Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
зачем вы высокомудрствуете? Конкретней некуда написано по ссылке. Богочеловек - на 100% Бог и на 100% Человек.
В чем моё высокомудрее? Какое содержание термина Богочеловек, чтобы его понимать православно?

Евгений, как Вы написали, так дохолкидонские Церквей исповедуют. У них есть единая или одна природа, сложённая из Бога и человека. Как быть?

Например, в ААЦ могут сказать, что есть Ипостась Богочеловека и природа Богочеловека. Может ли православный человек так говорить?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Этот термин впервые использовал Ориген.
Попробуйте в Храме сделать опрос хотя бы среди знакомых.Не семинаристы,скорее всего Вам озвучат несторианскую версию.
Вот и я о том же, Сергей.

Ориген термин ввёл, но он в Церкви не прижился. Вновь термин появляется в 19 век в среде русских религиозных философов.

Потом ещё говорят, что Церковь есть Богочеловеческий организм. Никак не могу понять это утверждение.

То, что Церковь есть Тело Христа Бога, имеющее полноту Божества - попятно без вопросов, ибо Тело Христа обожествленно и в силу ипостасного соединения по перихорезису имеет полноту Нетварной энергии от Божества (Божественная сущность).

А вот, что такое Богочеловеческий организм, абсолютно не понятно.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Вот и я о том же, Сергей.

Ориген термин ввёл, но он в Церкви не прижился. Вновь термин появляется в 19 век в среде русских религиозных философов.

Потом ещё говорят, что Церковь есть Богочеловеческий организм. Никак не могу понять это утверждение.

То, что Церковь есть Тело Христа Бога, имеющее полноту Божества - попятно без вопросов, ибо Тело Христа обожествленно и в силу ипостасного соединения по перихорезису имеет полноту Нетварной энергии от Божества (Божественная сущность).

А вот, что такое Богочеловеческий организм, абсолютно не понятно.
Вы говорите о тонкостях, большинство людей на Украине не знают как и перекреститься..))
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Крещён в Православии
Вы говорите о тонкостях, большинство людей на Украине не знают как и перекреститься..))
Отче, так надо исповеданию веры учить. Хотя понимаю, что не всегда это возможно.
О тонкостях создал тему в разделе по богословию.
 
Крещён в Православии
Евгений, в первой Вашей ссылке написано, что Богочеловек есть наименование Иисуса Христа, то есть Богочеловек и Иисус Христос по смыслу данного утверждения тождественные понятия как имена, ибо указывают на одно, а именно на Бога Слово воплощенного.

Во второй Вашей ссылке написано словосочетание "Богочеловек Иисус Христос". То есть в данном словосочетании Богочеловек не являетмя именем тождественным имени Иисус Христос, а имеет, скорее всего, понятие как некая сложная сущность типа "*****".

Видите, Евгений, две ссылки и разные утверждения о термине "Богочеловек". Вот на это и обращаю внимание, что термин Богочеловек, в большей степени, есть омоним. Поэтому и хочется понять, какой православный смысл (содержание) необходимо вкладывать в понятие Богочеловек.

Вы сами как понимаете, что или кто или как есть Богочеловек?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Отче, так надо исповеданию веры учить. Хотя понимаю, что не всегда это возможно.
О тонкостях создал тему в разделе по богословию.

Я Вас понимаю, так как сам термин"Богочеловек" термин философский, куда более правильным говорить:"Сын Божий воплотился для нашего спасения", или "Бог явился во плоти". Такая краткая формулировка несколько упрощает сам смысл этого чуда и возможно мешает восприятию милосердия Божия.

Но термин вполне применим если дать толковые разъяснения или так скажем в контексте определённой речи.
 
Крещён в Православии
Я Вас понимаю, так как сам термин"Богочеловек" термин философский, куда более правильным говорить:"Сын Божий воплотился для нашего спасения", или "Бог явился во плоти". Такая краткая формулировка несколько упрощает сам смысл этого чуда и возможно мешает восприятию милосердия Божия.

Но термин вполне применим если дать толковые разъяснения или так скажем в контексте определённой речи.
В моем понимании термин "Богочеловек", хотя не очень корректно, ибо очень туманно указывает только на соединение двух природ в Божественной Ипостаси Сына и Слово, которое утверждено Халкидонским оросом (постановлением): неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Не более.

При этом надо понимать, что термин Богочеловек есть некий суррогат замены имени Иисуса Христа. То есть непозволительно (для меня) писать и говорить: Богочеловек Иисус Христос, ибо при православном понимании термина Богочеловек данное выражение есть тавтология. А при не православном понимании указывает на некую одну сложную природу, что есть ересь. Из этого же не православного понимания сложной природы нельзя писать и про Богочеловеческую Ипостась Иисуса Христа.

Лучше и православно всегда писать: Бог Слово воплотившийся, Иисус Христос есть Бог и человек. От термина Богочеловек лучше воздерживаться во всех случаях. ИМХО.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Лучше и православно всегда писать: Бог Слово воплотившийся, Иисус Христос есть Бог и человек. От термина Богочеловек лучше воздерживаться во всех случаях. ИМХО.

Мне также нравится когда есть объяснение случившегося, что Бог явился во плоти, любые сокращения в данном случае неудачны.
Это в фантастических американских фильмах позволительно, типо "робокоп" и т.д., в лексике веры лучше бы было усваивать всё по законам или канонам Евангелия.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
В моем понимании термин "Богочеловек", хотя не очень корректно, ибо очень туманно указывает только на соединение двух природ
Некоторым хватает такого понимания на всю оставшуюся жизнь.Вот и здесь,на форуме есть экзальтированные личности,кторые считают вполне искренно о достаточности такого вероисповедания.
Это дело священника с амвона пояснять постепенно,о триадологии ,о Халкидоне,правильно направляя духовные устремления.А иначе поэты да писатели начнут наполнять своими выдумками,трепетные души.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
К примеру от монофизитства можно было бы перейти к монофелитству,как некой компромиссной форме,которая признавала во Христе две природы но только одну волю.А эту ошибку как раз и исправлял в своих трудах Максим Исповедник.Пр.Максим опирался на уже признанные и утвержденные Соборным разумом данные триадологии.Вот и ответ был бы для пытливых умов,в чем вред филиокве.

Пр.Максим из чего исходил,из того что в Св.Троице три Ипостаси но одна для всех природа и одна для всех-Воля.Следовательно воля связана с понятием природы,а не с понятием Ипостаси,иначе следовало бы различать в Св.Троице-три Воли.
И вот уже отсюда пр.Максим выводит две категории волений у человека.

Первая природная-в состоянии не искаженном грехом,может желать только добра,посему всегда устремлена к Богу.Но по грехопадению природа человека тяготеет к греховному,и ее желания оказываются связанными страстями.
Вторая воля,именуется волей суждения(гномическая воля)-уже как воля присущая личности.Это воля выбора,которым управляется природная воля,к той или иной цели.Именно потому что мы- в грехе,мы должны выбирать.
Таким образом через монофизитство-монофелитство можно подойти к понятию двух воль во Христе.
 
Крещён в Православии
К примеру от монофизитства можно было бы перейти к монофелитству,как некой компромиссной форме,которая признавала во Христе две природы но только одну волю.А эту ошибку как раз и исправлял в своих трудах Максим Исповедник.Пр.Максим опирался на уже признанные и утвержденные Соборным разумом данные триадологии.Вот и ответ был бы для пытливых умов,в чем вред филиокве.

Пр.Максим из чего исходил,из того что в Св.Троице три Ипостаси но одна для всех природа и одна для всех-Воля.Следовательно воля связана с понятием природы,а не с понятием Ипостаси,иначе следовало бы различать в Св.Троице-три Воли.
И вот уже отсюда пр.Максим выводит две категории волений у человека.

Первая природная-в состоянии не искаженном грехом,может желать только добра,посему всегда устремлена к Богу.Но по грехопадению природа человека тяготеет к греховному,и ее желания оказываются связанными страстями.
Вторая воля,именуется волей суждения(гномическая воля)-уже как воля присущая личности.Это воля выбора,которым управляется природная воля,к той или иной цели.Именно потому что мы- в грехе,мы должны выбирать.
Таким образом через монофизитство-монофелитство можно подойти к понятию двух воль во Христе.
Сергей, то, что якобы прп Максим Исповедник исповедовал две воли у человека, некую греховную и некую гномическую, неверно измышлял отец Флоровский.

Прп Максим Исповедник всегда учил, что воля человека природная. Так же учил, что желать есть дело природы, а желать определенным образом есть дело конкретного человека (см Диспут с Пирром).

Конкретный человек, имеющий по природе разум, посредством этого разума осуществляет в себе совещание, целью которого является выбор конкретной вещи иди предмета желания.

Человек, сделавший разумный для себя выбор, направляет природную волю на действие, приводящее к обладанию выбранной вещью или предметом желания.

То есть нет никакой второй гномической воли личности человека, а есть одна природная воля, руководимая разумом человека, который (разум) позволяет каждому человеку желать определённым образом, в соотвествии с тем, что считает для себя разумным, и направляет на объект желания природную волю.

Так же, нет греховной природы, а есть свобода человека, позволяющая не зависить от своей природы, которая (свобода) может приводить человека ко греху.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Нашел в википедии:"
Богочеловечество — понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество — достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства.

Идея богочеловечества получила философскую интерпретацию в работах Владимира Соловьева. Воплощение для мыслителя есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс, происходящий в душе человека и ведущий все человечество к спасению. Богочеловечество по Соловьеву заключается в становлении «свободно-разумной личности», отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. Поднимаясь к богочеловечеству, люди вместе с тем поднимают и природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность «царства очищенных духом». Идея богочеловества вытесняя самодовлеющий гуманизм европейской культуры, одухотворит общество, социальные отношения и приведёт к «всеединству» как идеальному строю мира «вселенской культуры».

Для Николая Бердяева возможность лишь как «символика духовного опыта», как предельный символ человеческих возможностей, показывающий перспективы будущего. Богочеловечество — это образ-мечта, которая сопровождает, по Бердяеву, человечество, стремящееся к «истине — смыслу собственного существования и свободе». «Миф Богочеловечества Христа», по словам Бердяева, есть удачно найденное именование пронизанности тварного духовным, творческим, знак возможностей расширения достоинства и свободы человека.

Богословско-философские аспекты идеи богочеловечества разрабатывались также Евгением Трубецким, Сергеем Булгаковым, Николаем Лосским

Смотрим в вике когда жил Соловьёв:"Влади́мир Серге́евич Соловьёв (16 [28] января 1853, Москва — 31 июля [13 августа] 1900,

Тоесть термин богочеловечества, да и такой же термин богочеловек появился в конце 19 века в России, и с моей точки зрения никакого отношения к терминам Православной Церкви не имеет вообще.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Нашел в википедии:"
Богочеловечество — понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество — достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства.

Идея богочеловечества получила философскую интерпретацию в работах Владимира Соловьева. Воплощение для мыслителя есть не единичный факт явления Богочеловека Иисуса, а постоянный процесс, происходящий в душе человека и ведущий все человечество к спасению. Богочеловечество по Соловьеву заключается в становлении «свободно-разумной личности», отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. Поднимаясь к богочеловечеству, люди вместе с тем поднимают и природу, которая в конце концов обратится в светлую телесность «царства очищенных духом». Идея богочеловества вытесняя самодовлеющий гуманизм европейской культуры, одухотворит общество, социальные отношения и приведёт к «всеединству» как идеальному строю мира «вселенской культуры».

Для Николая Бердяева возможность лишь как «символика духовного опыта», как предельный символ человеческих возможностей, показывающий перспективы будущего. Богочеловечество — это образ-мечта, которая сопровождает, по Бердяеву, человечество, стремящееся к «истине — смыслу собственного существования и свободе». «Миф Богочеловечества Христа», по словам Бердяева, есть удачно найденное именование пронизанности тварного духовным, творческим, знак возможностей расширения достоинства и свободы человека.

Богословско-философские аспекты идеи богочеловечества разрабатывались также Евгением Трубецким, Сергеем Булгаковым, Николаем Лосским

Смотрим в вике когда жил Соловьёв:"Влади́мир Серге́евич Соловьёв (16 [28] января 1853, Москва — 31 июля [13 августа] 1900,

Тоесть термин богочеловечества, да и такой же термин богочеловек появился в конце 19 века в России, и с моей точки зрения никакого отношения к терминам Православной Церкви не имеет вообще.
Все правильно. Термин русской философи образца 19 века. От термина Богочеловечество появился термин Богочеловек.

Хотя пишут, что впервые этот термин Богочеловек был введён Оригеном. Но это сути не меняет.
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Все правильно. Термин русской философи образца 19 века. От термина Богочеловечество появился термин Богочеловек.

Хотя пишут, что впервые этот термин Богочеловек был введён Оригеном. Но это сути не меняет.
Возможно нам просто надо помнить что наш Спаситель-Иисус Христос, и слова Его любимого ученика:"Бог явился во плоти", а другие термины просто меньше употреблять как более философские и отвлечённые и которые можно применять только при определённых условиях.
 
Крещён в Православии
Возможно нам просто надо помнить что наш Спаситель-Иисус Христос, и слова Его любимого ученика:"Бог явился во плоти", а другие термины просто меньше употреблять как более философские и отвлечённые и которые можно применять только при определённых условиях.
Согласен, отче!
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Сергей, то, что якобы прп Максим Исповедник исповедовал две воли у человека, некую греховную и некую гномическую, неверно измышлял отец Флоровский.

Гноми́ческая, или «во́ля вы́бора» (от греч. γνωμη – «выбор, намерение») – свойство личности человека после грехопадения, состоящее в необходимости выбора, в т.ч. между добром и злом. Православная антропология различает в человеке две воли: волю природную (естественную, богоданную) как способность желать и действовать ради удовлетворения желания, и волю гномическую (личностную, избирательную, плотскую) как способность самоопределяться по отношению к желаниям своего естества, т. е. избирать одни желания, а другие отвергать.

Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Протоиерей Иоанн Мейендорф; «Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».

http://azbyka.org/gnomicheskaya-volya
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху