Прот. Димитрий Смирнов: «Господь дал человеку семью, чтобы семья привела его в Царствие Небесное»

Прот. Димитрий Смирнов: «Господь дал человеку семью, чтобы семья привела его в Царствие Небесное»

С раннего утра СМИ повторяют печальную новость. Отошёл ко Господу проповедник, общественный деятель, защитник семейных ценностей и просто любимый батюшка протоиерей Димитрий Смирнов. Вспомним его высказывания о вере, любви и семье.

Прот. Дмитрий Смирнов
Фото: foma.ru

Только факты

Протоиерей Дмитрий Смирнов – потомственный священник, правнук священномученика Василия Смирнова.

Родился в Москве 7 марта 1951 года. Московскую Духовную семинарию окончил экстерном, затем учился в МДА. Служил в храмах Москвы.

В 2003-2013 годы возглавлял Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями.

Затем председательствовал в Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Здоровье пастыря ухудшилось после перенесённого им коронавируса.

Отец Димитрий почувствовал себя плохо ещё в августе этого года, по его просьбе был освобождён от должности по здоровью, с сентября находился в больнице. На 70-м году жизни он покинул этот мир.

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил панихиду по новопреставленному пастырю.

Много лет отец Димитрий являлся настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области, руководил созданными им детскими приютами.

Почётный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, отец Димитрий активно выступал за целостность семейного союза, горячо проповедовал веру и верность традициям семейного воспитания.

Его выступления на общественных и православных форумах в епархиях по всей России, телепередачи и радиобеседы всегда вызывали живой отклик, хотя и не всегда приветствовались светскими журналистами.

Его слова не раз вырывались СМИ из контекста, сказанному им приписывали скандальность, провокационность, критиковали за несовместимость его позиции с реалиями современной жизни.

Автору этих строк в числе других журналистов несколько лет назад довелось общаться с отцом Димитрием на его встрече с прихожанами тульских храмов. Это происходило на книжной выставке-ярмарке «Тула Православная». Нам довелось задавать вопросы, слышать его эмоциональную, богатую речь, имеющую особую твердость, силу убеждения.

Тогда на беседу с известным церковным деятелем пришло много людей, вскоре не оказалось свободных мест, гости книжной выставки стояли в проходах и дверях большого концертного зала Дворца молодёжи. Встречали не как популярного проповедника, а, скорее, как родственника, члена семьи, того, кому можно доверять. С кем можно поделиться.

Его во что бы то ни стало хотели видеть, слышать и обо всём расспросить. Точно так же происходило с его пастырскими встречами по всей стране: полные залы прихожан, студентов, родителей. От него ждали самых честных и бескомпромиссных ответов на своё, наболевшее. И эти ответы приходили.

Прот. Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Резван, commons.wikimedia.org, CC BY-SA 4.0

Действительно, то, что говорил отец Димитрий, иногда казалось слишком категоричным, жёстким, резким, радикальным. Причем не только агрессивно настроенным журналистам свободных телеканалов и изданий, но даже и воцерковленным людям. Но именно стремление произносить непростую правду во всеуслышание, обнажать остроту проблемы, не сглаживать углы отличало его хлёсткую манеру проповеди на общем фоне.

Некоторые из тех реалий жизни, в которых светские журналисты видели и отстаивали современную норму жизни, пастырь справедливо считал несовместимыми с христианской верой и установлениями Церкви.

Так, он неоднократно старался обращать внимание общественности на проблему сожительства и гражданского брака, чтобы защитить женщин от неподобающего отношения мужчин, когда те не спешат жениться и брать ответственность. «Это вы превратили их в содержанок», – гневно обличал сильную половину человечества отец Димитрий. Иногда он высказывался ещё жёстче…

Протоиерей Димитрий Смирнов не боялся называть вещи своими именами. В этом человеческом и пастырском бесстрашии словно звучала истина из Писания, выраженная словами Спасителя: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Говоря об обстоятельствах ухода любимого пастыря в мир иной, настоятель Георгиевского храма в Нахабино священник Павел Островский поделился: «Отрадно, что Господь дал ему время, последние полгода, в тишине приготовиться к этому сложному моменту в жизни: переходу из мира временного в вечный мир. Дал ему возможность побыть с семьёй. Это бывает очень важно для человека, который занимает большие посты в Церкви и имеет очень много других послушаний…»

Конечно, это огромная утрата для православных верующих, которые его искренне любили за острые, чёткие, произнесённые с юмором высказывания и проповеди», – сказал отец Павел.

Прот. Дмитрий Смирнов
Фото: pravoslavie.fm

Протоиерей Дмитрий Смирнов:
мысли о вере, любви, семье и воспитании

О вере и церковной жизни

«Если любого человека спросить о том, какой грех самый страшный, то ответы можно слышать разные: убийство, прелюбодеяние, воровство, предательство, подлость… Но на самом деле страшнее неверия ничего нет, так как именно оно порождает все эти тяжкие грехи».

«Человек вычитывает молитвы десятками и думает этим угодить Богу. Но с Господом торгуются только дураки, а для Него важно не количество, а искренность в эту минуту. Иногда лучше просто перекреститься, но от сердца».

«Говорят: «Не суди, да не судим будешь». И, действительно, не должен хромой смеяться над горбатым. Потому что у нас у всех горбатая душа и хромая вера».

«Покаяние – это вам не айм сорри».

«Если бы за каждый грех на нашу голову падал бы кирпич, то от нас бы за неделю осталась пирамида Хеопса».

«Что значит – ходить в храм? В храмы и воробьи залетают, и мыши, бывает, я даже кота видел. Зайти в храм и даже помолиться еще не значит стать христианином. Это только начало. Человека надо учить. Учить любви к ближнему.

Вот, толстый, сутулый, дурно пахнущий, малоприятный пьяный человек…
Как его любить? Как самого себя.

Бывает, что я сам себе противен, но я же не прошу Господа, чтобы мне утюг горячий с пятого этажа на голову упал… Себя же любишь».

О любви христианской и семейной

«Без любви жизнь подлая, скучная и бесперспективная».

«Любовь – это не чувство огня, о котором пишут поэты, и когда «я хочу иметь», а когда «я хочу дать» свои силы, время, ум, средства и жилплощадь».

«Если любимый человек захотел уйти, не держите! Если он ваш, он вернётся, а если не вернётся, то никогда вашим и не был».

«Те, кто верит в душе, пусть едят в душе, пьют в душе, а когда девушка понравится, то и женятся пусть в душе. В душе и за зарплатой можно сходить. Вера в душе – это отсутствие веры».

«На самом деле, для нас хотя бы начать учиться любить любящих тебя – родственников, преодолев любовь к себе, это первый шаг. А то мы настолько ушли от понятия любви, что и любящих любить не можем. Мы ими только пользуемся».

О любви к Отечеству

«Настоящий патриот не может ненавидеть чужое. Он может что-то недопонимать. Ему может что-то не нравиться. Но ненавидеть?! Нет. Патриотизм – это любовь».

«Долог путь покаяния и понимания человека, что роль его в этом мире – служебная. Учить надо. В Церкви. И в семье, конечно. Патриотизм – это ведь такое же чувство любви, как любовь к папе, маме, младшей сестрёнке».

О Таинстве Брака и семье

«Господь дал человеку семью – для чего? Для того чтобы семья привела его в Царствие Небесное. Семья – это школа любви».

«Женщина может говорить, что она способна прожить без мужчины, но это – иллюзия. Она даже не может быть счастливой, когда она – глава семьи, потому что ей приходится везти два воза.

Женщина может стать женщиной только рядом с мужчиной. А когда рядом нет настоящего мужчины, ей приходится женственность свою оставлять. Нельзя быть одновременно принцессой и ломовой лошадью».

«Мир в семье, когда, играя в шашки, один говорит: «ходи», другой – «нет, ты ходи»».

О воспитании детей

«Иногда папе тоже интересно, что вырастет из его детей».

«Новые мамочки про детей: «Ах, как они мне надоели!» А потом дети начинают по одному умирать – она плачет, а чего ты плачешь? Они же тебе надоели? Вот – один умер. Ну, как? Всё? Полегче стало? Нет? Сейчас второй помрёт. Устала от них – живи тогда одна».

«…Все психически нормальные дети имеют огромный интерес к тому, к чему имеют интерес их отец и мать.

Поэтому, если отец имеет неподдельный интерес к Отцу Небесному, к тому, чтобы Ему угодить, к беседе с Богом и Его угодниками, если он делится этим – тем, что переполняет его жизнь, с детьми – то и дети будут это активнейшим образом воспринимать, и это останется с ними навсегда.

Я это из своего опыта знаю: те отдельные слова, которые мать говорила из Евангелия, я запомнил навсегда, и когда уже осознал важность этого, я очень старался всегда этому следовать. Когда было искушение немножко поступить не так, сразу слышал голос матери…

…И потом – поступки: на моих глазах отец совершал несколько христианских поступков, и они оказали на меня сильнейшее воздействие. Сильнейшее. А это главное в воспитании, оно так происходит даже у других млекопитающих.

Но так как здесь мы имеем задачу познакомить ребёнка с нашим Отцом Небесным, тут и ответственность больше, и больше надо внимания уделять».

«…Когда два человека, христиане, вступают в брак, у них есть одна только задача: это создать домашнюю церковь, в которой священником является отец, дьякон – во всем ему помощник – это мать, а дети – это тот народ, который даст Бог, для того чтобы они этот народ воспитали в христианстве. Все остальное неважно.

Будут ли дети академиками, футболистами – не играет никакой роли, важно только одно: будут ли они детьми Отца Небесного, будут ли любить Иисуса Христа.

Это главная задача, ей должно быть посвящено всё: и убранство дома, и школа, которую мы выбираем, и специальность, которой мы их учим, и книги, которые мы им читаем, и память о том, что дети всё время на нас смотрят и учатся. И если эта задача не выходит из нашей головы и сердца, то достигается: ребёнок вырастает христианином».

«…Дети запоминают всё. Запоминают как притчу, а потом в течение своего взросления они осмысливают это. Дети иногда даже употребляют слова, которых они не понимают, но они их запомнили.

Мама гладит свой животик и говорит: «Ну, сейчас мы пойдем в церковь! Сейчас мы с тобой помолимся, послушаем, как хор поет «Господи помилуй», а потом мы с тобой причастимся Святых Христовых Тайн».

Не надо никакого «вареньица», а то человек будет путать церковь с кафе «Лакомка»».

«…Когда отдали ребёнка в школу и забыли, то постепенно происходит такой феномен: главным воспитателем ребёнка и авторитетом для него становится не учитель, не директор, даже не тренер, не отец, не мать, а кто? Класс!

В классе верховодят обычно отнюдь не самые умные, отнюдь не самые воспитанные, не те, у кого академическая успеваемость 100% – наоборот. И они задают тон и в классе, и в школе, и на улице.

Это люди, которые проявляют своё анти-воспитание: хамство, грязная лексика, насмешки, вчетвером бить одного, – бесконечно дразнят, бесконечно обзывают, – то есть это сплошное истязание.

И если дома ребёнок не находит никакой поддержки, если родители не видят, что с ним что-то происходит – а ребёнка надо защищать от этих уродов – то ребёнок начинает понимать, что вот это такая жизнь, и он сам становится таким.

Он начинает пробовать, выбирает слабое звено, – обычно это бабушка – а потом дальше-дальше, вплоть до отца. Ещё отец рявкнет и даст по затылку – а он не знает никаких педагогических приёмов, никогда не интересовался – и ребёнок начинает его обходить, и контакт полностью прекращается, и всё воспитание христианское – оно разрушено».

«… Бабушка крестила меня на ночь. Потом я приезжал к маме и просил её: «Перекрести меня», а потом и братья стали просить.

Осеняет мать ребёнка крестным знамением на ночь – это же величайшее дело, это десять секунд, и детские страхи как-то уходят. Так мы и вырастали.

Я никогда не был неверующим и не знал, что чувствует человек неверующий. Я бы, наверное, с ума сошёл. Как это – откроешь глаза, а Бога нет? И куда идти? И какой смысл в жизни?

Зачем нужна справедливость, зачем добро? Тогда надо только смеяться, издеваться, ножку подставить – человек упал, а ты смеёшься, и бесконечное обзывание друг друга».

Валентина Киденко по материалам СМИ

Также читайте на «Азбуке воспитания»:

Прот. Димитрий Смирнов: «Главная драгоценность – это дети, подаренные Богом»

Прот. Димитрий Смирнов: «Человек – это семья»

Прот. Димитрий Смирнов: «Исключительно женское воспитание в школе и дома – это национальная проблема»

Комментировать

1 Комментарий

  • Марина, 21.10.2020

    Спасибо, замечательная статья. Царствие Небесное отцу Димитрию.

    Ответить »