвечал Афонец, – сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне!” Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить Афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы64. При этом сердце обыкновенно содействует уму душеспасительным чувством печали о грехах, как сказал преподобный Марк Подвижник: “Ум не развлеченно молящийся, утесняет сердце: «сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19)”65. “Когда ты испытаешь над собою, – сказал я Афонцу, – то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною”. Афонец охотно согласился на мое предложение. Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: “Что сделал ты со мною?” – “А что?” – “Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним. Далее в беседе с Афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были очень заметны в нем при первом свидании и которые обыкновенно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии. Афонец изъявил даже желание услышать для себя мой убогий совет. Когда я посоветовал ему не отличаться по наружному образу жизни от прочих иноков, потому что такое отличие себя ведет к высокоумию66, то он снял с себя вериги, и отдал их мне. Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде, и спит гораздо более. При этом он говорил, что на Афонской горе многие, и из пользующихся славою святости, употребляют тот способ молитвы, который был употребляем им, – научают ему и других. Не мудрено! Святой Симеон, Новый Богослов, живший за восемь столетий до нашего времени, говорит, что внимательною молитвою занимаются очень немногие67. Преподобный Григорий Синаит, живший в четырнадцатом столетии по Рождестве Христовом, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество ее не имеет никакого понятия о умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами, совершая молитвы лишь устно и гласно68. Преподобный Нил Сорский, живший в конце 15-го и начале 16-го века, посетивши также Афонскую гору, говорит, что в его время число внимательных молитвенников оскудело до крайности69. Старец, архимандрит Паисий (Величковский) переместился на Афонскую гору из Молдавии в 1747 г. Он ознакомился коротко со всеми монастырями и скитами, беседовал со многими старцами, которых признавало общее мнение Святой Горы опытнейшими и святыми иноками. Когда же он начал вопрошать этих иноков о книгах святых Отцов, написавших о умной молитве, – оказалось, что они не только не знали о существовании таких Писаний, но даже не знали имен святых Писателей; тогда Добротолюбие еще не было напечатано на греческом языке70. Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях. Легко ли расстаться с мнением мира! И миру – как познать подвижника истинной молитвы, когда самый подвиг вовсе неизвестен миру? То ли дело – находящийся в самообольщении! Не ест, не пьет, не спит, зимою ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкою наглостью, без всякой правильности, без толку и смысла, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением, и по причине этого горестного, гибельного разгорячения. Святой, да и только! Издавна замечены вкус и влечение к таким в обществе человеческом: "приемлете, – пишет Апостол Павел к Коринфянам, – аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет вы, аще кто величается» (2Кор.11:20)...».
(Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова); Том I; Отдел II; О прелести, стр. 212-239).
Подробнее:
Спасибо за камень в мой огород. С большой надеждой принимаю все на свой счёт.
 
Православный христианин
Спасибо за камень в мой огород. С большой надеждой принимаю все на свой счёт.
Прости брате, но если это так, то я только могу возрадоваться вместе с евангельским отцом: “я́ко бра́тъ мой се́й ме́ртвъ бѣ́, и оживе́: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся”.
Святые отцы достигшие опытом учат:
«Когда видит кто различные лица, и слышит разнообразные голоса, несогласные с духовным его занятием, и вступает в собеседование и в общение с таковыми, тогда не может он найти свободного времени для ума, чтобы видеть себя втайне, привести себе на память грехи свои, очистить свои помыслы, быть внимательным к тому, что к нему приходи (т. е. к тем мыслям, которые к нему приходят., и сокровенно беседовать в молитве».
И еще: «Чувства сии подчинить власти души невозможно без безмолвия и отчуждения от людей, потому что разумная душа, будучи существенно соединена и сопряжена с сими чувствами, и со своими помыслами невольно увлекается, если человек не будет бодрствен в сокровенной молитве».
(преподобный Исаак Сирин Ниневийский; Слова подвижнические).
Слово 42
Не дано нашему времени молитв св. отцов, а лишь один горький плач о своих грехах и спасаться в наше время будут, как уже неоднократно говорилось в этой теме, лишь безропотным терпение скорбей.
 
Православный христианин
1) это и есть ответ на ваш вопрос о помышлениях.
2) Но ваши ответы эмоциональны, а не рациональны: "видится " ,"очень болезненно воспринимают", " недоверчивое отношение" и тп..., они страстны, иногда поспешны, одним словом, -это и есть сердечное.
4) Я имею ввиду, погружение в свое сердце, наблюдение за движением его ( результат вспыльчивости, ненависти, нежности и проч..)
не поняла ваших "ответов" на мои ответы. )
Надеюсь вы третий пункт к себе тоже отнесли.) И да - безусловно мои ответы страстны так как я страстна а не бесстрастна.) Почему "это и есть сердечное" и что означает "это и есть сердечное" - осталось загадкой без ответа.)
Чтобы видеть в себе вспыльчивость, ненависти и т.д., их причин, для этого не надо "погружаться в мускульное сердце. Для этого достаточно "заглянуть в свою душу" в свете Евангелия и наставления отцов.)
 
Православный христианин
Похоже, этот камень драгоценный. Рад за Вас, Вадим.
Да, наставление действительно драгоценное в наше время сообществ умных делателей нашедших сердечное место и зращих свет и много глаголющих об этом на форумах "умного делания".... Несколько лет назад зашла я на такой форму.... Господи помилуй!!
 
Сверху