Преподобный Влади́мир Белопесоцкий, Серпуховской
Дни памяти
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
Житие
Родился будущий подвижник около 1450 года в Ржеве и в мирской жизни носил имя Василий. Характерно, что его монашеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Это вполне соответствует традиции, распространившейся на Руси с конца XIV века и довольно долго господствовавшей впоследствии. Согласно преданию, преподобный происходил из детей боярских (в «Летописи 1868 года» – «меньших славных бояр») и сперва посвятил себя мирскому служению воеводы. В синодике Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645 году, переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.
Знатное происхождение в эпоху Средневековья обеспечивало особое положение в обществе. Рожденному в тереме иноческий путь давался заметно тяжелее, чем человеку, первый крик которого раздался в крестьянской избе. Вот что пишет по этому поводу историк Н. С. Борисов в книге «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света»: «Выходцам» среды знати всегда было гораздо труднее вступить на «путь совершенства» нежели простолюдинам. Во-первых, они сталкивались с дружным сопротивлением родственников, для которых такое решение было ударом по престижу всего рода, по его “карьерному потенциалу”. Во-вторых, за монастырской стеной юный аристократ попадал в чуждую ему социально-культурную среду. В лесных монастырях “общего жития” преобладали люди малограмотные и простодушные. Их культурные интересы и бытовые потребности были минимальны. “Старец”, которому должен был подчиняться знатный послушник, вполне мог оказаться вчерашним крестьянином или отпущеным на волю холопом... Известно, что послужив некоторое время солдатом в гвардейском полку, молодой дворянин уходил оттуда в линейный полк уже с офицерским чином. Примерно так же складывалась и судьба многих выдающихся представителей русского монашества XV века, чье происхождение связано с московским правящим классом.
Конечно, «сын боярский» Василий (будущий преподобный Владимир Белопесоцкий) не принадлежал к числу самых сливок древнерусской аристократии, и его мирская карьера воеводы не обязательно была связана со служением московскому княжескому дому – даже, скорее всего, наоборот, он находился на службе у тверских князей. Но происхождение приближало его к выдающимся представителям русского монашества, выходцам из аристократической среды, гораздо больше, чем к черни, и общая закономерность монашеского пути знатного человека XV века вполне прослеживается на его примере. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель под Каширой. Когда он оставил пределы Новгорода Великого, как долго скитался в поисках места для учреждения новой обители, неизвестно. В любом издании, где речь заходит об основании Белопесоцкого монастыря, говорится, что возник он в конце XV века.
При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.
Год, день и час смерти преподобного Владимира Белопесоцкого неизвестны. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Писцовая книга Каширского уезда 1578–1579 годов добавляет к этим сведениям, что «начальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Если от даты последнего прижизненного упоминания преподобного (1522 год) отнять семьдесят два, то и получится приблизительная дата его рождения – 1450 год. Однако последнее прижизненное упоминание не говорит о том, что человек умер тогда же или вскоре после того.
Местное почитание преподобного Владимира существовало в Белопесоцком монастыре не позднее середины XVII века. Об этом говорит вклад протоиерея каширского собора Митрофана, относящийся к 1645 году: он дал тогда в обитель пелену на гробницу у начальника преподобного игумена Владимира» («средина камкова- личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая»). За пределами монастыря, тем не менее, почитание угодника Божьего особенно не распространилось. Так, в писцовых книгах Каширского уезда 1664 года Владимир Белопесоцкий преподобным не назван, а упоминается как почивший игумен. В 1998 году, когда, праздновалось 500-летие Белопесоцкого монастыря, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершилось причисление святого к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак. Память преподобного Владимира Белопесоцкого празднуется 15 июля в связи с его тезоименитством по отношению к равноапостольному князю Владимиру Крестителю. Мощи преподобного ныне покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?