- Православный христианин
Если кратко, то существуют две основные теории иконопочитания.
1. Иконы -- это символы (не в смысле реального символизма). Иллюстрированные картинки евангельских событий. Почитание образа целиком переносится на почитание первообраза.
С тех пор как папские легаты покинули покинули 7 Вс. собор, латиняне так и трактовали его итоги, закрепив такое свое понимание иконопочитания решениями Тридентского собора. Со временем такое понимание частично проникло и на православный восток. С точки зрения второй теории (см. ниже) такое "иконопочитание" само по себе -- имплицитное иконоборчество, так как отрицает реальное присутствие Бога в иконах.
2. Иконы -- это символы в смысле реального символизма. В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество. И не только присутствует, но и действует, и страдает. Присутствует не в красках и досках, а в облике, т. н. характИре, неотделимых акциденциях Первообраза. Божество в таком присутствии не разделяется, разделяются нераздельно энергии Божества. Почитание оказывается, как и в первом случае, единому Первообразу, но Первообраз реально присутствует в иконах Своими энергиями.
Такое понимание решений 7 Вс. собора сложилось на востоке в эпоху второго иконоборчества под влиянием трудов прп. Феодора Студита, написанных им в процессе полемики с иконоборцами.
В настоящее время можно сказать, что первое иконопочитание тоже верно, если не отрицает второго, то есть реального символизма. Более глубокое понимание иконопочитания демонстрирует, конечно, вторая теория.
1. Иконы -- это символы (не в смысле реального символизма). Иллюстрированные картинки евангельских событий. Почитание образа целиком переносится на почитание первообраза.
С тех пор как папские легаты покинули покинули 7 Вс. собор, латиняне так и трактовали его итоги, закрепив такое свое понимание иконопочитания решениями Тридентского собора. Со временем такое понимание частично проникло и на православный восток. С точки зрения второй теории (см. ниже) такое "иконопочитание" само по себе -- имплицитное иконоборчество, так как отрицает реальное присутствие Бога в иконах.
2. Иконы -- это символы в смысле реального символизма. В иконах (Своими энергиями) реально присутствует Божество. И не только присутствует, но и действует, и страдает. Присутствует не в красках и досках, а в облике, т. н. характИре, неотделимых акциденциях Первообраза. Божество в таком присутствии не разделяется, разделяются нераздельно энергии Божества. Почитание оказывается, как и в первом случае, единому Первообразу, но Первообраз реально присутствует в иконах Своими энергиями.
Такое понимание решений 7 Вс. собора сложилось на востоке в эпоху второго иконоборчества под влиянием трудов прп. Феодора Студита, написанных им в процессе полемики с иконоборцами.
В настоящее время можно сказать, что первое иконопочитание тоже верно, если не отрицает второго, то есть реального символизма. Более глубокое понимание иконопочитания демонстрирует, конечно, вторая теория.
Последнее редактирование: