Фантазия - проявление греха?

Православный христианин
Хотелось бы порассуждать с Вами. Фантазия в общем - это грех или она есть в добро или во зло. Только не путать с реальным планированием чего то или каких то дел на повестке дня.
В качестве примера: если себя поставить на место Святых праотцов наших, то от слов змия они первое что стали, это фантазировать и воображать, что станут они как боги, наравне с Творцом, и причем ни в чем себя не утруждая, а по мановению волшебной палочки, в данном случае запретного плода.
И нафантазировали себе какие они могучие и славные будут, по сравнению какие они были. Вот она зависть и недовольство и ропот на Бога.
Можно ли утверждать, что любая фантазия и воображение это уже есть грех и начало его и фантазировать = грешить.
С уважением ко всем Николай.
 
Крещён в Православии
Вот тут таблица есть - Схема развития греха
https://azbyka.org/shemy/vosem_strastei.shtml
Для меня вообще неожиданным было узнать, что мечтания и фантазии в православии не поощряются, вроде в детстве даже поощряли фантазию, развивали. А от нее до мечтаний недалеко.
Но наверно важен смысл фантазии, т.е. о чем. Например, нельзя сказать, что художники грешат, особенно иконописцы. Хотя для других видов живописи нужна другая фантазия. Вот Пазолини убили за его творения.
Мечтания, продиктованные тщеславием - однозначно грех. А хорошие фантазии - они как-то в мечты не переходят, а сразу в дела.
В общем, самой интересна более точная формулировка, где тут грань
 
Крещён в Православии
Мне кажется, не грех представить, как ты будешь сажать рассаду в саду, но это уже планом можно назвать. Хотя и приятным. Грань тонкая. Вот как раз то, что не переходит в план, скорее всего плохое. Потому что раз не переходит в план, значит что-то очень далекое от тебя, а значит, скорее всего, ложное, а значит - от дьявола.
Опасность оторванных от твоей реальной жизни помыслов в том, что они ложные.

Потому и считаются зависть, злоба, уныние плохими, что даже если они и по поводу, этот повод искажен, содержит в себе ошибку. Они все считаются ложными помыслами, как я понимаю.
 
Последнее редактирование:

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вопрос очень сложный. Сам обладаю хорошим воображением. Мне кажется, что для детей мечты - это не вредно. Хотя понятно, что мечты бывают разные.

"Воображение чувственных предметов много докучает и много беспокойств причиняет тем, кои ревнуют всегда пребывать с Богом; ибо оно отвлекает внимание от Бога и наводит его на суетное, а между ним и на греховное, и тем возмущает внутреннее наше доброе настроение. Это страдаем мы не наяву только, но и во время снов, в которых впечатление нередко продолжается не на один день. Как воображение есть сила неразумная, действующая большей частью механически, по законам сочетания образов, духовная же жизнь есть образ чистой свободы; то само собой разумеется, что его деятельность несовместима с сею жизнию... <Потому> знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения... Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом. Знай, что и Люцифер первый из ангелов, будучи прежде выше всякого неразумного воображения и вне всякого вида, цвета и чувства, как ум мысленный, невещественный, безвидный и бестелесный, когда потом возмечтал и наполнил ум свой образами равенства Богу, ниспал от оного безвидного, безобразного, бесстрастного и простого безвеществия ума, в это многовидное, многосоставное и дебелое воображение... и таким образом из ангела безвидного, безвещественного и бесстрастного сделался диаволом, некако вещественным, многовидным и страстным. Но каким стал он, такими же сделались и слуги его, все демоны <...>

Из сего уразумей, возлюбленный, что так как многовидная фантазия есть изобретение и порождение диавола, то она для него премного вожделенна и пригодна для погублении нас. Святые отцы справедливо называют ее мостом, чрез который душеубийственные демоны проходят в душу, смешиваются с нею и делают ее пчельником трутней, жилищем срамных, злых и богопротивных помыслов и всяких нечистых страстей душевных и телесных. Знай, что по святому Максиму, великому богослову, и первозданный Адам создан от Бога не воображательным. Ум его, чистый и безвидный, будучи и в деятельности своей умом, не принимал сам вида или образа от воздействия чувств или от образов вещей чувственных; но не употребляя этой низшей силы воображения и не воображая ни очертания, ни вида, ни размера, ни цвета сих вещей, высшею силою души, т. е. мыслию чисто невещественно и духовно, созерцал одни чистые идеи вещей или их значения мысленные. Но человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной равноангельской, чистой, разумной и безобразной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их есть свойство неразумных животных, а не существ разумных. После же того, как ниспал человек в такое состояние, кто может сказать, в какие страсти, в какое злонравие и в какие заблуждения введен он был своим воображательным мечтанием? Нравоучение наполнил разными обольщениями, физику — многими лжеучениями, богословие непотребными и нелепыми догматами и баснями. И не древние только, но и новейшие мыслители, желая любомудрствовать и говорить о Боге и о божественных, простых и недоступных воображению и фантазии таинствах (ибо в этом труде должна работать высшая сила души — ум) и приступив к сему делу прежде очищения своего ума от страстных видов и воображательных образов чувственных вещей, вместо истины нашли ложь. И что особенно многобедственно, они эту ложь свою заключили в объятия души и сердца и держат крепко, как истину, выражающую действительность" (прп. Никодим Святогорец).

А еще можно вот эту статью прочитать.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Воображение нужно лишь для перехода ума из познаваемого в непознанное , а не для познавания. Воображение становится способом восприятия, или точнее, уровнем... Воображение включает в себя все органы чувств доступные человеку для восприятия Божественных логосов.мечтательность - действительно спровоцирована действием ума облегченного .лишенного способности трезвения, то есть оценки или анализа восприятия. Такой ум подвержен естественным порывам души, что может принести, как не малой пользы так и вреда.
Парение ума - это скорее образное описание состояния восприятия,когда смотришь на мир не глазами, а как бы поднимаешься выше глаз,чуть выше головы...Когда воспринимаешь не одну картину, а весь компазиционный строй ситуации,способен видеть начало и конец,последствия...и причины.Тишина ума это естественное состояние при таком восприятии...Ты не заморачиваешься над усилием даже остановить внутренний диалог, а просто созерцаешь происходящее.
то что ум себе представить не может, рассчитать.,для него не существует. Таким образом, сила воображения которая становится свободной от зависимости ума,открывает восприятие Бога,Его прямых Божественных глаголов.То есть воображение становиться движимой силой не имеющую ограничения восприятия.Воображение помогает шагнуть дальше рассудительности,некой зацыкленности на своих представлениях о Божественных началах.Конечно при лукавом сердце, имеется большой риск скатиться в прелесть и самомнение,и мнить себе то,чего на самом деле нет...Это излюбленный прием бесов.Но нельзя отвергать и положительную сторону воображения,при искреннем сердце и готовности идти до конца,оно способно открывать те моменты духовного бытия,о котором ум и не помышлял никогда.Воспринимать то, что не способно укладываться в умственный анализ.

вот по теме...
Глава 69.
О пяти силах души, также и о фантазиях свойственных душе и разуму (ψυχής και του νου). И как подобает совершенно избегать фантазий, образов (σχήματα), и воображений при чистой молитве, и простом и единичном (ενιαία) умном деланіи (εργασία του νου).


Как мы уже говорили, душа принимает мечтания не только от бесов, но также по своей природе (φύση), от свойственных ей пяти сил (αισθήσεις - чувств), которые суть: ум, разум (διάνοια), смысл (γνώμη), воображение (φαντασία) и чувствование (αίσθηση); телесные же чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Так что воображение является одним из сил (чувств) души, как мы уже говорили, с помощью которой душа воображает (φαντάζεται). Если душа хочет подобающе устраивать и располагать своими силами, то должна стремиться возрождать (αναπτερώνει) и направлять к Богу те силы, которые наиболее сочетают ее с Ним, и в настоящем веке и в будущем; об остальном же заботится и использовать, и действовать (να πράττει) по мере необходимости. Давайте посмотрим, что отцы говорят, и что является разумным (είναι εύλογο) по их мнению.
Говорит святой Максим: «Поскольку душа сама по себе, то есть по своему существу, разумна и умна, и всячески (οπωσδήποτε) самоипостасна (αυθυπόστατη). А если самоиндивидуальна (δική της υπόσταση), то будет действовать (ενεργήσει) по своей природе, и когда сама по себе, и когда взаимодействует с телом, то есть мы́сля (θα νοεί) по естеству (φύση) и рассудительно (και θα λογίζεται), и никогда не переставая пользоваться (μεταχειρίζεται) умными (νοερές) силами, как естественными (φυσικά) способностями (προσόντα). Ибо присутствующая по природе (φυσικά προσόντα), в каком-либо существе (κάποιο ον - существо, тварь, слав. «сущем»), покуда оно есть и существует, она не отделяется [от него].
Стало быть душа всегда существует, с тех пор как рождена и существует воипостасно, по причине так создавшего ее Бога, всегда мыслит, и разсуждает (λογίζεται), и познает (γνωρίζει): и посредством тела и сама собой, по свойственной ей природе. Таким образом, нет никаких оснований полагать, что может лишить душу присущих ей свойств, установленных естеством, а не ради тела, когда она отделяется от него.
Итак, [мы хорошо] знаем, и тайнонаучаемся этому у святых, что ум и мысль (διάνοια), в нынешнем и будущем веке, вращаются окрест Бога и взаимодействуют (сотрудничают), в то время как другие силы только в этом веке, как свойственные ему (веку). Душа, как благоискусная управительница и имеющая естественную власть над этими силами, должна желать действовать не только в настоящем, но преимущественно в будущем веке, всяким образом стараясь возвышать ум и мысль к Богу, во время чистой молитвы и умного, единовидного (ενιαίας), и простого делания (πνευματικής εργασίας); а от воображения и прочих сил ум всячески отлучать.
Ибо по словам св. Нила: «Состояние молитвы есть бесстрастный навык, чрез который, посредством высочайшего (έναν ακρότατο) желания (έρωτα), любомудрый и духовный ум восхищается на мысленную высоту*». Ибо так действующая душа, сохранит подобающее ей достоинство.

*У Феофана: «Молитвенное состояние есть бесстрастный навык, высочайшею любовию на мысленную высоту восхищающий любомудрый и духовный ум».

или вот еще https://azbyka.org/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_28
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Сила воображения - это палка с двумя концами. Одним концом мы совершенно не умеем пользоваться,потому как склонны к самовыражению.Наша самость перевешивает и теряет равновесие на канате восприятия мира. Сила воображения заложена Богом в человеческую душу...а у Бога ничего пустого нет. Сила воображения помогает пройти сквозь туман стереотипа ума,сфокусировать внимание на не "видимых" образах духовного мира.Это как в бинокле настроить резкость...Переверни его, и эффект будет совершенно иным.
воображение - это крылья восприятия,но с ним надо быть предельно самоотреченным,безвольным,уравновешенным,независимым...и свободным одновременно. Божественный логосы так просты и очевидны, что по факту удивляешься почему ты их раньше не замечал...Они легки на восприятие,но не только умом,но и сердцем...Ничего лишнего в них не бывает, потому как все взаимосвязано. Как фотосинтез растений и дыхание человека кислородом.Мы на это не обращаем внимание, а ведь в этом такая забота Бога, как о человеке, так и о растениях... Мы мало что знаем о духовных связях человека с другими обитателями невидимого мира...Какова сила и значение человеческих эмоций, чувств и т.д. на их жизнь, сосуществование.
К воображению у нас не правильное однополярное отношение.Это движущие силы души...Бог не зря их внедрил в человека...
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Планирование жизни и реальные трезвенные мечты это нормальные жизненные процессы, ничего в них плохого нет когда они не идут в согласии с жизнью христианской.
Но есть другое.... фантазирование, эмоциональное воображение, рисование в мыслях различных ситуаций- это признак того что у человека в душе живет и глубоко укоренилась страсть (тщеславие, гордость, сладострастие, гнев, страх и тд) , но эта страсть не может по каким-либо внешним или внутренним факторам проявить себя в реальных действиях человека. Поэтому он и начинает фантазировать. Например ( только очень грубый, в жизни все гораздо тоньше) у человека есть страсть к властолюбию и тщеславию но занимает он низкое служебное положение и страсть в должной мере не может проявить себя, поэтому и начинает этот несчастный рисовать в уме несбыточные картины. ( это очень простой пример). Также и с другими страстями, особенно с сладострастием и сребролюбием. Поэтому христианину очень важно следить за своими мыслями , желаниями, воображениями, за своим сердцем чтобы там вместо Христа не поселилось что-другое. При любых фантазиях мы четко должны осознавать что абсолютно все здесь временное и отпуск на море, и карьера , и деньги и власть и сама жизнь земная все закончится. Все наше устремление должно быть как сказал апостол " ...не имеем здесь пребывающего града но грядущего взыскуем..". Внимательная постоянная молитва, внутренняя сосредоточенность и трезвение- вот средства от пустых и часто греховных фантазий. И сколько много призывов к внимательной жизни читаем в Евангелии и Апостоле_ "Бодрствуйте и молитись чтобы не впасть в искушение" Марк 14-38, "Непрестанно молитесь" Фес 5-17 и много еще.
 
Украина
Православный христианин
Тут надо просто дописывать так скажем фантазии о чём..) Фантазии о славе, блудные фантазии, и сразу вспоминаешь "блуд и гордость гониши...", или вот это " А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. " Евангелие от Матфея 5 глава.

Вспоминается ещё один " фантазёр", который шипел следующее:"И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. "

Противоядие таким фантазиям есть только молитва Иисусова и дела добрые.
 
Православный христианин
Можно ли утверждать, что любая фантазия и воображение это уже есть грех и начало его и фантазировать = грешить.
Думаю, что мечты и истина стоят на разных полюсах ведения, ...знания. За мечты удобно прицепятся бесы и пробуравят эту щель в сердце в большую дыру, яко язву, и будет мечта сия, яко цель жизни суетной и путь неистинен, и не в жизнь.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Думаю, что мечты и истина стоят на разных полюсах ведения, ...знания. За мечты удобно прицепятся бесы и пробуравят эту щель в сердце в большую дыру, яко язву, и будет мечта сия, яко цель жизни суетной и путь неистинен, и не в жизнь.
мечты часто это отражение желаний сердечных человека. но в восприятии образов или тоже образное мышление - это тот же "механизм", что и при фантази. Даже воспоминание прошлых событий...
 
Православный христианин
мечты часто это отражение желаний сердечных человека

Почему "часто"?...... Всегда! И что? Это как оправдание по вашему? Подобно, как под благим предлогом оправдывают страсть гордости победой хокейной команды, борца в ринге, количеством золотых медалей на олимпиаде, победы войне, превосходством нации и т.д.... мечты далее раскатываются. как скатерть самобранка... чего изволите.
Из этой же серии?
 
Крещён в Православии
Мечта это у нас из глубокой-глубокой древности. Когда Адама и Еву изгнали из рая. Наверное, вспоминая свою счастливую жизнь в раю и общение с Богом, они до конца своих дней мечтали вновь попасть туда. И потомки их.. А потом все забывалось, суета житейская, труды по добыванию пищи, по обустройству жизни затуманили их ум. Но навык мечты остался только направлена она на другое, а со временем и на греховное...Греха в том что у нас есть такое чувство как МЕЧТА нет, ... Грех то на что мечта направлена
 
Православный христианин
Греха в том что у нас есть такое чувство как МЕЧТА нет

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.» /К Титу 1:15/

И мечты.
Все же дела на земле сгорят.Так о чем мечтать? Только о спасении души есть смысл. Опровергните.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Почему "часто"?...... Всегда! И что? Это как оправдание по вашему? Подобно, как под благим предлогом оправдывают страсть гордости победой хокейной команды, борца в ринге, количеством золотых медалей на олимпиаде, победы войне, превосходством нации и т.д.... мечты далее раскатываются. как скатерть самобранка... чего изволите.
Из этой же серии?
вы меня правильно поняли...только я не столько строг к людям. а вдруг кто-то мечтает о мире во всем мире...
Все же дела на земле сгорят.Так о чем мечтать? Только о спасении души есть смысл. Опровергните.
значит не всегда...коль все же вы мечтаете о хорошем...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мечты о мире во всем мире есть опаснейшее прельщение ума, противоречащее всему: Писанию, Отцам, смыслу бытия.
эко вас занесло... Да любите друг друга...Разве это призыв к разделению и войне? Бог создавал мир для мира и радости, а значит это и есть суть бытия.
 
Крещён в Православии
Мечты о мире во всем мире есть опаснейшее прельщение ума, противоречащее всему: Писанию, Отцам, смыслу бытия.
Обоснуйте! Какой Святой Отец Церкви был против мира во всем мире? Ссылки и цитаты...
 
Православный христианин
«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.» /1-е Иоанна 5:19/
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.» /От Иоанна 16:33/
«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.» /От Матфея 10:23/
«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.» /2-е Петра 3:7/

Можно пачками цитаты приводить. Не говоря уже о предании.
 
Крещён в Православии
Вы вольно трактуете эти тексты . Да идея их такова что мир в грехе лежит. Но это не подразумевает радикальности.
Молитва прп. Силуана Афонского
Господи, даруй мир Твой людям Твоим. Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро. Господи, даруй им благодать Твою, чтобы они в мире и любви познали Тебя, и возлюбили бы, и сказали бы, подобно апостолам на Фаворе: «Добро нам, Господи, быть с Тобою». Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли. Утешителю благий, слезно прошу Тебя, утешь скорбные души людей Твоих. Дай всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою.


Молитва св. Иоанна Кронштадтского
Слава Тебе, Богу, Благодетелю моему, во веки веков! Познан буди, Господи, в вере Твоей, всем людям Твоим и всем племенам земным, да все прославят Тебя единеми усты и единем сердцем от востока солнца до запада. Буди, буди!

Вы Церкви молитвы слышите. Например Великая ектинья
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).

Или я что-то не понимаю в Ваших сообщениях или Вы что-то в православии не понимаете
 
Последнее редактирование:
Сверху