Преподобный Исаа́кий I (Антимонов), Оптинский
Дни памяти
1 августа - Собор Курских святых
24 октября - Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших
Житие
Краткое житие преподобного Исаакия Оптинского
Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.
Будущий великий оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении.
Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.
И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно – по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.
Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.
Возможно, так, в исполнении послушаний, монашеских правил, соблюдении церковного устава, в духовном совершенствовании и постепенном восхождении «от силы в силу», и прошла бы вся его жизнь в монастыре. Но Богу было угодно другое.
В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.
В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его же стараниями достраивается храм Всех Святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, поновляется и строится вновь.
Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки – так решается проблема топлива. Им же осуществляется покупка луговых земель на болховской мельнице, открывается свечной завод, поощряется разведение монастырских садов и огородов. Таким образом Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.
Но не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, при этом не делалось исключения и для себя.
Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», – часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», – говорил он.
Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894 года.
Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.
Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими оптинскими старцами.
Полное житие преподобного Исаакия Оптинского
Преподобный Исаакий в сонме оптинских старцев представляет тип подвижника-строителя, 32 года он возглавлял Оптину пустынь, целиком посвятив себя монастырю, заботясь о братии, продолжая созидать тот особый оптинский дух, который насадили его предшественники. Он принял управление обителью после кончины архимандрита Моисея и был настоятелем в период расцвета монастыря – при старце Амвросии, его преемниках по старчеству отце Иларионе и отце Анатолии (старшем), под его началом возрастали будущие старцы Иосиф, Варсонофий, Анатолий (младший). Архимандрит Моисей возродил Оптину пустынь после периода запустения, отец Исаакий продолжил его дело, упрочив положение обители, не жалея трудов для ее благоустройства. На нелегкое послушание настоятеля его благословили старцы Макарий и Амвросий, видя высокие духовные качества, молитвенность, простоту и смирение отца Исаакия, способность принять на себя попечение об устроении монастыря — и внешнем и внутреннем.
Может показаться, что старец Исаакий, несший крест настоятельства, пребывает как бы в тени старцев, духовно окормлявших насельников и паломников обители, – Амвросия, Илариона, Анатолия. Немного сохранилось его поучений, высказываний, не так подробны воспоминания о нем. Но в этом и заключается его особый подвиг – неся тяжелый груз хозяйственных дел обители, он служил братии и паломникам, явив удивительную высоту в смирении. За его простотой – удивительная глубина, цельность и сила духа. Период его настоятельства – лучшая пора в жизни Оптиной.
Семья Антимоновых
Иван Иванович Антимонов (имя преподобного Исаакия в миру) родился 31 мая 1810 года, он происходил из именитого зажиточного купеческого рода города Курска. Антимоновы имели звание почетных граждан. В доме Антимоновых царил патриархальный дух, уклад жизни строился строго в соответствии с церковными правилами, было принято почитание старших и полное им повиновение. Таким образом, навыки благочестия и послушания, столь важные для монаха, будущий подвижник получил еще в родном доме.
Главным в доме был дед Ивана – Василий Васильевич Антимонов. Он отличался особой ревностью к посещению богослужений. Его старший сын Иван Васильевич имел от трех браков тринадцать детей. Иван был последним, пятым ребенком от первого брака с Анной Пузановой. Иван был любимцем деда, тот часто брал внука с собой в храм. Василий Васильевич в церкви бывал ежедневно – обязательно ходил на утреннюю и вечернюю службу.
Иван Васильевич унаследовал от отца благочестие, любовь к храму, по воспоминаниям, его простота и доброе отношение к людям производили на всех благоприятное впечатление. Сохранилось семейное предание о путешествии его в Киев в 1809 году к старцу, иеромонаху Парфению, который приветствовал Ивана Васильевича словами: «Блаженно чрево, родившее монаха». В воспитании он придерживался строгих правил, но никогда не позволял грубости по отношению к детям, не поднимал на них руки – хотя по тем временам в купеческих семьях это было распространено. Относясь к отцу с почтением, дети в то же время любили его.
Семейство Антимоновых пользовалось всеобщим уважением в городе за безукоризненную честность, истинное благочестие, широкую благотворительность – они были щедрыми жертвователями на церковные нужды, помогали нуждающимся. В доме даже был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня.
Вот в такой обстановке проходили детские и юношеские годы Ивана. Подробностей об этом периоде его жизни не сохранилось, но известно, что он отличался скромностью, был молчалив. При этом, несмотря на сдержанность, Иван был наделен природной веселостью и остроумием, его присутствие всегда оживляло семейные собрания.
Жизнь в миру
По достижении зрелого возраста Иван Иванович стал помогать отцу в торговых делах. Ему постоянно приходилось иметь дело с людьми, давать распоряжения, вести финансовые расчеты. Он умел найти подход к человеку, всех подкупали его сердечная доброта и чувство справедливости. На подчиненных он оказывал самое благотворное влияние, отучал от мошенничества, всяких попыток действовать обманом. Безукоризненная честность в делах заслужила Ивану Ивановичу всеобщее уважение.
Будучи строгим в своих требованиях, он никогда не держал обид. Известен такой случай: один из его рабочих, человек строптивого характера, из-за постоянных взысканий, которым подвергал его Иван Иванович за неисправность и дерзость, решил убить его. Когда это открылось, Иван Иванович простил рабочего и отпустил его, не предавая в руки правосудия.
В жизни Ивана Ивановича случались события, явно открывавшие ему действие Промысла Божия, неоднократно защищавшего его от смертельной опасности. Сохранились даже составленные им самим описания таких знаменательных случаев. Однажды в праздник пришлось Ивану Ивановичу работать, он взвешивал товар. Внезапно обрушилась перекладина, на которой были укреплены весы. Ивану Ивановичу грозила смерть, но тяжелое железное коромысло весом в 15 пудов даже не задело его. С тех пор он дал обет не работать по праздникам. В другой раз он вел на водопой лошадь, которая чуть не ударила его в живот, – он успел загородиться рукой, получив тяжелую рану. Один случай произошел с ним еще в детстве. Ивана вместе с приказчиком отправили сопровождающим с гуртом быков, это было непростое поручение для мальчика. Вдруг два быка понеслись в сторону, Иван попытался вернуть их, помчался за ними на лошади. Внезапно лошадь остановилась на краю глубокого рва, он даже невольно воскликнул: «Ох, Господи, что же это?» После этих слов ров исчез также неожиданно, как появился, а лошадь привезла его к гурту в полном изнеможении. Как-то на Черноморье, где у Антимоновых были рыбные ловли, Иван Иванович чуть не покалечился, и опять спасение пришло чудесным образом. Всю жизнь он был благодарен Богу и не считал избавление от этих несчастий случайностью. Возможно, эти события тоже сыграли роль в выборе пути.
Мысль о поступлении в монастырь созревала в душе Ивана Ивановича постепенно. Еще живя в миру, он добровольно принял на себя исполнение некоторых подвигов во имя Господа. Сохранилось предание, что он ежедневно на молитве полагал по тысяче поклонов. Даже в скоромные дни он не ел мяса, но делал это незаметно для членов семьи. Любовь к храму и богослужению, воспитанная в нем еще благочестивым дедом, пробудила интерес к церковному пению. Иван Иванович пел на клиросе, собирал по праздникам певчих дома, устраивал спевки, изучал ноты, некоторые впоследствии взял даже с собой в монастырь.
Одним из препятствий для того, чтобы решиться оставить мир, являлось то обстоятельство, что именно Ивана Ивановича отец видел своим преемником, ему он постепенно передал управление всеми делами Антимоновых. Он не согласился бы отпустить сына, на которого возлагал столько надежд. Тем временем один из его старших сыновей – Михаил Иванович – поступил в монашество в Оптину пустынь. Иван Иванович часто бывал в Оптиной, навещая брата. Пример его имел большое влияние на Ивана Ивановича, однажды он обратился к брату с просьбой дать ему совет насчет поступления в обитель. Михаил Иванович решительно отказался давать такой совет, считая, что в этом вопросе следует самостоятельно определиться с выбором.
К этому времени Иван Иванович уже неоднократно обращался за помощью к оптинским старцам и убедился в духовной силе их советов. Сохранилось воспоминание Ивана Ивановича о его первой встрече со старцем Леонидом: «Бывши еще мирским человеком, приехал я в первый раз в Оптину пустынь и пожелал принять благословение от отца Леонида. Пришел я к старцу рано утром. Народу у него еще не было. Только какая-то женщина стояла пред ним на коленях. Келейник доложил обо мне: "Пришел Иван Иванович Антимонов". "Пусть подождет", – громко сказал старец. Я сел в передней на лавочку. Отпустив женщину, старец громко позвал: "Ванюшка!" Никак не думая, чтобы это слово относилось ко мне, я спокойно сидел. А келейник, улыбнувшись, промолвил: "Это батюшка вас зовет". Мне, губернскому франтику, показалось очень неожиданным такое патриархальное название. Но я этим нисколько не обиделся. Напротив, такое простое обращение великого старца пришлось мне по сердцу и почему-то очень утешило меня; и я до сих пор вспоминаю об этом с душевною отрадою. "Ванюшка! Иди-ко сюда, – продолжал старец звать меня к себе, – вот я тебя!"... Я подошел к старцу, принял у него благословение и, став на колена, объяснил ему свои обстоятельства, которые меня беспокоили. Старец, выслушав все с отеческою любовью, очень утешил меня своею беседою и, отпуская, предсказал мне, что со временем и я буду в монашестве. Лет через семь предсказание это исполнилось». Интересно, что старец обратился к Ивану Ивановичу так же, как его называл когда-то любимый дед. После кончины старца Леонида Иван Иванович, бывая в Оптиной, прибегал к советам старца Макария.
В 1842 году Иван Иванович решился уже тайно уехать в Оптину, но на полпути, вследствие собственных колебаний и рассудив, что едет без благословения старца Макария, возвратился в Курск. Полученное им позже письмо отца Макария с благословением поступать в Оптину утвердило его решимость.
В 36 лет Иван Иванович окончательно определился с намерением уйти в монастырь. Повлияло на него и очередное неудачное сватовство. Неоднократно отец предлагал ему вступить в брак, но каждый раз по тем или иным причинам попытки устроить семейную жизнь не удавались.
В 1847 году отец послал Ивана Ивановича по торговым делам на Украину. Исполнив поручение, тот решил осуществить свое давнее намерение и отправиться в Оптину пустынь, не возвращаясь домой. Написав отцу письмо, где он сообщал о своем решении, Иван Иванович поехал в Оптину. Как громом поразила Ивана Васильевича весть об уходе сына в монастырь. По воспоминаниям, узнав о происшедшем, бедный отец воскликнул: «Он, варвар, убил меня!» Долго не мог прийти в себя Иван Васильевич, проливая слезы о любимом сыне. Труднее всего решившему оставить мир расстаться с родными, вырваться из привычной, налаженной жизни. Ведь и старец Амвросий, долго не решавшийся осуществить свое решение уйти из мира, в итоге уехал в монастырь тайно, не объявив об этом ни близким людям, ни начальству – опасаясь, что, руководимые земными помышлениями, из самых лучших побуждений они помешают привести задуманное в исполнение. В этих ситуациях становится очевидным смысл слов Спасителя, которые могут казаться слишком «жесткими», особенно современным людям: «И враги человеку домашние его».
Даже на пути в обитель Ивану Ивановичу пришлось бороться с желанием повернуть назад, особенно сильным оно было на последней станции, но он преодолел искушение и благополучно прибыл в Оптину пустынь.
В обители
Иван Иванович поступил в монастырь в 1847 году, при игумене Моисее и старце Макарии. Его брат в это время уже был переведен в Калужскую Тихонову пустынь иеромонахом с именем Мелетий, позднее перешел в Киево-Печерскую Лавру. Но отношения братья поддерживали, младший нередко обращался к старшему за советом, ценил его духовную мудрость.
Иван Иванович сразу был определен на жительство в Иоанно-Предтеченский скит. Как обычно, первыми его послушаниями были те, что особенно способствуют воспитанию у новоначального смирения и терпения. Сначала он трудился на кухне – пек хлеб, позже стал поваром, выполнял и общие братские послушания – на покосе, уборке картофеля, других тяжелых работах. Он отличался крепким здоровьем и богатырской силой – мог поднимать тяжести до 15 пудов. Хотя роста был среднего, но коренастый, с благообразными чертами лица, он выделялся среди братии, всегда имел сосредоточенный вид, что отражало его внутреннее состояние.
Старец благоволил к послушнику, которого хорошо знал еще до его поступления в обитель. Он провидел в нем будущего подвижника. Особенно ценил отец Макарий присущую Ивану Ивановичу простоту – очень важное для монаха качество. Старец приучал послушника к иноческой жизни. В свою очередь Иван Иванович всей душой предался руководству старца. Возрастание инока происходит непросто – борьба со страстями сопровождается скорбями «до кровавого пота». Подвижник рассказывал, что исконный враг рода человеческого сильно возмущал его душу помыслами оставить обитель: «Волнуемый такими мыслями, шел я однажды по дорожке вдоль скитской ограды. "Ай махнуть чрез ограду", – мелькнул помысл. Но, образумившись, подумал: да уж если уходить, так ведь и вороты не затворены. Такое, хотя нечаянное, противоречие помыслу, с призыванием помощи Божией, ослабило брань».
Старец смирял своего ученика, воспитывая в нем главную монашескую добродетель – беспрекословное послушание. Как-то его духовный сын неосторожно отозвался о порядках скита, отец Макарий несколько дней не принимал его. Однажды он исповедался старцу в тщеславных помыслах о своем сильном, красивом голосе, но отец Макарий смирил его, приведя в пример быка, который, обладая гораздо более громким басом, не гордится им.
По воспоминаниям, старец Макарий неоднократно предсказывал близким людям, что послушник Иван станет настоятелем, с особым вниманием относился к нему, воспитывая будущего наставника иноков.
Иван Иванович во всем проявлял ревность – исправно посещал богослужения, приходя в храм первым и уходя последним, не позволяя себе никаких разговоров во время службы. Так же строго выполнял он и келейное правило. Не имея даже школьного образования, недостаток которого возмещался природным умом, богатым жизненным опытом, Иван Иванович в скиту много занимался чтением святоотеческих творений, что позволило ему глубоко постичь науку «внутреннего делания». Но главным руководством для него были советы старца.
Так, восходя постепенно по лестнице духовных добродетелей, Иван Иванович проходил последовательно и ступени иноческой жизни. В 1851 году он был пострижен в рясофор, 5 октября 1854 – в мантию с наречением имени Исаакия. Через год отца Исаакия рукоположили во иеродиакона, а в 1858 году он был возведен в сан иеромонаха.
Оставив мирскую жизнь без родительского благословения, Иван Иванович тяжело переживал свой разлад с отцом. И потому, прожив в скиту около года, вместе со старцем Макарием он отправился в Курск, чтобы примириться с отцом. По молитвам старца и при его содействии мирные отношения были восстановлены. Перед своей кончиной 85-летний Иван Васильевич был пострижен отцом Исаакием келейно в мантию. Напутствованный Таинствами Святой Церкви, он мирно почил о Господе.
В 1860 году скончался старец Макарий, отец Исаакий стал обращаться за советами к отцу Амвросию, под его руководством он прожил до самой кончины старца. А в 1862 году умер и настоятель Оптиной пустыни, архимандрит Моисей. Известно, что еще в 1860 году, предвидя близкий конец и зная о болезненном состоянии архимандрита Моисея, старец Макарий предпринял поездку к митрополиту Московскому Филарету, всегда особо благоволившему к Оптиной пустыни. Радушно принятый митрополитом, отец Макарий выразил ему свое желание, чтобы место настоятеля в Оптиной пустыни по кончине архимандрита Моисея занял скитский иеромонах Исаакий. Владыка вполне одобрил мнение отца Макария, с тех пор избрание отца Исаакия в настоятели было уже делом решенным. Как только слух об этом дошел до смиренного отца Исаакия, он тотчас отправился к старцу, прося в этом деле его совета и стараясь отклонить состоявшееся назначение. Но отец Макарий ответил ему: «Ну что ж, что ж? Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись! Иди!»
Но когда настал момент избрания нового настоятеля, большая часть братии проголосовала за скитоначальника отца Пафнутия. В меньшинстве, подавшем голоса за отца Исаакия, оказалась старшая и наиболее почитаемая часть братии. Владыка Герасим, викарий Калужской епархии, присутствовавший на выборах, был озадачен таким результатом. Он обратился к отцу Амвросию и узнал, что покойный старец Макарий прочил в настоятели отца Исаакия, такого же мнения был и сам отец Амвросий. Старец не участвовал в выборах, поскольку он обещал это отцу Исаакию, который не хотел для себя настоятельства. Тогда уже собственным решением владыка утвердил назначение на должность настоятеля отца Исаакия.
Во главе монастыря
Отец Исаакий принял обитель под свое управление в 1862 году, в возрасте 52 лет, прожив в ней к тому времени 16 лет. Начало деятельности нового настоятеля было осложнено тем, что избрание его произошло против воли большинства братии. Да и сам отец Исаакий не стремился к этому назначению. Оказавшись вскоре после вступления в должность наедине с владыкой Григорием, Калужским архиереем, отец Исаакий высказал ему свою скорбь относительно возложенного на него, против его воли, настоятельства: «Я лучше бы, Ваше преосвященство, согласился пойти в хлебню, чем быть настоятелем». – «Ну что ж, – ответил владыка, – пожалуй, пеки хлебы». – «А кто же настоятелем-то будет?». – «Да ты же и настоятелем будешь». На эти слова преосвященного о. Исаакий уже не нашелся что сказать.
Управление монастырем отец Исаакий осуществлял в соответствии с оптинским духом, которым проникся за годы жизни в обители под руководством старцев. Он ничего не делал без совета старца Амвросия, это было его главным принципом. Глубокая духовная любовь, полное доверие связывали старца и подвижника-настоятеля. В начале своей деятельности, взявшись с рвением за дело, отец Исаакий хотел было усилить строгость жизни братии, но его остановил отец Амвросий, понимая, что стремление к духовным подвигам не должно превосходить силы иноков, особенно новоначальных. Отец Исаакий беспрекословно повиновался и не стал вносить изменения в устав.
Всячески заботился отец Исаакий о сохранении между братиями мира, вразумлял враждующихся, склоняя к примирению. «Ах, братцы! Пожалуйста, кончите миром», – обращался он к упорствующим, и эти простые слова имели воздействие. Во всех трудных случаях он посылал иноков к старцу Амвросию, который поддерживал духовную жизнь иноков на той же высоте, как это было при его предшественниках. Благодатная сила, исходившая от старца, часто заставляла человека подчиниться его указанию даже против собственной воли.
Возлагая на старца духовное окормление братии, о. Исаакий и сам не оставлял заботы о возрастании иноков в христианских добродетелях. Его наставления были просты, но назидательны и действенны, потому что были следствием жизненного опыта и происходили от любящего сердца и искреннего желания добра духовным чадам. «Ну вот, брат, я тебя предупреждаю, а там смотри сам, чтобы мне за тебя не отвечать пред Богом», – нередко говорил он, глубоко сознавая ответственность настоятеля пред судом Божиим за каждого брата. Постриги и рукоположения совершались после должного испытания, настоятель обязательно сам внимательно приглядывался к каждому иноку, знал о его духовном состоянии. Он разъяснял братии, что постриг в рясофор или мантию – это не производство в чин, наподобие светских чинов, но образ смирения.
Особенное внимание обращал о. игумен Исаакий на посещение братией богослужений. Если замечал, что кто-то редко ходит на службу, то в трапезе обращался с увещанием ко всей братии: «Отцы святые! Забываете церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия».
Одним из наказаний было лишение месячной порции чая. Отец Исаакий почти до самой своей кончины сам раздавал в начале каждого месяца чай и сахар братии, имея возможность таким образом поговорить с каждым, кого-то поощрить, а кого-то и поругать. Если кто-либо изъявлял неудовольствие и роптал на монастырские порядки, отец Исаакий обыкновенно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание». Однажды иноку, который старался уклониться от порученного послушания, он сказал: «Ну, смотри! Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Этими простыми словами настоятель так тронул его, что тот, кинувшись в ноги, просил прощения и тотчас на все согласился. Тогда отец Исаакий с радостью благословил его и сказал: «Вот так-то будет лучше – повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем тебе будет хорошо и радостно».
За личные оскорбления он никогда не наказывал, стараясь по возможности вразумить обидчика. Один монах, отличавшийся тяжелым характером, явившись как-то к настоятелю, наговорил ему дерзостей и хотел даже ударить его по лицу. Но отец игумен спокойно сказал раздраженному монаху: «Начинай». Пораженный таким смирением, монах повернулся и быстро вышел. Сохранился и такой эпизод: послушник из ученых, уйдя из Оптиной пустыни, долго скитался по разным местам и через некоторое время опять явился к игумену Исаакию, наговорил ему дерзостей и закончил словами: «Вот ты игумен, а не умен». Спокойно выслушав эти речи, отец Исаакий, усмехнувшись, ответил: «А ты вот и умен, да не игумен».
Благоустроение монастыря
Игумен Исаакий не раз говаривал: «Я принял обитель с одним гривенником». Это было сказано совсем не «фигурально». Действительно, по кончине архимандрита Моисея в денежном ящике обнаружился только один гривенник, да и то потому только, что он завалился где-то в трещине. Кроме того, за обителью числился большой долг. Отец Исаакий очень сокрушался о том, как же ему управлять монастырем при таком долге и отсутствии средств. Но в самом начале его настоятельства последовала явная помощь Божия, которую отец Исаакий воспринял как вразумление и благословение на дальнейшую деятельность. Давний благотворитель обители оплатил долг, а другой жертвователь внес крупную сумму на содержание монастыря. Отец Исаакий в дальнейшем не переставал уповать на Промысл Божий, раскаявшись в своем малодушии. Когда материальные нужды обители так быстро разрешились, он воскликнул: «Господи! Я, неблагодарный, не имея на Тебя надежды, стал было сетовать, а вот уже и помощь Тобою послана». Хозяйственная жизнь обители при нем шла всегда благополучно. Здесь в полной мере пригодился его богатый опыт ведения хозяйственных дел, приобретенный в миру.
Игумен Исаакий завершил постройку храма во имя Всех Святых на новом кладбище. Во Введенском соборе были обновлены иконостасы, отреставрирована настенная живопись, каменные полы заменены деревянными. Позже были проведены работы по расширению Казанского храма.
С расширением обители требовала переустройства и монастырская рухлядная. Старец Амвросий давно хотел устроить церковь во имя своих святых – святителя Амвросия Медиоланского, в честь которого его нарекли в монашестве, и благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя старца во Святом Крещении. На средства почитателей отца Амвросия старое здание рухлядной в 1885 году было перестроено для храма с двумя приделами в честь святых покровителей старца, а для рухлядной выстроили новое двухэтажное здание.
В 1874 году была построена и новая больница в два этажа, с церковью во имя св. Илариона Великого – инициатором в этом деле был скитоначальник отец Иларион, в старости страдавший тяжелой продолжительной болезнью. Игуменом Исаакием была также устроена книжная лавка – из неудобного помещения в святых вратах ее перевели в более подходящее место и расширили.
Настоятель не уставал заботиться обо всех нуждах обители. Им были приобретены лесные угодья и тем самым решена проблема с дровами для отопления и деревом для строительства, закончена постройка водопровода, куплена болотистая местность и посредством осушительных работ превращена в заливные луга, построен свечной завод. Хороший воск для изготовления свечей – по низким ценам, а иногда и в виде пожертвования – поставлял монастырю племянник настоятеля, с благоговейным почитанием относившийся к обители.
Главными помощниками настоятеля были казначей отец Флавиан и письмоводитель иеромонах Макарий (Струков), не жалевшие сил в трудах на благо монастыря. Игумен Исаакий поощрял стремление отца Флавиана разводить в обители сады и огороды. Места, заваленные прежде мусором, были тщательно расчищены, удобрены и на них посажены фруктовые деревья, устроены грядки.
Но деятельность игумена касалась не только нужд монастыря и братии, при нем паломники в обители встречали поистине отеческую заботу. По распоряжению отца Исаакия было построено новое здание гостиницы и благоустроены старые гостиницы у святых врат. Для монахинь, во множестве приезжавших к старцу Амвросию за советом, было построено отдельное здание, где они могли останавливаться бесплатно. Всем посетителям в книжной лавке бесплатно раздавались иконочки и недорогая душеполезная литература на память о посещении монастыря.
Монастырь поддерживал нуждающихся – и милостыней, и разнообразной помощью. Для странников, убогих и неимущих о. Исаакий построил особое здание странноприимной, где по его распоряжению кормили каждую субботу около 300 человек, раздавая при этом милостыню от 10 до 15 рублей каждому нуждающемуся. Кроме того, каждый день после братской трапезы предлагалась безвозмездно трапеза посетителям. Строевой лес, который после приобретения новых угодий у обители был в достатке, игумен бесплатно давал бедным крестьянским семьям на постройку домов.
Когда отец Амвросий занялся устроением Шамординской обители, он стал часто отлучаться из монастыря, а потом и совсем переселился в Шамордино. Отцу Исаакию, привыкшему, что любимый старец всегда рядом и к нему незамедлительно можно обратиться по любому вопросу, тяжело было в разлуке со своим духовным отцом. Но вслед за отцом Амвросием он стал относиться к Шамордино как к своему детищу, после кончины старца защищал сестер, во всем оказывал им поддержку. Даже когда владыка Виталий, не благоволивший к Шамординской обители, пытался препятствовать той помощи, которую Оптина оказывала подопечному молодому монастырю, игумен Исаакий, не боясь недовольства владыки, продолжал оказывать содействие сестрам обители – направлял туда духовников для окормления сестер, входил во все их нужды.
Многолетняя деятельность игумена Исаакия на благо обители не осталась незамеченной. Неоднократно он был поощрен различными церковными наградами. Но нелицемерное смирение и скромность никогда не позволяли ему превозноситься какими-то отличиями. Когда в 1872 году его хотели возвести в сан архимандрита, он уклонился от этого «повышения», и лишь в 1885 году, уже не спрашивая его согласия, отца Исаакия произвели в архимандриты.
В конце жизни пришлось перенести ему и поношение. Преосвященному Виталию стали поступать доносы, будто оптинский настоятель отец Исаакий за старостью неспособен к управлению монастырем. После дознания и единогласного подтверждения всей братии, что «настоятель их примерный и они желают пребывать под его руководством до самой его смерти», Преосвященный Виталий выдал о. Исаакию письменные на него доносы, обещая строго наказать виновных. Но тот со слезами просил владыку никого не наказывать.
Духовный облик архимандрита Исаакия
Игумен Исаакий, по воспоминаниям, производил впечатление сурового монаха. Он был молчалив, на людях взор его обычно был опущен, впервые видевшие настоятеля даже поначалу побаивались его строгого вида. Но главным его свойством была удивительная простота во всем. В своей повседневной жизни он ничем не выделялся среди братии. Одевался, как и все, – носил старый поношенный подрясник. На трапезу ходил вместе с братией, никогда ему не готовили пищу отдельно. Обстановка его жизни была аскетичная. Отец Исаакий занимал две комнаты в настоятельских покоях – одна служила спальней, другая – молельной. В спальне стояли простая кровать с жесткою постелью и конторка, за которой он занимался делами. На ней стояли часы, доставшиеся ему от архимандрита Моисея, с надписью: «Не теряй времени».
Отец Исаакий избрал лучший способ воспитания и назидания иноков – собственным примером. Его строгость к себе поражала всех. Отец Исаакий вставал в полночь, исполнял положенное в скиту келейное правило и затем уже шел к утрене. Будильщик никогда не заставал его спящим. К ранней обедне он ходил постоянно, поминал во время проскомидии всех своих родственников и благодетелей обители. Во время поздней обедни и после полуденного краткого отдыха принимал посетителей, занимался делами обители, а при первом ударе колокола к вечерне спешил опять в храм. Посты он соблюдал со всей строгостью. На первой седмице Великого поста, даже в старости, всегда сам читал канон Андрея Критского. Постовое богослужение он особенно любил. До последних дней сохранил красивый густой низкий голос, его чтение в храме всегда было отчетливым, внушало благоговение к службе.
Переселившись поневоле в монастырь из скита, отец Исаакий с грустью вспоминал об уединенной жизни. Как-то к нему пришел один из новоначальных, прося определить его в скит. Настоятель, похвалив его намерение, сказал: «Это хорошо. Помоги тебе Господи! Скит – тихое пристанище. Я сам прожил в нем 16 лет и опять пошел бы туда, и оставил бы свое начальство; блаженны дни, которые я провел в скиту».
Занимая высшую должность в монастыре, отец Исаакий никогда не мог позволить себе и мысли принять какое-либо решение без благословения старца. Именно на этом и созидался тот особый оптинский дух, производивший неизгладимое впечатление на всех посетителей монастыря. Подчинение всей братии – от настоятеля до последнего послушника – старцу, это подчинение Божией воле, открываемой через старца. Человеческие рассуждения, помыслы, соображения в разрешении вопросов монашеской жизни, таким образом, исключаются.
Каким путем о. Исаакий достиг благодатного смирения, видно из его слов иноку, спросившему, как победить гордость: «Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится». Сохранились яркие эпизоды, из которых очевидно было, что смирение в душе отца Исаакия действительно уже обратилось в «навык». Однажды совершались в обители похороны. Отец Исаакий не поспел вовремя прийти к могиле и пробирался сквозь густую толпу братии, чтобы проститься с усопшим. Взяв одного из них за рукав, отец Исаакий хотел с его помощью подняться на насыпанную при могиле землю, но тот, не заметив настоятеля, сильно оттолкнул его, так что отец Исаакий чуть не упал, но при этом нисколько не смутился, отошел в сторону и стал смиренно ждать своей очереди. Когда наблюдавшие это посетители выразили свое удивление, некоторые из братии заметили: «Да мы никогда не видали, чтобы он за подобные поступки когда-либо с кого взыскивал; по делам он наш начальник, а так держит себя как брат». Отец Исаакий никогда не выделял никого из братии, чтобы не смутить остальных, но умел незаметно для остальных проявить внимание к немощным, болящим, пожилым монахам, оказывая им помощь и снисхождение.
Игумену Исаакию довелось управлять монастырем, когда в обществе стали распространяться вольнодумие, неповиновение начальству. Поступавшие в обитель нередко были уже заражены этой духовной болезнью своего времени. Отец Исаакий внушал новоначальным необходимость смирения и послушания для христианина. Если провинившийся брат искренно раскаивался, настоятель никогда не припоминал ему вины. Но если послушник проявлял упорство, дерзость, неповиновение, игумен, не смущаясь, исключал его из братии, чтобы не нарушать установившийся порядок и не смущать новоначальных.
Братия очень любила своего игумена, это проявилось и в том, что между собой насельники называли отца Исаакия «дедушкой». Сохранились многочисленные свидетельства молитвенной помощи настоятеля своим подопечным. Многие признавали силу и действенность его слова, часто иноки, входя к нему расстроенными, выходили от «дедушки», забыв все свои скорби. «Какие у нас скорби? – говорил отец Исаакий, – у нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом». Если он обращался к человеку с наставлением, оно всегда было глубоким, мудрым, полезным для души. Одна из образованных посетительниц после беседы с отцом Исаакием спросила: «Батюшка, а в каком университете вы воспитывались?». Удивленный таким неожиданным вопросом, отец Исаакий сообщил ей, что не заканчивал никаких учебных заведений. Когда он рассказал об этом старцу, оба они от души посмеялись над этой сценой.
Последние дни и кончина архимандрита Исаакия
На состоянии отца Исаакия, даже в преклонные годы отличавшегося хорошим здоровьем и бодростью духа, тяжело сказались сначала отъезд старца Амвросия в Шамордино, а затем и его кончина. Все годы настоятельства он был «при старце», руководствуясь его помощью, советами. Эти события повлияли и на дела обители – после смерти старца Амвросия паломников стало меньше, сократились и пожертвования. Поддерживать хозяйство большого монастыря было уже непросто.
Вследствие этих обстоятельств с архимандритом Исаакием случился первый удар, правда, легкий, больной вскоре оправился. Но здоровье его пошатнулось. Он пожелал келейно принять пострижение в схиму, которое совершил братский духовник, скитоначальник отец Анатолий. В июне 1895 года у него началась предсмертная болезнь – дизентерия, настоятель-подвижник начал заметно слабеть и готовиться к исходу. Братия, видя состояние игумена, тяжело переживала его болезнь, насельники стали приходить, чтобы получить последние наставления и напутствия. Старец каждого благословлял иконой, говорил слово на пользу. На просьбу указать своего преемника отвечал: «Матерь Божия Сама укажет вам игумена». Во все время болезни он выслушивал келейное правило, а за две недели до кончины ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. К медицинским средствам он не прибегал, хотя в начале болезни по настоянию братии и пригласил однажды врача из Козельска.
Стояло жаркое лето, больному было душно лежать в келлии, он пожелал быть на воздухе. Его постель поместили во дворе настоятельского корпуса, под тенью большого дерева. Сюда стекались для прощания с ним как братия, так и посетители. Трогательно было видеть подвижника, окруженного толпой народа, с замиранием сердца ожидавшего, когда можно будет подойти к нему под благословение и получить духовное назидание. Последнее его наставление ко всем было следующее: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». Многие из прощавшихся с ним плакали.
20 августа последовал еще один удар, после этого отец Исаакий уже не мог говорить. Его перенесли в настоятельские покои, знаками умирающий выразил желание причаститься Святых Христовых Тайн, что и было исполнено. В таком положении отец Исаакий провел еще два дня, не теряя сознания и постоянно перебирая четки с молитвою. 22 августа в 8 часов вечера он мирно почил о Господе в возрасте 85 лет.
На следующий день тело почившего настоятеля торжественно перенесли в церковь. 24 августа, по совершении Божественной литургии, был совершен чин погребения. Тело новопреставленного архимандрита Исаакия было предано земле в Казанском соборе, у правой стены за клиросом.
Завершим жизнеописание старца Исаакия словами иеромонаха Трифона, произнесенными во Введенском соборе Оптиной пустыни на заупокойной службе в девятый день по кончине архимандрита Исаакия: «Но вот жизненный подвиг его окончен, окончена тяжелая борьба со страстями и похотьми, очищено сердце, пора испытаний прошла... И теперь, уповаем, возлетел он в светлые небесные обители, оставив нам в наследие те начала, какими достигается чистота сердца и зрение Бога – отсечение своей воли и умерщвление страстей подвигами. И пока они будут тверды среди иноков, будет тверда и Оптина пустынь. И в памяти их да утвердятся и укрепятся они в ней навеки. И это будет лучшей ему наградой, ибо верим и надеемся, что и с высоты небесной он будет взирать на чад своей обители и радоваться и веселиться их духовному преуспеянию и исканию себе спасения».
Богослужения
Служба преподобному Исаакию Оптинскому
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
17 июля 2020 года (журнал № 34)
Ме́сяца а́вгуста в 22-й день
Преподо́бнаго Исаа́кия О́птинскаго
На вече́рни
На Го́споди, воззвáх: стихи́ры пра́здника. И преподо́бнаго стихи́ры, глaс 8:
Прииди́те, вси ве́рнии,/ дре́внюю добро́ту мона́шества у́зрим,/ ю́же пропису́ет па́мять богоно́снаго отца́ на́шего Исаа́кия,/ той бо, при исто́чнице уче́ния ста́рческаго насажде́н быв,/ в пусты́нных удо́лиих я́ко фи́никс процвете́/ и, возрасти́в сла́дкия плоды́ воздержа́ния,/ благоуха́нный арома́т доброде́тели источи́./ Ны́не же, ра́йския добро́ты наслажда́яся,/ мо́лит Христа́ Бо́га// поми́ловатися душа́м на́шим.
Преподо́бне о́тче Исаа́кие,/ ум горе́ вознося́,/ на земли́ послуша́нию до́бре прилежа́л еси́,/ хле́бы же иску́сно свои́ма рука́ма испека́я,/ богодухнове́нными глаго́лы, я́ко хле́бом духо́вным,/ ча́да твоя́ оби́льно напита́л еси́/ и, сладкогла́сно в хра́ме слу́жбу Бо́жию со тща́нием соверша́я,/ на высоту́ созерца́ния возше́л еси́./ Ны́не же, со А́нгельскими чи́ны ликовству́я,/ моли́ Христа́ Бо́га,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Преподо́бне о́тче Исаа́кие,/ ве́рный учениче́ Христо́в,/ иску́сный устрои́телю вертогра́да О́птинскаго,/ до́брый де́лателю любому́дрия мона́шескаго,/ ча́да Бо́жия святооте́ческими уче́нии напита́вый,/ ны́не не преста́й моли́тися Го́сподеви/ дарова́ти душа́м на́шим умиле́ние// и оби́тели твое́й благоустрое́ние.
Сла́ва, глaс 1:
Небе́сным чино́м подража́я,/ с ли́ки преподо́бных сочета́лся еси́, о́тче Исаа́кие,/ у́мную моли́тву в се́рдце утверди́в,/ о́браз ученико́м твои́м был еси́,/ простото́ю и смиренному́дрием настоя́тельство украси́в,/ му́дре бра́тию в Ца́рствие Бо́жие упра́вил еси́./ Те́мже любо́вию чту́щим святу́ю па́мять твою́,/ испроси́ у Христа́ Бо́га/ оби́тели О́птинстей Небе́сный покро́в и заступле́ние// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
И ны́не, пра́здника, глас то́йже: Подоба́ше самови́дцем:
Вход. Проки́мен дне. И чте́ния преподо́бническая 3:
На лити́и стихи́ра хра́ма.
Сла́ва, преподо́бнаго, глас 5:
Воспо́йте, лю́дие, воспо́йте,/ Исаа́кия ста́рца на́шего,/ днесь бо пресве́тлую ду́шу свою́/ в пречи́стеи ру́це Бо́га предае́т,/ Его́же мо́лит непреста́нно// дарова́ти оби́тели мир и ве́лию ми́лость.
И ны́не, пра́здника.
На стихо́вне стихи́ры, глас 2.
Подо́бен: До́ме Евфра́фов:
Сладкогла́сно слу́жбу Бо́жию соверша́я/ и в молча́нии моли́тве непреста́нней поуча́яся,/ дом Ду́ха Свята́го себе́ соде́лал еси́,/ преподо́бне о́тче Исаа́кие,// моли́твенниче о душа́х на́ших.
Стих: Честна́ пред Го́сподем// смерть преподо́бных Его́.
Нача́ло и́ноческому исправле́нию/ во благообра́зии вне́шнем полага́я,/ де́ланию вну́треннему бра́тию науча́л еси́,/ преподо́бне о́тче Исаа́кие,// да не яви́мся мона́си то́кмо одея́нием.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех,// я́же воздаде́ ми?
Простото́ю и му́дростию/ от Бо́га укра́шен быв,/ умо́м Того́ лицезре́л еси́,/ Исаа́кие, ста́рче преди́вный,// преподо́бных отце́в сожи́телю.
Сла́ва, глас 4:
Я́ко дре́вний патриа́рх,/ от ю́ности пра́ведное житие́ проводя́,/ бога́тство духо́вное стяжа́л еси́/ и, я́ко до́брый па́стырь,/ на па́жити святооте́честей/ о́вцы твоя́ воспита́л еси́,/ от кла́дязя воды́ живы́я тех напая́я/ и мы́сленныя во́лки жезло́м моли́твенным отгоня́я,/ те́мже вси зове́м:/ о́тче наш Исаа́кие,// сохрани́ и ны́не ста́до твое́ невреди́мо.
И ны́не, пра́здника.
Тропа́рь, глас 1:
По́стническими укра́шен добро́тами,/ ко́рмчий изря́ден мона́шествующим был еси́,/ чистото́ю и простото́ю Ду́ха благода́ть стяжа́в,/ О́птинскаго ста́рчества яви́лся еси́ украше́ние./ Сего́ ра́ди зове́м тебе́, Исаа́кие:/ сла́ва просвети́вшему тя Христу́,/ сла́ва укре́пльшему тя,// сла́ва подаю́щему тобо́ю нам исцеле́ния.
На у́трени
По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 1:
По́стническому ли́ку сочета́вся, преподо́бне Исаа́кие, о земны́х и тле́нных наслажде́ниих небре́гл еси́, труды́ же воздержа́ния и сле́зы покая́ния Христу́ принесы́й, врага́ ро́да челове́ческаго посрами́л еси́. Те́мже па́мять твою́ све́тло пра́зднующих от вся́ких бед сохрани́ моли́твами твои́ми.
Сла́ва, и ны́не, пра́здника.
По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 1:
От собла́знов жите́йских, и́ноков смуща́ющих, и страсте́й треволне́ния изба́ви ста́до твое́, Исаа́кие богому́дре, путе́м бо те́сным в ра́йскую широту́ дости́гл еси́ и отту́ду подае́ши по́мощь тя почита́ющим.
Сла́ва, и ны́не, пра́здника.
По полиеле́и седа́лен, глас 8:
Стра́сти плотски́я мече́м воздержа́ния посе́кл еси́ и смире́нными коленопреклоне́ньми главу́ зми́еву сокруши́л еси́, преподо́бне о́тче Исаа́кие. Сего́ ра́ди со дерзнове́нием вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га просвеще́ния нам дости́гнути, любо́вию чту́щим святу́ю па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не, пра́здника.
Степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Честна́ пред Го́сподем// смерть преподо́бных Его́. Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми? Вся́кое дыха́ние: Ева́нгелие от Матфе́я, зача́ло 43.
По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:
Нра́вом ти́хий,/ кро́ткий и смире́нный се́рдцем,/ преподо́бне о́тче Исаа́кие,/ ты, от Го́спода дар сове́та и прему́дрости восприи́м,/ до́бре и́ноком оби́тели Пречи́стыя Богоро́дицы послужи́л еси́,/ днесь же, Тоя́ Успе́нию пра́зднуему,/ блаже́нный поко́й души́ твоея́ обре́л еси́// и успе́ние со святы́ми.
Кано́н преподо́бнаго, его́же краегране́сие: Песнохва́лится про́сто Исаа́кия красота́. Глас 8.
Песнь 1
Ирмо́с: Во́ду проше́д я́ко су́шу,/ и еги́петскаго зла избежа́в,/ изра́ильтянин вопия́ше:// Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Пе́сненный вене́ц тебе́ тщу́ся соплести́, усе́рдствуй же, о́тче, моли́твою твое́ю и пода́ждь благоле́пно воспе́ти твоея́ простоты́ вели́кую красоту́.
Ева́нгельским нра́вом изде́тска обогати́вся, от суеты́ мирски́я уклони́лся еси́ и, я́ко му́дрый купе́ц, пучи́ну премину́в собла́знов, в приста́нищи и́ночестем до́брый би́сер обре́л еси́.
Смиренному́дрием украси́в главу́ твою́ и послуша́нием прилежа́в вели́ким ста́рцем, духо́вному худо́жеству научи́лся еси́, те́мже и мно́гим лю́дем до́брый наста́вник яви́лся еси́.
Богоро́дичен: Но́сиши на рука́х Твои́х, Де́во Всепе́тая, Христа́, Со́лнце Пра́вды, И́же зе́млю просвети́ богозна́ния луча́ми и к Све́ту Невече́рнему наста́ви нас.
Песнь 3
Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди,/ и Це́ркве Зижди́телю,/ Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й,/ жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние,// еди́не Человеколю́бче.
О́тче преподо́бне, ста́рчества О́птинскаго досто́йный прее́мниче! Ты, во главу́ оби́тели поста́влен быв и игу́менский крест, я́ко корми́ло духо́вное, восприи́м, мно́гия и́ноки в Ца́рствие Христо́во му́дро упра́вил еси́.
Христа́ изде́тска возлюби́в, ве́ру апо́стольскую и любо́вь оте́ческую стяжа́в, а́нгельски на земли́ пожи́л еси́, свя́те Исаа́кие, ны́не же с ли́ки преподо́бных Бо́га прославля́еши.
Ве́рен быв заве́том ста́рцев О́птинских и оби́тель твою́ благоче́стием украси́в, ду́ши, вве́ренныя тебе́, Исаа́кие преподо́бне, испове́данием по́мыслов и слеза́ми покая́ния очища́ти науча́л еси́.
Богоро́дичен: Ада́мова ме́ртвость Тобо́ю оживотвори́ся, Богоневе́стная, зачала́ бо еси́ без се́мене Христа́, всех Воскресе́ние, те́мже истле́вшии во гробе́х улуча́ют безсме́ртия наде́жду Твои́ми, Де́во, моли́твами.
Конда́к и и́кос пра́здника.
Седа́лен, глас 8:
Я́ко житие́ твое́ све́тло бысть, преподо́бне, поще́ния ра́ди, та́ко яви́ся пресве́тло и успе́ние твое́, Христа́ бо просла́вил еси́ я́ве де́лы твои́ми, сия́я мно́гая ле́та му́дростию ста́рческою, о́вцы же Христо́вы во благоче́стии упа́сл еси́, мы́сленныя та́ти дале́че прогна́в, богому́дре. Те́мже моли́ся Христу́, преподо́бне Исаа́кие, грехо́в оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию па́мять твою́.
Сла́ва, и ны́не, пра́здника.
Песнь 4
Ирмо́с: Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ Ты моя́ и си́ла,/ Ты мой Бог, Ты мое́ ра́дование,/ не оста́вль не́дра О́тча,/ и на́шу нищету́ посети́в./ Тем с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти:// си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Любо́вию безмо́лвия взыску́я и послуша́нию прилежа́, Исаа́кие богоблаже́нне, я́ко ве́рный учени́к Христо́в, в себе́ запечатле́л еси́ нрав ева́нгельский, те́мже и наста́вник яви́лся еси́ прему́дрый.
Истонча́я ве́лиим посто́м плоть твою́, стра́сти душетле́нныя усмири́л еси́ и ду́шу твою́ слеза́ми покая́ния омы́л еси́. Моли́ о нас, преподо́бне, да скве́рны грехо́вныя очи́стимся.
Терпе́нием вооружи́вся, богому́дре, воздержа́нием стре́лы вра́жия отрази́л еси́ и, моли́твою ум окрыли́в, ловле́ния вра́жия избе́гл еси́. Помози́ и нам, преподо́бне, се́тей лука́ваго избе́гнути.
Богоро́дичен: Сотвори́ Тебе́, Де́во, вели́чие Си́льный и свя́то и́мя Его́, И́же в ложесна́ Твоя́ вшед, Плотоно́сец на земли́ яви́ся и ми́ра Засту́пницу Тя показа́.
Песнь 5
Ирмо́с: От но́щи неве́дения/ по душелови́тельному пути́ при́сно блудя́щаго,/ Све́том ра́зума Твоего́, Го́споди, преднаставля́я мя,// на стезю́ за́поведей Твои́х напра́ви.
Я́ко све́тлая свеща́, преподо́бне Исаа́кие, от любве́ ста́рцев О́птинских возже́глся еси́ и све́том богоразу́мия ду́ши приходя́щих к тебе́ просвети́л еси́.
Простото́ю нра́ва и чи́стым се́рдцем украси́вся, житие́м добронра́вным просия́л еси́, блаже́нне, и мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́. Научи́ и нас путе́м за́поведей Госпо́дних пра́во ходи́ти.
Ре́вность по благоче́стии име́я и игу́менскою вла́стию облече́н, любому́дрие мона́шеское с прилежа́нием насажда́л еси́, о́тче, и кро́ткими обличе́ньми и́ноки вразумля́л еси́.
Богоро́дичен: От Твои́х ложе́сн, Де́во Пречи́стая, Богоро́дице, Со́лнце Пра́вды возсия́, и нощь лука́вых страсте́й отбеже́, у́тро же благоче́стия просия́.
Песнь 6
Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду,/ и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́,/ я́ко зол душа́ моя́ испо́лнися,/ и живо́т мой а́ду прибли́жися,/ и молю́ся я́ко Ио́на:// от тли, Бо́же, возведи́ мя.
Свы́ше власть прии́м вяза́ти и реши́ти, о́тче Исаа́кие, соу́зом любве́ бра́тство твое́ связа́л еси́ и, к лу́чшему простира́яся соверше́нству, моли́тву те́плую ко Го́споду возноси́л еси́.
Твоя́ простота́, о́тче Исаа́кие, обличи́ хитреце́в неве́жество, чистота́ же души́ привлече́ А́нгел мно́жество, ум бо Христо́в стяжа́л еси́, мирско́е худо́жество я́ко сор вменя́я.
Оби́тели Ша́мординския благопопечи́тель изря́ден и О́птинскаго ста́рца Амвро́сия сотаи́нник богому́дрый быв, моли́твенник усе́рдный о па́стве твое́й яви́лся еси́, Исаа́кие.
Богоро́дичен: Испо́лнен храм Твой, Богоро́дице, песнопе́ний духо́вных, я́ко ны́не па́мять преподо́бнаго приспе́, и́же мощьми́ зде упоко́ися и ду́хом неотсту́пно пребыва́ет. Те́мже ра́дуйся, зове́м Ти, Де́во Чи́стая, преподо́бных похвало́.
Конда́к, глас 3:
А́нгельскому чи́ну подража́я,/ плоть твою́ ду́хови покори́л еси́,/ смире́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ изря́дный наста́вник па́стве твое́й яви́лся еси́,/ Исаа́кие о́тче богому́дре,/ Христа́ Бо́га моли́/ благоче́стие Оте́честву на́шему дарова́ти// и спасе́ние душа́м на́шим.
И́кос:
Све́тлых по́двигов твои́х заря́ осиява́ет ны́не храм сей, богому́дре Исаа́кие, я́ко мощьми́ честны́ми зде почи́л еси́, благоче́стия о́браз нам показу́я, и, я́ко неугаси́мую лампа́ду, вжегл еси́ моли́тву твою́ непреста́нную, оте́ческою любо́вию вся ча́да твоя́ согрева́я. Те́мже ко предста́тельству твоему́ притека́ющим утвержде́ние во благоче́стии испроси́ и спасе́ние душа́м на́шим.
Песнь 7
Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы,/ в Вавило́не иногда́,/ ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша пою́ще:// отце́в Боже, благослове́н еси́.
Све́тел по́мысл име́я и разсуди́телен, богому́дро па́ству твою́ упа́сл еси́, Исаа́кие о́тче наш, и от кла́дязя живо́творных оте́ческих писа́ний о́вцы твоя́ напоя́л еси́.
А́ще и мно́гими почестьми́ окруже́н и са́ном игу́менским укра́шен был еси́, о́тче Исаа́кие, оба́че, тяготу́ и́ноческаго жития́ люботру́дно подъе́м, о́браз смире́ния и братолю́бия и́ноком показа́л еси́.
А́нгельски на земли́ пожи́в, лице́ Христо́во лице́м твои́м зре́ти сподо́бился еси́, блаже́нне, и, ли́ку преподо́бных сочета́вся, вку́пе с ни́ми прославля́еши Триипоста́сное Божество́.
Богоро́дичен: Ко Твое́й непобеди́мей по́мощи прибега́ем, Богоро́дице, изба́ви оби́тель Твою́ от ересе́й и нестрое́ний, да благоче́стно сла́вится в ней Пречестно́е и́мя Бо́га отце́в на́ших.
Песнь 8
Ирмо́с: Благослови́те, о́троцы,/ Тро́ицы равночи́сленнии,/ Соде́теля Отца́ Бо́га,/ по́йте снизше́дшее Сло́во/ и огнь в ро́су претво́ршее/ и превозноси́те всем жизнь подава́ющаго// Ду́ха Всесвята́го во ве́ки.
Исцеле́ния ны́не источа́ет свяще́нная ра́ка моще́й твои́х, о́тче Исаа́кие, и притека́ющии к ней с ве́рою здра́вие улуча́ют душа́м и телесе́м си́лою на тебе́ почи́вшаго Ду́ха Всесвята́го.
Я́ко домоправи́тель иску́сен, подо́бник Моисе́евых дел яви́лся еси́, преподо́бне, ста́рчества О́птинскаго утверди́телю и в нощи́ безпу́тия блужда́ющим ве́рный указа́телю.
Кро́тостию украси́вся, богоблаже́нне Исаа́кие, бра́тию оте́чески возлюби́л еси́ и, изря́дное показа́в милосе́рдие, мно́гое утеше́ние скорбя́щим пода́л еси́.
Богоро́дичен: Ра́дуйся, све́тлая Сло́ва пала́то, ра́дуйся, ча́ше Животворя́щия воды́, по вся дни напая́ющая ве́рных, ра́дуйся, Богома́ти, Предста́тельнице пою́щих Тя.
Песнь 9
Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу/ Тя испове́дуем,/ спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая,// со безпло́тными ли́ки Тя велича́юще.
А́нгельскими чи́нми ны́не окруже́н, в го́рняя взя́лся еси́ с преподо́бными ста́рцы О́птинскими, о́тче Исаа́кие, я́ко ми́ра красоту́ презре́л еси́ и по́двиги по́стническими украси́лся еси́.
Светоза́рен яви́ся днесь день преставле́ния твоего́, о́тче досточу́дне, во́ньже подае́ши изря́дную по́мощь и предста́тельствуеши пред Бо́гом о ве́рою и любо́вию чту́щих тя.
О́птинскаго вертогра́да дре́во многопло́дное яви́лся еси́, о́тче, те́мже и ны́не, духо́вными плоды́ ве́рных насыща́я, исцеле́ния оби́льная источа́еши с те́плою моли́твою притека́ющим к ра́це моще́й твои́х.
Тро́ичен: Тро́ицы изря́днии уго́дницы яви́шася преподо́бнии ста́рцы О́птинстии, Отца́ бо вои́стину почто́ша, Сы́ну изря́дно порабо́таша и Ду́ха Свята́го стяжа́ша, я́ко сосу́ди богоприя́тнии.
Богоро́дичен: А́нгелов Творе́ц, Сын и Бог Твой, лю́ди спасе́, во гресе́х зле погиба́ющих, те́мже Тя, Де́во Чистая, с безпло́тными ли́ки велича́ем.
Свети́лен:
Я́ко со́лнце, вели́чием по́двигов твои́х возсия́л еси́, о́тче преподо́бне, и, све́том доброде́телей озари́в преде́лы земли́ Ру́сския, преше́л еси́ к Све́ту Невече́рнему, те́мже вопие́м ти: просвети́ на́ша помышле́ния и на путь покая́ния наста́ви.
Сла́ва, и ны́не, пра́здника.
На хвали́тех стихи́ры, глас 1.
Подо́бен: Небе́сных чино́в:
Небе́сных чино́в дости́гл еси́/ и венце́м безсме́ртия украси́лся еси́,/ и́мже увязе́ тя десни́ца Всевы́шняго,/ по́двигов ра́ди, я́же на земли́ подъя́л еси́,/ Исаа́кие, преподо́бне о́тче наш,// моли́ о душа́х на́ших.
Тве́рдым щито́м ве́ры/ и кре́пкою броне́ю пра́ведности/ угаси́л еси́ стре́лы разжже́нныя лука́ваго/ и све́тлым мече́м благоче́стия/ пле́велы страсте́й посе́кл еси́, во́ине Христо́в Исаа́кие,// и ны́не спобо́рствуй нам си́лу вра́жию прогна́ти.
О́тче преподо́бне Исаа́кие,/ благода́ти сосу́де избра́нный,/ ты, еле́ем моли́тв умягча́я грехо́вныя ра́ны чад свои́х,/ к подвиго́м благоче́стия тех подвиза́л еси́,/ и́стинней любви́ к Бо́гу и бли́жнему науча́я,// те́мже не оста́ви и нас попече́нием твои́м.
Сла́ва, глас 3:
Днесь све́тло сия́ет па́мять твоя́,/ о́тче наш Исаа́кие,/ а́нгельским бо украси́вся благоле́пием,/ па́стырь изря́ден мона́хом яви́лся еси́/ и, благоче́стием пресве́тло просия́в,/ богому́дрием всех притека́ющих к тебе́ озари́л еси́./ Те́мже и ны́не просвети́ нас,/ чту́щих святу́ю па́мять твою́,/ и научи́ благоче́стно почита́ти// Тро́ицу Святу́ю и Неразде́льную.
И ны́не, пра́здника.
Славосло́вие вели́кое, и отпу́ст.
На Литурги́и слу́жба пра́здника, и преподо́бнаго.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
По́стническими укра́шен добро́тами,/ ко́рмчий изря́ден мона́шествующим был еси́,/ чистото́ю и простото́ю Ду́ха благода́ть стяжа́в,/ О́птинскаго ста́рчества яви́лся еси́ украше́ние./ Сего́ ра́ди зове́м тебе́, Исаа́кие:/ сла́ва просвети́вшему тя Христу́,/ сла́ва укре́пльшему тя,// сла́ва подаю́щему тобо́ю нам исцеле́ния.
Перевод: Воздержания украшен совершенствами, кормчим превосходным для монашествующих был, чистотой и искренностью дар Духа получив, Оптинского старчества стал украшением. Поэтому взываем к тебе, Исаакий: слава просветившему тебя Христу, слава укрепившему тебя, слава подающему через тебя нам исцеления.
Кондак, глас 3
А́нгельскому чи́ну подража́я,/ плоть твою́ ду́хови покори́л еси́,/ смире́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ изря́дный наста́вник па́стве твое́й яви́лся еси́,/ Исаа́кие о́тче богому́дре,/ Христа́ Бо́га моли́/ благоче́стие Оте́честву на́шему дарова́ти// и спасе́ние душа́м на́шим.
Перевод: Ангельскому чину подражая, плоть твою духу покорил, смиренным же сердцем любовь Христову получив, превосходным наставником пастве твоей стал, Исаакий отец богомудрый, Христа Бога моли благочестие Отечеству нашему даровать и спасение душам нашим.
Проповедь дня
- Митр. Трифон (Туркестанов). Настоятель Оптиной Пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?