<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Евгений Пейков</span> <br>О пьянстве и трезвении

протоиерей Евгений Пейков
О пьянстве и трезвении

Начиная разговор о греховных страстях и борьбе с ними, нельзя умолчать о страсти пьянства, которая все сильнее охватывает наше общество. Насколько эта проблема актуальна для православного человека?

К сожалению, православные люди тоже бывают подвержены этой греховной страсти, у многих кто-то из родных отравляет алкоголем свою жизнь и причиняет страдания близким. Христианин, даже если его семью миновала эта напасть, не может равнодушно смотреть, как наш народ медленно убивает себя алкоголем в угоду производителям и торговцам дешевого зелья.

Если несколько десятилетий назад эта болезненная страсть поражала в основном мужчин, то сейчас и многие женщины, и, самое страшное — дети все больше попадают в сети алкогольной зависимости. Пивной алкоголизм среди подростков принимает угрожающие масштабы. По данным опросов среди школьников в возрасте 15 лет еженедельно употребляют алкоголь 19% девочек и 29% мальчиков. (http://www.tvereza.info/sobriety/today/utoday_ru.html)

И это в большинстве своем совсем не дети каких-то потерявших человеческий облик запойных алкоголиков, а вполне благополучных по земным меркам, и даже православных «воцерковленных» людей.

Что же делать родителям, чтоб их ребенок не стал жертвой агрессивной рекламы алкоголя?

Нет ничего удивительного в том, что реклама так сильно воздействует на детей, ведь дети очень впечатлительны, а профессиональные создатели рекламы используют тонкие психологические приемы, направленные на то, чтоб в сознании подростка выработалась стойкая ассоциация алкоголя со здоровым образом жизни, ведь именно спортивные программы так насыщены рекламой алкогольных изделий.

Рекламные ролики не просто восхваляют отдельные торговые марки, а навязывают стиль мышления, жизненные принципы. Ребенок видит в них, как легко «добиться от жизни большего», решить все проблемы и наладить общение, поставив на стол бутылку или выпив бокал пива. В результате такой психологической обработки вырастает «страусиная личность», даже не пытающаяся прикладывать усилия к преодолению проблемных ситуаций, а попросту заливающая свое горе и одиночество алкоголем. И если большая часть вашего семейного досуга проходит перед телевизором, то будьте уверены — как только представиться возможность, ваш ребенок воплотит в жизнь все заложенные в рекламе явные и скрытые жизненные установки. Поэтому родителям нужно строить жизнь своей семьи так, чтоб дети не бездельничали, были заняты с пользой, приучались с малых лет к труду, научились ценить и понимать книгу, которая, в отличие от телепродукции, навязывающей сознанию ребенка заранее созданные кем-то образы, развивает творческое мышление, заставляет думать и осмысливать полученную информацию.

Нельзя же ребенка полностью оградить от рекламы алкоголя, он все равно ее увидит если не по телевизору, то на улице, в транспорте, услышит о ней от одноклассников?

На самом деле и не нужно как-то специально «ограждать» детей от внешнего мира. Вы, наверное, замечали, если маленькому ребенку чужие люди на улице предлагают взять что-то, младенец вначале смотрит на реакцию родителей, и если видит одобрение, берет не раздумывая. Желание спрашивать разрешения и совета по непонятным вопросам у родителей, изначально заложено Богом в душе ребенка, но если родители невнимательны или им некогда отвечать на «глупые» вопросы, такое желание быстро пропадает, ребенок находит или придумывает себе авторитет на стороне. Если в семье царит атмосфера любви и взаимного доверия, то ребенок, увидев или услышав на улице нечто новое, непонятное, прежде всего спросит об этом своих родителей, которые должны быть очень внимательны к подобным вопросам и ненавязчиво, без лишних эмоций, в форме соответствующей его возрасту объяснить ребенку смысл увиденного. И наоборот, если ребенок живет в мире необъяснимых запретов, скучных нотаций и сухих догм, если родители не могут доступно и просто объяснить, чем вызваны эти запреты, в душе ребенка возникает еще большее желание попробовать запретный плод.

Может тогда лучше пусть подросток попробует немного вина дома, во время семейных праздничных застолий?

Это крайне неверная позиция. Следуя такой логике, то и наркотики тоже лучше дать попробовать дома, чтоб потом меньше было искушений это сделать на улице. Дети, в первый раз попробовавшие алкоголь дома спиваются в 9 раз чаще. Если вы разрешите выпить дома подростку немного вина или пива, то будьте уверены, что в компании на улице он от выпивки уже точно не откажется от поднесенного стакана и даже сам станет зачинщиком пьянки, бравируя перед сверстниками данным ему дома разрешением.

Некоторые родители даже дают маленьким детям немного вина или пива, считая, что это полезно для здоровья, как объяснить им опасность таких действий?

Подобные действия иначе как детоубийством назвать нельзя. Самое страшное, что такое мнение бытуют даже среди некоторых людей, считающих себя православными. Действие алкоголя на организм ребенка во много раз сильнее и опаснее, чем для взрослого. Для трехлетнего ребенка столовая ложка пива по своему действию приравнивается к бутылке водки на взрослого человека. И если маленький ребенок после поднесенной ему пустышки, обмоченной в вине, успокаивается, то это признак тяжелой наркотической комы, в которую впадает ребенок после получения огромной для его организма дозы спирта. Страшно представить, какие необратимые изменения происходят при этом во всем организме ребенка, и особенно, в головном мозгу и центральной нервной системе, которые из всех частей тела наиболее повержены пагубному влиянию алкоголя. Недавно мне стал известен случай, когда девятилетнему ребенку, замерзшему во время зимней рыбалки, папа налил немного водки, чтоб согреться. Ребенок, до этого никогда водки не пробовавший, выпил, затем стал терять сознание, и, пока довезли до реанимации, умер. Врачи констатировали смерть в результате отравления этанолом.

Что делать, если отец не осознает проблемы и не считает нужным для себя подавать пример трезвости своим детям? Что делать матери?

Самое главное — запастись терпением, не осуждать, не упрекать мужа, не подрывая авторитета отца, молиться о нем вместе с детьми, которые сами в такой ситуации прекрасно видят и понимают вред алкоголя и последствия его употребления, особенно по утрам. Из двух родительских примеров дети, конечно, выберут пример мудрой матери, ведущей трезвую жизнь. Но если мать будет кричать, упрекать мужа при детях, встречать его скандалами, дети, скорее всего, пожалеют папу и он будет большим примером для подражания.

Как правило, жены пьющих мужей страдают неврозами, другими психическими расстройствами, не могут сдерживаться, срываются на детях. Мужья же свое пьянство в такой ситуации оправдывают скандальностью жены. Получается порочный круг, который разорвать очень трудно. Жена считает, что сначала муж должен прекратить пить, а муж ждет, пока жена прекратит скандалить. Наверное, в данной ситуации все же легче взять себя в руки женщине, так как невроз более успешно лечится, чем алкоголизм и не так сильно помрачает разум. Нужно взять себя в руки, обратится к Богу за помощью, чаще прибегать к церковным таинствам, усердно молиться, каяться, чтоб научиться управлять своими эмоциями. Для получения помощи в укреплении расшатанной нервной системы бывает полезно обратиться не только к священнику, но и к врачу. В каждом храме известно немало примеров, когда жена, вооружившись молитвой, кротостью и смирением помогла супругу избавиться от пагубной страсти и полностью отказаться от алкоголя. И мужьям следует подумать, почему жена была раньше спокойной, а потом стала скандальной? Не ваше ли пьянство тому причиной? Попробуйте, если вы считаете себя независимыми от выпивки не пить совсем как минимум год. Дело в том, что у людей, даже «умеренно» пьющих возникают изменения в поведении и характере, не проходящие быстро и без борьбы с собой после прекращения приема внутрь этанола. Человек, бросивший пить, но продолжающий вести себя как раньше, называется в психологии «алкогольной личностью». Как правило, если алкоголь не успел сильно повредить личность человека, через несколько месяцев после начала трезвой жизни мужа, невротические состояния у большинства женщин прекращаются.

Нужно ли специально проводить с детьми беседы о вреде пьянства?

Проводить беседы о вреде алкоголя конечно нужно, но в большинстве случаев эти беседы бывают неэффективны без личного примера. Взрослый, говорящий о вреде чего-то и сам это употребляющий не вызывает доверия у ребенка. Такое поведение подросток будет рассматривать как ущемление его прав. Если маленькому ребенку, потянувшемуся к бокалу за праздничным столом скажут: «нельзя, ты еще маленький, это только взрослым можно», он согласиться, но запомнит: «когда стану большим, будет можно». Примерно в 14 лет дитя уже считает себя взрослым, а ему все равно не наливают дома, значит, думает подросток: «нужно взять самому то, что мне по праву принадлежит, я ведь уже большой». И в итоге имеем 19% и 29% 15-летних девочек и мальчиков, не постеснявшихся признаться в еженедельном употреблении спиртного, что наркологами уже классифицируется как начальная стадия алкоголизма. Поэтому беседы только тогда будут эффективны, когда сами родители покажут пример ребенку и исключать алкоголь из праздничных застолий ради того, чтоб не посеять соблазн в наивных детских душах. В понимании ребенка мама и папа не могут делать плохого, и все что они делают является первым и непререкаемым примером для подражания.

Но ведь наши предки пили вино по праздникам, и проблема детского алкоголизма не стояла?

В условиях старого патриархального уклада жизни, когда были более жесткие рамки и ограничения, не было рекламы и телевизора, может быть, словесное наставление, приправленное розгой удерживало подростков в повиновении, но и это не снимало самой проблемы, только откладывая ее на более старший возраст. Не все, что было «раньше» — хорошо и достойно подражания. Многие церковные авторы и даже святые, жившие в дореволюционной России, пишут о том, какое действие на душу производили уроки Закона Божия, преподававшиеся сухо, авторитарно. Не подтверждаемое примером изучение заповедей Божьих вызывало только сомнение в их истинности в юных душах. Поэтому в наше время единственным возможным способом спасти детей от спаивания — это сознательный отказ всех членов семьи от употребления спиртного.

Не является ли полный отказ от спиртного чем-то противоречащим православному вероучению и традициям? Апостольские правила утверждают, что гнушаться вином тяжкий грех.

Действительно в церковных канонах есть правила, осуждающие гнушающихся вином. 51 апостольское правило гласит — «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» [2]. О том же говориться в 53 апостольском правиле. Отметим, что эти правила были названы соборами «апостольскими», (упоминание о них есть в постановлениях 1 и 3 вселенских соборов) вследствие их важности, древности и единомыслия с новозаветными посланиями апостолов. По мнению православных исследователей [3] их происхождение относится ко времени расцвета ереси гностиков во втором -третьем веках и были составлены с целью оградить Церковь от лжеучений. (Гностики, от греч. «знание» считали себя хранителями древних тайных знаний, закрытых для профанов). Гностические секты того времени были весьма разнообразны и воевали между собой не менее ожесточенно чем с православным христианством. В условиях этого постоянного противоборства для оправдания своих доктрин гностики не гнушались самыми грязными методами, подделывая тексты и выдавая свои сочинения за труды древних, авторитетных авторов. Так появились апокрифы, в .т.ч нашумевшее в недавнее время «Евангелие от Иуды» и многие другие. Одной их общих черт гностических учений является заимствованная из философии Платона и доведенная до крайности мысль о материи и теле человека как о безусловном зле и темнице духа. По этой причине Гностики отрицали факт Боговоплощения, Воскресения Христова и ожидаемого нами всеобщего воскресения. Материальный мир они презирали как творение злого низшего божества, «демиурга» и из этого учения делали различные нравственные выводы. Были такие, что свое презрение к плоти выражали крайней распущенностью в плотских услаждениях, но большинство придерживались строгого аскетизма, голодали, считали невозможным для себя вступление в брак, так как это, по их мнению, порождает новые тела, а значит умножается зло в мире. Такое воздержание сопровождалось лицемерной гордостью и презрением к людям, живущим в браке, питающихся мясом и употребляющим вино.

Постепенно это отношение начало проникать и в среду православных, желающих хранить девство, пост и трезвение не из христианских соображений, а из гнушения, презрения ко всему материальному. Чтобы предупредить это зло, Апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, т.е. как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического учения о воздержании. Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51-е Ап. правило, предоставляет полную свободу.

О том же говориться в правилах Анкирского (314 г.) и Гангрского соборов (прим. 341 г.) Последний из которых был созван против некоего Евстафия который со своими единомышленниками, «возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им, как мужья, так и жены, одни изгоняли своих жен, а другие, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом, не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присваивали себе церковные плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в церкви, отвергали и ели, гнушаясь мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистые, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали в учили» [4]

Рассмотренные нами правила и определения в наши дни справедливо могут быть отнесены к последователям учений Л.Н. Толстого, Порфирия Иванова и многих других т.н. «трезвенников», а не к трезвенникам православным, воздерживающимся от вина из соображений духовных, педагогических, социальных, из опасения произвести соблазн для немощных. Такое воздержание похваляет и апостол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим.14:21)

В то же время у апостола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23)

Много раз слышал, как этими словами священного писания оправдываются пьющие не только «немного» и не только «вина». Если посмотреть беспристрастным к вину взглядом, из этой цитаты видно, что ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла. Поводом к рекомендации стали болезни одолевшие подвижника, возможно вследствие чрезмерно строгих постов и подвигов. Поэтому нам, прежде чем оправдываться этими словами, следовало бы уподобиться святому Тимофею в трудах, посте и подвигах. Применение вина для лечения болезней желудка в наше время вряд ли оправдано, во-первых потому, что медицина изобрела много гораздо более полезных и менее рискованных лекарств, во-вторых, потому, что современные алкогольные изделия очень отличаются по своему химическому составу и процентному содержанию спирта от тех, что пили древние. То вино, которое советовал апостол Павел было очень близким по составу к натуральному виноградному соку и употреблялось в разбавленном водой виде. Состояние христианского общества тоже отличалось от сегодняшнего, в нем не было столько людей, испытывающих болезненную страсть к вину. Для людей, борющихся с этой страстью даже небольшое количество вина будет невыносимым мучением, которое, скорее всего приведет к новому витку алкогольной зависимости. Об этом красноречиво говорит случай из жизни человека, обретшего в православии избавление от недуга пьянства («Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете «Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г).

«Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.

Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге — привело к полной потере здоровья и инвалидности.» По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.

Но ведь в церковных календарях написано, что вино в праздники разрешено, и святые писали, что не вино виновно, а пьянство? (свт. Иоанн Златоуст)

Часто преступники, оправдываясь, говорят: Я не виноват, пьяный был, обвиняя не себя, а выпивку. И это не принимается, а наоборот отягчает приговор.

Действительно, гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:19,20). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф.5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).

Но и среди святых было множество людей, не считающих зазорным изредка употребить немного вина и разрешить это ученикам?

Верно, но были и те, которые для себя и своих чад этого не допускали. В жизни и учении святых часто мы наблюдаем довольно разнообразные подходы к одним и тем же проблемам. В зависимости от обстоятельств, времени, индивидуальных качеств приходящих, на одни те же вопросы давались различные ответы. Наша задача понять, какие же из святоотеческих наставлений больше подходят к нашему времени и народу. В Вопросе винопития нашим людям лучше обратиться за наставлением и примером не к древним византийцам, перед которыми проблема массового алкоголизма и алкогольной деградации народа не стояла, а к русским святым относительно недавнего времени, которые замечали тревожные признаки в миру и монастырях и высказывали своем мнение по этому поводу. Приведем несколько цитат их творений и житий:

«…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.
Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Прп. Феодор Студит) [5]

«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина … По этой причине все ухмеляющие напитки , особливо хлебные , возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.

Побеждённый ум , особливо сладострастными помыслами , усладившийся ими , лишается духовной благодати ; приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут.

Монах отнюдь не должен употреблять вина,- сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью&… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки». (Свт. Игнатий Брянчанинов) [6]

«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? — Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» — Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс.103:15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? — Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. — Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. — Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою» [7]

Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский) [8]

«Старец Иринарх, — говорили они, — сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). [9]

Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело! (Свт. Феофан Затворник) [10]

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина — чтобы и запаха его у меня в обители не было!» [11]

Этому примеру следуют многие обители и в наше время.

Но в наше время тоже есть духовники, благословляющие своих чад выпить за праздничным столом маленькую рюмочку вина? Не противоречит ли это написанному выше?

Не противоречит. Духоносные старцы знали точно, что полезно, а что нет их духовным чадам, поэтому иногда благословляли, видя, что это не повредит. Мы же не знаем, как вино подействует на нас и на сидящих с нами за столом. Сможем ли мы смотреть в глаза человеку которому наливали вино, если мы узнаем, что он потом стал алкоголиком, его жизнь разрушилась из-за пьянства? Можем ли мы сами считать себя застрахованными от впадения в пагубное пристрастие? Каждый алкоголик вначале своего падения думал, что алкоголиком никогда не станет.

Что же делать, если человек решил жить трезво, а священник благословляет выпить вина?

Преподобный Иоанн Лествичник в 14 ступени Лествицы описывает эту ситуацию, объясняя как поступать в подобных случаях.

«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.» [12]

Протоиерей Евгений Пейков

Источник: сайт «Донбасс православный»

Литература:

[1] Библия
[2] «Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа далматино-Истрийского» СПБ 1911
[3] Стратилатов И.А. «Древность и важность апостольских правил» СПБ 1996
[4] Павел Флоренский «Столп и утверждение истины»
[5] Прп. Феодор Студит. «Добротолюбие». Т.4
[6] Свт. Игнатий Брянчанинов т.1 «Аскетические опыты»
[7] Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Дневник» т.4
[8] Св. Иоанн Кронштадтский. Цит. по : «Спутник христианина». М.1993
[9] «Житие преподобного отца нашего Иринарха затворника Ростовского Борисоглебского монастыря»
[10] Святитель Феофан Затворник. «Наставления в духовной жизни».
[11] Сщмч. Митрополит Серафим (Чичагов). «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» 1903
[12] Лествица.
[13] Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»

Комментировать