Священномученик Михаил Исаев, диакон
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 сентября - Собор Липецких святых
Житие
Краткое житие священномученика Михаила Исаева
Родился в 1875 году в селе Крыловка Чембарского уезда Пензенской губернии.
Окончил Учительскую Семинарию.
Служил в селе Студенки Липецкого района Липецкой области.
Арестован в 1935 году за «участие в к/р группе, возглавляемой епископом Уаром (Шмариным Петром Алексеевичем)», осужден на пять лет лишения свободы.В 1937 году сослан в Карлаг, участок Тартаул. В лагере арестован – «находясь на участке Тартаул, организовавшись в группу, проводил среди заключенных Тартаула к/р агитацию… находясь на общих основаниях на командировке Тартаул, Исаев Михаил Васильевич входил в к/р группировку церковников, проводившую к/р деятельность. Эта группировка в кустах на берегу реки устроила себе церковь, выложив на берегу изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви и на квартирах членов своей к/р группы систематически устраивались богослужения и молебны, а также беседы, на которых велись к/р разговоры и злобная к/р агитация среди з/к». Расстрелян 2 ноября 1937 года.
Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Полное житие священномученика Михаила Исаева
Священномученик Михаил Исаев родился 11 января 1875 года в крестьянской семье Василия и Ксении Исаевых в селе Крыловка Чембарского уезда (совр. Белинского района) Пензенской губернии. О его родителях в Государственном архиве Пензенской области сохранились следующие сведения: 29 октября 1871 года в Никольской церкви села Крыловки состоялось венчание крестьянина села Крыловки Василия Семенова Исаева и села Свищевки крестьянской девицы собственницы Ксении Дмитриевны Рязинской, возраст жениха – 17 лет и 9 мес, возраст невесты – 19 лет. А 11 февраля 1873 года в семье Исаевых родился сын Алексий. Других сведений о семье Исаевых не сохранилось.
В селе Крыловка было земское училище, в котором в 1881 году обучались 62 ученика, а учителем состоял окончивший курс Пензенской учительской семинарии Григорий Васильевич Клейменков. С большой долей вероятности можно предположить, что отрок Михаил проходил обучение в земском училище.
Михаил Исаев в 1891 году поступил в Пензенскую учительскую семинарию, где вместе с другими молодыми людьми разных сословий православного вероисповедания изучал Закон Божий, основы педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметику и основы геометрии, российскую и всеобщую историю, географию, основы сельского хозяйства, ремесла (столярное, плотницкое, бочарное и шорное). 24 мая 1894 года Михаил Васильевич Исаев успешно окончил курс Пензенской учительской семинарии.
1 августа того же года он был принят на должность учителя земской школы села Большой Самовец Липецкого уезда Тамбовской губернии, а 1 сентября 1894 года переведен на ту же должность в село Студенки Липецкого уезда.
12 июня 1899 года в Христо-Рождественской церкви села Студенки состоялось венчание учителя земской школы Михаила Васильевича Исаева и 25-летней дочери дьякона этого храма Софии Ивановны Романовской. В марте 1901 года Михаил Васильевич выдержал экзамен по Синодальной программе на степень диакона и был определен диаконом в храм села Студенки (на место скончавшегося диакона Ивана Васильевича Романовского, отца Софии Ивановны). Хиротонию совершил епископ Тамбовский и Шацкий Георгий (Орлов) 8 апреля 1901 года. С 1901 по 1910 год диакон Михаил Исаев состоял учителем церковно-приходской школы и до своего ареста в 1935 году служил диаконом в Христо-Рождественском храме села Студенки. В справке, которая находится в следственном деле, отец Михаил именуется протодиаконом. По-видимому, он был удостоен этого звания после 1918 года. Семья его к моменту ареста состояла из жены Софии Ивановны и ее сестры Евгении Ивановны. Протодиакон Михаил Исаев проходил по одному делу вместе с епископом Липецким Уаром (Шмариным). Поводом для его ареста 19 мая 1935 года послужил протест прихожан Христо-Рождественского храма против снятия колоколов. На допросах протодиакон Михаил виновным себя не признал. Он был приговорен к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Казахстане в Карлаге. 16 сентября 1937 года протодиакон Михаил вместе с иереем Александром Орловым и другими священнослужителями был арестован повторно за то, что «…находясь на участке Тартаул, организовавшись в группу, проводил среди заключенных Тартаула к/р агитацию». Вот протокол допроса протодиакона Михаила Исаева.
Вопрос: Знаете ли Вы Карасева, Орлова, Бочарова, Кравец и др.?
Ответ: Карасева и Орлова я знаю потому, что жил вместе с ними в одном бараке.
Кравец, Никольского, Самойленко я тоже знаю, как лагерников.
Вопрос: Какие беседы вели с Карасевым и Орловым?
Ответ: С Карасевым и Орловым я беседовал о хозяйственных вопросах, т. к. мы жили в одной комнате.
Вопрос: Знаете ли Вы о том, что на участке Тартаул устраивались богослужения, молебны на речке, на песке? Кто присутствовал и что говорили?
Ответ: Нет, этого я не видел.
Вопрос: Кто устраивал на песке на речке Чурбай-Нура изображение церкви из камней, икон, крестов и т. д. для богослужений?
Ответ: Я не знаю и не видел, кто это строил.
Вопрос: Пели ли Вы с Карасевым песнопения, когда и где?
Ответ: Да, пели, когда ходили на речку и говорили в какой епархии какие напевы поют.
Вопрос: Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении по ст. 58-10,11?
Ответ: Виновным себя в предъявленном обвинении по ст. 58-10,11 я не признаю. Больше по данному делу показать ничего не могу.
Таким образом, на допросах он своей вины не признал и показаний на других не дал. В следственном деле имеется следующий документ:
«Акт.
3 сентября 1937 года мы, нижеподписавшиеся сотр. III части XII Долинского отделения, в присутствии коменданта участка Тартаул составили настоящий акт. 3 сентября нами было обнаружено изображение церкви, алтарь и маленькие иконы сложили из камней на песке священниками з/к участка Тартаул, где они устраивали богослужения, молебны. Мною, комендантом … было раскидано камни церкви и икон и неоднократно сам лично разгонял с места богослужения».
В октябре 1937 года было вынесено обвинительное заключение, в котором говорилось: «…находясь на общих основаниях на командировке Тартаул, Исаев Михаил Васильевич входил в к/р группировку церковников, проводившую к/р деятельность. Эта группировка в кустах на берегу реки устроила себе церковь, выложив на берегу изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви и на квартирах членов своей к/р группы систематически устраивались богослужения и молебны, а также беседы, на которых велись к/р разговоры и злобная к/р агитация среди з/к».
Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года протодиакон Михаил Исаев вместе с другими священнослужителями были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
Приговор приведен в исполнение 2 ноября 1937 года в 24 часа. Место погребения неизвестно.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил протодиакона Михаила Исаева к лику новомучеников и исповедников Российских.
Источники
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке.
- Метрическая книга Никольской церкви села Крыловка Пензенской губернии. ГАПО. Ф. 182. Оп. 7. Д. 1.
- Метрическая книга Никольской церкви села Крыловка Пензенской губернии. ГАПО. Ф. 182. Оп. 7. Д. 6.
- Клировая ведомость Христорождественской церкви села Студенки Липецкого уезда Тамбовской губернии. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2275.
- ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 25008.
- Архив ДКНБ по Карагандинской области. Д. 02167.
- В.Т. Гришанов. Православные храмы, причты и приходы земли Каменской 1800 – 1917 гг. Пенза, 2010.
- Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?