Житие преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского
Преподобный Исаак Сирин родился в восточной Сирии приблизительно в начале VI века. В молодости он поступил в обитель Мар Матфея вместе с родным братом. Численность этой обители в своё время насчитывала до семи тысяч монахов. Достигнув должной степени совершенства, преподобный Исаак удалился в пустыню ради безмолвия, а его брат стал игуменом этого монастыря и в своих письмах постоянно уговаривал брата вернуться в обитель ради пользы других монахов. Когда слава о подвижнике достигла Ниневии, жители этого города захотели, чтобы прп. Исаак стал их епископом. После многих уговоров, вопреки своему желанию, он подчинился воле Божией и принял священный сан. Однажды два человека, имеющих между собой тяжбу, пришли к преподобному с просьбой разрешить их спор, касавшийся возмещения долга. Однако они не приняли его совета простить друг друга, как учит святое Евангелие. На что прп. Исаак ответил: «если здесь нет места Евангелию, тогда что мне здесь делать?» Оставив кафедру, он тайно удалился в пустыню, вернувшись к подвигам возлюбленного безмолвия. Скончался преподобный отец в VII веке.
Среди сирийских аскетических писателей прп. Исаак, пожалуй, имеет не меньшее значение, чем прп. Ефрем Сирин. Творениями святого Исаака вдохновлялось не одно монашеское поколение. Первый и самый древний перевод с сирийского на греческий язык его слов был сделан в Лавре св. Саввы Освященного на рубеже VIII-IX веков. С этого времени его творения становятся излюбленным чтением не только среди монахов, но и у благочестивых мирян. На славянский язык творения прп. Исаака были переведены прп. Паисием (Величковским). С этого перевода в 1854 г. в Оптиной Пустыни прп. Макарием Оптинским было подготовлено издание их перевода на русский язык, благодаря чему русский читатель впервые смог познакомиться с возвышенными творениями прп. Исаака Сирина. Эпистолярное наследие преподобных Оптинских Старцев свидетельствует о том, что в духовной жизни они руководствовались, главным образом, сочинениями преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.
Следует иметь в виду, что сирийских писателей с именем Исаак было несколько и их необходимо отличать от прп. Исаака, епископа Ниневийского. Так, например, есть епископ Исаак из Бет Катрайя и другой Исаак из монастыря Раббан Ишо. Это, несомненно, несторианские писатели и суть еретики. В рукописной традиции писания этих двух авторов иногда умышленно, а иногда непреднамеренно (вследствие идентичности имён), стали усваивать прп. Исааку Сирину, еп. Ниневийскому. Таким образом, произошла путаница как в сочинениях, принадлежащих этим авторам, так и в их жизнеописаниях. Впоследствии это привело к тому, что прп. Исаака, еп. Ниневийского, стали считать несторианским писателем. Этому заблуждению не подобает внимать православным христианам, так как сей святой отец жил на сто лет раньше вышеупомянутых несторианских писателей, то есть в VI веке. Также должно знать, что так называемый второй том, который приписывают прп. Исааку Сирину, не полностью является его сочинением, но в нём есть трактаты, которые были вставлены позже и, возможно, умышленно. Это суть следующие слова: 3, 11, 14, 38, 39, 40, 41, они содержат еретические учения и их не только не подобает читать, но их должно исторгать, как исторгают плевелы из пшеничного поля.
Святителем Феофаном, затворником Вышинским, была составлена следующая молитва преподобному Исааку Сирину:
«Преподобне отче Исааче! Моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи и введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да, ею окриляемые, возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас». Аминь.
Иеромонах Никон (Скарга)
Повествование о сем великом святом мар Исхаке
Было рождение его в восточной области из рода сирийского. И был у него младший брат. Стали подвизаться он и брат его в святой обители Мар-Маттай, большом общежитии. Они выделились своей мудростью и постническим усердием, брат его был сделан настоятелем монастыря и руководителем иноков. Сам же святой мар Исхак после того, как навык обычаям общежительства, удалился в келью, расположенную вдали от монастыря, и там всего себя предал безгласию и уединению, ни единого человека не встречая. Брат же его усердно писал ему в письмах, чтобы он вернулся в общежитие, но он пребыл твердым в этом.
И вот, когда слава о его мудрости и святости распространилась, он был избран на престол Ниневийский. И в первый же день, когда сидел он в епископской келье, пришли к нему двое тяжующихся. Один из них требовал от другого возврата долга, а тот признавал долг, но просил себе отсрочки, чтобы собрать сумму. Говорит на это нечестивый сей богач: «Если он не отдаст мне деньги, я обращусь к судье». Святой Исхак отвечал ему и сказал, что Святое Евангелие учит совсем не требовать того, что взято, значит, тем более нужно подождать, пока должник не справится со своим долгом. Но нечестивец на это отвечал: «Не надо разговоров о Евангелии!»
Сказал мар Исхак: «Если они Евангелия не слушают, что пришел я сюда делать?» Увидел святой, что епископские дела препятствуют уединённой жизни. И ушёл он с епископства, и удалился в святую скитскую пустыню, где и жил до самой смерти, достигнув высочайшего совершенства в святой жизни. Он был учителем и наставником для всех иноков и податель спасения каждому. Он написал возвышенным стилем четыре книги об иноческой премудрости.
Да хранит нас его благословенная молитва, аминь! Сей святой жил в начале седьмой тысячи лет от сотворения мира.