Церковь: бюро ритуальных услуг или Тело Христово, община верных?

Евгений.

Заблокирован
Андрей, невозможно любить того, кого не знаешь, о ком у тебя весьма смутное представление.

А как же знаменитое -

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 посл.Иоан. IV, 20)
?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
А как же знаменитое -

Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 посл.Иоан. IV, 20) ?

Очень просто. Любовь к ближнему - необходимое, но не достаточное условие любви к Господу. Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему.
Язычники тоже любят ближних...

Пример. Наличие водительского удостоверения - необходимое, но не достаточное условие безопасной и безаварийной езды на автомобиле.:)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
О каком насилии Вы пишете, Андрей? Узнать о Христе и Его Церкви - насилие? Какой духовный подвиг сможет взять на себя человек, который не хочет ничего знать о Спасителе? Значит умолчать о Христе - польза, а рассказать - вред? Странная логика...

А вот Богом прикрывать собственную безалаберность и теплохладность христианам не пристало! По Вашему Христос виноват, что 75% крещёных отвергли Его Церковь?
В основном я писал о той, собственной любви, которой мы озаботились о своих ближних, призывая их не быть безалаберными и теплохладными по отношению к вновь прибывшим в лоно Церкви.
А с Богом всегда хорошо, в том числе и укрываясь у Него от чрезмерно строгих учителей.
Кстати, Кирилл, это не я обвиняю Христа!!!, что 75% крещенных отвергли Церковь, а вы утверждаете это, ссылаясь на статистику ( вполне может быть и по человеческим меркам, справедливую).
Я же цитирую Игнатия (Брянчанинова)(Каллиста и Игнатия, гл. 6. ):
Слово о страхе Божием и о любви Божией.
Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием.
Это кто предлагает такую замену? Человеку предлагают перед вступлением в новую жизнь узнать:
1) О Боге.
2) Его Заповедях.
3) Кротчайших путях исполнить эти Заповеди на опыте святых.

Если человеку это не надо, то зачем он пришёл креститься?
Если я заявляю, что хочу лично с Вами встретиться и общаться, но отвергаю все предложения о встрече, заявляю, что, если Богу будет угодно, то мы встретимся, то кто поверит в серьёзность моих планов?
1) От кого узнать? И кто эти учителя?
2) Сколько времени нужно, что бы осилить кратчайший путь?
3) Заповеди нужно знать или исполнять? Как научить исполнению
4) Сколько времени необходимо, что бы постичь все это.
5) Как не навредить душевному порыву зовущему человека к Богу.
6) Кто дает разрешение на Крещение? Или кто отвечает за отказ в крещении.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
1) От кого узнать? И кто эти учителя?
От настоятеля конкретного храма или того, кого он благословит совершать оглашение (катехизатора). В маленьких далёких приходах это, скорее всего, будет только священник.
2) Сколько времени нужно, что бы осилить кратчайший путь?
Это на усмотрение настоятеля.
- Если человек при смерти или уходит на войну, или совсем стар (....), то можно и сразу.
- Если человек самостоятельно познакомился с основами веры, то можно после краткой беседы, которая подтвердит то, что он осознанно подошёл к Таинству;
- Если человек имеет совсем смутное представление о Христе и спасении, то опыт говорит о о том, что должно проводиться не менее 12 занятий. Так, например, установлено в Екатеринбургской Епархии.
3) Заповеди нужно знать или исполнять? Как научить исполнению.
Не зная исполнить весьма трудно. Изучение Заповедей обычно включает их подробное объяснение и церковный опыт преодоления (например, человек должен понять, что аборт - это нарушение 6-й заповеди, т.е. равносилен убийству, даже хуже, т.к. мать убивает собственное дитя).
Можно посмотреть на любое пособие.
4) Сколько времени необходимо, что бы постичь все это.
Всё зависит от возможностей конкретного храма и оглашаемого. Не думаю, что менее 40 дней.
5) Как не навредить душевному порыву зовущему человека к Богу.
Возьмём пример с Крестной жертвой. Оглашаемый обычно просто знает, что Христа распяли озлобленные иудеи. Если ему ещё объяснить, что Христос, ещё до творения вселенной, добровольно избрал крестный путь, желая личным примером явить падшему, погрязшему в грехе человечеству всю Свою любовь, то разве от этого душа человека не воспламенится ещё большей ответной любовью к Спасителю? Одно из свойств Бога - всеблаженство. Сам Всеблаженный Бог ради нас воплотился и решил вечно носить на Своём теле крестные раны, став подвигоположником, т.е. основателем подвижничества! Все наши "подвиги" - это лишь попытка мельчайшей ответной любви к Спасителю, попытка подражать Ему.
Разве рассказ об этом охладит призывающую благодать?
6) Кто дает разрешение на Крещение? Или кто отвечает за отказ в крещении.
Только настоятель. У человека всегда есть право обратиться к настоятелю, минуя катехизатора. Также как он может обратиться к епархиальному архиерею, минуя настоятеля.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я же цитирую Игнатия (Брянчанинова)(Каллиста и Игнатия, гл. 6. ):
Слово о страхе Божием и о любви Божией.
Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием.

И я процитирую далее по Вашей ссылке:
Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием. Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей - вот наша доля.

Т.е. речь идёт о дальнейшей духовной жизни человека, его усилии в деле спасения.
Какое покаяние у большинства христиан, которые в храм Божий раз в год на праздник заходят (кулич освятить)? Многие ли могут просто перечислить 10 моисеевых заповедей? А святитель пишет о "принуждении себя к исполнению ВСЕХ евангельских заповедей".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
И я процитирую далее по Вашей ссылке:
Но данное нам сокровище духовное не отнимается от нас окончательно до самой смерти, и мы можем раскрыть его снова во всей силе и славе покаянием. Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей - вот наша доля.

Т.е. речь идёт о дальнейшей духовной жизни человека, его усилии в деле спасения.
Какое покаяние у большинства христиан, которые в храм Божий раз в год на праздник заходят (кулич освятить)? Многие ли могут просто перечислить 10 моисеевых заповедей? А святитель пишет о "принуждении себя к исполнению ВСЕХ евангельских заповедей".
Это в том случае если крещен, а если ты не крещен?
Или ушел к иеговистам или баптистам, после "ласкового" приема в предписанном храме.
Или после сравнения уровня катехизации в разных конфессиях,

Да и не понятно - к чему весь этот сыр бор, если можно решить на огласительной беседе со священником ( пункт 2) Тот все равно сам решает крестить сегодня или дать время подумать.
Смущает созвучность и какая то параллельность с католической катехизацией, - причем наша церковь скорее перенимает от католиков, чем развивает сама.
Как понимать такое неожиданное сближение?
Смущает и настораживает недоверие к своему духовенству:
- Разве священник не в ответе за свою паству, за тех оглашенных, которые идут к нему.
Разве ранее он творил беззаконие - разрешая крещение всех подряд?
И разве теперь у священника появились лишние деньги на проведение курсов?
А может, быть озаботиться лучше тем, что бы освободить священника от хозяйственных дел, куда он погряз настолько, что на остальное у него времени нет, освободим его, тогда и дела по оглашению и миссионерству пойдут лучше.
Смущает и настораживает то, что в просвещенный век, когда в больших городах каждый может найти источник для самообучения, но все же здесь он будет 40 дней заниматься обучением, а там в глубинках, где ничего и не достать, да и храмов то не найти, мы вновь все оставляем на бедного священника...
И наконец главное, настораживает то, что в первую очередь наша катехизация будет зависеть от какой то программы, составленной опять же людьми.
А ведь насколько лучше было бы в это время постоянное посещение храма, где тот же батюшка проводил после службы или во время службы после чтения евангелия, небольшие беседы и проповеди? А активные помощники помогали разъяснениями.
Давайте озаботимся школами при храмах или беседами с родителями и восприемниками.
Дети - вот первый и главный объект нашей заботы и вот за кого мы должны бороться всеми силами, а мы почему то идем в обратном направлении - отказывать, потому что родители не готовы.
Наверное это и правильно, когда мы стремимся навести порядок в своем доме, который поручил нам Господь, но вспомним и том, что дом то этот наши родные разбомбили своими руками, по наущению врага и на погибель себе.
Может озаботимся возвращением наших близких и родных в лоно Церкви и дадим возможность спасению каждому.
Наводить порядок в Церкви крайне необходимо. И препятствовать нерадивым и различным хулителям то же надо. Обучение и миссионерство - нам крайне необходимо. Воспитание молодежи и подготовка священнослужителей - то же задача номер 1, А защита Православия от нападения расплодившихся сект - это вообще жизненно важная задача.
Идите, нучите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28,19),". - говорит Господь.
Народ наш был одно время научен и само Государство было Православное, но мы пали, как и всегда человек падает поверив своей гордыне.
Мы потомки тех кто разрушал Храмы и тех кто шел на мучительную смерть ради Веры.
И вновь Господь призывает нас к покаянию
" пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мф9:12,13)
Наверное пришло время собирать то что было разбросано ранее, но в этом деле католики нам не указ
Давайте наведем порядок и пусть оглашенные уразумеют, что крестясь - они умирают для прошлой гибельной жизни и обретают шанс на спасения и что церковь это Дом Божий, а не лавка для освещения куличей, что это твое прибежище и Корабль спасения, а не дом священника №, прихода С, патриархата М.
И все это возможно сегодня без всякой дополнительной катехизации, силами всей Церкви и всех нас с Вами;). Потому, как где двое собраны во Имя Моё....
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот, и я хочу привести историю, только из нашей реальности. Кого крестят в крупнейших храмах Северной столицы.
КРЕЩЕНИЕ ВПОПЫХАХ...
Простите, братья... Убрали бы эту ссылку... Ходит человек, минуя настоятеля храма, ищет на него компромат... Публикует этот компромат для чтения всем миром... Опрашивает людей, не подозревающих, что их экзаменуют... Не хорошо как-то, не по людски... :eek: Простите, мне стыдно стало читать, не дочитала до конца... Простите.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Простите, братья... Убрали бы эту ссылку... Ходит человек, минуя настоятеля храма, ищет на него компромат... Публикует этот компромат для чтения всем миром... Опрашивает людей, не подозревающих, что их экзаменуют... Не хорошо как-то, не по людски... :eek: Простите, мне стыдно стало читать, не дочитала до конца... Простите.

Зря не дочитали, Елена Анатольевна. Внизу как раз выводы... Мы должны давать "отчёт о своём уповании" только на экзамене? А в обычной жизни говорить, что о Христе слыхать не слыхивали?
Если настоятель думает не только о требоисполнительстве, то ему никаких интервью бояться не следует. Ведь не боятся же у нас священники, что их уличат в том, что они Литургию не по Служебнику служат. Не боятся, потому, что к службе ничего от себя не прибавляют и богослужебные книги исправно используют!
А почему тогда людей основам веры перед крещением только единицы учат?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Когда Церковь для меня перестала быть бюро ритуальных и других всевозможных услуг, и стала истинным Телом Христовым и общиной верных?

Три раза я участвовала в Таинстве Крещения. Первый раз, когда крестилась сама, потому что так велела мама. Что со мной произошло, я так и не поняла. Второй раз - крестила дочку. И тут уже есть воспоминание - "поскорее бы, а то гости ждут за праздничным столом" И третий раз - я стала крестной матерью... Я была самой счастливой, как-будто Таинство совершалось надо мною - каждое слово молитвы давало отклик в душе, каждое действие было осознанно и пропущено через самое сердце. Спустя время я помню все в мельчайших подробностях.

Стояла я на одной из первых своих литургий. "Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных", - звучал в ушах священнический голос, - одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся! " Как я ревела в тот момент, не знала, что "оглашенные" - это готовящиеся к принятию Святого Крещения, и думала, что это самое ругательное слово на свете (как в детстве бабушка называла нас с братом, когда мы чересчур разбалуемся)

Пути Господни неисповедимы, за все - Слава Богу! Но как можно приобщиться к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено Христианство, не зная этой радости? Не зная ничего о Том, Кто дарит эту радость? Только через устремление "к такому устроению приходской жизни, чтобы всякий приходящий в храм мог хотя бы на мгновение приобщиться к той радости о Христе Воскресшем, которой исполнено Христианство» (Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

Именно тогда Церковь становиться истинным Телом Христовым и общиной верных, когда деятельность прихода направлена на обучение основам православной веры, ликвидацию церковной безграмотности, оказание помощи в воцерковлении, введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

"Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью" (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию)
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Смущает созвучность и какая то параллельность с католической катехизацией, - причем наша церковь скорее перенимает от католиков, чем развивает сама....

Наверное пришло время собирать то что было разбросано ранее, но в этом деле католики нам не указ...

Почему бы не поучиться у католиков тому, в чём они преуспели более нас? Я же не призываю у них догматике учиться или молитвенной практике.

Например, мы вспоминаем советскую систему образования, как эталон, по сравнению дибилизацией образования, которую проводит Медвепут. Так эта система была вообще у богоборцев в атеистическом государстве! Не всё же из нашего советского прошлого так ужасно, что-то можно было и оставить.
Так же и у католиков не всё однозначно плохо.

Давайте наведем порядок и пусть оглашенные уразумеют, что крестясь - они умирают для прошлой гибельной жизни и обретают шанс на спасения и что церковь это Дом Божий...
И все это возможно сегодня без всякой дополнительной катехизации, силами всей Церкви и всех нас с Вами;). Потому, как где двое собраны во Имя Моё....

Отлично, Андрей, теперь мы подошли к конкретике! Так каким образом всё это возможно без катехизации?
Итак, покрестили первого встречного и он ушёл (что сейчас и происходит). Наши дальнейшие действия? Как его вернуть в Церковь Божию - корабль спасения?

Второй вариант: человек не хочет, не желает постигать основы веры. Ему нужно совершение конкретного обряда, не более того. Что с ним делать?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Почему бы не поучиться у католиков тому, в чём они преуспели
Интересно это слышать от Вас, Кирилл...
Насчет преуспели, это уж точно...Особливо по посещаемости своих (католических) храмов. Негоже, нам к этому стремится!
А почему бы нам на перенимать практику староверов - у них там в этом отношение порядок. Оглашенные ( ну для чего нам - катехумены?! ) проходят должную подготовку, впрочем и в дальнейшем, их прихожане, не остаются без присмотра....
Итак, покрестили первого встречного и он ушёл (что сейчас и происходит). Наши дальнейшие действия? Как его вернуть в Церковь Божию - корабль спасения?
Мы никого не покрестили и никогда не сможем этого.... Не наше это дело...
В том то вся и "заковыка", что первых встречных...
Званные то, никак не хотят идти...
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Мф 22:9,10.
"Идите, ибо уже все готово."- зовет всех Господь. -
И вот пришел на призыв катехумен, а катехизатор отвечает за него "Молю тя, имей мя ( ЕГО) отречена" - не готов он еще...
Есть много, очень много таких, которые веруют в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в Царство Небесное, но не понимают служб и бояться показаться смешными из за незнания.... ( как же Я - и не знаю). Или есть стеснительные, боящиеся собственной тени.
А есть и такие, которые уже захаживали, но получали "справедливый" отпор "знатоков" в платочках... А теперь новая практика, под очередную компанию по "перестройке"
Чего лицемерить, - и меня ВОЗМУЩАЕТ, поведение многих моих близких, путающих ВЕРУ ВО ХРИСТА с очередным модным увлечением.
ВОЗМУЩАЕТ - и это пугает. Откуда возникает у меня такое возмущение - только от гордыни - откуда и все страсти и возмущения. Кто я такой, что бы учить других, когда сам во грехах яко в "шелках"
Как хорошо описала Екатерина свои ощущения
Екатерина Трусова написал(а):
Стояла я на одной из первых своих литургий. "Оглашенные, изыдите! да никто от оглашенных", - звучал в ушах священнический голос, - одни только верные, вновь и вновь Господу помолимся! " Как я ревела в тот момент, не знала, что "оглашенные" - это готовящиеся к принятию Святого Крещения, и думала, что это самое ругательное слово на свете (как в детстве бабушка называла нас с братом, когда мы чересчур разбалуемся)
Именно так и должен чувствовать себя христианин, - плакать об оглашенных...
О тех близких и родных, которые отнекиваются от посещения храма, повторяя каждое воскресенье:
"Молю тя, имей мя отречена"
Надо радоваться каждому приходящему, как радуется Отец
"ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...."

Второй вариант: человек не хочет, не желает постигать основы веры. Ему нужно совершение конкретного обряда, не более того. Что с ним делать?
Не допускать к причастию, если посещает Службу, а если не ходит в Храм - сие не наше дело, а его беда.
Неужели, Кирилл, нам ревновать за слуг, которые
"связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22, 11-13).
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
У католиков беда не в обучении, а в омирвщлении, уступкам миру.
У староверов очень закрытая, клановая система, человеческая организация, где дисциплина превыше всего.
У нас отправная точка - Христос. Хочешь быть христианином - узнай, что вкладывал в это понятие Христос и его Церковь. Не хочешь - не трать время зря.

По званных и избранных - замечательная притча. Для нашей темы особенно актуальна концовка:
Царь, войдя по­смотреть воз­лежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов...

И ещё хорошие слова из Св. Писания: Ибо всякий, кто при­зовет имя Го­с­по­дне, спасет­ся. Но как при­зы­вать Того, в Кого не уверовали? как веро­вать в Того, о Ком не слы­хали? как слы­шать без про­поведу­ю­щего? (Рим. 10:13-14).
 
РПЦ собирается усложнить правила крещения
3 ноября 2011, 12:16

МОСКВА, 3 ноября. Скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. Это как минимум две беседы, которые должны проходить все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет.
«Недопустимо совершение таинства крещения над людьми, не желающими готовиться», – говорится в документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви».

http://news.mail.ru/society/7241353/
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
РПЦ собирается усложнить правила крещения

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении:
46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придаёт ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»
 
Православный христианин
А мне всегда было непонятно, почему оглашенных давно нет, а литургия оглашенных осталась?! Для кого она? Конечно, мы разучились соблюдать все каноны и правила, но это не наша может быть вина, а наша беда. Надо, надо опять потихоньку возвращаться к этому. Потому полностью согласна с Екатериной, думаю, и с Кириллом. Как хорошо, что катехизации - зелёный свет. У желающих крестится - больше возможностей просветиться, участвовать в крещении не одним сердцем, ещё и умом. А те, кто даже сердцем хотя бы малость не участвуют, тем крещение во вред, так как какое-то кощунство получается.
Простите, я человек мало знающий, но этот вопрос про оглашенных давно меня волнует. Их выгоняют. А все остаются. Все верные? Значит, раньше знали, кто верный, а мы подзабыли, как их узнавать. Какая-то неразбериха.
 
А мне всегда было непонятно, почему оглашенных давно нет, а литургия оглашенных осталась?! Для кого она?
В общем-то "оглашенным " можно считать любого, кто не причащается на данной литургии, вероятно человек в этот день по какой-то причине не может причислить себя к "верным".
 
Моск. обл.
Православный христианин
В общем-то "оглашенным " можно считать любого, кто не причащается на данной литургии, вероятно человек в этот день по какой-то причине не может причислить себя к "верным".

Для меня это ново, а нельзя ли узнать из какого источника это определение "оглашенного"?
 
Для меня это ново, а нельзя ли узнать из какого источника это определение "оглашенного"?

В древности причащались все верные, присутствовавшие на литургии, Потом эта традиция была утрачена. Об этом упоминается в ряде книг по литургике, к сожалению, не помню точно названий.
За более квалифицированным ответом, думаю, следует обратиться к профессионалам.
 
Моск. обл.
Православный христианин
В древности причащались все верные, присутствовавшие на литургии, Потом эта традиция была утрачена. Об этом упоминается в ряде книг по литургике, к сожалению, не помню точно названий.
За более квалифицированным ответом, думаю, следует обратиться к профессионалам.

А я думал что оглашаемые это те, кто только готовится (оглашается) к крещению и присутствие их на службе есть научение в вере, но присутствуют они только до того, как наступит основная часть литургии, для тех, кто уже крещен - причастие.
 
В древности причащались все верные, присутствовавшие на литургии, Потом эта традиция была утрачена. Об этом упоминается в ряде книг по литургике, к сожалению, не помню точно названий.
За более квалифицированным ответом, думаю, следует обратиться к профессионалам.

Она не была утрачена, а сознательно оставлена, как не подходящая для современных условий, потому что с того времени, как в Церковь стали вливаться толпы язычников, и многие из них были далеко не искренни в своей вере, просто шли по течению, за определенными выгодами (христианство провозглашал император, он же порицал и даже законодательно и административно притеснял язычество), очевидно, в этом случае заставить причаститься всех, кто находился на службе, означает подвергнуть большую часть из них опасности сделать это в суд или в осуждение.
 
Сверху