Может ли ребёнок присутствовать на похоронах и панихиде?

Может ли ребёнок присутствовать на похоронах и панихиде?

«Может ли ребёнок присутствовать на похоронах и панихиде? Не лучше ли поберечь его душу, сердце, нервную систему и оставить дома?» – спрашивают родители. Общецерковной точки зрения нет, но мы спросили известных священников, что думают об этом они.

Из письма читателя в редакцию «Азбуки воспитания»:

«Скажите, можно ли маленького ребёнка водить на кладбище, и может ли он присутствовать на похоронах? Многие говорят, что сначала ребёнок должен на свадьбе погулять, а потом уже присутствовать на похоронах, а другие уверены, что до 7 лет детям нечего делать на кладбище. Подскажите, как надо поступать и кто прав?»

Читательский вопрос мы переадресовали священникам Русской Православной Церкви в разных уголках мира, и вот что они ответили:

Канун

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии:

«Каждый ребёнок разный. Тут лучше родителей никто не сможет сказать. А подготовить его к этой теме просто – надо воспитывать детей в православии. В православии тема жизни, смерти и вечной жизни настолько насущна, что и готовить ребенка специально не нужно».

Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге:

«Думаю, ребёнок на похоронах может присутствовать. Нужно только объяснять ему всё правильным образом. Конечно, необходимо говорить с детьми не только о праздниках, свадьбе и венчании, но и о вечной жизни, о нашей временной разлуке и об ожидании общего воскресения.

Конечно, надо объяснять, что смерть – не конец, надо говорить о временности смерти. Тогда и страшно не будет.

Важно говорить с детьми о милосердии, учить утешать близкого, учить сопереживать, находить добрые слова. Рассказывать о смысле и необходимости Таинства Святого Причастия, о смысле праздника Пасхи Христовой.

В Церкви есть дни поминовений усопших, когда хорошо вместе с детьми быть на службе. Постарайтесь рассказать, что происходит на таких службах, доступным языком».

Иерей Святослав Шевченко, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

«Моё стойкое убеждение, что ребёнка нужно с любого возраста брать на похороны. Он должен учиться сопереживать, быть готовым к перенесению горя, и самое главное — должен знать о смерти с младых ногтей.

Осознание смертности даст ребёнку целый ряд мощных душевных навыков – быть осторожным в своих словах и поступках, внимательным к ближним, научиться ценить то, что имеешь, и внутренне готовиться к переходу в вечность, а значит, быть человеком религиозным.

Все эти разговоры о запрете для детей посещать погребения связаны либо с суеверностью родителей, либо с их ипохондрией. Последняя может превратить наших чад в «комнатные растения», которые будут не приспособлены к суровой реальности».

Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на севере Москвы, врач-психиатр:

«Детская психика обладает достаточной гибкостью и с доверием воспринимает всё от взрослых. Дети учатся на свадьбе радоваться, а на похоронах скорбеть, а может, даже и утешать скорбящего.

Ребёнок, наряду со взрослыми прикасающийся к тайне смерти, участвуя в похоронах, видит, что бывает в конце жизни близкого человека, легче переживает потерю и быстрее развивается психически».

Протоиерей Алексей Бабурин, врач-психиатр, член Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого):

«Думаю, что ребенка не следует растить в оранжерейных условиях. Он должен видеть мир во всей его полноте.

Есть радость, есть скорбь, есть время радоваться, праздновать, а есть – другое время. Взрослым важно найти нужные слова и объяснить чаду всё по-христиански».

Протоиерей Игорь Прекуп, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского, г. Палдиски (Эстония):

«Честно говоря, не очень понимаю, причём тут свадьба? Что, если ребенок был на свадьбе, то никакое кладбище в любое время суток ему после этого не страшно?
Водить на кладбища малыша просто так, думаю, не стоит, потому что кладбище – это все же не место для прогулок. Это место захоронения останков, место поминовения и почитания памяти.

Под поминовением я, конечно же, понимаю не тризну на могиле, а молитвенную поддержку покойного. И вот как раз важно, чтобы ребёнок понимал разницу между почитанием памяти усопших и посещением кладбища как своего рода культурно-исторического комплекса.

На иное кладбище и с этой целью можно прийти, но сначала ребёнку надо привить отношение к этому месту как именно к последнему пристанищу.

Это нужно для того чтобы, когда он придёт на кладбище с культурно-ознакомительной целью, основой всё равно оставалось почтительное отношение к тем, чей уход в «путь всея земли» связан с этим местом, к самому месту как священной территории.

Аналогично с храмами: можно войти в храм и из интереса к нему как произведению архитектуры, где находятся произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а можно войти как во вместилище святыни.

При посещении кладбища, как и при посещении храма, мотив должен быть тот же – прийти туда с религиозной целью.

И чем раньше ребёнок начнёт понимать, что земная жизнь конечна, что мы бессмертны, а почтительно оформленное захоронение мёртвого тела – это форма почитания человека, которому оно принадлежит (да-да, в настоящем времени) и который душой продолжает жить, чтобы ей воссоединиться со своим телом в день всеобщего Воскресения – тем лучше.

Опрос провела Александра Грипас
Также читайте на эту тему в нашей статье

Комментировать

1 Комментарий

  • Савл, 28.01.2020

    Отцы, Ваши мнения прекрасны, но дочка. воспитанная в Православии, побывав на похоронах бабушки, рыдала неделю, как мне кажется, детям надо оставить в памяти живых родственников, лучше пусть поминают за упокой, не видя человека умершим.

    Ответить »