В воспитании ребенка только на первый взгляд всё просто и понятно. Как воспитать дитя по-христиански? Приводим содержание видео-беседы митрополита Илариона (Алфеева) с родителями из цикла «Христианская нравственность».
«В древнем мире дети воспринимались как неполноценные члены общества.
Христианство коренным образом изменило отношение к детям. Современные представления о достоинстве и правах детей, закрепившиеся в цивилизованном обществе, в своей основе имеют христианское понимание.
Что нужно знать о христианском воспитании детей?
Иисус Христос учил с особой заботой относиться к детям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).
Когда ученики спросили Спасителя, кто больше в Царстве Небесном, Он, «призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:1–5).
В этих словах Господь указывает, что критерии оценки значимости того или иного человека в Царстве Небесном противоположны тем критериям, по которым человека оценивают на земле.
В пример приводится ребенок: он в большей степени отвечает идеалу, начертанному в Евангелии, чем взрослый человек. Христианин призван доверять Богу, подобно тому, как маленькие дети доверяют своим родителям.
Второе.
Спаситель напоминает об ответственности взрослых за воспитание детей: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6).
Развращение детей является тяжелейшим преступлением. Соблазнам, говорит Господь, «надобно придти», но не потому, что такова воля Божия, а потому, что в мире, где добро и зло тесно переплетены, соблазны, подобно плевелам, растут на одном и том же поле с пшеницей (Мф. 13:24–30).
Тем не менее, каждый, кто сеет соблазн, несет за него личную ответственность, которая несравненно усугубляется, если объектом греховных или развратных действий, а также различных форм пропаганды греха становятся дети.
Третье.
Воспитание детей в христианской традиции основывается на том, что дети – не менее, чем взрослые, – нуждаются в благодати Божией. И духовное развитие ребенка не менее важно, чем физическое. Вот почему родители-христиане крестят своих детей.
Четвертое.
С самого младенчества родители-христиане приобщают ребенка к Церкви. После того, как младенца крестили, первое, что надо сделать, это его причастить. Православная Церковь допускает к причастию грудных детей, веря, что спасительная благодать воздействует на них, несмотря на отсутствие у них рационального восприятия окружающей действительности.
Пятое.
После первого причастия младенца следует причащать регулярно – желательно, не реже, чем каждое воскресенье, с тем чтобы причастие не было для него редким событием.
Младенцы, которые регулярно причащаются, как правило, очень позитивно реагируют на атмосферу церкви и на само таинство.
Напротив, для младенца, которого приносят причащаться лишь изредка, причастие может быть сопряжено со стрессом.
Важно, чтобы атмосфера храма и богослужения не отпугивала ребенка, но, наоборот, была для него родной и привычной.
Шестое.
По мере приближения ребенка к сознательному возрасту ему необходимо объяснять – на самых простых примерах – основы православной веры. С грудного возраста ребенок должен знать, что на небе существует Бог, Который его видит и слышит, а главное – Который его любит.
С самого младенчества он должен узнавать на иконах лики Иисуса Христа, Божией Матери, наиболее почитаемых святых, понимать, кто они такие.
Евангелие – пусть и в адаптированном варианте – следует читать ребенку с самого раннего возраста, чтобы слова Спасителя глубоко впитались в его сознание. Полезно также чтение житий святых и другой христианской литературы.
Седьмое.
Дети, воспитанные в вере и воспринимающие Церковь как свой духовный дом, на всю жизнь получают мощную прививку от греха и пороков.
Конечно, даже самое образцовое христианское воспитание не дает стопроцентной гарантии того, что, достигнув определенного возраста, человек не отойдет от веры.
Тем не менее, даже в таких случаях заложенные в детстве крепкие основы веры продолжают сохраняться в глубинах души человека вплоть до того момента, когда он, подобно блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15:11–24), не вспомнит о небесном Отце и не захочет вернуться к Нему.
Восьмое.
Воспитание детей в христианской семье должно строиться на любви, а не на насилии или принуждении свободно и самостоятельно выбирать добро и отвергать зло.
Распространенная ошибка – стремление навязать ребенку образ Бога, наказывающего за непослушание родителям и другие проступки. Гораздо важнее научить ребенка любить Бога, любить Христа и Церковь.
А для того, чтобы этого достичь, необходимо, чтобы вся система воспитательных методов в семье строилась на любви. Именно любовь – не только основанная на кровном родстве, но духовная, основанная на любви Божией, – должна скреплять членов семьи в единую «домашнюю Церковь».
Девятое.
Послания апостола Павла содержат простые советы, касающиеся жизни и взаимоотношений между родителями и детьми:
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20);
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость… И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1–4).
Эти советы отражают тот способ воспитания, который на протяжении многих веков существовал у разных народов, но в настоящее время оспаривается в тех обществах, где на первое место ставится свобода и независимость ребенка от каких бы то ни было факторов.
Десятое.
В наше время религию нередко воспринимают исключительно как один из способов принуждения ребенка к тому или иному мировоззрению или тем или иным нравственным установкам.
Некоторые оспаривают право Церкви на воспитание детей, считая, что это нарушает их свободу.
Между тем в христианстве свобода – одно из ключевых понятий. «К свободе призваны вы, братия», – говорит апостол Павел. Но тут же прибавляет: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13).
Христианство понимает свободу не как раскрепощение и освобождение от нравственных норм, а наоборот, как укоренённость в добре и в познании истины.
Христос говорил Своим слушателям: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Познание истины, приобщение к Богу и Церкви не только не нарушает свободу ребенка: наоборот, оно дает ему ту духовную свободу, которая помогает и в отрочестве, и в юности противостоять тлетворным внешним влияниям и сохранять внутренний стержень, не позволяющий уклониться от пути добра.
Соб. инф.
Видео-версия передачи
Комментировать