Благоверный князь Дими́трий Угличский, Прилуцкий
Дни памяти
Житие
Димитрий Андреевич, св. кн. угличский Прилуцкий, 2-й сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя) и кнг. Елены Романовны, брат прп. Игнатия Вологодского (в миру Иван Андреевич), внук вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного.
Андрей Васильевич, 19 сентября 1490 года посетив Москву, был принят своим братом, великим князем. По приказу Ивана Васильевича 22 сентября Андрей был закован в цепи вместе со своими детьми – Иоанном и Димитрием, отвезён в Переславль и посажен в темницу. Иоанну было тогда 13 лет от роду, а Димитрию – 12. Дочерей князя Андрея не тронули и оставили в Угличе на свободе. Бытует мнение, что не вражда и злоба против Андрея заставили Иоанна III принять такие меры в отношении своих родных, а необходимость и польза государственная, нужно было навсегда закончить с междоусобиями удельных князей, сделать их своими подручными и утвердить единодержавие в государстве.
Детей князя Андрея скоро перевезли на Белое озеро и там посадили в темницу, а сам Андрей скончался в Москве 6 ноября 1493 года. После смерти родителя юных князей перевезли в Вологду. Здесь их держали в тяжких оковах и в самом тесном заключении. Всё их имущество состояло из одной иконы Божьей Матери всех скорбящих радости – наследства и благословения их от родителя.
Чтобы понять всю тяжесть темничного заключения для юных князей, воспитанных в неге и довольстве, необходимо помнить, что такое была тюрьма в России в XV веке, особенно в таких глухих и отдалённых местах, какими были тогда Белое озеро и Вологда. Туда никогда не проникал сострадательный взор Государя, откуда не слышны были высшему начальству стоны и вопли узников, и где произвол тюремщика мог безнаказанно заменять закон и справедливость. О вологодской тюрьме известно, что даже в конце ХVII века (1694 год) при Петре Великом многие умирали в ней от голода, тесноты и духоты. Каково же было в ней на 200 лет ранее!
Отраду и утешение узники находили только в молитве к Богу и к усердной заступнице всех несчастных и страждущих – Матери Божьей, святая икона, которая всегда находилась перед их глазами. Особенно князь Иоанн, проводя дни и ночи в молитве, как бы не чувствовал тяготы уз и темничного заключения он совершенно отрешился от мира, достиг такого духовного совершенства и стяжал такое смирение и умиление, что непрестанно проливал слёзы.
Прошло более тридцати лет, как братья оставили свой красивый и богатый Углич и вместо обширных и светлых родительских палат, томились в тесной, мрачной и душной темнице, вместо золотых цепей и других княжеских украшений, носили тяжёлые оковы и железные цепи.
Наступала тридцать вторая весна их заключения. Но это время года, радостное даже для узников, не радовало ныне князя Димитрия, потому что старший брат его Иоанн, единственный друг и утешитель, был нездоров, с каждым днём становясь всё слабее, и уже несколько дней не мог встать с постели. Страдалец сильно желал быть постриженным, видеть себя причисленным к лику иноков. По неотступным просьбам Иоанна призвали в темницу к болезненному одру его Спасо-Прилуцкого игумена Мисаила, который зная, что блаженный страдалец всю жизнь свою провёл в постничестве и воздержании, в терпении и страдании и видя его пламенное желание, веру и крайнее изнеможение, не только не отказал ему в пострижении, но и облёк его в схиму, нарекши его Игнатием. Новый схимник несказанно обрадовался своему ангельскому образу, пролил Богу слёзы и после причащения святых Таин осенив себя крестным знамением со словами: "Господи, в руки Твои предаю дух мой" предал страдальческий дух свой Богу. Он скончался тихо и мирно 45 лет от роду, из них 32 года провёл в темнице. Это было 19 Мая 1522 года.
Ещё во время медленного шествия к соборной церкви святые мощи Игнатия начали изливать исцеления. Одна женщина, по имени Александра, жившая в посаде в приходе святого Георгия, не владела ни руками, ни ногами, услышав о кончине благоверного князя, она стала призывать его в молитве и просить исцеления от болезни и тотчас же получила от него исцеление. На другой день, когда выносили из темницы тело святого в собор, она велела вести себя за гробом его и как только прикоснулась к нему, почувствовала себя совершенно здоровой. Это и многие другие чудеса и исцеления, полученные людьми после молитвенного призвания имени благоверного князя Иоанна (Игнатия), убедили всех в его святости, вследствие чего игумен Мисаил, призвав из того же Прилуцкого села каменщика Давида, велел ему сделать над могилой князя каменную гробницу, по подобию гробницы над чудотворцем Димитрием. Но когда Давид по невежеству своему во время работы сел без всякого уважения на гробницу князя, в ту же минуту почувствовал нестерпимую боль, та часть тела, которой он так неуважительно прикасался к гробнице, страшно распухла, так что он не мог ни ходить, ни сидеть. Три дня продолжались его страдания, пока он, осознав свою вину, не пришёл к гробу святого и слезами не просил у него прощения себе. Он так же скоро получил исцеление, как и заболел и, закончив работу, возвратился в свой дом, прославляя угодника Божьего Игнатия.
Что касается Димитрия, то теперь к тягости тюремного заключения присоединялась ещё и скорбь одиночества: не было уже друга и утешителя всегда старавшегося предохранить его от уныния и своими благоразумными увещаниями вливавшего мужество и терпение в его сердце.
Через пять лет после кончины преподобного Игнатия, когда уже гроб его стал источником исцелений, и широко распространилась слава о его святости и чудесах, сам великий князь приехал в Вологду. Великий князь Василий Иванович, объехав все монастыри, побывав везде и всех одарив, не посетил только узника в его темнице, не только не облегчил его участи, но даже и не полюбопытствовал его видеть, таким образом, оказал близкому родственнику своему явное бессердечие и жестокость.
Только после смерти Василия, в малолетство его сына Иоанна IV, боярская дума, по настоянию тогдашнего правителя государства – князя Ивана Федоровича Бельского, в 1540 году сняла с узника (ему было тогда более 60 лет) оковы и велела пустить в его тюрьму больше света и воздуха. Но и тогда не отворили ему темницы и не возвратили свободу. Пробыв в заключении целых 50 лет и как бы заживо погребённый, он был забыт всеми, так что и время кончины его осталось неизвестным. Летописи не упоминают даже ни год, ни месяц, ни день его смерти. Кончина князя последовала около половины XVI века, а так как в начале XVII века Прилуцкий монастырь подвергался неоднократным грабежам и разорениям, во время которых все архивы и записи были сожжены и уничтожены, то и неизвестно, были ли какие чудеса и исцеления от его гроба. Однако он вместе с братом своим Игнатием был помещён митрополитом Евгением в списки угодников Божьих, почивающих в Вологодской епархии, а так же и в историческом словаре святых, прославленных в российской церкви.
Источник: vologda-oblast.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Больше молись и меньше говори. Всем требуется много молитвы и мало слов.