У Вас нет, случайно рассказа (рассказов за разные периоды) о том, что Вы видели в храме, чувствовали и т.п. в описываемый день, написанного неделю или более назад? Мы могли бы сравнить то, что Вы писали тогда, с тем что Вы пишите сейчас.
Здравствуйте, Игорь. С удовольствием и интересом читаю Вашу дискуссию с форумчанами. Я во многом разделяю Вашу позицию и поддерживаю скептический подход, но хотел бы всё же несколько вступиться за верующих...
Вы вот в Вашей критике ссылаетесь на исследования Элизабет Лофтус о ложных воспоминаниях... но при всей эпохальности и значимости её работы и открытий, только лишь особенностями нашей несовершенной памяти не объяснить веру множества людей в чудо! Даже в исследованиях Лофтус далеко не все люди были склонны к эффектам "ложной памяти", хотя согласен с Вами - порой поразительные фокусы с нами проворачивает наш мозг. Но разве Вы исключаете, Игорь, вероятность того, что верующие люди видели именно то, что видели, то, о чём они рассказывают...? ведь подобный опыт людьми переживается, как правило, в особом эмоциональном состоянии... а, как известно из открытий нейробиологии, мы ярко и надолго запоминаем события, которые сопряжены с сильными всплесками эмоций (ужас, испуг, агрессия, влюблённость, эйфория и т.д.). Человек может потом не только общую картину события помнить всю оставшуюся жизнь, но и невероятные детали - цвета, запахи, звуки и т.д., связанные с ним. Конечно, наша память так устроена, что мы не храним конкретные воспоминания о нашей жизни в конкретных участка нашего мозга, а каждый раз эти события заново конструируем при вспоминании. Но сильные эмоциональные происшествия оставляют порой неизгладимые следы, прочные нейронные связки, которые может разрушить только травма головы или деградация мозговой ткани при болезнях. Я больше чем уверен, что часть того, что помнят многие верующие о происходившем перед и во время схождения Благодатного огня - это то, что они на самом деле видели, а не ошибки их памяти по прошествии многих лет.
Другой вопрос - природа того, что они видели и восприняли за "чудо". Наш мозг сколь и удивительная природная структура, стольо же и хрупкая и ненадёжная. Вы знаете, Игорь, что большинство здоровых людей хотя бы раз в жизни видят галлюцинацию?, при этом могут даже и не узнать об этом никогда (если галлюцинация не выбивается из логики окружающей обстановки, например). А есть болезни при которых частенько человек видит к примеру фосфены - светящиеся вспышки, точки, молнии и т.д. Это может произойти и со здоровым человеком в условиях физических перегрузок, нервного напряжения, нехватки кислорода (духоты), повышенного электромагнитного поля и т.д. А если человек болен некоторыми сердечно-сосудистыми заболеваниями с резкими скачками артериального давления, отслоением сетчатки, сахарным диабетом, или там остеохондрозом, когда отдельные кровеносные сосуды сужают свой просвет и снижается доступ крови к тем или иным участкам ГМ, то фосфены и др. визуальные, слуховые и т.д. глюки случаются с ним нередко. Так же подобные галлюцинации могут предшествовать наступающему приступу мигрени. А часто бывает так (из медицинской практики известно, читайте О.Сакс "Галлюцинации"), что фосфены у человека случаются, а болевой приступ мигрени в симптоматике не присутствует (и возможно никогда не будет присутствовать). И вот представьте такую картину. Тысячи поломников ежегодно стремятся посетить церемонию схождения Благодатного огня. Многие из этих людей имеют проблемы со здоровьем, некоторые о них и не догадываются. Например, у кого-то начальные этапы мигрени или отслоения сетчатки. Эти люди стоят часами на ногах в душном храме, голодные (т.к. пост), возбуждённые (т.к. все они ждут чуда, много о нём читали и т.д.). И вот у кого-то от таких условий провоцируется - может вспышкой фотоаппарата, может каким звуком или запахом - галлюцинация: молния, вспышка, звук и т.д. Кстати, до середины ХХ века о "вспышка" свидетельств почти нет, или от того, что фотоаппаратов в средние века мало было, или некоторые галлюциногенные болезни помолодели в наше время? В общем, мозг человека так устроен, что он всегда пытается объяснить себе увиденное явление, и проще всего это делать, используя уже известные шаблоны - многие в интернете свидетельствовали о "вспышка" света и "молниях" при схождении БО, ну вот мозг и быстро вспоминает эту информацию и достраивает детали (если их не хватает в галлюцинации). И вот уже человек свои глюки принимает за божью силу. И его можно понять, а что же это ещё такое в храме Гроба Господня под Пасху так сверкает? При этом он может спровоцировать подобные (но не обязательно такие же) галлюцинации и у соседей (хотя чаще это не срабатывает). И получив подтверждение как бы со стороны, как бы объективное, теперь его галлюцинация превращается в реальное его переживание и опыт. И ведь его остеохондроз может подобным же образом дать о себе знать в следующий раз только через какое-то продолжительное время, или мигрень развиться не скоро, или вообще не иметь болевого симптома, и человек уже никогда не свяжет свою галлюцинацию во время схождения БО со своей болезнью. А вокруг столько единомышленников и столько описаний этого чуда, что со временем "чудо" этого человека попадает в общую копилку рассказов в интернете или в какую-нибудь книгу, и т.о. "чудо" подпитывает себя само этими рассказами. И я сейчас не говорю конкретно про Марию, я не знаю, что она там видела и как это всё ощущала. И наверное, со здоровьем у неё всё в порядке, хотя и со здоровыми людьми подобное вполне может произойти. Возможно, она-то видела настоящее чудо... А я говорю в общем. Представьте цифры и статистику, и тогда поймёте, что подобные случаи не только могут иногда происходить,
но и должны, и скорее каждый год, и не у одного человека, и люди не врут, и действительно помнят то, что видели! Другой вопрос в интерпретации...
То же самое и про чудеса исцеления. Понимаете Игорь, у нас, конечно, треть диагнозов ставится неверно и многие случаи чудесного исцеления от серьёзных болезней можно списать на это. Но - и это медицинский факт - иногда происходят спонтанные ремиссии/регрессы реальных заболеваний, даже на крайних стадиях! Это происходит, и с верующими, и с неверующими. А среди болящих очень много верующих людей. В мире, например, 40 миллионов слепых, и многие из них ездят по монастырям и прикладываются к святыням. И было бы чудом, если бы самоисцеления в мире происходили где угодно, а вот при посещении святых мест и при усердной молитве - нет! Это было бы уже нарушением теории вероятности и теории больших чисел. Да и возможности, и пластичность нашего мозга до конца не изучена. Наш мозг материален и мысли материальны, и если человек постоянно о чём-то думает (усиленно молится или занимается аутотренингом), то он изменяет свой мозг на физическом уровне и, возможно, появляется шанс на определённые изменения в организме. Например, спинной мозг паралитика уже несколько восстановил проводящие пути после травмы, но его моторная кора за годы бездействия не способна эффективно управлять мышцами. И вот привозят такого паралитика к святыне, он уже заранее, в дороге, молит о чуде, прокручивает в голове - как он встанет и пойдёт. На месте это всё удесятеряется. Он судорожно воспроизводит это всё в голове сотни раз. А мысль материальна - это факт! Одной мысленной тренировкой моторной коры можно вызвать рост синапсов в ней, и - О, "чудо"! - человек пытается встать и вдруг чувствует, что это у него получается - мощный выброс гормонов, эйфория - и он на ногах! Но он один из тысяч таких же паралитиков, у других может и шанса нет. Но сколько таких паралитиков проходит через святые места?
Чисто статистически должно быть множество исцелённых паралитиков, онкобольных, слепых и т.д. То есть, тех чьи болезни итак время от времени самоизлечиваются, а тут ещё и
эффект плацебо! И я вот в этом не вижу ничего плохого, Игорь. Главное не заменять подобной верой в исцеление поход к врачу, а дополнять. Единственное, что странно, вот не слышал я того, что бы у людей одноруких или одноногих, вдруг, чудесным образом, вырастала бы потерянная конечность. Конечно, может такие верующие и не молят Бога о возвращении себе оных, подсознательно понимая, что это уж будет чересчур? Но, думаю, для Бога - это было бы сущей безделицей, а для атеистов показательно, особенно от того, что мы не знаем таких случаев самоисцеления у людей неверующих!
А то, что БО "не обжигает" в первые минуты - так в этом нет ничего удивительного. Попробуйте в домашних условиях взять пучок свечей, поджечь и поводить потную ладонь через огонь, как это делают паломники, а потом вытереть о полотенце и попробовать поводить сухой - увидите разницу! Люди не врут, это не ложные воспоминания... Вы представляете как усиливается кровообращение у ожидающих чудо людей, как некоторые верующие потеют в предвкушении схождения БО? - это известный эффект, если ты определённым образом настроен, не боишься, кожа твоя легко потеет, то ты сможешь даже ходить по раскалённым углям, не то что бегло "умывать" себя огнём. Но всеобщая эйфория проходит - всем же известно, что БО через какое-то время начинает обжигать - вот верующие постепенно успокаиваются, остывают и начинают уже ощущать жжение от огня.
А насчёт приведённых выше "научных" измерений, так я с Вами полностью согласен - это бред, а не наука, Вы правильно описали как должно было выглядеть научное исследование. А я вот предложил бы таким горе-ученым опыт гораздо проще. Раз пламя БО не жжёт первые минуты, становимся напротив камеры, протираем руку влажной салфеткой, вытираем после неё сухой (их запечатываем и потом на проверку если понадобится) и затем вносим руку в пламя свечи, и
держим хотя бы минуту,
именно держим в пламени, а не "умываем". Если пламя имеет 42 градуса, то ничего плохого с рукой не произойдёт. Огарок свечи тоже запечатываем и на проверку скептикам. А лучше, что бы независимый скептик (с противоожоговой мазью на всякий случай) участвовал в эксперименте!
Кстати, при обсуждении чудес Вы с верующими говорите немного на разных языках. В других ситуациях, не связанных непосредственно с их религиозными взглядами, они в среднем проявляют туже осмотрительность, что и люди скептически настроенные. Но стоит заговорить с ними о проверке чудес, эффективности молитв и проч., то требования к доказательности существенно снижаются. Есть исследования на этот счёт: J McPhetres, M Zuckerman "Religious people endorse different standards of evidence when evaluating religious versus scientific claims." Soc Psychol Personal Sci 2017
https://sci-hub.se/https://doi.org/10.1177/1948550617691098
Так что делайте на это скидку и не унывайте!