Богословие иконопочитания

Православный христианин
Православный христианин
На этот вопрос теория иконопочитания не отвечает и не должна. Она имеет дело с уже готовой надписаной иконой. У каждой теории есть область применимости.
Удобно. А должна бы (имхо). Иначе это уже слишком теория. Если на это должны отвечать св. Отцы, то по идее и авторитетный ответ на смысл об освящении тоже от них нужно получать, а не от Максима Козлова.
 
Православный христианин
Имя святого освящает образ святого - икону? Это как? Имя святого - податель благодати?

Вот нашел какую-то ссылку:

"Пусть же они выслушают и правду. Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. ...Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. ...То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение" (Деяния Вселенских Соборов. Т. IV (Казань, 1908 [репр.: СПб.: Воскресение, 1996]) 540–541).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот нашел какую-то ссылку:

«Пусть же они выслушают и правду. Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, _ не читается священной молитвы_; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. …Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. …То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение». (Деяние 7 Вселенского Собора шестое).
Получаем освящение от почитания самого святого. Чем изображение святого в виде иконы отличается, например, от рисунка с его изображением, нарисованного ребенком на занятиях воскресной школы?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это следует из логики того, что освящаются только канонические иконы в качестве свидетельств о их каноничности.
Это Вы сделали такой вывод. И логика тут ни при чем. Вы, напомню, задали вопрос о наличии благодати.
То есть в не каноничных иконах нет благодати?
Она там может быть, а может и не быть.
Например, иконы Игоря Талькова - неканоничны. Какая там благодать?
Есть неканоничные иконы Матроны Московской (с закрытыми глазами). Благодатны. (Была тема на Азбуке. Ссылку скину.) Сейчас такие изображения желательно не писать (а потом не освящать, чтобы "не свидетельствовать о якобы каноничности")
А иконы Григория Распутина, Игоря Талькова (и иного рода сюр) - неблагодатны (не потому что не по канонам, а потому что именем своим люди не освятили свою жизнь, а потому и "образА")

 
Православный христианин
Это Вы сделали такой вывод. И логика тут ни при чем. Вы, напомню, задали вопрос о наличии благодати.

Она там может быть, а может и не быть.
Например, иконы Игоря Талькова - неканоничны. Какая там благодать?
Есть неканоничные иконы Матроны Московской (с закрытыми глазами). Благодатны. (Была тема на Азбуке. Ссылку скину.) Сейчас такие изображения желательно не писать (а потом не освящать, чтобы "не свидетельствовать о якобы каноничности")
А иконы Григория Распутина, Игоря Талькова (и иного рода сюр) - неблагодатны (не потому что не по канонам, а потому что именем своим люди не освятили образА)

Игорь Тальков святой и Григорий Распутин тоже?
Например, женщина вышила по лекалу икону Богородицы, где лекало с каноничным изображением Богородицы, такую икону необходимо освящать?
Ребенок нарисовал на уроке воскресной школы каноничный образ Иисуса Христа и подписал рисунок именем Господа данный рисунок стал благодатной иконой?
 
Православный христианин
Чем изображение святого в виде иконы отличается, например, от рисунка с его изображением, нарисованного ребенком на занятиях воскресной школы?
Я думаю, тем, что одно это икона, а другое нет.
Здесь есть два вопроса.

1. Что такое икона.
2. Чем икона освящается.

Теория иконопочитания не дает ответа на первый вопрос, что такое икона, и не должна, это не теория иконы. Она отвечает на вопрос, чем икона освящается, это теория иконопочитания.
Нарисовал ребенок икону или нет - это определяется из других соображений, например, из наличия на изображении характИра. Но то, что если это икона, то она освящается через надписание, это догмат 7-го Вс. собора.
Примерно так, но тема сложная.
 
Православный христианин
Я думаю, тем, что одно это икона, а другое нет.
Здесь есть два вопроса.

1. Что такое икона.
2. Чем икона освящается.

Теория иконопочитания не дает ответа на первый вопрос, что такое икона, и не должна, это не теория иконы. Она отвечает на вопрос, чем икона освящается, это теория иконопочитания.
Нарисовал ребенок икону или нет - это определяется из других соображений, например, из наличия на изображении характИра. Но то, что если это икона, то она освящается через надписание, это догмат 7-го Вс. собора.
Примерно так, но тема сложная.
Без первого не может быть второго .
 
Православный христианин
Крещён в Православии
В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество.
Почему это не пантеизм?
А почему пантеизм? (встречный вопрос).
В своем комментарии я не утверждал, что воззрения автора темы - пантеизм. Так что, отклоняю Ваш встречный вопрос и не буду доказывать наличие пантеизма. У меня лишь есть сомнения, исходя из статьи на портале:
"Пантеи́зм (от греч. πᾶν (пан) – всё, и θεός (теос) – бог, божество) – философское учение, основанное на идеях:
1) о Боге как безличном начале;
2) о причастности всех существующих вещей Божественной субстанции (сущности)".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я думаю, тем, что одно это икона, а другое нет.
Здесь есть два вопроса.

1. Что такое икона.
2. Чем икона освящается.

Теория иконопочитания не дает ответа на первый вопрос, что такое икона, и не должна, это не теория иконы. Она отвечает на вопрос, чем икона освящается, это теория иконопочитания.
Нарисовал ребенок икону или нет - это определяется из других соображений, например, из наличия на изображении характИра. Но то, что если это икона, то она освящается через надписание, это догмат 7-го Вс. собора.
Примерно так, но тема сложная.
Евгений, вот текст догмата об иконопочитании.
--------
"Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе:

«…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения».
--------
Из догмата ясно следует, что является иконой и чьи иконы (образы, лики) могут быть. Рисунок не есть икона, ибо догматом определено как пишутся иконы и из чего делаются.

В догмате нет оснований для подтверждения Вашей мысли о присутствии в иконах благодати Святого Духа, а наоборот объясняется, что честь воздается образу, изображенному на иконе, как Первообразу и поклонение иконе есть поклонение ипостаси Иисуса Христа как Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, а также ипостасям Богородицы, ангелов и святых.

Вы же пытаетесь освятить иконы благодатью, а не святыми образом Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых. У меня создается впечатление, что Вы следуете тем, против кого направлен догмат об иконопочитании. Ничего личного.
 
Последнее редактирование:
Сверху