Мелхиседе́к (евр. Малкицедек, "царь правды", "(мой) царь справедливый") (2000 г. до н.э.), царь Салима, который вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками (Быт.14:18-24); священник Бога Всевышнего [евр. Эль-Эльон].
Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего". Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной и другим народам. Но вместе с тем личность Мелхиседека окружена таинственностью, так как он, не принадлежа к избранному роду, был, однако, священником истинной религии и притом настолько возвышенным, что впоследствии сделался идеалом священства, стоящего даже выше священства Ааронова.
В Послании к Евреям Мелхиседек (внезапно появившийся в библ. повествовании и так же внезапно исчезнувший, не имеющий священнического родословия) рассматривается как прообраз Христа (Евр.5:6,10,6:20). Священство по чину Мелхиседека превосходит священство по чину Аарона, поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как "священника вовек по чину Мелхиседека" (Пс.109:4; в Синод. пер. в этом месте – Мельхиседек).
Образ Мелхиседека по-разному осмыслялся иудейскими толкователями. В текстах Кумрана он изображен как небожитель, имеющий Ангельскую сущность. По другому иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Другие полагали, что он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта под названием мелхиседеян утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа.