Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Вяземский
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
3 августа (переходящая) - Собор Смоленских святых
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
14 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых
23 сентября - Собор Липецких святых
Житие
Краткое житие священномученика Макария (Гневушева), епископа Вяземского
Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Вяземский[1] родился в 1858 году. Имел высшее богословское образование, служил священником. Он стал известен как духовный и национальный деятель в бытность Киевским епархиальным миссионером. Поэтому после того, как он овдовел, ему предложили хиротонию в епископа Вяземского, которая и состоялась в январе 1917 года. Прибыв в Вязьму, Владыка поселился в древнем Свято-Духовском монастыре. Однако, уже с мая того же года святитель по требованию революционных элементов, был отправлен на покой, как «несоответствующий духу времени».
Летом 1918 года в монастырь явился большевицкий отряд и арестовал святителя. Когда к нему в камеру на следующий день пришёл его келейник, то он видел на лице и теле Владыки следы побоев и издевательств, сам он был острижен, без бороды, в солдатском одеянии.
4 (17 н. ст.) сентября 1918 года святителя в составе группы из 14-ти человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу», — так говорил этот несчастный, совершивший убийство святителя.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Полное житие священномученика Макария (Гневушева), епископа Вяземского
Будущий священномученик Макарий (Гневушев) родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье священника и в миру звался Михаилом Васильевичем. Образование он получил в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии, которую закончил в 1878 году. Затем поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1882 году со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение М.В. Гневушева было посвящено истории Александрийской Церкви. По окончании Академии он был назначен преподавателем русского языка в Киево-Подольское духовное училище. В 1883 году молодой выпускник Академии был назначен наставником Острожской учительской семинарии, а с 1885 года стал преподавателем Киевского женского духовного училища.
Михаил Васильевич получил известность не только на педагогическом поприще, но и благодаря своей активной миссионерской деятельности. Вскоре его труды были замечены, и в 1890 году он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. В 1902 году, как один из самых известных педагогов, Гневушев стал инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
С самого начала М.В. Гневушев принимал активное участие в монархическом движении. К 1906 году он был уже членом Совета Киевской Русской монархической партии, а также членом Киевского отдела Русского Собрания (РС).
В 1907 году Михаил Васильевич был избран председателем только что созданного Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (впоследствии, после переезда в Москву, он оставался почетным председателем отдела). В это же время он был назначен на ответственную должность наблюдателя церковных школ Киевской епархии.
Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. М.В. Гневушеву Господь уготовал иное служение. В том же 1907 году он овдовел. Сделав необходимые распоряжения по семейным и имущественным обязательствам, 11 февраля 1908 года Михаил Васильевич принял постриг с именем Макарий, и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре 50-летний о. Макарий был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря и возведен в сан архимандрита. В Москве он продолжил свое общественное служение, став активным участником монархического движения и ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Иоанна Восторгова (будущего священномученика), с которым с той поры делил успехи и неудачи, радости и скорби. Скорбей, надо заметить, было больше. Архимандрит Макарий принимал также участие в создании право-монархического Братства Воскресения Христова, был членом его Правления. Братство взяло на себя организацию православного окормления русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того о. Макарий активно участвовал в деятельности теоретического клуба монархистов Москвы — Русского монархического собрания, где часто выступал с докладами. 12 ноября 1909 года он был избран кандидатом в члены Правления Собрания, а затем стал членом Правления.
Однако и враг не дремал. В 1908—1909 монархическое движение Москвы потряс целый ряд расколов и скандальных заявлений. Группа деятелей монархического движения предприняла попытку отстранить от руководства правыми союзами Москвы протоиерея Иоанна Восторгова и архимандрита Макария. В июне 1908 года в результате интриг и внутренних распрей они вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете Союза Русского Народа. На рубеже 1908−1909 годов их недоброжелатели предприняли новую атаку, добиваясь их ухода с руководящих постов в Русском монархическом союзе и Русском монархическом собрании. Причем, в целях дискредитации о. Иоанна и о. Макария в ход пускалась даже откровенная клевета.
В этих условиях группа сторонников протоиерея Восторгова и архимандрита Макария решила провести монархический съезд, который бы снял все вопросы и подтвердил легитимность этих видных деятелей правого движения. О. Макарий был членом организационного комитета по созыву Съезда Русских людей, который проходил в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года. Вместе с Иваном Георгиевичем Айвазовым он готовил материалы к обсуждению, выступал с приветственной речью при открытии Съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня, был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми резолюциями.
Несмотря на чинимые препятствия Съезд прошел довольно успешно. Форум монархистов приветствовал Государь, написавший, что знает готовность монархистов «верно и честно служить Мне и родине в строгом уважении законности и порядка». Почетным председателем Съезда был тогдашний епископ Орловский священномученик Серафим (Чичагов). В заседаниях Съезда приняли участие митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский), епископ Могилевский Стефан (Архангельский), а также два будущих архиерея иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий священномученик епископ Селенгинский Ефрем). На Съезд собралось большое число представителей духовенства. В его работе участвовали также депутаты Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич и Георгий Алексеевич Шечков, известные правые деятели Николай Николаевич Родзевич, Клавдий Никандрович Пасхалов, профессор Владислав Францевич Залеский, Рафаил Федорович Еленев, Клавдий Петрович Степанов и другие видные монархисты.
Съезд принял ряд актуальных для монархического движения документов, а также решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.
А еще до открытия Съезда в 1909 году архимандрита Макария назначили настоятелем Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря — одной из крупнейших русских обителей.
В апреле 1912 года архимандрит Макарий был избран в состав Устроительного совета Всероссийских съездов. Он участвовал в работах Пятого Всероссийского съезда Русских людей, который проходил в Петербурге 16−20 мая 1912 года. На форуме о. Макарий был избран одним из товарищей председателя Съезда. В день открытия Съезда он выступил с речью, в которой призвал всех монархистов к объединению «в плотную, несокрушимую рать». На Съезде он был членом Комиссии по церковным вопросам наряду с депутатом Государственной Думы Г. А. Шечковым и киевским профессором Петром Васильевичем Никольским. От имени Комиссии он выступил 16 мая с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» комиссия советовала повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. Комиссия также выступила против частых перемещений епископов, которые из-за этого не успевают толком ничего сделать, высказывалась за изъятие церковных вопросов из ведения Государственной Думы, где решения принимают в том числе и иноверцы. В последний день работы Съезда архимандрит Макарий произнес проникновенное слово, обращенное к русской женщине, которая может «внести свою любовь в монархическое дело, чтобы смягчить остроту борьбы, чтобы ободрять уставших в борьбе». Завершил он свою речь снова призывом к объединению, напомнив, что враг не дремлет.
В 1912 году архимандрит Макарий был избран председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу.
11 июля 1914 года в Нижнем Новгороде архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Уже в архиерейском сане он принял участие в Совещании монархистов, которое проходило 21−23 ноября 1915 года в Петрограде. На Совещании владыка выступал в прениях по вопросу борьбы с прогрессивным блоком, говорил речь при закрытии Совещания, а по итогам Совещания он был избран в состав Совета монархических съездов — руководящего органа Черной сотни, которым руководил видный государственный деятель член Государственного Совета Иван Григорьевич Щегловитов. Несмотря на то, что он был викарным епископом Нижегородской епархии, в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26−28 ноября 1915 года епископ Макарий участия не принимал — сказались весьма натянутые отношения с А.И. Дубровиным и его сторонниками, которые организовали форум.
28 января 1917 года, буквально за месяц до начала беспорядков, результатом которых стал государственный переворот, святитель был назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.
Вскоре после февральской революции начались преследования архиереев-монархистов, в числе гонимых за монархические взгляды и черносотенную деятельность оказался и Орловский архипастырь. 26 мая 1917 года владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске. В январе 1918 года уже после захвата власти большевиками он был переведен в Вяземский Спасо-Преображенский монастырь. Скупой на похвалы митрополит Мануил (Лемешевский) называл епископа Макария «прекрасным проповедником, оратором и администратором», и неудивительно, что своими яркими проповедями опальный святитель быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися.
Большевики подослали к нему наемных убийц. Однако когда злоумышленники ожидали выхода епископа, между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого. 22 августа 1918 года владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». Он мужественно переносил глумление и побои. 2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.
По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе 14 человек были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
Прославлен святитель Макарий в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Литература и источники:
- IV съезд Объединенного Русского Народа в Москве // Киевлянин. 1907. 1 мая;
- Гневушев М.В. Доклад члена Совета Киевской Русской Монархической Партии М.В.Гневушева, читанный в Киевском отделе Русского Собрания 3 июля 1906. Киев, 1906;
- Гневушев М.В. Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907;
- Краюхин Д.А. Основы русского консерватизма в работах епископа Макария (Гневушева) // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности. Материалы межд. Научно-практической конференции 18−19 мая 2000. Орел, 2000;
- Макарий (Гневушев), архим. Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости. СПб., 1911;
- Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для западнорусского Православия. Вильна, 1912;
- Макарий (Гневушев), архим. Форпосты русские // Московские ведомости. 1914. N 20, 26, 62, 69, 78;
- Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993;
- Правые партии. 1905−1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998;
- Святители земли Нижегородской / Авторы-сост.: иг. Тихон (Затёкин), О.В.Дёгтева Н. Новгород, 2003;
- Степанов А. Макарий (Гневушев), сщмч., еп. Орловский и Севский // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003;
- Die Russischen Orthodoxen Bisch? fe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Leme?evskij). Т.4. Erlangen, 1986.
Примечание
[1] По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 8 сентября 2020 года, священномученик Макарий (Гневушев) именуется епископом Вяземским.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?