священник Серафим Сеппала

Ангелология св. Исаака Сирина

Источник

Содержание

Происхождение и онтология Небесная иерархия Недостатки ангелов Действия ангелов среди людей Ангелы и подвижники во взаимодействии Ангельская мистика  

 

Размышление об ангелах часто выдается за самую искусственную тему, которой богословы когда-либо уделяли внимание, – подлинный образчик схоластического упражнения. Как бы то ни было, я избрал эту тему по основаниям прямо противоположным. Хорошо ли, плохо ли, но ангелы в высшей степени популярны сегодня на Западе1. На самом деле при чтении лекций вне университета и вне Церкви она представляется одной из самых любимых тем в настоящее время.

Творения св. Исаака Ниневийского исключительно плодотворный источник для изучения ангелологии. Что касается количества, ангельские сущности появляются более 170 раз в 118 главах его опубликованных писаний. Слова, обозначающие ангелов (по-сирийски: ܥܝܪܐ ..īrā или ܡܠܐܟܐ mal..аḵā), встречаются около 155 раз вдобавок к серафимам и херувимам (каждый по 8 раз)2. Частотность довольно высокая. Что более важно, большинство упоминаний представляют собой не просто риторические украшения или библейские аллюзии, как это бывает в святоотеческой литературе. В творениях прп. Исаака содержится широкая и глубокая ангелология. Особенно примечательны среди всей святоотеческой литературы его понятия о внутренней жизни ангелов.

Свой доклад я начну с онтологических понятий, затем перейду к действиям ангелов и закончу мистицизмом ангелологии.

Однако в случае ангельских сущностей, как мы увидим, трудно провести четкую разделительную линию между онтологией и деятельностью3.

Происхождение и онтология

Каким точно образом появились ангелы, представляется до некоторой степени открытым вопросом в иудео-христианской традиции, но их онтологический статус очевиден: они тварные сущности с особым положением в творении. В Предании Церкви ангелы изображаются как исхождения от Бога, как «свет от Света». Подобным же образом прп. Исаак утверждает, что ангелы сотворены из ничего4, но не обсуждает сотворения или его времени в деталях. Отсутствие такого рассуждения без сомнения объясняется духовной и эсхатологической ориентацией прп. Исаака. Действительно, теории о сотворении ангелов являются, по сути, абстракциями и производными от того факта, что они переживаются и встречаются как сущности, исполненные света, при том что на этот счет нет ясного библейского взгляда5.

Главным принципом прп. Исаака является то, что ангельские сущности походят на Бога насколько это возможно6: они богоподобны по своему характеру в той мере, в которой тварные сущности таковыми могут быть. Вот почему человек может чувствовать в ангелах силу божественной святости7 и вот почему ангелы часто становятся объектами чрезмерного поклонения в различных традициях, таких, как ранний иудаизм, христианство в Эфиопии или Византии или религиозные практики в постмодернистской Европе.

Богоподобие указывает на совершенство. Как небесных и богоподобных созданий, ангелов можно назвать совершенными, однако само совершенство – это относительное понятие, логика которого подразумевает, что не может быть совершенства per se, но только по отношению к определенным, конкретным существам. Более того, совершенство – не законченное состояние: согласно Исааку, в совершенстве можно возрастать. Вот почему прп. Исаак мог считать ангелов совершенными и в то же время утверждать, что человек может достичь даже более высокого совершенства8. Действительно, ангелы, несмотря на свое совершенство, небезошибочны или непогрешимы9.

В чем тогда заключается совершенство ангелов? Прп. Исаак подчеркивает, что ангелы не подлежат изменению, переменам; это одно из наиболее принципиальных отличий в сравнении с человеческими существами, у которых даже самые ангелоподобные могут меняться10. Поэтому одной из самых восхитительных и завидных черт ангельского существа является устойчивость.

И вот почему в случае ангелов их деятельность представляет собой беспрерывное проявление своей сущности и, следовательно, их онтология и действия находятся в прочной гармонии, составляющей одно неразрывное единство. Поэтому не следует подчеркивать различие между онтологией и деятельностью ангелов. По сути, факт человеческого существования выглядит несколько ненормально с ангельской точки зрения. Большая часть того, что мы делаем, не согласуется с нашей глубинной природой, и именно эта странность создает необходимость самого различия между онтологией и действиями, т. е. между данной природой и практическими функциями.

Следует также отметить, что ангельские сущности – это не просто, так сказать, «бессодержательная деятельность», т. е., ангелы не только безличные орудия действия Бога, но активные субъекты, обладающие в самих себе силой и способностью выполнять указания Бога11. Это не самоочевидно; с иудейской точки зрения, разработанной раввинскими академиями неподалеку от Ниневии, ангелы сотворены только для одного действия или только на один день, и затем они исчезают12.

Более того, ангелы – сущности нематериальные, бесплотные силы, как их называют в церковной традиции13. Прп. Исаак применяет эту идею, рассуждая об их внутренних функциях, а именно – их восприятие нематериально, и в этом смысле трансцендентно: они слышат, говорят, разговаривают и движутся, но слух, речь, разговор и движение происходят без какого-либо физического или чувственного действия, не говоря уже о телесных органах14.

Небесная иерархия

Разделение ангелов на девять категорий является в православном богословии устоявшейся нормой. Поэтому хорошо бы вспомнить, что в раннюю святоотеческую эпоху до времени прп. Исаака это было необязательно так. Самые первые перечни ангелов различаются в деталях15, а некоторые первые отцы Церкви, например, Феофил Александрийский (ум. 412 г.) в своей полемике против Оригена был того мнения, что мы просто не знаем, какой чин ангелов выше других16.

Однако прп. Исаак подтвердил теперь уже традиционный порядок девяти чинов ангельских сущностей в трех триадах, приняв основное содержание «Небесной иерархии» Дионисия Ареопагита (VII 2)17. Тем не менее, он говорит также, что существование высших ангельских чинов многообразно, и чины включают различные деления и меняющиеся положения18.

Ангельские сущности по прп. Исааку (Слово 17)


Чин Сирийский Греч/иудейское происхождение Характер по Исааку Функция по Исааку
Престолы ܡܘ̈ܬܒܐ mawtḇē θρόνος/-οι (cf. אוֹפַנִּים) Высшие святые, особая честь Богоносные, Божий покой
Херувимы ܟܖ̈ܘܒܐ krūḇē כְּרוּבִים Многоглазые Носители Божественного
Серафимы ܣܖ̈ܦܐ srāpē שְׂרָפִים Многокрылые, огненные, могучие, стремительные, властные Славословие (sanctus), исполнение воли Божией
Господства ܡܖ̈ܘܬܐ mārawāṯā κυριότης/- τητες Власть над земными царствами
Силы ܚܝ̈ܠܐ ḥaylē δύναμις/-εις Воплощение в реальность
Власти ܫܘ̈ܠܬܢܐ šulṭānē ἐξουσία/-αι Власть над народами и людьми
Начала ܐܖ̈ܟܘܤ ʔarkos ἀρχή/-αί Начальство в воздухе
Архангелы ܖ̈ܫܝ ܡܠܐܟ̈ܐ rēšay malˀaḵē ἀρχάγγελος/-οι רַבֵּי־מַלְאָכִים
Ангелы ܡܠܐܟ̈ܐ malˀaḵē ἄγγελος/-οι מַלְאָכִים Богоподобные, совершенные и т.д. Защита, охранение, доставление посланий, просвещение

Защита, охранение, доставление посланий, просвещение

Деление указывает на определенные функциональные принципы. В высшем чине сущности именуются согласно их отношениям с Богом; во второй триаде, которая обычно считается самой неясной, имена указывают на силу власти; в третьей триаде имена подразумевают практические функции. Но то, что говорится об «ангелах», более или менее относится ко всем девяти чинам. Поскольку «ангелы» всего лишь низший чин в иерархии, имеет смысл использовать «ангельские сущности», когда есть необходимость подчеркнуть, что это относится ко всем девяти чинам.

Прп. Исаак излагает некоторые из общих принципов того, как различаются и действуют чины. Иерархия здесь и количественная и качественная. Чем выше чин, тем меньшее число ангельских сущностей он содержит. У высших чинов всегда в их природе больше власти, больше разумения (ܣܘ̈ܟܠܐ, sukkālē), больше уникальности и больше способности понимать мудрость Божию. Высшие сокрыты от тех, кто ниже их, отличаются своими внутренними качествами просвещенности.

«Всякая умопредставляемая сущность (ܐܘܣܝܐ, ʔusya) не из вне себя заимствует то, что составляет собственное ее отличие; напротив того, внутри ее движений определено сие отличие, то есть может она непосредственно вступить в большую светлость к приятию первого света или соделаться подобной другому чину, который, очевидно, разнствует не местом, но чистотою приятия и превосходства, или сообразно с умственною мерою по степени приятия горних мановений и сил»19.

Довольно заметны, с точки зрения прп. Исаака, различия между чинами в ведении20. Однако они составляют гармоничное целое, в котором каждый чин направляет тех, кто ниже21. Но высокое или низкое положение не означает строго очерченной позиции в пространстве, а прежде всего величину духовного ведения22.

Изложенная прп. Исааком ангельская иерархия действует совершенно не так, как большинство земных иерархий (например, армия), в которых внешний порядок является строгим, однако внутри структуры нижестоящие могут презирать и высмеивать вышестоящих за их спиной. Более того, представляется, что в мире ангелов авторитет не порождается односторонне самой по себе величиной духовного ведения: низшие подчиняются высшим по самой своей природе, и это тоже порождает авторитет высших. Другими словами, поскольку ангельские сущности лишены себялюбия и тщеславия, авторитет является естественным побегом, растущим также снизу, а не что-то, что надо насаждать или требовать сверху.

Интересно, что в ангельском мире прп. Исаака идет постоянное динамичное движение к высшим чинам, которое должно происходить, пока низшие не достигнут Того, Кто есть «глава творения». Прп. Исаак не говорит, означает ли это на самом деле возведение ангелов в более высокий чин или просто рост просвещенности и совершенства в каждом чине, что звучит более разумно23. Ведь все ангелы ориентированы строго в направлении высочайшей вершины, которая, добавляет прп. Исаак, не означает Творца. Что же тогда это значит? Первые христианские размышления о Христе как главе ангелов очень хорошо вписываются в этот образ – не подразумевая, однако, что Христос является не более чем главой ангелов24.

Высший чин имеет особое положение и уникальный статус. Его члены исполнены «высшего света» в чистом, нематериальном виде. Их ведение основано не на изучении или достигнуто через символы, но они созерцают Божество непосредственно, насколько возможно, и питаются красотой Его «тройных лучей», будучи достойны пребывать в единении с Самим Христом. Это участие в превечном ведении просвещенных божественных сущностей, называемом также «внутренне присущим ведением» (ܝܕܥܬܐ ܝܬܝܝܬܐ, īdαʕṯā īṯyāytā), которое образуется из излияний божественных наитий25. В конечном счете они получают свое просвещение от Иисуса Христа и затем от всей Троицы.

Обращение к внутреннему характеру ангелов

На что тогда похоже ангельское существование? Как описать мышление ангелов? В силу трансцендентного характера ангелов человеческий ум никак не может разобраться с природой ангелов непосредственно, как в случае с земными вещами. Жизнь ангелов происходит за пределами чувственного восприятия, и размышлять об ангелах следует соответственно этому. Прп. Исаак, всегда апофатический ум, в этом вопросе конкретен: он предостерегает от попытки познания предмета по человеческим нормам, с человеческой точки зрения26. Другими словами, не следует сосредоточиваться на расхожей лексике с ее земными ассоциациями, но надо стараться постичь что-то из трансцендентной реальности, на которую вербальный уровень только указывает.

«Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех [людей] может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих, то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот образ жизни превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нем»27.

Чтобы понять, как ангельский уровень связан с нашим миром, полезно изложить вкратце несколько онтологических понятий. Для прп. Исаака реальность тройственна: физическая, душевная (ментальная) и духовная. Различие между двумя последними состоит в божественном измерении и способности постигать его. В случае с человеком это означает, что в душевной сфере человек познаётся в ментальном и психологическом измерении, как личность; в духовном измерении человек рассматривается в свете любви Божией, как проявление любви Божией:


Физический Душевный Духовный
Понимание Чувствами Зрением души «Природной силой Сокровенного
Характер понимания Несущественная плотность субстанций Несущественная эфирность субстанций Истинная teʔoriya, сущностное видение
Человек как Тело Личность Проявление любви Божией

Что касается ангелов, они имеют дело с человеком во всех трех измерениях, но демоны только в нижних двух28. При этом мы можем заключить: чтобы узнать ангелов, необходимы не только физическое знание и душевное понимание, но и духовная проницательность, просвещаемая любовью Божией.

Прояснив эти понятия, мы можем продвинуться в очень важном для прп. Исаака вопросе: на что похоже ангельское существование? Здесь опять же функциональные и практические понятия выявляют аспекты онтологии ангелов

С духовной точки зрения самой существенной чертой ангелов является то, что они полностью ориентированы на Бога. Это относится не только к их отдельным действиям – все их бытие целиком и полностью нацелено на Бога. Их «изумление перед Богом» (изумление ܬܗܪܐ, tehrā) – довольно экстатический термин в восточносирийском мистицизме) – это не столько действие, сколько постоянное состояние, образ бытия: ангелы пребывают в устойчивом состоянии созерцания Бога29. Это явно онтологический вопрос, ибо святые силы зовутся существующими в силу их внутренних движений, связанных с Богом. Эти движения доставляют непрекращающееся откровение Божие, воодушевляющее и ангелов30. Эта интенциональная направленность к Богу является фундаментальной характеристикой ангельского образа бытия, своего рода сердцевиной ангельского существования и важной истиной для прп. Исаака. Сущностная интенциональность их бытия позволяет им вечно возрастать в ви́дении и понимании (ἐπέκτασις свт. Григория Нисского). Возрастание ангелов в ведении Бога бесконечно31, и потому их эволюция нескончаема.

Притом что сущностное бытие ангелов непрестанно направлено к Богу, вполне логично, что само их бытие совершенно гармонично и прозрачно, исполнено света32. В христианском богословии это часто относят к их сотворению: ангелы суть отсветы Божественного света. Однако прп. Исаак нигде не представляет их особый характер в качестве неизбежного следствия их сотворения, вероятно, потому что это может показать ангелов в безличном свете и не будет достаточно пространства для свободы.

Будучи светлыми и просвещенными, ангельские сущности не ограничены физически; их действия не требуют времени, а происходят немедленно33. Их существо не истощается, не ослабевает, не устает34.

Как эти сущности, сотворенные из трансцендентного света, воспринимают и общаются? То, как они видят и отображают друг друга, – это главным образом отображение и воспроизведение иерархического характера бытия ангельских сущностей. В Слове 17 у прп. Исаака встречается превосходное рассуждение о динамике взаимодействия ангелов. Ангельские сущности видят друг друга не со стороны, но видение происходит в соответствии с их внутренним движением и степенью просвещенности, как непосредственная интуиция, не имеющая физических пределов. Поэтому они видят друг друга точно и правильно, независимо от расстояния. Однако это относится только к ви́дению «естества» друг друга, ибо их мысли и сознание («ведение») незримы и недостижимы. Более того, каждая ангельская сущность способна осознавать природу и славу других только в той степени, в какой ей позволяет ее собственная природа. Тот же принцип применяется к людям и демонам: люди способны воспринимать славу ангелов лишь настолько, насколько позволяет их собственная просвещенность, а демоны способны воспринимать славу людей лишь настолько, насколько допускает их темнота. Но в исключительных случаях высшие сущности могут открывать величину своей славы тем, кто ниже35.

Как тогда людям увидеть ангелов? На самом деле «ви́дение» ангелов обычно не бывает визуальным событием, учитывая, что они бестелесны. Прп. Исаак определяет самое точное человеческое видение ангелов как движимое духовными интуициями, которые нематериальны и вызваны благодатью. Однако он также сознает, что человеческий опыт обречен сохранять свою субъективность: человек не может достичь внеположной себе перспективы. Духовные же силы должны быть узрены в их собственном измерении, в их собственной сфере, в их собственной природе, и потому такого рода видение предполагает особое очищение36.

«Ангелы – не телесные сущности, и их нельзя узреть, как они есть, без изменения, вне душевного зрения, которое есть истинное созерцание (ܬܐܘܪܝܐ, teʔoriya); при таком ви́дении они не становятся ниже своей истинной природы. Никто не может получить такое ви́дение без двойного очищения разума (ܗܘܢܐ, hawnā)»37.

Прп. Исаак подробно обсуждает вопрос, каким образом можно узреть ангелов и родственные им души. Он также рассматривает состояние, называемое «teʔoriya ангелов», которое возможно достичь человеческому разуму38. Однако главный интерес прп. Исаака и его наиболее оригинальный вклад состоит в его описаниях внутренней жизни ангелов – а ангельские сущности, будучи бестелесными, не имеют другой жизни, кроме внутренней! Эти описания на самом деле косвенно раскрывают «двойное очищение», которого прп. Исаак, согласно собственному критерию, должен был достичь, чтобы иметь такое постижение.

Основное различие между человеческим и ангельским умом, по прп. Исааку, состоит в том, что ангелы, будучи устойчивыми и неизменными, не опускаются до преходящих дел, как это делают люди. Это включает не только материальные цели, но также духовные интересы – например, раздумья о Божием суде и борьбе за спасение, которые являются естественной и разумной заботой для человека и при этом не подразумевают духовного ведения39. В случае ангелов знание более совершенно, оно другого характера и направлено на истины более высокие, чем стремление к своему личному спасению40.

Низкая оценка прп. Исааком борьбы за собственное спасение объясняется тем, что критерием сравнения у него выступают не земные люди, а ангельские сущности. В этом смысле реакция прп. Исаака на современную критику религии за эгоистичную устремленность к небесному блаженству была бы положительной: борьба за спасение эгоистична почти по определению, но она не является ни конечной целью религии, ни высшим внутренним состоянием.

Внутренний характер ангелов – важный вопрос для прп. Исаака, ибо это также определяет идеальное внутреннее расположение и состояние ума для подвижников. Ключевым моментом в этом отношении является то, что мышление и сознание ангелов устойчиво, цельно и бесстрастно; однако это означает не безразличную сухость внутренних движений, но скорее «полноту любви». Так, ангельские сущности могут быть глубоко взволнованы в положительном смысле слова (т. е., исступление в Боге), но не в смысле эгоизма или колебания41.

Недостатки ангелов

Прп. Исаак обсуждает также недостатки ангелов. Во-первых, у ангелов нет способности к опытному познанию Бога. После всего сказанного выше это утверждение может удивить, но Исаак действительно считал, что, несмотря на совершенство ангелов, постоянное славословие и способность исполнять волю Божию, это не подразумевает природной способности к созерцанию и участию в Божестве. Точнее сказать, ангелы нуждаются в благодати, чтобы быть движимыми божественным42. По сути, люди и ангелы разделяют одинаковую неспособность самим достигать божественной teʔoriya, силой своей собственной природы43.

Однако можно предположить, что эта благодать неограниченно дана всем небесным воинствам. В этом смысле их природная неспособность похожа на параллельный случай раннепатристического понимания вечности человеческой души: человеческая душа как часть тварного мира невечна per se, но лишь в благодати Божией она может жить – и живет – вечно.

Во-вторых, ведение ангелов несовершенно. Они не ведают ни славы грядущего мира44, ни полноты замыслов Божиих, ни высших благ Его Промысла45. И внутренние способности ангелов, такие, как сила рассуждения, имеют свои пределы46.

Но в вопросе о недостатках следует быть осторожными при различении гомилетических стратегий в различных контекстах, ибо упоминание ангелов является традиционным украшением в святоотеческой риторике всегда, когда требуется драматический акцент. Например, в Слове 4 прп. Исаак говорит, что ангельские воинства даже не могут взирать на славу вокруг Его престола47, но это говорится не с целью проанализировать действительные способности или неспособности ангелов, а главным образом, чтобы просто подчеркнуть чудо Воплощения. Точно так же, когда рассуждение направлено на то, чтобы подчеркнуть славу Христа, прп. Исаак может утверждать, что даже многоокие херувимы не могут взирать на Его лик48, тем самым косвенно указывая на славу Его Божественной природы.

Действия ангелов среди людей

Несмотря на то что ангельские сущности нематериальны и находятся в непрестанном созерцании, они получают повеления относительно определенных материально-временных событий и участвуют в мирских делах человека – без какого-либо изменения в себе и даже без помехи их постоянному созерцательному состоянию49. Согласно прп. Исааку, ангелы соработничают с Богом в духовных вещах, насколько это возможно для их природы50. Даже действуя в нашем мире, ангелы не оставляют своего созерцательного отношения к Божеству, но отдаляются от того особого, непосредственного созерцания, которым обладают в трансцендентной реальности51.

Действия ангелов на земле могут осуществляться в человеческом обличье. Учитывая, что ангелы не имеют физической формы или измерения, они могут появляться в различных видах. Видеть такие явления вовсе не означает обладания чистотой: они могут быть дарованы каждому. К тому же видимые явления посылаются только для утешения и ободрения простого человека, и они не дают точной информации о том, на что похожи ангелы в действительности52.

Ангелы также появляются в снах53, возможно в облике святых54. Мысль о том, что появляющиеся в снах святые на самом деле являются ангельскими сущностями, поднимает интересный вопрос: может ли это относиться ко всем явлениям святых? Эта гипотеза решила бы некоторые проблемы относительно видимого вездесущия некоторых святых, кажущихся действующими в различных местах. Как может человек появиться из загробного мира в своей собственной сущности? Эти вопросы нашли бы решение с помощью идеи о том, что ангелы принимают вид святых. Как бы то ни было, прп. Исаак не комментирует явления святых помимо снов.

Очевидно, что общее назначение ангелов состоит в покровительстве, имеющем практический универсальный характер и применяемом как к физическим, так и к внутренним событиям. Ангельская опека подразумевает не только какие-то необычные действия в исключительных случаях, но и нематериальную силу, охраняющую человека постоянно55. Называется ли это в речи покровительством Бога или ангелов – для прп. Исаака имеет второстепенное значение.

Прп. Исаак приводит некоторые практические примеры покровительства: ангелы вынуждают человека задержаться или вернуться, так что угрожающая ему опасность минует. Но совершенно необязательно в точности постигать роль ангелов: можно говорить также о провидении Божием, как это иногда делает прп. Исаак. В других случаях, однако, он выражается более точно: Бог приказывает Своему ангелу задержать падающий камень, чтобы у людей было время убежать от опасности56. По сути, представляется, что большая часть того, что называется Божественным провидением или Божиим покровительством человеку в мире, совершается в действительности ангелами.

Вопрос здесь был бы такой: почему такое покровительство не распространяется на всех людей во всех случаях? Вопрос прп. Исаака противоположный: почему такое исключительное покровительство защищает иногда других? Его ответ удивительный и, несомненно, честный: мы не знаем57.

Более того, ангелы исцеляют людей. Прп. Исаак молится об ангеле милосердия для тех, кто испытывает телесные страдания58, утверждает, что ангелы приносили избавление от болей подвижникам, исцеляя их «прикосновением руки» или восстанавливая их ослабшие тела59.

Ангелы и подвижники во взаимодействии

Дистанция между человеком и ангелом соотносима с уровнем внутренней просвещенности человека. Поэтому подвижники и мистики имеют особые отношения с ангелами. Подвижническая жизнь per se – это «работа ангелов» (ܦܘܠܚܢܐ ܕܡܠܐܟ̈ܐ, pulḥānā d-malˀaḵē) или «ангельская работа» (ܦܘܠܚܢܐ ܡܠܐܟܝܐ, pulḥānā malˀaḵāyā)60, что означает быть как ангелы, мыслить и ориентировать себя, как это делают ангелы, уподобляться ангелам. И это не только подражание: для прп. Исаака одна из главных целей подвижнической жизни – это общение с ангелами (ܚܩܠܛܢܐ ܕܥܡ ܡܠܐܟ̈ܐ, ḥulṭānā d-ʕam malˀaḵē)61.

Вот почему принципиально важно для подвижников иметь глубокое понимание и опытное знание характера ангельского образа существования. Прп. Исаак проводит некоторые параллели между подвижниками и ангелами. Подвижники внимательны, постоянно наблюдают за своей внутренней жизнью, так же как многоокие херувимы способны полностью сосредоточиваться на Боге62. Красота Бога, постигаемая в таком созерцании, есть пища ангелов; подвижники могут наслаждаться такой же пищей, которая способствует их дальнейшей « ангелизации».

Согласно прп. Исааку, ангелы постоянно присутствуют среди подвижников63, также в их искушениях и страданиях64. Наряду с общим провидением подвижникам более часто, чем другим, даруются отдельные явления ангелов и особые воздействия. Это происходит в силу чистого сознания подвижников, ибо внутренняя чистота позволяет постигать внутренние наития, и по причине того, что они лишили себя мира и не имеют другой надежды. Так, в пустыне явления бывают чаще, особенно тем, кто отчаялся и не имеет иной помощи65. Это касается не только внутреннего озарения, прп. Исаак замечает, что многие подвижники видят ангелов неприкровенно. Ангелы даже приносят им пищу: прп. Исаак упоминает хлеб, оливки или фрукты66.

Однако все это происходит как будто между строк. Христианская духовность определенно не ангелоцентрична, как может представляться из учений прп. Исаака; роль ангелов в целом cокрыта, неявна и потому незаметна. Например, очень мало молитв или гимнов обращено к ним напрямую, да и едва ли есть они в восточносирийской традиции. Но прп. Исаак берет на себя смелость утверждать, что подвижники, с их стороны, любят ангелов и жаждут увидеть ангела света в своем стремлении к просветлению67. И то, что ангелы вдохновляют мысли, весьма явно в случае подвижников. Прп. Исаак повествует об одном монахе, который исписал все стены своей кельи предложениями и словами, одни из которых вдохновлены ангелами, другие – его собственными естественными внутренними порывами68.

Больше всего люди и ангелы объединены в славословии. В случае человека, чье сердце постоянно изливает непрестанную хвалу, сходство с ангельским образом существования очевидно69. Прп. Исаак говорит, что молитва человека чистого может подняться выше молитвы ангелов70. Поэтому неудивительно, что во время молитвы ангелы, как говорят, наблюдают и испытывают чувство изумления при виде телесного существа, молящегося с целью, свойственной небесным сущностям71. Они восхищаются и изумляются теми, кто может переносить несчастья в смирении. Подобным же образом ангелы славят Бога за людей, которые преумножили добродетели в своих душах72.

Ангельская мистика

Самая важная задача ангелов в отношении к человеку, согласно прп. Исааку, способствовать внутреннему вдохновению и просвещению. Это глубоко связано с идеей небесной иерархии, которая в свою очередь не отделена от людей. А значит, люди и ангелы в конечном счете составляют одну иерархию – иерархию разумных тварных существ, в которой люди имеют ангелов в качестве руководителей и учителей73. В самом деле, одно из самых интересных высказываний в писаниях прп. Исаака – это то, что человеческая природа не может внутренне возрастать или просвещаться без водительства ангелов. Причина этого – иерархический характер творения74. Просвещение не приходит само по себе, безлично, но через ходатайство. Поэтому главная задача ангелов по отношению к человеку состоит в жизненном водительстве, духовном просвещении и научении в целях внутреннего роста.

Но с другой стороны, прп. Исаак также утверждает, что человеческая природа сама по себе находится в движении к благу. Поэтому сокровенное в человеке способно двигаться к добру само по себе, без ангельского вдохновения или назидательного побуждения, однако движение ко злу может происходить только через внушение, произведенное старательствами демонов75. Кажущееся противоречие можно объяснить тем, что движение к добру и просвещение – это разные вещи, второе является содержанием или кульминацией первого. Более того, ничто нельзя принимать как данное по причине существования и действия противоположных сил. В подвижнической борьбе сатана пытается отделить человека от его ангелов, ослепляя дух человека. Ангелы в свою очередь ограничивают и сдерживают демонические влияния76.

Тем не менее прп. Исаак ясно говорит, что те, кто устремляется к воле Божией, научаются и вдохновляются ангелами77. Само собой разумеется, что это водительство происходит где-то за пределами активного познания, в том, что сегодня называется подсознанием. Как это происходит? Прп. Исаак говорит, что ангелы изводят просвещающие внутренние движения от своего собственного ведения и опыта78. Сокровенное вдохновение может вызвать радость, открытое интуитивное понимание или дать помощь в различных вопросах. По сути, радость и миролюбие для прп. Исаака указывают на истинное ангельское влияние в противоположность демоническому.

Вдохновение происходит посредством возбуждения прежних воспоминаний или чувств человека или просто приближением: ангел приближается к человеку и влияет на него лишь своим присутствием79. Дистанция между человеком и ангелом соотносима с величиной вдохновения и направлением внутреннего развития человека80.

Поэтому неудивительно, что прп. Исаак толкует определенный мистический опыт как результат близости ангелов. Эти экстатические моменты исполнены божественных наитий и прозрений; «в такие времена словно все члены тела этого человека становятся потоками слез, [происходящими] от радости и изумления»81. После таких моментов человек остается в состоянии безмятежности и покоя, которое видно даже со стороны.

Прп. Исаак также ссылается на Евагрия, у которого были схожие взгляды на роль ангелов82. Более того, эта идея представляет собой функциональный способ решения проблемы трансцендентности и имманентности мистицизма. Прп. Исаак говорит, что плоды благодати (ܣܘ̈ܟܠܐ, sukkālē) входят в человеческую душу действием ангелов «не от исканий или воли человека, но неожиданно случаются они с естеством, по повелению Божию, для утешения человека, через святых ангелов»83.

В Предании Церкви ангелы известны прежде всего по своей роли в небесной литургии. Прп. Исаак не пытается обрисовать внешнее чинопоследование ангельского славословия – «Трансцендентальный типикон», но описывает в довольно впечатляющих деталях внутренний характер ангельского славословия и богослужения. Ангелы «с огненными хвалами и святыми движениями приносят Тебе духовную службу в сокровенности своих естеств»84. Прп. Исаак достигает вершин, когда описывает опытное познание Бога ангельскими сущностями.

«Облако присутствия Всевышнего ослепляет глаза серафимов, великолепие ужасает легионы их чинов и безмолвие опускается на все их ряды. Они ожидают рассвета тайн изнутри невидимого, в безвоздушных недрах, с беззвучными движениями, бестелесными чувствами, бесформенными восприятиями, [ожидая] откровения им безвидной Сущности. Но сила их внутренних движений слишком слаба перед волнами Его тайн»85.

Показательно, что данный абзац является продолжением описания прп. Исааком смиренного человека в молитве. Ангельское поклонение служит идеальной точкой отсчета для подвижников. Прп. Исаак смиренно противопоставляет свое собственное поклонение огненной хвале, священным (умным) движениям и духовной службе, приносимой ангельскими воинствами86. Молитвенная жизнь серафимов – это жизнь славословия и радости о святости Божественного в трепете и пылающих движениях87.

Человеческая молитва может участвовать в той же самой теплоте и внутреннем движении.

Представляется, что для прп. Исаака ангельская хвала молчалива: она состоит не из физических голосов. Интересно, что прп. Исаак учит, что это молчаливое славословие было принесено на землю и преподано людям Самим Христом, Который неоднократно удалялся в пустыню и искал уединения для молитвы.

«Эта [беседа], которой обладают только небесные чины, была явлена людям в Сыне Божием, сошедшем до их жилища и показавшем им служение невидимых [существ], чья задача заключается в возношении хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру – чтобы посредством этого возводиться к созерцанию (ܬܐܘܪܝܐ, teʔoriya) этого славного естества Троицы и пребывать в изумлении, видя величие этой неизреченной славы»88.

Будущее состояние человека – это, без сомнения, непрестанное созерцание божественной славы, и это точно соответствует тому, как ангелы созерцают сейчас. В грядущем мире от всей разумной природы будут исходить чудные движения относительно Бога89. Это сияние знания, совершенство любви и высшая степень понимания, которые имеют место, когда внутреннее движение человеческого ума поглощается исходящим божественным действием. Кроме того, это совершенство означает, что подверженность греху превзойдена90.

Так, описание деятельности ангельского ума у прп. Исаака является одновременно описанием человеческого ума в грядущем мире. Внутренняя жизнь ангелов соответствует эсхатологической реальности человека. Слова Христа о небесных обителях (Ин. 14:2), с точки зрения прп. Исаака, относятся к ангельскому способу существования или, точнее, к ангельскому способу созерцания Бога91.

Таким образом, мы видели, что у прп. Исаака вся структура христианской духовности находится и должна пониматься в связи с ангельскими сущностями и их небесным миром – и не только в связи, но и в действительном общении. Тем не менее роль ангелов неявная, и в этом смысле христианская ангелология представляет собой своего рода эзотерическую традицию. Если так, мы можем заключить наш разговор об ангелах уравновешенным замечанием. Чтобы воздать полную справедливость прп. Исааку, нужно подчеркнуть важность его максимы: «Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившегося видеть ангелов»92.

* * *

1

В особенности в США «ангельская духовность» развилась до широкого движения с различными специальными практиками общения, исцеления и духовного руководства, причем независимо от какой-либо существующей религии.

2

Это число основывается на упоминаниях в моем финском переводе трудов прп. Исаака и может содержать случаи, когда ангелы (ܥܝܪܐ, ʕīrā или ܡܠܐܟܐ, malˀаḵā) подразумеваются в сирийском оригинале.

3

Слова 1–82 из 1-го тома творений св. Исаака Сирина цитируются по изданию Поля Беджана (Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa / Ed. P. Bedjan. P., 1909).

Рус. пер. цит. по изд.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические / Под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911; Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты / Пер. с сир., прим. и послесл. игумена Илариона (Алфеева). М., 1998. – Прим. ред.

4

«И чудные естества ангельские, словесные и умные, из ничего внезапно сотворил Он» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24). Ср. Слово 21 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 101.

5

Большинство отцов Церкви, как, например, свт. Амвросий Медиоланский и свт. Василий Великий в их «Шестодневах» при разъяснении Быт. 1:5, согласны, что ангелы были сотворены до физического мира. Блж. Августин (De civ. Dei. IX 9; De Gen. ad litt. I 17, VII 5) прямо утверждает, что сотворение «небес» (Быт. 1:1) или света (Быт. 1:3–5) означает сотворение нематериального ангельского мира.

6

Ангельские сущности уподоблены Богу «насколько это возможно» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24). Творец установил «подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно» (Там же. XX 8).

7

«...Звука их славословий не может вынести слух облеченных в плоть» (Там же. X 24).

8

См. Там же. XL 5.

9

См., например: Слово 47 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 204.

10

См. Слово 1 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 1. Ангелы «являются постоянными и неизменными» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XX 7).

11

См. Вавилонский талмуд, Hag. 14а.

12

См. Там же.

13

Св. Исаак утверждает, что «ангелы – бестелесные существа» (Hom. 20 // Mar Isaacus Niniυita. De perfection religiosa).

14

Bo 2-й части (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24) прп. Исаак описывает, как несоставные световые бестелесные духи «говорят без уст», «видят без глаз», «слышат без ушей», «летают без крыльев» и т. д.

15

В «Апостольских постановлениях» IV в. есть «эоны» и «воинства» и их уникальная организация; блж. Иероним (ум. 420 г.) исключил Начальства и Добродетели; свт. Амвросий Медиоланский (ум. 397 г.) и свт. Григорий Великий (ум. 604 г.) составили девять чинов, но еще в различном порядке. Об этом см. Keck D. Angels and Angelology in the Middle Ages. Oxford, 1998. P. 56–57.

16

Russell N. Theophilus of Alexandria. Routledge, 2007. P. 169–170.

17

Греческий оригинал соответствующей главы у Псевдо-Дионисия см. De coelesti hierarchia // PG. 3. Col. 208. Прп. Исаак перечисляет девять чинов в Слове 17 (См. Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 70). Он также ссылается на «сущности славные и святые, в девятичинных порядках устроенные Премудростью, Которая сотворила все» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24).

18

См. Слово 17 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 70.

19

Слово 17 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 68.

20

Ангелы и архангелы очень слабы и малы для постижения мудрости Божией (Ср. Там же. С. 70).

21

См. Слово 18 // Там же. С. 75.

22

Подробнее см. Слово 17 // Там же. С. 70.

23

«Ибо простираются от чина в чин, пока не достигнут к единству паче всех великого и могущественного – Главы и основания всей твари» (Там же).

24

См. Слово 17. Отношения между Христом и ангелами рассматривались в Heb. 1–2 и в «Пастыре» Ермы (Sim. 8.3.3, 9.1.3, cf. 9.12.7–8). См. об этом: Moxnes Η. God and his Angel in the «Shepherd» of Hermas // Studia Theologica – Nordic Journal of Theology. 1974. Vol. 28. Iss. 1. P. 49–56.

25

Ср. Слово 17 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические.С. 70.

26

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XX 8.

27

Там же. XX 6.

28

См. Слово 18// Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 72.

29

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XX 7.

30

«Ибо святые силы существуют теперь в этих побуждениях; и таков их образ бытия; этой тайной восхищены они на всякое мгновение благодаря откровениям, которые получают они различным образом через устремленность свою к божественному Естеству» (См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. VIII 6).

31

«...И святые [ангелы] не дошли в этом до совершенства» (Слово 21 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 81).

32

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24.

33

Ангельским сущностям «не препятствуют тела или действия по причине быстроты и просветленности умов их», «не нуждаются они во времени и месте» для своих действий (О Божественных тайнах и о духовной жизни. XX 8). Более того, ангельские сущности «быстры в движениях, незамедлительны в действии» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X 24).

34

Ангельские сущности «не устают и не изнемогают» (Там же; ср. XX 8).

35

См. Слово 17 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 68–69.

36

«Точное ви́дение ангелов означает быть движимым духовными наитиями, свойственными им. Однако неоткуда видеть природу духовных сил, кроме как изнутри нас самих. Но когда кто-то удостаивается их видения в их естестве, в их измерении как духовного творения, его сокровенное начинает подвигаться благодатью откровением духовных наитий. Когда душа очистилась и стала достойной ви́дения ее братьев-служителей, она не воспринимает их вида этими (материальными) глазами» (Ноm. 20 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. P. 161–162.

37

Ibid. P. 162.

38

Созерцание ангелов относится к «естественному состоянию души» в Слове 4 (Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 19). О ви́дении ангелоподобных душ и ангельских существ см. Слово 17 // Там же. С. 69–70.

39

Прп. Исаак называет такие заботы и мысли «естественными движениями разумной души»; они есть у тех, кто еще не достиг любви и достаточного знания (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XX 2).

40

По прп. Исааку, ангелы «существуют в другом [образе] знания» и «не опускаются до подобных мыслей»; «иными переживаниями заняты они», ибо «о тайнах, которые выше мысли о Суде, думают они» (Там же).

41

См., например: Там же. XL 4.

42

«Даже в природе ангелов нет установленной способности быть движимыми самими собой, без откровения, данного благодатью» (Hom. 20 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. 1909. P. 161).

43

«...Ум наш (ܗܘܢܐ, hawnā) не имеет естественной силы устремиться к божественному созерцанию, и одним лишь несовершенством равны мы всем небесным естествам» (Слово 18 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 74).

44

«...Иной мир, которому не будет конца, слава которого даже ангелам не открыта» (Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. X19).

45

Божественное домостроительство сокрыто «как от ангелов, так и от людей» (Там же. XXXIX 20).

46

Описание пределов способностей разума ангелов см. Hom. 29 // De perfectione religiosa. 1909. P. 207.

47

См. Слово 6 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 33.

48

См. О Божественных тайнах и о духовной жизни. V 23.

49

См. Там же. XX 7.

50

Ангельские сущности участвуют в деяниях Бога «насколько возможно, пребывают в жизни духа, в соответствии с даром, которым наделено естество их» (Там же. X 19).

51

См. Там же. XX 6.

52

См. Hom. 20 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. P. 162.

53

См., например: Нот. 19 // Ibid. P. 159.

54

Подробное описание и толкование этих ночных видений и их последствий см. Слово 30 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 135

55

См. Hom. 54 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. 1909. P. 391–392.

56

Подробнее об этом см. Слово 67 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 349–350.

57

«Хотя и недостоин этого человек по тайным грехам, известным ему одному, однако же Бог отводит его от беды, по милости Своей» (Там же).

58

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. V 27.

59

См. Слово 57 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 296.

60

См., например: Hom. 80 // Ibid. P. 551; Hom. 81 // Ibid. P. 573; Слово 55 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 260. См. также: Слово 14 // Там же. С. 58.

61

См. Слово 49 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 222.

62

См., например: Hom. 80 // Ibid. Р. 551; Hom. 81 // Ibid. P. 573; Слово 55 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 260. См. также: Слово 14 // Там же. С. 58.

63

См. Слово 57 // Там же. С. 295–296.

64

См. Слово 49 // Там же. С. 222.

65

«Душа, трудящаяся над тем, чтобы пребывать в сем бдении, и благоприлично живущая, будет иметь херувимские очи, чтобы непрестанно возводить ей взор и созерцать небесное зрелище» (Слово 70 // Там же. С. 357).

66

См. Слово 57 // Там же. С. 295–296.

67

См. Слово 58 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 317.

68

Подробнее см. Слова 21, 57.

69

Примеры в Слове 57.

70

См. Слово 24 // Там же. С. 115–116.

71

См. Слово 34 // Там же. С. 147–148.

72

Например: «И с аллилуиами вышних ангелов да восхвалим мы на всякий миг силу Бытия Твоего» (О Божественных тайнах и о духовной жизни. Х 41).

73

См., например: Слово 7 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 36.

74

См. Слово 5 // Там же. С. 27.

75

См. Слово 57 // Там же. С. 294. См. подробнее: Слово 63.

76

«...Они наши учители, равно как учители и взаимно друг другу. Низшие учатся у тех, которые приникают на них и имеют более света» (Слово 18 // Там же. С. 74).

77

См. Там же. С. 73–75.

78

См. Слово 18 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 74.

79

См. Слово 60 // Там же. С. 326, 328.

80

«Кто вожделевает исполнения воли Божией, тот небесных ангелов будет иметь путеводителями» (Слово 57 // Там же. С. 293; ср. Слово 18 // Там же. С. 74).

81

«Святые Ангелы из собственного ведения вливают в нас познание о движении вещей. Ведения, которое сами прежде вкушают и постигают, и тогда передают нам» (Слово 18 // Там же. С. 73).

82

«...Святые Ангелы принимают на себя подобия некоторых досточтимых и благих святых и в сонном мечтании показывают душе сии подобия, во время парения ее мыслей, к ее радости, обогащению и восхищению, а днем постоянно приводят их в движение, когда рассматривает душа свои помыслы» (Слово 30 // Там же. С. 135; см. также: Слово 46 // Там же. С. 197).

83

См., например: Слово 34 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 149.

84

Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XVIII 19.

85

См. Hom. 65 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. P. 443–444. (В рус. пер. вместо Евагрия стоит: «один из богоносных мужей» – Слово 41 // Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 173. – Прим. ред.).

86

Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XVIII 20.

87

Там же. V 8.

88

Hom. 74 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. P. 517–518.

89

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. V 8.

90

См. Hom. 80 // Mar Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa. P. 547.

91

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. XII 1. Прп. Исаак ссылается на Мф. 14:13, Мф. 14:23 и Мк. 6:31–32.

92

См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. VIII 5–6; XII 2.


Источник: Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие / Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия ; [Отв. ред. А.Р. Фокин] ; Под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона. – Москва : ОЦАД, 2014. - 420, [2] с., [5] л. цв. ил., портр.: табл. (Серия «Патристические исследования и переводы»). / Свящ. Серафим Сеппала. Ангелология св. Исаака Сирина. 137-161 с.

Комментарии для сайта Cackle