Аскетика

Православный христианин
Не ехидничайте. Не ко мне , к апостолу Павлу.
Добавлю В первом веке христианства считалось обязательным быть в Духе Святом. И апостолы про это пишут. К вот в 19 веке прп. Серафим называл стяжение Духа Святого целью жизни , т.е. многолетними трудами. Налицо изменение парадигмы в сторону деградации .Кого или чего ? Ну не Бога же . Это не обсуждается. Человека ? Так это не от мудрости , раньше было лучше. Ну ,Вы ж ,наверное , обидитесь , если я скажу что у вас разум , как у кроманьонца.? Так Вы В Духе Святом или нет? И пусть каждый ответит сам себе. А если в Духе, то и на все вопросы вам ответит Бог. А если нет , тогда наша вера и религия пустая. Немного жёстко , но покажите свою веру , на форуме азбуки веры. Миряне , монахи ,священники. А то пока только видно либо справочное бюро ( что должно иметь место, но ограниченное) ,или бабьи склоки(женщины ,извините).А то и просто на грани психических расстройств.Кому наше общение принесло мир?Ну ,это так А вообще , форум интересный. Все же ,позволю себе заметить ,что форум - это не школа , а обмен мнениями.
 
Крещён в Православии
Добавлю В первом веке христианства считалось обязательным быть в Духе Святом. И апостолы про это пишут. К вот в 19 веке прп. Серафим называл стяжение Духа Святого целью жизни , т.е. многолетними трудами. Налицо изменение парадигмы в сторону деградации .Кого или чего ? Ну не Бога же . Это не обсуждается. Человека ? Так это не от мудрости , раньше было лучше. Ну ,Вы ж ,наверное , обидитесь , если я скажу что у вас разум , как у кроманьонца.? Так Вы В Духе Святом или нет? И пусть каждый ответит сам себе. А если в Духе, то и на все вопросы вам ответит Бог. А если нет , тогда наша вера и религия пустая. Немного жёстко , но покажите свою веру , на форуме азбуки веры. Миряне , монахи ,священники. А то пока только видно либо справочное бюро ( что должно иметь место, но ограниченное) ,или бабьи склоки(женщины ,извините).А то и просто на грани психических расстройств.Кому наше общение принесло мир?Ну ,это так А вообще , форум интересный. Все же ,позволю себе заметить ,что форум - это не школа , а обмен мнениями.
Думаю до кроманьонца мне ещё пахать и пахать, по сравнению с ним я вообще ничего не умею, в первую очередь выживать... А апостасия и деградация человечества в целом это непреложный факт, о котором ещё Христос говорил...так что у вас есть право надмеваться, но на пользу ли это душе вашей...Что там говорилось о талантах? У вас есть, а то и десять, у меня может один, дай Бог не закопал, но чем вы лучше в глазах Божьих? Кмк не надо требовать ото всех того же чем вы обладаете сами...а вот поделиться по братски если есть чем...а то викторины устраивать это и я могу...
 
Православный христианин
Думаю до кроманьонца мне ещё пахать и пахать, по сравнению с ним я вообще ничего не умею, в первую очередь выживать... А апостасия и деградация человечества в целом это непреложный факт, о котором ещё Христос говорил...так что у вас есть право надмеваться, но на пользу ли это душе вашей...Что там говорилось о талантах? У вас есть, а то и десять, у меня может один, дай Бог не закопал, но чем вы лучше в глазах Божьих? Кмк не надо требовать ото всех того же чем вы обладаете сами...а вот поделиться по братски если есть чем...а то викторины устраивать это и я могу...
Если честно и откровенно , то меня удивляет одна вещь. Мы , христиане , крестились? Крестились. Значит ,по словам ап. Петра ,должны были получить Дар Духа Святого. Своего рода помазание, которое нас должно всему учить . Опять по апостолу. Можно ли этим делиться? Не знаю. Но вопрос в другом. Почему такое раногласие?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Если честно и откровенно , то меня удивляет одна вещь. Мы , христиане , крестились? Крестились. Значит ,по словам ап. Петра ,должны были получить Дар Духа Святого. Своего рода помазание, которое нас должно всему учить . Опять по апостолу. Можно ли этим делиться? Не знаю. Но вопрос в другом. Почему такое раногласие?
Имеющий Духа пророчествует, исцеляет, воскрешает и пр. в том же апостольском духе... Вы всё это можете? Нет? Значит не в Духе...потому, что апостасия и деградация...как там атеисты говорят : горы переставляете? Нет? Значит веры не имеете...но они-то совсем ущербные, вам-то зачем ... демонстрировать...да ещё и прилюдно...
 
Православный христианин
Имеющий Духа пророчествует, исцеляет, воскрешает и пр. в том же апостольском духе... Вы всё это можете? Нет? Значит не в Духе...потому, что апостасия и деградация...как там атеисты говорят : горы переставляете? Нет? Значит веры не имеете...но они-то совсем ущербные, вам-то зачем ... демонстрировать...да ещё и прилюдно...
Я о другом.Почемы мы не можем беседовать со Святым Духом? Или с Сыном?Не умеем?
 
Прочее
Если честно и откровенно , то меня удивляет одна вещь. Мы , христиане , крестились? Крестились. Значит ,по словам ап. Петра ,должны были получить Дар Духа Святого. Своего рода помазание, которое нас должно всему учить . Опять по апостолу. Можно ли этим делиться? Не знаю. Но вопрос в другом. Почему такое раногласие?
Я о другом.Почемы мы не можем беседовать со Святым Духом? Или с Сыном?Не умеем?
Вы вероятно говорите о земном крещении в воде, это преимущественно телесная процедура. Ап. Пётр, вероятно говорил про крещение Духом Святым и огнём.
 
Православный христианин
Вы вероятно говорите о земном крещении в воде, это преимущественно телесная процедура. Ап. Пётр, вероятно говорил про крещение Духом Святым и огнём.
Когда Спаситель крестился , то на Него снизашел Дух Святой . Нас же миром мажут при миропомазания . И говорят... Впрочем, у меня есть такое мнение , что мы просто не умеем. Не обращаем внимание . Может быть ,это только у меня? Пару раз было,совершенно без моих усилий и воли. Но так чтобы постоянно пребывать... Нет такого. Может быть так воспитывается вера? А те пару раз для укрепления ? Помните ,как прп. Серафим пребывал в Духе Святом? Но это уже любовь . Т.е. получается что большинство христиан любви не достигли . Я так точно. Да что там .И вера хлипкая.
 
Прочее
Когда Спаситель крестился , то на Него снизашел Дух Святой . Нас же миром мажут при миропомазания . И говорят... Впрочем, у меня есть такое мнение , что мы просто не умеем. Не обращаем внимание . Может быть ,это только у меня? Пару раз было,совершенно без моих усилий и воли. Но так чтобы постоянно пребывать... Нет такого. Может быть так воспитывается вера? А те пару раз для укрепления ? Помните ,как прп. Серафим пребывал в Духе Святом? Но это уже любовь . Т.е. получается что большинство христиан любви не достигли . Я так точно. Да что там .И вера хлипкая.
Я в такой же ситуации. Я думаю каждого, кто действительно проникался всей этой темой посещало обилие благодати Божией. И вот эти пару раз, как вы говорите, это же свидельство и ответственность в первую очередь. И конечно, чтобы было, что вспомнить. А Серафим, думаю ему ничего не осталось, кроме как думать о Боге. Готовы ли мы к этому?
 
Православный христианин
Я о другом. Почему мы не можем беседовать со Святым Духом? Или с Сыном?Не умеем?
Мы не можем беседовать с Духом потому, что не родились от Него. В Крещении мы получаем начатки Духа для того, чтобы мы приложили собственные усилия для очищения сердца. В нечистом сердце Дух не рождается. По мере его очищения в какой-то момент мы рождаемся от Духа, и это происходит явным для человека образом (а не как-нибудь символически), не будем сейчас обсуждать каким. Начатки Духа в Крещении -- это рождение от воды на стадии делания, а рождение от Духа -- это переход на стадию созерцания. Об этих стадиях отцы говорят прикровенно, но некоторые прямо пишут об этом, например, прп. Симеон Новый Богослов.
Но и это еще не полнота Духа. Полнота Духа достигается на стадии обожения, для которой стадия созерцания -- переходный и подготовительный этап.
Дух один, но способов присутствия Духа в человеке довольно много. Основные из них: начатки Духа в Крещении на стадии делания, рождение от Духа на стадии созерцания и полнота Духа на стадии обожения.
Беседовать с Духом (если говорить не об единичных случаях) подвижник начинает где-то к середине стадии созерцания, когда открывается в сердце "вода живая говорящая" по выражению св. Игнатия Богоносца. А со Христом где-то концу этой стадии, когда Он является в сердце, судя по описаниям святых, в виде Солнца Правды, и после этого.
В апостольские времена рождение от Духа часто совпадало с Крещением, отсюда разница.
 
Москва
Православный христианин
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко (Ис.55:1)

Толкование:

«Жаждущии идите на воду», говорит Пророк (Ис. 55, 1); жаждущие Бога, ходите в чистоте ума и сердца. Впрочем высоко чрез
нее парящему должно обращать взор и на землю своего нищенства. Никого нет выше смиренного.

Как там, где нет света, все темно и мрачно; так и, когда нет смиренномудрия, все наши тщаливые по Богу труды – суетны и бесплодны.

(Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве)


Наставления преподобного Исихия о трезвении – хранении ума, без чего невозможно бороться со страстями и противодействовать искушениям:

Ослепляется ум тремя следующими страстями: – сребролюбием, тщеславием и сластолюбием.

Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощью совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел. Само же оно есть собственно чистота сердца.

Трезвение есть то же, что хранение ума, держимого в совершенной немечтательности.

Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием, и есть то же, что хранение ума, в совершенной немечтательности держимого.

Как невозможно жить без пищи и пития, так без хранения ума и чистоты сердца – что и называется трезвением – невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного или избавиться от мысленного греха.

Как невозможно красному морю узрену быть на тверди небесной между звездами, и как нельзя человеку, ходящему по земле, не дышать здешним воздухом: так невозможно нам очистить сердце свое от страстных помыслов и изгнать из него мысленных врагов, без частого призывания имени Иисуса Христа.

Преподобный Исихий Иерусалимский

...(c)... :

 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Варсонофий Великий учил, что для внутренней молитвы в людных местах надо «беречь глаза», так как через них врывается рассеяние и отгоняет молитву. Может возникнуть вопрос: зачем это знать нам, простым людям? Дистанция между нами и Отцами огромная, но и солнце отражается в «малой капле воды». По закону какого-то уподобления подвижнические советы могут быть действительно воспринимаемы и в нашей малой вере.

 
Москва
Православный христианин
Оптинский цветник. Симфония. Фрагменты.

Искушения

* Всякому нужен огнь искушений к испытанию и научению в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время (Преподобный Макарий)

* ...Считаю за нужное напомнить вам, чтоб вы не страшились искушений, какие будет угодно Богу послать вам к познанию и уведению своей немощи и к смирению. Я помню, как вы говорили, что боитесь искушений, а без искушения и спасение не совершается: «муж не искушен - не искусен», и «всякому делу благому или предыдет, или последует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать малую книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда оные обыдут вас, то не смущайтесь, аще и тысячу язв на день приймете; кто не имеет искушений, тот лишается и дарований духовных
(Преподобный Макарий)

* Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хвалишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает, а я скажу напротив - бывает, но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг, а стечение многих таковых случаев - ярмарка, торговать и получать на оной выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от сего душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время сие, и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком...
(Преподобный Макарий)

* Искус же во всем предлежит, а без оного и не познаешь себя, и не обучишься духовной брани. Помни, что всякая благая мысль есть от благодати, и напротив, всякий лукавый помысл ко искусу и искушению попускаем бывает. Но ты еще младенчественна в понятии сего, посему о всем должна иметь откровение к Матери и не доверять своему разуму, попирать свою волю, иметь самоукорение и достигать смирения и любви...
(Преподобный Макарий)

* ...Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные.
(Преподобный Макарий)

* ...Дарования без искушений весьма опасны; враг может обольстить святынею, а искушения смирят. Буди же воля Господня. Искушений устрашаться не должно, и не наскакивать на них, а какие пошлет Бог, принимать с благодарением; в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения.
(Преподобный Макарий).

* Вы желали бы знать, чего ради попущено быть столь тяжкому искушению, но я вам уже писал, что судьбы Божии и Ангелам Его неведомы, кольми паче нам, человекам грешным, т. е. за грехи ли соделанные искушение оное случилось, или в предохранение от грехов будущих, или яко злато, тако искуси вас Бог, да соделает вас достойных Себе.

Вы знаете, кажется, историю праведного и многострадального Иова, который в кратком часе времени сколько претерпел ужасных пыток не за грехи и за все оное благословлял Бога, и, успокаивая себя, говорил: «аще благая от руки Господней прияхом, то злых не претерпим ли?» (Ср.: Иов. 2, 10).
А как праведник сей, в чем сам много искушен был, то получил от Господа Бога велию благодать и искушаемым помогать, то посему и советую вам обратиться к нему с усердным молением и смиренно просить его молитвенного ходатайства пред Богом о избавлении вас от искушений и бед, и уповаю, что ради его святых и всесильных молитв обрадует вас Господь милостью Своею (Преподобный Антоний)

* Практика, т. е. слово Божие, говорит: «Даждь кровь и прийми Духа», а наша ученость хитрит - нельзя ли уловить Духа так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная-то мудрость ищет, толкает, зовет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! Даждь премудрому вину, и премудрший будет. А муж неискушен - неискусен. Потому-то и учит Апостол: «Искушение соделывает терпение: терпение же - искусство» (Ср.: Иак. 1, 3-4). Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! Даждь кровь, говорит практика!.,
(Преподобный Анатолий).

* ...Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (Ин. 15, 20).

Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам - прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости - ничто
(Преподобный Варсонофий)

* Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин, и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся...
(Преподобный Анатолий)
 
Москва
Православный христианин

О воле Божией

Преподобный Никон (Оптинский)

- Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние:

Господь ведет ко спасению!

Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Божиих человеку падать.

Не всякое сострадание и сочувствие похвально. Всякое дело требует духовного отношения к себе, а не общечеловеческого. «Терпение есть непрерывающееся благодушие», - сказал епископ Феофан Вышенский.

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично – монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, требовать, так сказать, у Бога отчета есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен:

Требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения всех заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается, - считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть.

Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши.

Господи! Да будет воля святая Твоя.

Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей.
 
Москва
Православный христианин

30 поклонов послушания...

«И в книгах, и в устных увещаниях ты, я думаю, слышала тысячу раз: послушание выше поста и молитвы!» – пишет одной из духовных дочерей преподобный Анатолий.

Через послушание Господь невидимо для нас преображает душу и сердце. Часто нам кажется неуместным и глупым повиновение духовному отцу. Но стоит быть всегда послушливыми, как «будем всегда и счастливы», – говорит прп Антоний Оптинский, и далее продолжая, раскрывает причину непокорства: «Но то наше горе, что лютая страсть самолюбия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее».

В одной из духовных бесед преподобный Варсонофий Оптинский поведал рассказ о необходимости послушания во всем, в том числе и в молитвах и иных подвигах:

«…В самих подвигах нужна большая осторожность. Приехал к нам в Скит один молодой человек, жаждущий спасения. Приходит к батюшке Амвросию, прося дать ему молитвенное правило.
– Кладите по 30 поклонов в день и хватит с вас, – сказал Батюшка.
– Если бы вы были не батюшка Амвросий, то я подумал бы, что вы надо мною смеетесь, – возразил пришедший, – я клал в миру по 1000 поклонов.
– Я думаю, вы пришли сюда не учить, а учиться, – заметил строго Старец, – кладите по 30 поклонов за послушание и довольно.

Выйдя от Батюшки, тот всем начал рассказывать, какое маленькое правило дал ему старец.

Проходит несколько дней, и молодой человек снова является к о. Амвросию.
– Ну, что скажете? – спросил Батюшка.
– Да, я хочу поговорить относительно данного мне вами правила: я не могу.
– А какое я вам дал правило? – спросил о. Амвросий. – (Батюшка вследствие массы посетителей иногда забывал).
– Класть по 30 поклонов.
– Ах, да, помню, вам мало?
– Нет, Батюшка, я пришел вас просить облегчить, ибо по 30 поклонов я класть не могу. Такая тоска и леность нападает, просто сил нет. Я удивляюсь, как это раньше я с легкость клал по 1000 поклонов, а теперь и 30 не могу.
– А потому что вам помогал враг.
– Как, враг помогал молиться?
– Да, потому что, совершая большое молитвенное правило, вы себя в душе превозносили, а всех других осуждали, считали всех погибшими, а только себя спасенным.
– Да, Батюшка, мне казалось, что большинство людей погибнут, а я благодарил Бога за свое спасение.
– Ну, вот видите, у вас были и гордость, и превозношение, и осуждение других, а врагу больше ничего не нужно!

Следовательно, как должно быть осторожным даже в молитвах и подвигах, которые нам кажутся спасительными».

Будем брать пример с образца послушания – Господа Иисуса Христа, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца (Ин. 6, 38) и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8).
 
Православный христианин
1000 поклонов делаются легко покуда нет правила и исполняем как на душу ляжет. Как только сами для себя (самочинно) поставим рамки, определим сроки и время, точное количество, эти же поклоны станут непреодолимым препятствием, дойдет до того, что не сможем себя заставить и приступить. *Бесы* боятся порядка и постоянства. Выражаясь адекватным языком, думаю понятно что вся суть в силе привычек и преодолении тенденций психики к бесконтрольной деятельности.
 
Москва
Православный христианин
В заключении статьи написано, и думаю в этом и есть вся суть:
Будем брать пример с образца послушания – Господа Иисуса Христа, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца (Ин. 6, 38) и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8).
За послушание духовнику (духовному отцу) Господь поможет выполнить послушание за его молитвы и Своею милостию.
Выбор духовника и на что испрашивать благословение, это отдельна тема.
 
Москва
Православный христианин
Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ - духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
 
Москва
Православный христианин
f09f8d82.png
Перед тем как обожиться, следует очеловечиться.

Обожение является целью христианской жизни. Вместе с тем, обожение — не конечный пункт христианского пути, а процесс. Некоторые новоначальные христиане, стремясь «поскорее» обожиться, словно забывают, что им ещё предстоит и очеловечиться (по крайней мере, перестать грубо нарушать ветхозаветные 10 Заповедей).
Перед тем как начать Причащаться и пытаться стяжать умно-сердечную молитву, необходимо порвать со смертными грехами, начать вести нравственную жизнь.

Грех сме́ртный – грех, чрезвычайно пагубно отражающийся на духовно-нравственном состоянии человека, препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы.

f09f8d82.png
Согласно иному богословскому определению, смертный грех есть хула на Духа Святого, поскольку из Евангелия мы знаем, что Сын Божий признавал такой грехом непрощаемым: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31). Такой грех отделяет человека от Самой Жизни, и это делает его смертным.

f09f8d82.png
Какие грехи относятся к смертным?

* В перечне основных смертных грехов обычно называется семь: гордость, любостяжание (корыстолюбие, алчность), блуд, зависть, чревоугождение (обжорство), злопамятство (закоренелый гнев) и беспечность. Однако, встречаются и другие перечни.

* Часто под смертными грехами понимают восемь главных страстей.

* Исходя из свидетельства Евангелия, что «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:30-31), толкуемого в свете Предания Церкви, понимаем, что наиболее пагубным для человека является упорное противление Богу, отвержение благодати Святого Духа. В принципе, перечисленные выше виды смертных грехов могут способствовать формированию в человеке такого противоестественного упорства.

* В аскетической литературе можно встретить и такое наставление: смертный грех – нераскаянный грех.

* Нередко называют смертным грехом любой грех, который поработил волю человека (В последнем смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному греху).

f09f8d82.png
Что происходит с человеком, совершающим смертный грех?

Совершение смертного греха – ещё не повод считать, что в силу самого факта его совершения человек неизбежно окажется в аду. Грехи, перечисленные в перечне смертных (см. выше), отпускаются в Таинстве Покаяния (как и другие грехи).

Врачевание греховных страстей, соответствующих этим грехам, подразумевает комплекс оздоровительных мер, в том числе аскетическое делание.
Другое дело, что смертный грех, ввиду его тяжкости, крайне пагубно влияет на человека, создает серьезное препятствие на пути его восхождения к Богу, и последствия от совершения смертных грехов могут быть самыми серьезными; как говорит апостол: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16).

f09f8d82.png
По каким еще признакам можно определить, что мы совершаем смертный грех?

Одним из признаков нахождения человека в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих. Когда мы находимся в таком состоянии, нам трудно обращаться к Богу в молитвах с искренностью и благочестивым дерзновением Его детей.

f09f8d82.png
Что делать, если совершил смертный грех?

Согласно Православному Исповеданию, «сей грех очищается покаянием, по милосердию Божию, чрез Иисуса Христа Господа нашего, когда Священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди».

f09f8d82.png
В какой взаимосвязи находятся смертные и несмертные грехи?

Церковь предостерегает нас, чтобы мы не пренебрегали и обыденными грехами, так как они тоже вредят человеку и могут приводить к тяжелым последствиям.
Блаженный Августин пишет: «Эти грехи, которые мы называем легкими, не полагай их безобидными: если ты находишь их безобидными, взвешивая их, содрогнись, их подсчитывая. Множество легких предметов составляет большой вес; множество капель наполняет реку; множество зерен составляет груду».

f09f8d82.png
Почему смертный грех носит именно такое название?

* Всякий грех, будь он малым или великим, препятствует единению человека с Богом, Источником жизни, но смертные грехи могут повлечь за собой гораздо более печальные, пагубные последствия. Собственно говоря, разлучение души с Богом определяется в православном богословии как духовная смерть. Между тем смертные грехи могут привести человека и к вечной погибели.

* Но и незначительные, мелкие, условно выражаясь, как бы «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее надлежащего общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

f09f8d82.png
Цитаты о смертном грехе

* «Смертный грех – это грех нераскаянный. Бог милостив и щедр, как никто другой. Но кто не кается, того даже Бог не прощает».
(Авва Марк (Из Благолюбия))

* «Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
Выражение “смертный грех” имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».
(Иеромонах Иов (Гумеров))

* «В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (Чис.35:31), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием.
Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей.
Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины.
Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека не чужд библейскому сознанию.
Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни».
(Cвященник Георгий)

* «Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».
(Cвятитель Игнатий (Брянчанинов))

* «Грех смертный произвольный есть тот, который мы совершаем после Крещения, по собственному желанию и намерению, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди Божией, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Чрез такой грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство Небесное, и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6:16). Этот грех очищается покаянием, по милосердию Божию, через Иисуса Христа Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди».
(Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной)

https://azbyka.org/days/
https://azbyka.org/grex-smertnyj
https://azbyka.org/art/sem-smertnyh-grehov-i-chetyre-p..
 
Москва
Православный христианин
Вы ответили на - : Священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди #239
только и магическая оградка присутствует как всегда, индульгирование
Вопрос 21. Что есть грех смертный произвольный?

Ответ. Грех смертный произвольный есть тот, который мы соделываем после Крещения, по собственному желанию и намерению, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди Божией, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Чрез таковый грех мы теряем благодать Божию, полученную в Святом Крещении, и Царство небесное, и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: Не весте ли, яко емуже представляете себе рабы в послушание, раби есте, егоже послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду (Рим 6:16).

Сей грех очищается покаянием, по милосердию Божию, чрез Иисуса Христа Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов, во время исповеди.

(Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере / Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Вопросы и ответы)

 
Последнее редактирование:
Сверху