<span class=bg_bpub_book_author>Александра Арбузова</span> <br>Как рассказать старшеклассникам о красоте целомудрия и об уродливости нечистоты?

Александра Арбузова
Как рассказать старшеклассникам о красоте целомудрия и об уродливости нечистоты?

Я много лет работала в школе, вела уроки литературы. Тогда, выполняя программу по предмету, каждый раз в выпускном классе анализировала рассказ Бунина «Лёгкое дыхание». Ребята жалели Олю Мещерскую, понимали, что девочка, подвергнувшись насилию со стороны взрослого мужчины, чувствует себя грязной, не может «отмыться», успокоиться. Ребята предполагали, что себя винит. И не приходилось вести беседу «о красоте целомудрия, об уродливости нечистоты». Впервые встретилась с непониманием учениками поведения Оли в девяностых годах, когда с экранов телевизоров распущенность, можно сказать, пропагандировалась. Именно тогда стали говорить о необходимости ведения половой жизни с более раннего возраста, оправдывая это медицинскими советами. Это было только начало такого «воспитания» нашей молодёжи средствами массовой информации. И жили мы в селе, мальчишки мои были ещё не искушёнными в «любовных утехах», потому их совесть была спокойна. И не хотели они понимать, почему девочка хочет умереть, ищет повод. «Из-за этого умирать?!» – они были категоричны в своих высказываниях, и робкие «несогласия» с ними девочек тонули в возмущениях: ведь ничего особенного не случилось! Урока нам не хватило, мы продолжили беседу на внеурочном занятии (я была у этих ребят классным руководителем). Вот тогда-то я и поняла, что говорить о целомудрии надо, а начинать говорить надо не со старшеклассниками.

Разговор о целомудрии – это не только разговор о сексе. Это и беседа о супружеской верности, о необходимости построить крепкую семью, об уважении к мужу, о любви. И основы такого воспитания закладываются в семье.

Можно начинать с ранних лет говорить об отношениях в вашей семье, обсуждать и важность семьи, и важность родительства. Говорить о том, как хорошо, когда все любят и уважают друг друга, об ощущении безопасности в такой семье, о взаимной поддержке. И тогда, по мере взросления ребёнка, разговор может стать более подробным и душевным.

Воспитывать надо собственным примером. Даже маленькие дети интуитивно чувствуют, если в поведении родителей что-то не так. Потому, какие бы слова ни нашли родители для беседы, если эти слова идут вразрез с их поведением, не стоит ждать целомудренности от своих детей. А потому уважение, забота родителей друг о друге и о своих детях, взаимопомощь и поддержка лучше любых разговоров.

Беседа такая необходима и тогда, когда ребенок всё больше времени проводит со сверстниками, проходит испытание средой. И тогда важно, чтобы она не слишком запоздала и не шокировала подростка, с которым не принято было прежде откровенно разговаривать, не вызвала желания закрыться. Можно привести пример целомудрия и крепкой семьи из Библии (Мария и Иосиф), рассказать детям о венчании, о символике этого Таинства. Рассказать, как важно найти именно духовное единство с человеком, создать с ним семью, а не поддаваться искушениям, которых вокруг немало.
Если ваша семья – образец целомудрия, верности, опоры друг для друга, доверия, то и ребёнок впитает эту атмосферу, у него будет внутренний стержень, чтобы выстоять перед жизненными трудностями. В моменты, когда эмоции берут верх, с самого детства нужно учить ребёнка смирению. Тогда в подростковом возрасте он в сложную минуту вспомнит об этом. Ведь наша пословица подтверждает, что на всякое хотенье есть терпенье.

На что же опираться, ведя беседу о целомудрии со старшеклассниками?

  • Раз они ученики, то вполне можно опираться на произведения классической литературы. В учебнике 7 класса есть «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Стоит поговорить о верности Петра: когда бояре изгоняют Февронию, он уходит с ней. Понимает, что будет нелегко, мучается и волнуется, но уходит с женой своей в неизвестность.
  • «Плач Ярославны» – еще один из примеров целомудрия. Это и любовь к мужу, и своеобразная молитва – просьба о спасении мужа. Это и вера, и верность!
  • Но, наверное, один из ярчайших примеров целомудрия – поведение Татьяны Лариной. Замуж выходит не по любви. Ученики сразу об этом говорят, считают, что это плохо и для неё, и для её мужа. И мало кто вспоминает, что идёт замуж, потому что «молила мать»! По решению матери идёт замуж, для материнского успокоения. «Почитай отца и мать своих», – гласит заповедь. Её не нарушает Татьяна. Несчастна ли? Её уважают в обществе, живёт в большом городе, муж гордится ей (многие об этом сейчас мечтают). И муж, и жена живут по нравственным законам. Потому, любя Онегина, Татьяна говорит ему, что другому отдана. Нет, не с трудом расстаётся с «любимым», не с болью. Она встаёт и уходит.
  • Счастье живёт в той семье, где вера, верность, уважение. А любовь? Даже если не сразу, она придёт. А потому и любит Пушкин свою героиню, и мы её любим. Мои ученики хотели жену верную. Да сколько же примеров целомудрия, верности в нашей русской литературе! И, конечно же, Библия, Книга книг, в помощь в поиске верного пути.

И если примеры целомудрия все старшеклассники видели и в литературе, и в жизни, то «нечистоты» заметить удавалось им не всегда. А потому выявлять их, чтобы уметь противостоять, детей надо учить.

  • Обязательно надо рассказывать об опасности нефильтрованного контента в интернете. Это не только мошенничество, втягивание в реальные преступления, но и, казалось бы, безобидная музыка или фильмы, которые могут нести скрытую пропаганду разврата. Ведь телевидение нацелено чаще всего на то, чтобы человек «подсел» на ту или иную передачу, как на наркотик. Для этого манипуляции происходят с низменными инстинктами, образы должны вызывать выброс адреналина, сильные яркие эмоции.

Был у меня ученик, родители которого не включали ему телевизор совсем, в интернет он заходил только тогда, когда это нужно было для выполнения школьных заданий. Это хорошо «прокатывало», когда он учился в младших классах. Став старшеклассником, он, не наученный противостоять нефильтрованному контенту, очень быстро втянулся в просмотры жестоких передач. Его мысли и поведение изменились не в лучшую сторону.

  • То есть запрет не всегда есть хорошо.

Но если с телевидением и интернетом кое-что старшеклассникам понятно, и они уже при определённом воспитании могут отличить «нужную» передачу от «ненужной», то куда хуже с рекламой открытой. Ведь как часто за безобидным рекламным щитом с какой-нибудь полуобнаженной моделью тоже скрыта совсем не безобидная манипуляция: через животный пробужденный инстинкт усыпить разум и заставить купить на эмоциях то, что рекламируется.

  • А потому обязательно стоит обращать внимание на такую рекламу и «договаривать её до конца».

В книге С. Рябцевой о детях восьмидесятых годов есть пример «договаривания» или проговаривания. Многие из нас слышали «веселенькие» стихи: «Мальчик в сарае нашел пулемет… Больше в деревне никто не живет».

Вот и её ученики смеялись над такими стихами. И тогда она «договорила» пропущенное, не сказанное в стихотворении: «Мальчик в сарае нашел пулемет. Он расстрелял всех: и маму, и папу, и бабушку, и всех жителей. Больше в деревне никто не живет!» Ребята не смеялись. Они представили эту страшную картину. Вот и вы, глядя на этот рекламный щит, вместе с ребенком проговорите, что будет, если купить то, что предлагают.

Итак, чтобы старшеклассники смогли усмирить низменные инстинкты, чтобы умели отличать хорошее от плохого, необходимо об этом говорить, беседовать, внушать!

Комментировать