Что понимать под спасением?

Санкт-Петербург
Православный христианин
В Священном Писании о спасении говорится двояким образом.

С одной стороны, как о событии, уже совершившимся и от нас не зависящем: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар"(Еф.2,8).

С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: "Со страхом и трепетом совершайте своё спасение"(Флп.2,12).

Таким образом, Священное Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество (синергию) Бога и человека: "Ибо мы соработники у Бога"(1Кор.3,9).
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так как человек был создан бессмертным и нетленным и, следовательно, свободным от всего, что ведет к разрушению его естества, и потерял это блаженство вследствие грехопадения Адама, то отсюда следует, что быть спасенным от греха - значит быть спасенным от всех бед и несчастий, которые это грехопадение навлекло на нас и приобщиться к Божественной вечной жизни.

Архиепископ Сергий Старгородский. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.
 
Что такое "спасение" ?

Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар (Еф.2,8).В Писании написано не так. А вот как: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас,Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Апостол здесь хочет внушить своим читателям из иудеев, что они не имеют права приписывать себе какую бы то ни было заслугу в устроении своего спасения. Это не означает, что они спасены , а даёт только предположение.

Основная доктрина христианства - учение о спасении. Спасение души от грехов. Наша человеческая природа заражена родословным грехов, весь этот грех перешел в человека, даже новорождённого. Наша природа падшая. В этом нетрудно убедиться, взглянув на человека. Сколько сидит в нас страстей ! Взгляните на историю человечества. Одни войны, раздоры, убийства, рабство и пр. Это говорит о повреждении ума человека, его духовной основы. Значит нужно лечение, некое исцеление.
Видя печальное положение человечества, Бог и послал Своего Сына для исцеления людей. В этом и есть смысл нашей жизни - изменить свою неестественную , а искаженную природу. Другими словами - очистить свою душу от всевозможных пороков и грехов. Вся беда, что человеку самому, без внешней Божественной помощи, это сделать невозможно. Поэтому и пришёл Иисус Христос, называемый Спасителем.

Тема эта громадная, одним сообщением всего не объяснишь, поэтому я ограничился кратостью. Спасается (то есть, исцеляется с помощью Христа, через крещение, покаяние, наконец, смирением) сам человек. Бог не может силком кого-либо спасать.
 
Москва
Крещён в Православии
О как! Брат Кирилл, у меня есть друг, который учился в Троицко - Сергиевой Лавре. Сначала в семинарии, потом в академии, сейчас преподаёт где то на Урале. Так вот, он когда то посоветовал мне эту книгу сжечь. Что я и сделал. Она ничего не объясняет, просто набор, фраз, цитат, и пр...Вы знаете человека спасённого от всех бед...и т.д....? Что фраза сия значит?

А не поспешили сжечь?
Мне кажется в этой книге проблема языковая, но отнюдь небессодежательность, как вы сказали. Современный человек уже не говорит так, как писал архиеп. Сергий Старгородский, то есть, изменилась стилистика. Но если мы сделать адаптацию его текстов, то набор слов, фраз и цитат сложатся в прекрасный богословский труд. Например, текст автора:

"Такъ настроенный, человекъ, конечно, не можетъ и понять той ,,свободы чадъ Божіихъ", которую принесъ I. Христостъ, того „примиренія" съ Богомъ, которое возвестили намъ Апостолы: „душевный человекъ не можетъ „служить Богу духомъ и истиною (Іо. IV, 23), онъ судить обо всемъ по душевному (Кор. II, 14). Приходя ко Христу, онъ не столько хочетъ научиться отъ Него, какъ ему жить, чтобы жить истинною жизнію, сколько хотеть узнать, какую пользу принесетъ ему последованіе Христу. Поэтому, слыша о спасеніи Христовомъ, онъ усвояетъ изъ этой благой вести преимущественно ея внешнюю сторону: избавленіе отъ бедствія, отъ конечной погибели и полученіе высшаго блаженства и не замечаетъ другой, более существенной стороны этого спасенія, не замечаетъ,—что бедствіемъ здесь считается не страданіе, не муки, а грехъ,—что высочайшее благо здесь полагается въ той самой воле Божіей, противъ которой съ такой ревностью возмущается его себялюбивая природа. Онь думаетъ только о томъ, что онъ будетъ наслаждаться, а, чемъ?—объ этомъ онъ не спрашиваеть".

Теперь текст адаптированный (мной - Л.К)

Настроенный на себялюбие человек, не может понять, что же такое "свобода чад Божиих", которую принес Иисус Христос, примирив человека с Богом и о чем возвестили нам апостолы: "душевный человекъ не может „служить Богу духом и истиною (Іо. IV, 23), он судит обо всем по душевному" (Кор. II, 14). Идя ко Христу, он не желает у Него учиться, как жить, чтобы жить жизнью истинной, его волнует другое, а именно, какую пользу принесет лично ему его последование Христу? Поэтому слыша благую весть о спасении, он извлекает из нее лишь одну внешнюю сторону, например, избавление от бедствий, от конечной погибели, получение высшего блаженства, но при этом человек сей не замечает существенного, что Церковь под бедствием не имеет ввиду страдание или муку, но речь здесь идет о грехе. <Вот, истинное бедствие - власть греха над душой человека, от которой спасает Христос> Не понимает так же и того, что высочайшее благо есть в воле Божией, а потому себялюбивая природа человека ею возмущается и не желает принимать . <Не постигнув этого таинства спасения>, человек думает лишь о благе наслаждения... Но чем он полагает наслаждаться? Об этом он даже не спрашивает....

P.S. В уголковых скобках пояснения мои.

...он когда-то посоветовал мне эту книгу сжечь
Думается он посоветовал сжечь книгу не потому, что книга плоха, но его отношение к автору не совсем положительное...
 
О друге,академии и книге.

О как! Брат Кирилл, у меня есть друг, который учился в Троицко - Сергиевой Лавре. Сначала в семинарии, потом в академии, сейчас преподаёт где то на Урале. Так вот, он когда то посоветовал мне эту книгу сжечь. Что я и сделал. Она ничего не объясняет, просто набор, фраз, цитат, и пр...Вы знаете человека спасённого от всех бед...и т.д....? Что фраза сия значит?

Всеми нами глубокоуважаемый Святитель Игнатий (Брянчанинов) (некогда друг А.С. Пушкина) как то писал :– «Академии есть, духовные школы есть, есть кандидаты и магистры – право смех, да и только! А спроси иного из них, испытай его. Оказывается он не только духа не имеет, веры не имеет и сомневается: А был ли Христос, а не выдумка ли это, не быль ли какая? Доктор богословия, а в Христа не верит».Что уж говорить про этого друга, который учился в Троицко-Сергиевой Лавре. Некто из философов справедливо заметил: если стукнем по голове книгой и услышим пустой звон, виновата ли в этом книга? Думаю, целой плеяде тысячи святых (праведных) людей за 2000 лет, у которых был богатый духовный опыт, мы многим обязаны. Они писали, несомненно, навеяные святым духом и книги их духоносные. Мой низкий поклон им всем и, в частности, Сергию Старгородскому.
 
Что понимать под спасением? Спасением от кого/чего и как?

Это самый основной вопрос и христианства как религии и человека. Можно сказать это и смысл жизни ( спасение ) и цель жизни.Чтобы понять что есть спасение ( конечно же от чего ? От грехов. А можно и от кого ? От сатаны,дьявола,беса,змея лукавого) нужно обратиться к нашей истории.После грехопадения , когда человек отошёл от Бога и возобнил себя владыкой всей земли, весь человеческий род от Адама изменил естественную природу - стал смертным, тленным и страстным. Скажу по иному. Человек создан Богом и создан прекрасным, но в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась, если сказать мягко, глубоко повредилась, природа человека поражена в корне. Она стала смертной и то, что мы видим проявление смерти в обычной жизни, на самом деле это есть не что иное как только видимое выражение той пораженности человеческой природы, которое произошло в целом в человеке. Называется это поражение, искажение различными терминами. В богословие это – первородный грех.Речь идёт не об акте , совершённом прародителями, а о том состоянии, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога.Этих же человеческих "слабостей" у нас много -пьянство, воровство,тунеядство,убийство,раздражительность, гнев,боязнь, дерзость, ненависть, бесчеловечие, жестокость, чревоугодие,лень,корысть,сребролюбие,зависть, злоба,неуважение старших,злорадство,злопамятство,ложь,лукавство,недоброжелательство,блуд,нечувствительность,своенравие,скупость.,малодушие,боязнь,отчаяние,осуждениедругих,бессердечие,самохвальство, гордость,тщеславие и так далее и тому подобное.Каждый, как и я в первую очередь, могу себя здесь найти , в этих пороках.К чему приводят эти страсти мы явно видим из истории человечества- сплошные войны, раздоры,грабежи, убийства и пр. Это видно и из истории любого государства,любого народа,любой семьи.Можно ли назвать человека здоровым головой, можно ли назвать его умным, анекоторые берут ещё и титул мудреца? Конечно нет. Все эти факты говорят , что человек нездоров, проще- заражён каким-то вирусом, что его природа поражена. Кто будет с этим фактом спорить , если это видно без всяких мудрствований. Сейчас человечество на грани катастрофы, о чём свидетельствует не религия, а наука.Спастись - значит убрать в себе самом эти грехи, эти страсти. Для чего ? Если вы верующий ( а не верящий), то для вас эта земная жизнь, это странствование,не кончается. И что? С этим багажом вы пойдёте в другой мир ? Христианство утверждает, что как ты жил здесь , такова тебя ждёт жизнь и там,в другом измерении, в другом невидимом для нас мире.Вот почему необходимо очиститься, очистить свою душу (тело остаётся здесь, а душа уходит из тела) от страстей и страстишек. Говоря другими словами, спасаться.Но как? Сам человек этого сделать не может.Это длинный процесс и займёт не одну страницу.Начать с познания себя.Вот где ты увидишь каков ты на самом деле и сколько в тебе , то есть во мне, дерьма. Если я это увижу, значит соглашусь со своей природой. Иначе - смирюсь , соглашусь, что я действительно дерьмо и мне нужно лечение. А наш Творец, видя такое бедственное состояние человека ( и человечества), любя нас послал нам врачевателя Иисуса Христа, своего Сына, называемого - Спасителем. Тут уже более -менее понятно , что значит спастись.И от чего спасаться.Вот это радостная , приятная весть( благовествование) : можно спастись и жить вечно.Ан нет. Не внемлет человек. Ума не хватает. Занят суетой, думает что ему есть, во что одеться и что пить. Да это же всё приложится ! Начни с нутра ! Бог в тебе, а ты безумствуешь. О, человек !
 
Если книга так хороша, может дадите понятный ответ на вопрос Олеси?
Что понимать под спасением? Спасением от кого/чего и как?
Да, и я добавил бы от себя - В чём радость Евангелия? Ведь Евангелие - это радостная весть!
 
Москва
Крещён в Православии
Если книга так хороша, может дадите понятный ответ на вопрос Олеси?

Да, и я добавил бы от себя - В чём радость Евангелия? Ведь Евангелие - это радостная весть!

Ответ уже был дан выше, в адаптированном тексте митр. Сергия Старгородского. Поясню его и добавлю: Христос пришел в наш мир (воплотился), чтобы освободить человека от власти греха и власти диавола. Своею крестной смертию Христос исцеляет нас от первородного греха и созиждет Церковь Свою, через которую Таинствами Церковными (их семь, в том числе, покаяние) человек имеет возможность преобразить свою природу, обожиться и войти в Царствие Божие. В Адаме человек отпал Бога, а в Христе он воссоединяется с Ним. Это и есть спасение от древней клятвы и благая весть.
 
Ко мне ли этот вопрос ?

Вы не грешите?
Вы преобразили свою природу? Обожились? Вошли в Царство Божие?
Вы воссоединились со Христом?
Если этот вопрос ко мне (я удивлён, поэтому-то и спрашиваю), то отвечу - тогда бы я был вторым Христом, или во всяком случае святым. Увы нет. Даже стыдно говорить- курить не могу бросить, а чтож говорить про другие достижения в области совершенствования духовного. Грешен,грешен..
 
Москва
Крещён в Православии
Вы не грешите?
Вы преобразили свою природу? Обожились? Вошли в Царство Божие?
Вы воссоединились со Христом?
Такие вопросы не принято задавать в Православной Церкви . Вы искушаете ими людей. Если христианин на все ваши вопросы ответит - да! Он сам себя обличит, что он в прелести пребывает.
Когда у подвижников и отцов святой жизни спрашивали: "Мы видели человека, он делает такие-то и такие-то подвиги, а по его молитвам совершаются чудеса, скажите, этот человек святой?" Тогда боголюбивые отцы отвечали: "Да, этот человек живет праведно, однако посмотрим, как умирать будет". Понимаете в чем дело? Пока человек не предстанет Господу, рано говорить о его обожении, победе над грехом и спасении вообще, так как человек имеет свойство поползновения вниз, то есть, стоит только человеку остановиться в своих духовных трудах, как он уже обнаруживается на порядок ниже, чем был. Как сложится его путь к Богу завтра, послезавтра, ни он, ни мы не знаем.
 
Дорогая сестра, просто эти вопросы для вас неудобны. Вот вы и "спрятались" за эту фразу.
Такие вопросы не принято задавать в Православной Церкви . Вы искушаете ими людей.
Вы не можете сказать, я не грешу ( и прочее), потому что это не правда. А если скажете - грешу, получается неувязочка.
Христос пришел в наш мир (воплотился), чтобы освободить человека от власти греха и власти диавола...человек имеет возможность преобразить свою природу, обожиться и войти в Царствие Божие... в Христе он воссоединяется с Ним. Это и есть спасение от древней клятвы и благая весть.
А вы, как и многие другие, грешите, не преобразили свою природу, не обожились, и не вошли в Царство Божие. А значит и не соединились со Христом. Получается что для вас, как бы и небыло "спасения". И как то не радостна благая весть.
Либо вы, всё же, не понимаете в чём оно - спасение.
Либо в этой книге нет ясного ответа на этот вопрос.
Я совсем не желаю вас обидеть, давайте поговорим так, как Господь ученикам заповедал. Если да - то да, если нет - то нет. И главное в любви.

Брат Дмитрий, понятно что Христос один! Но..."Так будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец". (Матф.5:48)

Всех хочется поздравить с наступающим Рождеством Христовым!!!
 
Москва
Крещён в Православии
Дорогая сестра, просто эти вопросы для вас неудобны. Вот вы и "спрятались" за эту фразу.

Вы не можете сказать, я не грешу ( и прочее), потому что это не правда. А если скажете - грешу, получается неувязочка.
Нет, ни одного человека без греха, один Христос безгрешен.
А вы, как и многие другие, грешите, не преобразили свою природу, не обожились, и не вошли в Царство Божие. А значит и не соединились со Христом. Получается что для вас, как бы и небыло "спасения". И как то не радостна благая весть.
Вы уже меня похоронили? Мой жизненный путь еще не окончен, но даже, когда он и будет окончен, об участи моей души никто не будет знать из живущих на земле, но только Господь и Ангелы. Достигнув обожения, человек не может уже остаться на земле, ибо он становится подобным Ангелу и место его в Царстве Божием.
Либо вы, всё же, не понимаете в чём оно - спасение.
Либо в этой книге нет ясного ответа на этот вопрос.
Почитайте эту книгу сами и тогда делайте резюме. Ведь не читали ее, а сожгли. Ответ на вопрос о спасении, как я уже говорила, дается только духовному человеку, а телесному все будет казаться, что ему не о том говорят. Так многие соблазнились о Христе при Его жизни, ищя в Нем царя земного, а Он был не от мира сего... И тогда Его распяли.

Брат Дмитрий, понятно что Христос один! Но..."Так будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец". (Матф.5:48)
Откуда вам, Валерий Владимирович, известно каков на самом деле р/Б Димитрий, он же по смирению признал себя грешным во всем. Наша Церковь спасающаяся, вот и вы сами ходите в храм и стараетесь часто причащаться, очевидно понимая, что вам надо спасаться, спасаться и еще раз спасаться. Спасение нудится, а не подается "на тарелочке с голубой каемочкой". Как говорит наш батюшка, можно ведро святой воды на себя вылить и совершенно не измениться, потому что человеку и самому следует трудиться о спасение своем. И, если на катехизацию нужны годы, то тем паче, для спасения души своей нужна целая жизнь. Спаси вас, Господи.
 
Уважаемая сестра, не надо обижаться. Я не для того всё это написал чтоб вас обидеть...Нет, я вас не хоронил, я описал ситуацию которая есть теперь. Я даже не про вас писал конкретно, я имел в виду очень и очень многих. Просто на вашем примере это сделал, простите меня, я должен был как то по другому выразить свою мысль...Простите, не обижайтесь...Пожалуйста...Я имел в виду что, если спасение в этом состоит, то почему вокруг мы видим совсем противоположные вещи? Понимаете...?

А книгу я сначала прочитал, а потом сжёг. Тут вы не совсем правы...

А о брате Дмитрие я совсем ничего не писал, я просто привёл цитату из Евангелия...Я даже и не думал о нём ничего плохого, он не может бросить курить, я не могу бросить какие то другие вещи...Господь нас любит обоих, и не только нас.

И про "спасение"...многие думают что цель жизни христианина - в спасении своей души. Это главное дело жизни...А вы как думаете, что за этой фразой Христа стоит? "Кто хочет спасти свою жизнь, тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее обретет".
(Матф.16:25)
 
Москва
Крещён в Православии
Уважаемая сестра, не надо обижаться. Я не для того всё это написал чтоб вас обидеть...Нет, я вас не хоронил, я описал ситуацию которая есть теперь. Я даже не про вас писал конкретно, я имел в виду очень и очень многих. Просто на вашем примере это сделал, простите меня, я должен был как то по другому выразить свою мысль...Простите, не обижайтесь...
А я и не обижалась вовсе
smiley.gif

Я говорила о том, что какая бы я грешная не была, у меня всегда есть шанс получить прощение Божее и спастись, доколе я жива. И еще: суд человеку совершает Бог, причем Бог судит человека после смерти, а при жизни милует бесконечно. "Кого в чем застану, в том и сужу". Имеется ввиду душа, какой она будет в момент смерти, такой и предстанет на Суд Божий.

А книгу я сначала прочитал, а потом сжёг. Тут вы не совсем правы...
Насчет книг духовных, здесь такая метаморфоза. Есть книги, которые легки для усвоения (млеко духовное), а есть книги неудобопонятные (твердая пища). Поэтому очень много зависит от того, какого духовного возраста достиг верующий, а так же какой у него интеллект в целом. Для народа простого, если помните, Христос всегда говорил притчами. Сравните Евангелие от Марка с Евангелием от Иоанна. У них разная адресация, а потому и поразному подана благая весть. Не автор виноват и не читатель, а просто нужно понять, что у каждого автора есть свой читатель и у каждого читателя свой автор.
smiley.gif


И про "спасение"...многие думают что цель жизни христианина - в спасении своей души. Это главное дело жизни...
А вы думаете, нет?
shocked.gif

А вы как думаете, что за этой фразой Христа стоит? "Кто хочет спасти свою жизнь, тот ее потеряет. А кто свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее обретет".
(Матф.16:25)
А то и стоит, что человек отдавая жизнь свою за Христа, получит жизнь вечную в Царстве Божием.
 
Я думаю что нет.
Жизнь и душа в этих текстах синонимы. В синодальном переводе это так и звучит - "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее";
(Матф.16:25)
 
Москва
Крещён в Православии
Я думаю что нет.
Жизнь и душа в этих текстах синонимы. В синодальном переводе это так и звучит - "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее";
(Матф.16:25)
И где противоречие?
Кто душу свою потеряет (для мира этого), тот спасет ее в мире вечном. То есть, допустим, не умрет человек, но только откажется от всего земного ради Христа, и тем самым он спасет свою душу и будет жить вечно. Так ведь?
 
Есть противоречие! 500 человек в храме, почему им нет дела до других? Потому что главное дело их жизни - спасение СВОЕЙ души. Другие люди только как инструмент для того чтобы спасти СВОЮ душу. Апостол Павел говорит - " Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу". (1Кор.4:16) Господь что делал? К чему призывал?
"...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих". (Матф.20:28)

Разве Он призывал "спасаться", отгородится от всех, читать "каноны с акафисты"? Для чего Он пришёл? "С наступлением дня Он покинул город и направился в уединенное место. Толпы людей отправились Его искать. Найдя, они пытались Его удержать, чтобы Он не уходил от них. Но Он сказал: - И в других городах Я должен возвестить Царство Бога. Для этого Я послан. (Лук.4:42,43)
Что ученикам заповедал? "Он сказал им: - Идите по всему свету и возвестите Радостную Весть всем людям"! (Мар.16:15)
 
Сверху