Дружба

Литература по теме

Дру́жба – особые доверительные отношения между людьми. Может быть основана на общих интересах, искренности и любви.

Помимо того, что понятие «дружба» используется для обозначения межличностных отношений, оно используется и для обозначения отношений между коллективами, государствами, народами и т. п. В этой связи говорят о дружбе народов, о дружественных государствах, дружественной политике. В христианском словоупотреблении нередко используется понятие «друг Божий». Таким наименованием обозначаются праведники, святые: люди, верные Его заповедям, стремящиеся жить по Его всеблагой воле.

druzhba 1 – Дружба

Каждый человек, по природе, способен к дружбе и любви: «Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего» (Сир.13:19). Любовь человека может быть обращена даже к тем, кого он не знает, с кем не знаком. Но дружба, в строгом смысле, – это особый вид отношений, которые возникают и формируются в процессе общения между конкретными людьми. Можно сказать, что дружба – особый вид взаимной любви. Одно из условий крепкого и счастливого брака – дружба между супругами. Многие известные святые имели друзей и поддерживали теплые отношения с ними (например, хорошо известна дружба царя Давида с Ионафаном, св. Григория Богослова со св. Василием Великим).

Священное Писание о дружбе

  1. Необходимо тщательно выбирать себе друзей и быть осмотрительным с ними: «Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его» (Сир.6:7-16).
  2. Отличительный признак настоящего друга: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч.17:17).
  3. Чтобы иметь друзей, важно самому быть дружелюбным: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч.18:25).
  4. В общении с другом важна умеренность и тактичность: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч.25:17).
  5. Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире и располагать к себе людей: «Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь» (Сир.6:5).
  6. Старый друг лучше нового: «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» (Сир.9:12-13).
  7. Во многих случаях возможно примириться с другом: «Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга» (Сир.22:23-25).
  8. Важно хранить тайны, вверенные другом: «Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети» (Сир.27:16-21).

Два типа дружбы, описанной в Новом Завете:

  1. Лк.23:12, Ин.19:12.
  2. Ин.15:14-15, Ин.11:11.

Что значит «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк.16:9)?

Это наставление Спаситель дает в завершение притчи о неверном управителе. Данными словами Господь призывает человека правильно распоряжаться материальными благами. Если он будет тратить их на нуждающихся людей, то приобретет среди них друзей, которые на суде перед Богом засвидетельствуют его милосердие к ним. Такого рода свидетельства (ходатайства) могут способствовать вхождению человека в Царство Небесное. Поэтому Христос завершает эту фразу так: «…чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9).

Цитаты о дружбе

«Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его».
Сир.6:17

«Мне кажется, надо и детей, и себя самих воспитывать на том, что не может быть более изумительной радости, как встреча с Богом, дружба с Ним и желание – да, Его обрадовать тем, что я стараюсь жить достойно этой дружбы...
Вот отношение, которое у нас с Богом: дружба, доверие. Если что-нибудь «не то», то нужно именно к Нему обратиться. Если мы против Него согрешили, то к Нему пойти, а не как-нибудь найти путь мимо Него».
митрополит Сурожский Антоний

«Истинная дружба имеет немаловажное нравственное значение: истинный друг есть как бы зеркало, или воплощенная наша совесть. В ней отражается и ясно видится, как все хорошее в наших мыслях, намерениях и действиях, так и все дурное. Не напрасно премудрый Сирах сказал: Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его (Сир.6:16).
В то же время дружба есть, после семейных отношений, самая первая и самая простая форма любви, посредством которой мы можем учиться любви вообще. Для истинной дружбы требуются одинаковое воззрение на жизнь и одинаковые общие убеждения, взаимная откровенность, доверие, преданность, готовность оказать личную помощь другу и жертвовать собой ради него, неизменная верность. Есть немало неистинных друзей. Подлинная дружба далеко незаурядное явление».
проф. М.А. Олесницкий

«Ничто в такой мере не является доказательством дружбы, как то, чтобы не закрывать глаза на грехи твоих друзей и братьев. Увидел, что они враждуют? Примири! Увидел, что они излишествуют? Удержи! Увидел, что они притесняемы? Защити! Этим ты в первую очередь угождаешь не им, а самому себе: на то мы и друзья, чтобы помогать друг другу. Одно дело – услышать нечто от друга, другое – от случайного человека. Случайным человеком скорее пренебрегут, даже и учителем, другом – нет».
свт. Иоанн Златоуст

«Чувства не любят быть скрытыми в себе, и юноша хочет делиться ими. Затем имеет нужду в лице, которое бы могло разделять его чувства, то есть в товарище и друге. Потребность благородная, но она может быть и опасною! Кому вверяешь свои чувства, тому даешь некоторым образом власть над собою. Как же надобно быть осторожным в выборе близкого лица! Встретишь такого, который далеко-далеко может завести от прямого пути. Само собою разумеется, что добрый естественно стремится к доброму, а отклоняется от недоброго. Есть на это некоторый вкус у сердца. Но, опять, как часто случается простосердечию быть завлеченным хитростью! Затем справедливо всякому юноше советуют быть осторожным в выборе друга. Хорошо не заключать дружбы, пока не испытаешь друга.
Еще лучше иметь первым другом отца или того, кто во многом заменяет отца, или кого из родных опытного и доброго. Для положившего жить по-христиански первый Богом данный друг – это духовный отец; с ним беседуй, ему поверяй тайны, взвешивай и поучайся. Под его руководством, при молитве, Бог пошлет, если нужно, и другого друга. Не столько, впрочем, опасности в дружбе, сколько в товариществе. Редко видим друзей, но больше знакомых и приятелей. А здесь сколько возможно и сколько бывает зла! Есть кружки приятельские с очень недобрыми правилами. Склонившись к ним, не заметишь, как объединишься с ними в духе, подобно тому, как незаметно напоишься смрадом в смрадном месте. Они сами часто теряют сознание непотребства своего поведения и спокойно грубеют в нем. Если и пробуждается в ком это сознание, он не имеет сил отстать. Каждый опасается объявить о том, ожидая, что его после всюду будут преследовать колкостями, и говорит: «Так и быть, может быть, пройдет». Тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Избави, Господи, всякого от этих глубин сатаниных. Для решившегося работать Господу одно товарищество с благочестивыми, ищущими Господа; от других же надо удаляться и искренно с ними не обращаться, последуя примеру святых Божиих».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka