Священномученик Иоа́нн Шишев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
Житие
Священномученик Иоанн Шишов (в некоторых источниках встречается написание: Шишев) родился в 1867 году. Предположительно, его отцом был псаломщик Флоро-Лаврской церкви села Пироговского Камышловского уезда Иоанн Филиппович Шишов. В 1880 году Иван окончил курс обучения в Далматовском духовном училище по второму разряду и поступил в Пермскую Духовную семинарию. Трудно судить о причинах его низкой успеваемости, но учился Иван Шишов не очень хорошо: так, по окончании первого класса семинарии он имел переэкзаменовки по Священному Писанию и математике, а после второго класса – по греческому языку. В 1886 году Иван Иванович окончил семинарию по второму разряду и вступил в брак с дочерью священника Иоанна Николаевича Оранского Ольгой. Впоследствии у них родилось трое детей: сыновья Владимир и Петр и дочь Елизавета.
Много скорбей пришлось перенести отцу Иоанну и матушке Ольге из-за своих детей. Отец Иоанн желал, чтобы его первенец Владимир, родившийся в 1890 году, стал священником, и отдал его для обучения в духовную семинарию. Однако Владимир, обладая незаурядными способностями к живописи, оставил семинарию и уехал в Екатеринбург, где тайно от отца поступил в рисовальную школу. Конечно, такой самовольный поступок сына не мог не принести родителям большого огорчения. Впоследствии Владимир Иванович продолжил обучение в Казанской художественной школе (позднее – училище) у известного русского живописца Н. И. Фешина, а в 1914 году был призван в действующую армию. Почти сразу же он попал в австрийский плен и в течение нескольких лет находился при лагере «Визельбург». Там он делал зарисовки для австрийских крестьян и нередко получал за это «вознаграждение» – молоко, хлеб, сало, благодаря которым он и его товарищи могли поддерживать свои силы. Владимир возвратился к родителям только в 1918 году – после долгих лет мучительной для них разлуки…
Дочь отца Иоанна Елизавета скончалась в возрасте двенадцати лет. После ее смерти отец Иоанн и матушка Ольга удочерили девочку-сироту Зою, которая впоследствии вышла замуж, имела дочь, но умерла также в молодом возрасте. «Искушения и скорби, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца с упованием на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом…». Те скорби, что переносил отец Иоанн в течение всей своей жизни, вероятно, как бы подготовили его к принятию, с полной верой и смирением, чаши мученичества, которую Богу было благоугодно послать ему.
В декабре 1887 года Иоанн Шишов принял сан священника и был назначен на служение к Вознесенской церкви села Крестовского Камышловского уезда. Через пять с половиной лет его перевели к Покровской церкви Колчеданской женской общины того же уезда.
Село Колчеданское, некогда Колчеданский острог, было основано в 1673 году в семидесяти верстах от города Камышлова, на левом берегу реки Исети, в месте впадения в нее речки Колчеданки.
В 1865 году в селе Колчеданском была учреждена Покровская женская община, при которой устроили храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами в честь праведного Симеона Верхотурского и апостола Иоанна Богослова. При общине действовала церковно-приходская школа для девочек. Из 148 насельниц, проживавших в Покровском монастыре в начале ХХ века, 115 получили начальное образование при этой обители. Отец Иоанн преподавал в этой школе Закон Божий и заслужил самые высокие отзывы о своей деятельности епархиальных наблюдателей церковных школ. Так, в отчете за 1897-1898 учебный год говорилось, что священник Иоанн Шишов исполняет свои обязанности «с особенным старанием, ревностию и успехом», а в отчете за 1898-1899 годы отмечалось, что батюшка трудится на своем поприще «с особенным усердием, любовию и знанием дела». В 1897 году «за усердную и весьма полезную службу и благочестное житие» он был награжден набедренником. А через год по представлению Епархиального училищного совета ему было преподано Архипастырское благословение «за труды по церковно-школьному делу и за материальное содействие школам». Кроме преподавания в школе, отец Иоанн в 1894-1895 годах исполнял также обязанности духовного следователя по 2-му округу Камышловского уезда.
В апреле 1900 года Указом Преосвященного Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, отец Иоанн был перемещен на первую священническую вакансию к церкви во имя великомученика Георгия в селе Мироновском Верхотурского уезда, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Село Мироновское (ныне Мироново) было основано в XVII веке на месте впадения реки Арамашка (дореволюционное написание: Аромашка) в реку Реж. Первую деревянную церковь построили в селе в 1750-х годах. Каменный храм во имя Великомученика Георгия Победоносца с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1801-1835 годах. К началу ХХ века в селе насчитывалось более 220 дворов с населением, составлявшим 1200 человек.
Во время служения в селе Мироновском отец Иоанн был назначен заведующим церковно-приходской школой деревни Липинской Мироновского прихода, а также являлся членом-соревнователем Общества взаимного вспомоществования учившим и учащим в церковно-приходских школах и школах грамоты Екатеринбургской епархии. Общество это, состоявшее под покровительством Преосвященного, было создано в конце 1902 – начале 1903 года. Основной его задачей являлось оказание помощи учителям и учительницам школ, попавшим в трудное материальное положение.
В течение многих лет отец Иоанн являлся также действительным членом братства во имя праведного Симеона Верхотурского и одновременно – членом Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету.
Братство во имя праведного Симеона было образовано в 1886 году. Основными его целями являлась просветительская и миссионерская (прежде всего противораскольническая) деятельность. Члены его занимались распространением среди простого народа книг, брошюр и листков духовно-нравственного содержания, по воскресным и праздничным дням организовывали религиозно-нравственные чтения. Чтения эти всегда начинались и заканчивались общим пением молитв, в конце совершалась бесплатная раздача листков, любимыми из которых были «Троицкие». Вероятно, участвовал в этой деятельности и отец Иоанн.
В 1897 году в ведение братства Святого Симеона были переданы противораскольнические миссионерские комитеты, организованные в местностях, особенно зараженных расколом. Основной их задачей являлось ограждение православного населения от вредного влияния со стороны раскольников. Самыми распространенными мерами служили частые личные увещевания и вразумления, а также публичные собеседования. Совет братства Святого Симеона назначал председателей и членов комитетов, рассматривал их отчеты и программы собеседований, выписывал для них старопечатные книги, снабжал противораскольническими листками и брошюрами для бесплатной раздачи. В начале ХХ века на территории Екатеринбургской епархии действовало 35 таких комитетов. Отец Иоанн, будучи также одним из членов Православного миссионерского общества по Екатеринбургскому комитету, несомненно, принимал в этой деятельности посильное участие. Кроме того, участвовал он и в организации так называемых «Палестинских чтений». В отчетах о деятельности Екатеринбургского отдела Императорского Православного Палестинского общества за 1905-1906 годы он был назван среди священников, проявивших особую ревность в организации «Палестинских чтений», а также среди тех, кто участвовал в сборе пожертвований в пользу Православного Палестинского общества.
«Палестинские чтения» систематически устраивались в епархии «для ознакомления православного населения… с дорогими и близкими для каждого верующего христианина священными местами Палестины». Чтения проводились в помещениях храмов или школ, иногда даже с показом «туманных картин», благодаря которым чтения «приобретали большую наглядность и сильнее запечатлевались в воображении слушателей». Во время чтений бесплатно раздавались брошюры и листки с рассказами о Святой Земле и изображения священных мест. Крестьяне помещали эти изображения рядом с иконами, а брошюры читали вслух в кругу семьи. По отзывам очевидцев, местное население относилось к чтениям о Святой Земле «очень сочувственно» и охотно их посещало, «чтения всегда выслушивались с должным вниманием и видимым интересом». Только в 1906 году отцом Иоанном было проведено 12 таких чтений.
В сентябре 1902 года батюшка был назначен также катехизатором по 2-му округу Верхотурского уезда на 1903 год.
Столь активная преподавательская, общественная и пастырская деятельность отца Иоанна, искреннее усердие в исполнении возлагаемых на него церковных послушаний не могли не привлечь внимание священноначалия: отец Иоанн неоднократно удостаивался наград. Так, в 1902 году к празднику Пасхи «за ревностное исполнение пастырских обязанностей» батюшка был награжден скуфьей. В мае 1908 года, ко дню рождения Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, отец Иоанн удостоился награждения камилавкой, а к 1915 году имел наперсный крест.
Эта награда стала словно символом того, что предстояло вскоре перенести ревностному пастырю: спустя всего три года Господь даровал ему нести другой крест – крест скорбей и мученичества в кровавой смуте гражданской войны.
Летом 1918 года уральские территории оказались в самом эпицентре гражданской войны, красный террор приобрел здесь особый размах и трагизм.
26 августа 1918 года в село Мироновское вошел отряд из пяти вооруженных конных красноармейцев. Явившись к обоим служившим там священникам: отцу Иоанну Шишову и отцу Иоасафу Панову, красноармейцы объявили им о поступившем на них доносе с обвинением в антисоветской агитации и приказали следовать в штаб полка, располагавшийся в то время на станции Егоршино. Отца Иоанна вызвался сопровождать его сын Владимир, только что вернувшийся из австрийского плена, а с отцом Иоасафом поехал сын Сергей. Вот как позже рассказывали об этом убийстве в газете «Уральская жизнь»: «Выехали за село. Проехали с версту. «Стой», – командуют красные. Священники остановились. «Попы-черти, вылезайте! И ты, белогвардеец (сын отца Панова)!» Священники и молодой человек слезли. Сын отца Шишева остался на лошади. «Ну, попы, вставайте в ряд, поднимайте руки вверх, молитесь своему Богу, сейчас вас расстреляем», – командуют изверги. Следует брань, залпы из ружей, и три жертвы принесены… Свидетель этой ужасной сцены, сын отца Шишева, сидел как бы окаменелый, потеряв рассудок…». Так погиб верный служитель Церкви Христовой – отец Иоанн Шишов. «Вечная память этим мученикам!» – писали «Известия Екатеринбургской Церкви» чуть позже.
После расстрела отца Иоанна Владимир получил от красных разрешение на захоронение его тела в селе Мироновском, что и было им сразу же исполнено.
Супруга отца Иоанна Ольга Ивановна пережила своего мужа почти на тридцать лет: она отошла ко Господу уже после Великой Отечественной войны – в 1946 или 1947 году.
Владимир после 1918 года переехал на жительство в город Алапаевск, где стал известным художником. Его картины находятся в доме-музее П. И. Чайковского в Алапаевске, в картинных галереях Екатеринбурга и Перми, во многих частных собраниях. У него было несколько детей: сыновья Аполлон и Иван и дочь Антонина. Последняя в течение многих лет преподавала рисование в школах Свердловска. Скончался Владимир Иванович в 1942 году в возрасте пятидесяти двух лет.
Младший сын отца Иоанна Петр во время гражданской войны служил в Белой армии, поэтому впоследствии в советском государстве не мог устроиться на квалифицированную работу. Долгое время он жил с супругой в Алапаевске в одном доме с братом, работал жестянщиком. У него был только один сын, названный Владимиром. Петр Иванович прожил до глубокой старости и скончался после продолжительной болезни в 1980-х годах.
В настоящее время живы лишь дальние родственники отца Иоанна Шишова, у которых сохранилось несколько фотографий священника и его семьи. Во всех чертах лица батюшки запечатлены неподдельные кротость и смирение, внутреннее благородство и одухотворенность; в серьезном взгляде – тихая печаль.
В 2002 году священномученик Иоанн Шишов был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.
Источник: orthodox.etel.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?