Человек - отдельно, грех - отдельно?

Крещён в Православии
Крещён в Православии
Не нашел подходящей темы, поэтому решил здесь обсудить, как передается прародительский грех (ПГ) от родителей их детям.

Понимаю так.
Смотрим у прп. Максима Исповедника (его цитаты в рамках).
Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству. Поэтому Тот, Кто заботится и промышляет о нашем спасении, внедрил [в естество человеческое другую] силу, словно некоего карателя, – муку. И, соответственно этой муке, Он премудро укоренил в природе тела закон смерти, ставя пределы безумному устремлению ума, которое вопреки естеству движется к чувственным [вещам].
Берем определение ПГ из Послания патриархов Восточно-кафолической Церкви (1723 г.), смотрим и понимаем, что:
«Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть.».

Кратко определяем, что ПГ включает в себя наследованные удобопреклонность ко греху и бремя (труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая жизнь на земле и смерть), которым наказаны Адам и Ева, а значит и их потомки.
В юридическом плане ПГ является приговором, которым все рожденные люди осуждаются как «дети гнева Божьего».
Поэтому вследствие проникшего в естество [человеческое] наслаждения, противоречащего смыслу [этого естества], ему стала противодействовать сообразная со смыслом мука – ею, посредством страданий, в течение которых и из которых [возникает] смерть, и уничтожается противоестественное наслаждение. Однако [само наслаждение] не уничтожается полностью, ибо вследствие уничтожения [противоестественного наслаждения] в уме обнаруживается благодать наслаждения божественного. Поскольку всякое утруждение имеет причиной своего возникновения осуществленное на деле наслаждение, то это утруждение, разумеется, является по [таковой] причине естественным долгом, который [обязаны] выплатить все, причастные [человеческому] естеству. Ибо за противоестественным наслаждением непременно и естественным образом следует утруждение для всех тех, у которых закон наслаждения беспричинно предшествовал рождению. Беспричинным же я называю наслаждение, возникшее вследствие преступления [заповеди] и не являвшееся преемником бывшего до него утруждения.
Поэтому после преступления [заповеди] естественному рождению всех людей предшествует наслаждение и не было ни одного человека, который по природе был бы свободен от [этого] страстного рождения. И как то необходимо, все естественным образом платят [за это наслаждение] утруждениями, а вслед за ними подвергаются смерти. И совершенно отсутствовал какой-либо доступный способ освобождения для тех, которые находились под тираническим владычеством неправедного наслаждения и пребывали естественным образом под властью [возникших] вследствие этого наслаждения справедливых утруждений и следующей за ними справедливейшей смерти. Она была необходима для уничтожения неправеднейшего наслаждения и [возникших] вследствие него справедливейших утруждений, которыми растерзывался страдающий человек, берущий начало своего рождения сообразно наслаждению в тлении и завершающий свою жизнь также в тлении через смерть. Для исправления страдающего естества, [как думается], должны быть измыслены утруждение и смерть, одновременно несправедливые и беспричинные. Беспричинные, потому что они никоим образом не имели при своем происхождении упреждающего наслаждения, а несправедливые, потому что вообще не являются преемниками [какой-либо] страстной жизни, чтобы, оказавшись посередине между неправедным наслаждением и справедливейшими утруждением и смертью, несправедливейшие утруждение и смерть полностью уничтожили неправеднейшее начало естества, [возникшее] из наслаждения, и праведнейший конец этого естества, [бывающий] через смерть, [происшедшую] вследствие наслаждения. И род человеческий вновь стал свободным от наслаждения и муки, получив обратно изначальный блаженный удел [своего] естества, не оскверняемого ни одним из признаков, внедряемых [в это естество зазорным] происхождением и тлением.
Следовательно, ПГ, в частности удобопрклонность ко греху, передается не через само семенное зачатие плода, в утробе матери, а через предшествующее и непосредственное сопровождаемое семенное зачатие наслаждение. Удобопреклонность ко греху реализуется через волю людей, добровольно предающихся умом и разумом (действием) наслаждению чувственными вещами. Бремя же предается через страстное рождение и находится вне воли людей. Предел бремени - телесная смерть.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Добрый день! Богословскую суть отделения человека от его поступков я понимаю, и даже получается следовать этому в обычной жизни (и в отношении других, и в отношении себя) - очень помогает. Но если копнуть глубже, встают вопросы. Вот отделили мы грех, не осудив личность, его совершившую - вроде бы всё гармонично. А как же свобода воли? Ведь это был его выбор - совершить зло, а не добро. ВЫБОР КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Недавний трагический пример - жестоко убили бывшего коллегу (обычный наемный служащий, семья, двое детей), всё как-то впопыхах, тело быстро нашли, причин никто не понимает, идет следствие, его город "стоит на ушах". И я понимаю, что когда преступник режет живого человека, он в этот момент духовно (скажем так, в Вечности) убивает себя самого. При этом пока преступник жив, есть надежда на спасение при всем нам известных условиях - опять же, если будет на то его воля.

Еще недавний пример на эту тему. Он меня косвенно и навел на эти вопросы. Смотрела один прямой эфир (не буду называть передачу, не важно), был звонок в студию: парень рассказывал, что его отец, долго работая в правоохранительных органах и насмотревшись "дикостей", не может ни верить чужим людям, ни испытывать к ним любовь. Профессиональное духовное выгорание, если можно так выразиться. Не безосновательное, согласитесь?

Мы ежедневно (ежечасно, ежеминутно) распоряжаемся своей жизнью, делаем выбор в сторону добра или зла. Мы сами! При этом нельзя забывать о влиянии злых духов, Божием попущении или прямом вмешательстве. Но несмотря на это, человек один будет держать ответ за всё, что совершил в теч. жизни.

Было бы интересно узнать ваши размышления на эту тему. Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор.
Оптические старцы считали ,что очень важно грех не считать своим . Я же считаю и так и так
 
Крещён в Православии
Конечно же усыновляемся по благодати, а не по природе.
По Божественной природе только один Сын - Иисус Христос.
Нет По Божественной природе ,как ты говоришь .Слава ,только Иисус. Христос по человеческой.Бог Сын не помазанный .Он Бог.
 
Крещён в Православии
Не нашел подходящей темы, поэтому решил здесь обсудить, как передается прародительский грех (ПГ) от родителей их детям.

Понимаю так.
Смотрим у прп. Максима Исповедника (его цитаты в рамках).

Берем определение ПГ из Послания патриархов Восточно-кафолической Церкви (1723 г.), смотрим и понимаем, что:
«Веруем, что первый человек, сотворенный Богом, пал в раю в то время, когда преслушал заповедь Божию, последовав коварному совету змия, и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни. А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы; (ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле, странствования, и напоследок телесная смерть.».

Кратко определяем, что ПГ включает в себя наследованные удобопреклонность ко греху и бремя (труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая жизнь на земле и смерть), которым наказаны Адам и Ева, а значит и их потомки.
В юридическом плане ПГ является приговором, которым все рожденные люди осуждаются как «дети гнева Божьего».


Следовательно, ПГ, в частности удобопрклонность ко греху, передается не через само семенное зачатие плода, в утробе матери, а через предшествующее и непосредственное сопровождаемое семенное зачатие наслаждение. Удобопреклонность ко греху реализуется через волю людей, добровольно предающихся умом и разумом (действием) наслаждению чувственными вещами. Бремя же предается через страстное рождение и находится вне воли людей. Предел бремени - телесная смерть.
Генетику не пробовали применить,ну хотя бы телесно?
 
Православный христианин
Не нашел подходящей темы, поэтому решил здесь обсудить
Как я считаю, на этой теме вообще свет клином сошелся, надо рассматривать отдельно от всего и с нуля постепенно раскрывать шаг за шагом...

В юридическом плане ПГ является приговором, которым все рожденные люди осуждаются как «дети гнева Божьего».
Отправная точка.

Удобопреклонность ко греху реализуется через волю людей, добровольно предающихся умом и разумом (действием) наслаждению чувственными вещами.
Забегая вперёд, если осмыслить сказанное Максимом и сказать своими словами, то наслаждение - это ощущение жизни, тогда удобопреклонность - это безысходность нашего положения...
 
Крещён в Православии
Как я считаю, на этой теме вообще свет клином сошелся, надо рассматривать отдельно от всего и с нуля постепенно раскрывать шаг за шагом...


Отправная точка.


Забегая вперёд, если осмыслить сказанное Максимом и сказать своими словами, то наслаждение - это ощущение жизни, тогда удобопреклонность - это безысходность нашего положения...
Вы правы, Михаил, надо правильно определить ПГ, а для начала определить, какое состояние имел первозданный Адам. Есть различные понимания у католиков и православных.
 
Крещён в Православии
Слава, я не знаю, что такое бестелесная генетика. О чем идет речь?
Если первородный грех есть ,то он должен передаваться как бы душевно - генетически ,Это я так чтобы нагляднее . Например ,злоба и т Причем не склонность ,а так как строятся наши тела ,так и души должны строится ,,во грехе".
 
Крещён в Православии
Если первородный грех есть ,то он должен передаваться как бы душевно - генетически ,Это я так чтобы нагляднее . Например ,злоба и т Причем не склонность ,а так как строятся наши тела ,так и души должны строится ,,во грехе".
Первородный грех (ПГ) - это удобопреклонность ко греху (направленность ума от Бога к чувственным вещам), основанная на приобретенной тленности + бремя, наказания, которые определили Бог Адаму и Еве.
Вместе с ПГ передается смертность, как автономность существования от Бога - отсутствия благодати, которая связывала Адама и Еву с Богом, являющимся для них источником жизни.
 
Крещён в Православии
Первородный грех (ПГ) - это удобопреклонность ко греху (направленность ума от Бога к чувственным вещам), основанная на приобретенной тленности + бремя, наказания, которые определили Бог Адаму и Еве.
Вместе с ПГ передается смертность, как автономность существования от Бога - отсутствия благодати, которая связывала Адама и Еву с Богом, являющимся для них источником жизни.
Т.е первородный грех основан на тленности тела + проклятии духа? Как результат - смертная проклятая душа ?Если так ,то это немного приоткрывает тайну распятия и воскресения
 
Крещён в Православии
Т.е первородный грех основан на тленности тела + проклятии духа? Как результат - смертная проклятая душа ?Если так ,то это немного приоткрывает тайну распятия и воскресения
Не понимаю, что такое «проклятие духа», первый раз слышу такое определение.
Есть две смерти. Духовная смерть, который умер Адам, сразу как-только вкусил запретный плод. Телесная смерть разделение души от тела.
Наследуем от Адама и Евы: духовную смерть + удобопреклонность ко греху + бремя.
 
Крещён в Православии
Не понимаю, что такое «проклятие духа», первый раз слышу такое определение.
Есть две смерти. Духовная смерть, который умер Адам, сразу как-только вкусил запретный плод. Телесная смерть разделение души от тела.
Наследуем от Адама и Евы: духовную смерть + удобопреклонность ко греху + бремя.
Ну сам же говоришь ,умер сразу духовной смертью. Не от благословения же . К нас различные начальные установки ,отсюда нет взаимопонимания. Я считаю ,что душа - это союз духа и тела . Распался союз распалась душа Воскресение будет именно душ ,восстановление союза духа и тела. Ты считаешь по другому. Поэтому не сходимся и часто не понимаем друг друга
 
Крещён в Православии
Ну сам же говоришь ,умер сразу духовной смертью. Не от благословения же . К нас различные начальные установки ,отсюда нет взаимопонимания. Я считаю ,что душа - это союз духа и тела . Распался союз распалась душа Воскресение будет именно душ ,восстановление союза духа и тела. Ты считаешь по другому. Поэтому не сходимся и часто не понимаем друг друга
Слава, наверное, пора начинать мыслит православно?
 
Прочее
Генетику не пробовали применить,ну хотя бы телесно?
Генетика тут применима очень относительно, потому что генетика - это исключительно о сборке белков и не более того. Но в целом идея не такая простая, как может показаться.
Первородный грех - это "неупорядоченное расположение, ставшее результатом нарушения присущей изначальной праведности гармонии, подобно телесной болезни, являющейся неупорядоченным расположением тела, возникшим вследствие нарушения того равновесия, которое присуще здоровью. По этой причине первородный грех еще называют «болезнью природы»".
Посему когда говорят о том, что у православия дескать понимание как о болезни, а у католиков как о преступлении - то это немного миф (частично), католики тут различают первородный грех и личный грех. Первородный грех - это именно то, что передается от Адама с рождением, это болезнь природы. А личный грех - уже "неупорядоченный акт" (Фома Аквинский), либо как "слово, дело или желание, противное вечному закону" (Августин). Которые, впрочем, проистекают из-за порочности, которая сама по себе есть болезнь (изъян совершенства), которая уже является следствием первородного греха. А вот каким образом конкретно тело заражает душу грехом - это уже вопрос (если говорить о католической церкви, она на уровне катехизиса прямо говорит, что не знает), так как через рождение передается все-таки тело, а не душа. А как тело вполне себе может определять склонность ко грехам и давать влечение к ним, полностью определять душевное состояние (слабоумие, органические психрасстройства ит.д.), то вполне вероятно, генетика (те же нейромедиаторы) играют какую-то роль. "Душевная генетика" - точно нет, так как у душ нет наследственности.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Генетика тут применима очень относительно, потому что генетика - это исключительно о сборке белков и не более того. Но в целом идея не такая простая, как может показаться.
Первородный грех - это "неупорядоченное расположение, ставшее результатом нарушения присущей изначальной праведности гармонии, подобно телесной болезни, являющейся неупорядоченным расположением тела, возникшим вследствие нарушения того равновесия, которое присуще здоровью. По этой причине первородный грех еще называют «болезнью природы»".
Посему когда говорят о том, что у православия дескать понимание как о болезни, а у католиков как о преступлении - то это немного миф (частично), католики тут различают первородный грех и личный грех. Первородный грех - это именно то, что передается от Адама с рождением, это болезнь природы. А личный грех - уже "неупорядоченный акт" (Фома Аквинский), либо как "слово, дело или желание, противное вечному закону" (Августин). Которые, впрочем, проистекают из-за порочности, которая сама по себе есть болезнь (изъян совершенства), которая уже является следствием первородного греха. А вот каким образом конкретно тело заражает душу грехом - это уже вопрос (если говорить о католической церкви, она на уровне катехизиса прямо говорит, что не знает), так как через рождение передается все-таки тело, а не душа. А как тело вполне себе может определять склонность ко грехам и давать влечение к ним, полностью определять душевное состояние (слабоумие, органические психрасстройства ит.д.), то вполне вероятно, генетика (те же нейромедиаторы) играют какую-то роль. "Душевная генетика" - точно нет, так как у душ нет наследственности.
Сложно все это. Ввели понятие ,но много нестыковок.Кроме того ,смертные грехи чем не генетика грешная души ? Они же у всех? Генетика слово условное ,понятно.
 
Последнее редактирование:
Прочее
Сложно все это. Ввели понятие ,но много нестыковок.Кроме того ,смертные грехи чем не генетика грешная души ? Они же у всех? Генетика слово условное ,понятно.
Ну а что делать. Если так оно и есть (или если предположить, что так оно и есть), куда деваться от понятия? Не будем же мы испорченность природы отрицать? Которую и называем первородным грехом.
Нет, то, что именно душа грешная - никто не спорит, но грехом заражает душу не "предыдущая душа" (каковой нет), а все-таки тело, которое в свою очередь заражает предыдущее тело (родительское). А душа творится вместе с телом, как учили многие святые отцы, и что важнее, что соответствует логике.
 
Крещён в Православии
Ну а что делать. Если так оно и есть (или если предположить, что так оно и есть), куда деваться от понятия? Не будем же мы испорченность природы отрицать? Которую и называем первородным грехом.
Нет, то, что именно душа грешная - никто не спорит, но грехом заражает душу не "предыдущая душа" (каковой нет), а все-таки тело, которое в свою очередь заражает предыдущее тело (родительское). А душа творится вместе с телом, как учили многие святые отцы, и что важнее, что соответствует логике.
Возможно ,вы правы. Однако наличие смертных грехов у всех все таки предполагает и общую испорченность душ. Впрочем ,я в этом слабо разбираюсь.При этом например ,,высокоумие ,явно не спишишь на тело.
 
Крещён в Православии
Следовательно, ПГ, в частности удобопрклонность ко греху, передается не через само семенное зачатие плода, в утробе матери, а через предшествующее и непосредственное сопровождаемое семенное зачатие наслаждение.
Ну все, благодаря современной медицине, что позволяет семенное зачатие без наслаждения, пойду нарожаю неудобопреклонных ко греху людей. Разорву порочный круг. Нема наслаждения - ниче не передастся. А его нема, я ж не кайфую, и даж сексом не занимаюсь, а семя врач изъял под наркозом, пока я спал(и очень мучился кошмарами, не наслаждался ничем во сне).
 
Сверху