Богословие иконопочитания

Православный христианин
Если кратко, то существуют две основные теории иконопочитания.

1. Иконы -- это символы (не в смысле реального символизма). Иллюстрированные картинки евангельских событий. Почитание образа целиком переносится на почитание первообраза.

С тех пор как папские легаты покинули покинули 7 Вс. собор, латиняне так и трактовали его итоги, закрепив такое свое понимание иконопочитания решениями Тридентского собора. Со временем такое понимание частично проникло и на православный восток. С точки зрения второй теории (см. ниже) такое "иконопочитание" само по себе -- имплицитное иконоборчество, так как отрицает реальное присутствие Бога в иконах.

2. Иконы -- это символы в смысле реального символизма. В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество. И не только присутствует, но и действует, и страдает. Присутствует не в красках и досках, а в облике, т. н. характИре, неотделимых акциденциях Первообраза. Божество в таком присутствии не разделяется, разделяются нераздельно энергии Божества. Почитание оказывается, как и в первом случае, единому Первообразу, но Первообраз реально присутствует в иконах Своими энергиями.

Такое понимание решений 7 Вс. собора сложилось на востоке в эпоху второго иконоборчества под влиянием трудов прп. Феодора Студита, написанных им в процессе полемики с иконоборцами.

В настоящее время можно сказать, что первое иконопочитание тоже верно, если не отрицает второго, то есть реального символизма. Более глубокое понимание иконопочитания демонстрирует, конечно, вторая теория.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
С точки зрения второй теории (см. ниже) такое "иконопочитание" само по себе -- имплицитное иконоборчество, так как отрицает реальное присутствие Бога в иконах.
Остроумно замечено. Только тут в сетях можно запутаться, в самими же расставленными когда первое противопоставляется второму
имхо конечно же
 
Православный христианин
Иконы - это окно на границе ,через которое мы можем общаться с тем ,кто изображён сам он, или она, или они по ту сторону .Различные знаки на иконах - физическое проявление духовных посланий . Кровь - пост , елей - милосердие , слезы - молитва. Уничтожение икон - закрытие окна и ,одновременно , оскорбление изображённых. Я не хочу иметь с тобой никаких дел и т.п.
 
Православный христианин
Остроумно замечено. Только тут в сетях можно запутаться, в самими же расставленными когда первое противопоставляется второму
имхо конечно же
...первое иконопочитание тоже верно, если не отрицает второго, то есть реального символизма...
 
Крещён в Православии
В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество. И не только присутствует, но и действует, и страдает.
Всеблаженный Бог страдает? Настороженно отношусь к разговорам о Божественных энергиях - как бы не уклониться в эзотерику.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всеблаженный Бог страдает?
По Своему человечеству. Прп. Феодор Студит в одной из Антирритик (деталей не помню, но близко по смыслу) приводит пример иконы, которую расстреляли из лука и из нее истекла кровь. Вот видите, пишет он, Бог не только действует в иконах, но и страдает.
 
Православный христианин
2. Иконы -- это символы в смысле реального символизма. В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество. И не только присутствует, но и действует, и страдает. Присутствует не в красках и досках, а в облике, т. н. характИре, неотделимых акциденциях Первообраза. Божество в таком присутствии не разделяется, разделяются нераздельно энергии Божества. Почитание оказывается, как и в первом случае, единому Первообразу, но Первообраз реально присутствует в иконах Своими энергиями.
Божество присутствует Своими энергиями во всех иконах или только в православных? Зачем тогда иконы освящают в храмах?
 
Православный христианин
По Своему человечеству. Прп. Феодор Студит в одной из Антирритик (деталей не помню, но близко по смыслу) приводит пример иконы, которую расстреляли из лука и из нее истекла Это ответ из того мтра кровь. Вот видите, пишет он, Бог не только действует в иконах, но и страдает.
Если на словах , то покайтесь. Если по Библии , то повторение пронзения Христа .Это ответ из того мира.
 
Православный христианин
Божество присутствует Своими энергиями во всех иконах или только в православных?
Это вопрос на диссертацию, явно превышает размеры темы. Мой краткий ответ: Бог присутствует везде, но особенным образом во всех иконах и особенным в православных. Если Вы придумаете другой, более разумный ответ, то я тут же с ним соглашусь.
 
Крещён в Православии
Вот видите, пишет он, Бог не только действует в иконах, но и страдает.
Факт в том, что было дано знамение. А о страданиях это домысел, догадка к факту.
 
Православный христианин
Зачем тогда иконы освящают в храмах?
Икона освящается через надписание (Деян. 7 Вс. собора; более точную ссылку, простите, искать не буду). Чин освящения иконы -- более позднего, латинского происхождения.
 
Православный христианин
Божество присутствует Своими энергиями во всех иконах или только в православных? Зачем тогда иконы освящают в храмах?
Может быть, чтобы получить второе, иначе только первое .. с какого момента возникает реальное присутствие, на стадии написания, в самих красках и тп?
 
Православный христианин
Может быть, чтобы получить второе, иначе только первое .. с какого момента возникает реальное присутствие, на стадии написания, в самих красках и тп?
Не знаю о присутствии Нетварных энергий Бога в иконах.
Я вообще полагаю, что иконы нужны для почитания святых и Богородицы, когда видя их образ на иконе, я обращаюсь к самому святому или Богородице, почитая их. Иисусу Христу поклоняюсь.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
То есть в не каноничных иконах нет благодати?
 
Православный христианин
Имя святого освящает образ святого - икону? Это как? Имя святого - податель благодати?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Последнее редактирование:
Православный христианин
с какого момента возникает реальное присутствие, на стадии написания, в самих красках и тп?
На этот вопрос теория иконопочитания не отвечает и не должна. Она имеет дело с уже готовой надписаной иконой. У каждой теории есть область применимости.
 
Сверху