Священномученик Арка́дий (Остальский), епископ Бежецкий
Дни памяти
17 мая (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
29 июня (переходящая) - Собор Санкт-Петербургских святых
23 октября - Собор Волынских святых
1 ноября - Собор святых Архангельской митрополии
Житие
Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (в миру Остальский Аркадий Иосифович) родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего Святителя переехали в Житомир, куда перевели служить отца Иосифа. Кроме Аркадия в семье были ещё двое детей: сын и дочь, которая умерла в возрасте трёх лет. После окончания Волынской Духовной Семинарии, с сентября 1911 года отец Аркадий служил священником соборного храма в городе Старо-Константинов, затем настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он — полковой священник. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем храма в Житомире, отец Аркадий при храме же организовал Православное Братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а Братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным, тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью. Отец Аркадий поимённо помнил всех больных, которых опекало Братство, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то, кто понесёт такой-то обед.
Не только других побуждал он к нищелюбию и жертвенности, но и сам показывал пример этой жертвенности и крайнего нестяжания. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу. Эту шубу он надел всего раза два, затем она внезапно исчезла. Оказалось, он отдал её бедной вдове, у которой было двое больных туберкулёзом детей. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришёл уже в лаптях. Оказалось, ему на дороге встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. В другой раз отец Аркадий отдал какому-то неимущему брюки и остался в нижнем белье, а чтобы этого не было видно, зашил спереди подрясник, чтобы полы не распахивались.
Отец Аркадий часто служил и всегда исповедывал. На исповеди он никого не торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи.
Весною 1922 года отца Аркадия арестовали по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей прямо на выходе из храма, после совершения Божественной Литургии. Толпа молящихся последовала вместе со своим пастырем к зданию ЧК, но солдаты взяли винтовки наизготовку, приказывая всем разойтись. Однако люди отказались подчиниться, требуя отпустить священника. Всех их силой увели в подвал здания ЧК. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключённым, и надзирателям.
Батюшку приговорили к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были разбудить его, чтобы сообщить, что он приговорён к смерти. «Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за всё. Для меня смерть — приобретение». После суда верные христиане стали хлопотать о смягчении приговора, и он был заменён пятью годами заключения.
Пока отец Аркадий находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной армии, потребовав после освобождения батюшки из тюрьмы, чтобы он дал ей развод. Детей у них не было. Так Господь разрешил отца Аркадия от семейных уз.
После досрочного освобождения в 1925 году батюшка поехал помолиться в Дивеевский женский монастырь. В Дивееве его встретила блаженная Мария Ивановна, которая внимательно поглядела на приехавшего помолиться священника и сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.
Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий всё время стал отдавать молитве и аскетическим подвигам. Перед ним, как никогда ясно, предначертали смысл и цель христианской жизни — в стяжании Духа Святого. На одной из открыток, подаренной духовной дочери, он написал пожелание, которое в такой же степени относил и к себе: «Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным».
В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведён в сан архимандрита, а 2 сентября 1926 года архимандрит Аркадий был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, однако епархией управлять не мог, поскольку в октябре был арестован и выслан в Харьков, а в феврале 1927 года в Туапсе.
Въезд в епархию, в город Лубны, ему был запрещён, однако Владыка всё же решил выехать, чтобы отслужить хотя бы Пасхальное Богослужение. В Лубны он выехал тайно и перед самым началом Пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, вошёл в алтарь. Он был в пальто, в тёмных очках и в таком виде мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца, говоря, что они ждут приезда назначенного к ним архиерея, и ему совсем не место сейчас в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, диакон уступил, и когда пришёл настоятель, епископ Аркадий открылся ему и сказал, что он и есть назначенный к ним архиерей.
После объяснений Владыка облачился, и началось Пасхальное Богослужение. Но ещё не закончилась служба, как в соборе стали появляться представители власти. Дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и он был вынужден скрыться. Это было единственным богослужением в назначенной ему епархии. Епископ уехал в Ново-Афонский монастырь на Кавказ, жил в горах, встречался с подвижниками, населявшими в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Однако и здесь положение было неспокойным. Власти с помощью охотников выслеживали подвижников, арестовывали и расстреливали их.
Вновь Владыка был арестован в апреле 1927 года и сослан в Казань. Из этой ссылки он бежал в марте 1928 года и нелегально поселился в Ленинграде при подворье Киево-Печерской Лавры. Служил он тайно.
В мае 1928 года последовал новый арест Святителя, уже в Москве. Его заключили в Бутырскую тюрьму. В июле того же года Владыка был приговорён к пяти годам заключения в лагере, а в дальнейшем срок продлили ещё на пять лет.
Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами «Мечёвского» центра умеренной оппозиции при храме Святителя Николая, что на Маросейке в Москве, настоятелем которого после кончины почитаемого в народе отца Алексия Мечёва (память 9 июня) стал его сын отец Сергий. Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его, подавали прошения об увольнении на покой, воздерживались от возношения его имени за богослужениями.
Как-то, будучи тайно в Москве между бесконечными ссылками, Владыка попытался обратиться к митрополиту Сергию (Страгородскому) за разъяснениями о современной церковной жизни, однако тот не стал с ним разговаривать, предложив ему прежде явиться в НКВД.
С 1928 по 1937 годы с небольшим перерывом Владыка находился в заключении на Соловках. Там он был определён на самую тяжёлую работу. Лагерное начальство, видя, какое благотворное влияние Владыка оказывает на окружающих, и, опасаясь этого влияния, часто переводило его с одного места на другое. Владыка раздавал всё, что получал от духовных детей и старался, чтобы ссыльное духовенство помогало друг другу.
Большое число осведомителей и постоянное наблюдение за заключёнными значительно утяжеляли условия пребывания в лагере. Здесь на каждого узника был заведён секретный формуляр, в котором отмечалось его поведение, как он работает, что говорил, каких взглядов придерживается. Лагерное начальство искало повод, чтобы арестовать епископа-подвижника, имеющего высокий авторитет среди заключённых. Поводом к этому стало участие Владыки и других священнослужителей во всенощной под Благовещение. Следствие было закончено в июле. Многие священники и миряне были осуждены на дисциплинарные наказания — пребывание в штрафном изоляторе. Дело епископа Аркадия было направлено для рассмотрения в тройку О. Г. П. У., которая приговорила его к пяти годам заключения в концлагере. После приговора Владыку в качестве наказания перевели на некоторое время на Секирную Гору, которая представляла собой подобие внутренней Соловецкой тюрьмы с самым суровым режимом. Кормили там гнилыми продуктами, и то в самом малом количестве. На Секирной Горе было два «отделения» — верхнее и нижнее. Целыми днями заключённые «верхнего отделения» должны были сидеть на жёрдочках, не доставая ногами до пола, вплотную друг к другу. На ночь разрешалось лечь на голом каменном полу, но укрыться было нечем. Заключённых было столько, что спать приходилось всю ночь на одном боку. Через некоторое время заключённых переводили из «верхнего» отделения в нижнее и тогда позволяли работать, но работу давали самую тяжёлую.
Из этого лагеря Владыка вернулся через десять лет — в феврале 1937 года — совершенно седым. После освобождения он был назначен епископом Бежецким, но назначения не принял. Постоянное проживание ему было разрешено в Калуге. Там Владыка часто виделся с архиепископом Калужским Августином (Беляевым), с которым поддерживал дружеские отношения как с человеком одного с ним подвижнического духа.
В сентябре 1937 года НКВД арестовал архиепископа Августина, о чём тут же узнал епископ Аркадий. На следующий день около полуночи преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но власти уже искали его. Состав был задержан, в поезд вошли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и Владыка был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. 17 октября начались допросы.
«Свидетели», показаниями которых воспользовалось следствие, говорили: «Остальского я случайно встретил на улице возле Пименовской церкви, где в беседе со мной он заявил: «Приехал в Москву навестить своих духовных детей..» Дальше Остальский сообщил мне: «Правительство взяло курс на уничтожение последних оставшихся православных храмов, повсюду видишь запустение внешнее, но вера в Бога у народа велика, это я говорю по следующим урокам: стоить только епископу появиться в деревне и городе, моментально вокруг тебя собирается народ; и как на молитве себя держат верующие — это тоже характерно: тишина, торжественное благоговение, порядок... Я не верю, чтобы Русская нация совершенно сошла со сцены, нет, национальный дух живёт в Русском народе, и придёт время, он себя покажет!».
На допросе Владыка ответил следователю: «В порядке обычных разговоров со своими знакомыми кто-то из них задал вопрос, что необходимо сделать для укрепления Церкви. Я говорил, что Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь... Я пришёл к выводу, что после освобождения я буду стремиться не к тому, чтобы управлять епархией, а чтобы иметь возможность совершать богослужение в храме. Если это не удастся, то быть хотя бы сторожем любого храма, скрыв от верующих своё епископское звание, тем, чтобы своим высоким нравственным совершенствованием дать образец того, что и наши люди могут украсить Церковь в современных условиях...».
В начале декабря следствие было закончено. Владыку обвинили в контрреволюционной деятельности. Виновным себя Святитель не признал, и обвинений, против него выдвинутых, не подтвердил.
16 (29) декабря 1937 года Владыка был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и погребён в общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Источник: fond.ru
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Богослужения
Служба священномученику Аркадию, епископу Бежецкому
Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года (журнал № 68).
Месяца декабря в 16-й день
священномученика Аркадия (Остальскаго), епископа Бежецкаго
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6:
Апостольския благодати преемниче/ и славы мучеников сопричастниче,/ Аркадие богопрославленне,/ ты, во узах темничных пребывая,/ за истину Христову добле подвизался еси,/ и душу свою за ню положил еси./ Темже усердно к тебе взываем:/ молися ко Господу,/ веру святую сохранити и спастися душам нашим. (Дважды)
Придите, вернии,/ в песнех восхвалим Аркадия богоизбраннаго,/ сей бо, слово Истины проповедуя,/ житием своим его утверди,/ Христовою же любовию влекомь,/ с мученики венчася./ Сего ради тепле к нему взываем:/ молися, священномучениче,/ Отечеству твоему в мире пребывати/ и спастися душам нашим. (Дважды)
Ины стихиры, глас тойже.
Подобен: Все отложивше:
Все отложив житейское попечение,/ трудам архипастырским ревностне предался еси,/ Аркадие священнейше,/ сего ради грады и веси апостольски обходил еси,/ ничтоже земная себе стяжевая,/ но Небесная взыскуя,/ да последуеши во всем Пастыреначальнику Христу/ и молитвенник явишися о спасении душ наших. (Дважды)
Все отринув привременных мечтание,/ мучителей суровство презрел еси,/ священномучениче Аркадие,/ темже Христов свидетель истинный показался еси/ гонителем и верным,/ отпадшим и соузником,/ ближним и дальним,/ да вси в познание приидут Сына Божия,/ Егоже со дерзновением моли/ о спасении душ наших. (Дважды)
Слава, глас 8:
Аркадие небомудренне,/ славы Божия ревнителю,/ и паствы твоея ангеле добрый,/ ты, первее Безкровную Жертву с любовию принося,/ последи кровию своею священнодействие слова истины запечатлел еси./ Темже, Христу сораспенся/ и во славу Его возшед,/ молися, страдальче блаженне,/ спастися душам нашим.
И ныне, Богородичен: Царь Небесный:
Вход. Прокимен дне. И чтения три.
Деяний святых апостол чтение, глава 4:
Во дни оны, глаголющим апостолом к людем:
Деяний святых апостол чтение, глава 4:
Во дни оны, видяще иудеи Петрово дерзновение и Иоанново, и разумевше:
Деяний святых апостол чтение, глава 4:
Во дни оны, отпущена бывша апостола, приидоста к своим:
На литии стихира, глас 1:
Аркадие богопросвещенне,/ Отечеству полезная разумевая,/ и разорение Руси Святыя прозревая,/ священномученика Патриарха Ермогена шествием молебным почтил еси/ и сеятелей смуты новыя обличил еси,/ темже, в житии многотруднем Христа исповедуя,/ верен Ему даже до смерти пребыл еси./ Моли о чтущих память твою.
Слава, глас 2:
Христова воина добропобеднаго,/ Небесным воинством соратника земнаго,/ земному воинству пастыря многомолитвеннаго,/ священномученика Аркадия песненно почтим,/ усердно к нему взывающе:/ святче Божий,/ Отечество твое от междоусобныя брани сохрани,/ от всякия ереси и раскола избави/ и во истине Христовой паству твою соблюди.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Смирения нашего не презри,/ Благословенная Богородице,/ и молитвы новомучеников и исповедников Церкве нашея приими,/ нечестие от земли Русския отвращающи/ и обстояния греховнаго избавляющи,/ да славим Тя во веки, Державная Помощнице.
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Светильниче Церкве Русския,/ священномучениче Аркадие,/ жезл епископский, якоже крест,/ благословением святителя Тихона восприял еси,/ с нимже моли Христа Бога спастися нам.
Стих: Священницы Твои облекутся в правду,/ и преподобнии Твои возрадуются.
Святых твоих наставников,/ священномучеников Амвросия, Фаддея и Прокопия,/ глаголы в сердце восприим,/ житию их небоязненно последовал еси,/ Аркадие блаженне.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Священники, во узах содержимыя,/ хлебом насущным препитал еси,/ обуреваемыя укреплял еси/ и страждущия утешал еси,/ Аркадие чудне.
Слава, глас тойже:
Святыя Троицы проповедниче,/ Аркадие небомудренне,/ во благоденствии земная расточивый,/ во страдании Небесная стяжавый,/ Трисолнечным светом уныния тьму просвети,/ во еже спастися нам.
И ныне, Богородичен:
Пречистыя Девы/ служителю чистый,/ Аркадие священне,/ моли Владычицу державную,/ веру правую во Отечестве твоем утвердити/ и спастися душам нашим.
Тропарь, глас 4:
От юности Церковь себе яко невесту предобручив,/ за нюже и страдати за Христа возжелел еси/ и крепостию твоею не изнемогл еси,/ вседневно душу за паству полагая./ Темже последи и смерть от мучителей приял еси,/ священномучениче Аркадие славне,/ и теплый о нас пред Богом молитвенниче.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 4:
Слова Божия служителю, священномучениче Аркадие достохвальне! Ты, землю волынскую апостольски обходя, заблуждшия овцы взыскал еси и во ограду церковную ввел еси, темже, и страдание Христа ради восприем, дерзновение пред Богом обрел еси. Моли спастися душам нашим.
Слава, и ныне, Богородичен:
О, Всепетая Владычице Богородице, мучеников исповедание и венче, ангелы славимая, человеки воспеваемая, и всего мира вожделенная Помощнице! Избави Церковь Русскую всякаго обстояния, Едина Благословенная.
По 2-м стихословии седален, глас 5:
Пастырю добрый, Аркадие славне, егда на суд неправедный призван был еси, тогда любящии тя чада в темницу с тобою внидоша, песньми священными ту оглашающе. С нимиже и нашу любовь приими, святче Божий.
Слава, и ныне, Богородичен:
Теплая Предстательнице и непобедимая, упование известное и непостыдное, стено, и покрове, и пристанище прибегающим к Тебе, Приснодево Чистая, Сына Твоего и Бога моли со ангелы, умирение дати мирови, и спасение, и велию милость.
По полиелеи седален, глас 4:
Святителю Аркадие милостиве! Ты, к нищим и гладным сострадания исполнився, все достояние твое истощил еси и верныя подражати ти подвигл еси, да просветятся вси любовию Христовою.
Слава, и ныне, Богородичен:
В покаянии припадаем к Тебе, Владычице, прощения беззаконий наших испрошающе, и в радости славим Тя, спасения нашего Начальница, со Архангелом воспевающе: радуйся, Невесто Неневестная.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду,/ и извел еси ны в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфеа, зачало 36.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Благовестника Богомудраго,/ люди волынския во Православии утвердившаго,/ во узах соловецких содержимаго,/ и с мученики бутовскими смерть приимшаго,/ святителя Аркадия восхвалим песньми,/ той бо ныне, Престолу Божию предстоя,/ со дерзновением молится о спасении душ наших.
Канон, глас 7.
Песнь 1
Ирмос: Изменшему Богу Израиля/ от моря Чермнаго/ победную песнь поим,/ яко прославися.
Аркадия небомудраго, на земли за Христа пострадавша, воспоим со ангелы, яко во святых прославися.
Ревностию Божественною от юности палима и священства призвание восприимша, поим Аркадия, яко во святых прославися.
Ко проповеданию слова Божия благодатию влекомь, грады и веси обходил еси, отче Аркадие, отпадшия взыскуя и Христу воспевая, яко славно прославися.
Богородичен: Ангелов удивление, и человеков прибежище, Богородительнице Пречистая, немолчное хваление Тебе приносим, яко в Сыне Твоем славно прославилася еси.
Песнь 3
Ирмос: Утвердися верою Христова Церковь,/ ибо непрестанно песньми вопиет, поющи:/ Свят еси, Господи,/ и Тя поет дух мой.
Делы слово извествуя, нищим вся раздал еси и житием твоим Христа прославил еси, Егоже выну в духе твоем воспевал еси.
Истины свидетелю, Аркадие светозарне! Скорби времене многотруднаго не смутиша тя, но к вящшей ревности поустиша Христа прославити, Егоже выну в духе твоем воспевал еси.
Апостолом подобяся, верныя призывал еси, отче Аркадие, нищим послужити, гладныя напитати Христа ради, Егоже выну в духе твоем воспевал еси.
Богородичен: Неискусобрачная Дево Богородице, Ты священномученика Аркадия чиста от соблазнов мира сего многострастнаго соблюла еси, и с ним поет Тя дух мой.
Седален, глас 5:
Страха несть в любви, рече Апостол, темже и ты, святителю Аркадие, любовь совершенну стяжав, за други душу положил еси и, дерзновение ко Христу имея, молиши присно о нас, страдания твоя почитающих.
Слава, и ныне, Богородичен:
Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеков болезни отгоняеши, и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево.
Песнь 4
Ирмос: Услышах слух Твой, Господи,/ яко явился еси на земли,/ за еже спасти ны;/ тем вопием:/ слава силе Твоей, Господи.
Евангельскаго благовестия дар с даром священства восприял еси, отче, темже и слово истины небоязненно возвещал еси, поя: слава силе Твоей, Господи.
Боговещанными твоими глаголы вожди и воины русския укрепил еси, отче, и люди заблуждшия научил еси православно Христа исповедати и воспевати: слава силе Твоей, Господи.
Отче Аркадие, ты святителю Христову Тихону в великом и малом верен пребыл еси, темже, со многими христианы в темницу всажден быв, купно с ними Христа воспевал еси: слава силе Твоей, Господи.
Богородичен: Предстательством Божия Матере утверждаемь, Аркадие чудне, в гонениих и темницех немощь плоти духом препобеждал еси и Сыну Пречистыя немолчно воспевал еси: слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Ирмос: К Тебе утренюю/ и Тебе вопию, Благоутробне Господи:/ омраченную грехми душу мою,/ светом озарив заповедей Твоих, настави.
Ужасошася людие, егда на смерть обрекоша тя безбожнии, ты же, отче Аркадие, всего себе Богу предал еси, светом заповедей Его просвещен и наставлен.
Данным ти благословением патриаршим, блаженне Аркадие, крест служения архиерейскаго, с нимже скорби и узы восприял еси, во след Христа стопы своя направляя.
Ревнуя о славе Господни, яко архиерей Божий, служение Пасхальное возглавити тайно дерзнул еси, Аркадие славне, паству лубенскую светом заповедей Христовых просвещая.
Богородичен: Покров и Прибежище, Богородице, страдальцем Христовым явльшися, и ны, страстьми стужаемыя, ко спасению настави.
Песнь 6
Ирмос: Иона из чрева адова вопияше:/ возведи от тли живот мой./ Мы же Тебе вопием:/ Всесильне Спасе, помилуй нас.
Горних, отче, взыскал еси, в дольних, яко странник и пришлец, скитаяся и присно взывая: Всесильне Спасе, помилуй нас.
Отче многострадальне Аркадие, ты болезни и скорби многия в житии твоем претерпел еси, слово Божие проповедуя и моляся: Всесильне Спасе, помилуй нас.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Аркадий доблемудрый дерзновенно воспел есть, со страждущей паствой своей взывая: Всесильне Спасе, помилуй нас.
Богородичен: Все упование на Сына Твоего, Богородительнице, возлагая, Аркадий терпеливодушный с верными воспеваше: Всесильне Спасе, помилуй нас.
Кондак, глас 2:
Нравом кроток и сердцем милостив быв,/ во образ Спасов, священномучениче Аркадие,/ убогим достояние твое расточил еси,/ любовию же Христовою обогащен,/ на Голгофу Русскую возшел еси,/ темже с новомученики Церкве нашея,/ престолу Святыя Троицы предстоя,/ славу Воскресения улучил еси.
Икос:
Ангела земнаго и человека Небеснаго зрим тя, отче Аркадие небомудренне,/ не своих си взыскавый, но яже к пользе и спасению братий твоих. Темже Житомир град проповеданием твоим украшается, Галиция православная воспевает, горы Кавказския странствии твоими освящаются, Лавра Невская пасхальным пением оглашается, острови Соловецтии долготерпение твое почитают, Москва тя узника и исповедника Христова приемлет и вся земля Русская с новомученики Церкве нашея воспевает, ты бо, престолу Святыя Троицы предстоя, славу Воскресения улучил еси.
Песнь 7
Ирмос: В пещь огненную ввержени, преподобнии отроцы/ огнь в росу преложиша,/ воспеванием сице вопиюще:/ благословен еси, Господи/ Боже отец наших.
Силою Христа Воскресшаго дерзновение приял еси, Аркадие доблестне, за други своя душу положити, воспевая: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Пещи огненныя гонений лютых не убоялся еси, отче Аркадие, в руце мучителей себе предая, сердцем же воспевая: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Основание твердое каноны церковныя поставляя, прельщенныя увещевал еси, Аркадие, без епископа ничтоже творити, да вси единым сердцем воспоют: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Богородичен: Милостивая Заступница, юности твоея Хранительница, Богородица, святе Аркадие, во узах тебе явися, да не изнеможеши, воспевая: благословен еси, Господи Боже отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Единаго Безначальнаго Царя Славы,/ Егоже благословят Небесныя Силы/ и трепещут Чини Ангельстии,/ пойте, священницы,/ людие, превозносите Его во веки.
С новомученики соловецкими, отче Аркадие, гладом, мразом, и работами горькими томимый, взывати не престал еси: людие, превозносите Христа во веки.
Отца Небеснаго слуго верный, всещедре отче Аркадие, собратиям во узах служити потщался еси, милосердие паче силы являя, да превозносят с тобою Бога во веки.
Аркадие христоподражательне, ты судиям неправедным рекл еси: аще мене ищете убити, собратий моих оставите. Темже превозносим во святых дивнаго Бога во веки.
Богородичен: Небеснаго человека и земнаго ангела, священномученика Аркадия, служением во узах Тя, Богомати, прославивша, величаем, и с нимже превозносим Тя во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Всепетая, Небес превышшая,/ Безначальное Слово безсеменно заченшая/ и Воплощеннаго Бога рождшая человеком,/ тем Тя вси величаем.
Глаголы жизни в сердце нося, сия проповедал еси немолчно, отче Аркадие, и верен даже до смерти Христу пребыл еси; тем тя вси величаем.
Плотию тленную смерть приял еси, архиерею Христов Аркадие, во рву бутовстем погребен быв, обаче со святыми Престолу Божию предстоиши во славе; тем тя вси величаем.
Лику новомученик сочетався, святителю отче Аркадие, дерзновенно молиши ныне о утверждении Церкве Русския; тем тя вси величаем.
Богородичен: Иныя надежды разве Тебе не стяжахом, Владычице: дом Твой, землю нашу, от враг заступи, Тя бо с новомученики Церкве Русския присно величаем.
Светилен:
Светильниче Церкве Русския, область тмы разсеявый, Аркадие богопрославленне, моли за ны, да светом Христовым озаримся.
Слава, и ныне, Богородичен:
Светлостию чистоты Твоея Херувимы и Серафимы превозшедшая,/ Богородительнице Браконеискусная,/ светом Сына Твоего поющия Тя просвети.
На хвалитех стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся:
Радуйся, святителю Аркадие,/ Евангелиа проповедниче,/ нестяжания и милости сокровище,/ сосуде чистый Духа Святаго,/ славы Божия ревнителю,/ небоязненно за веру подвизавыйся/ в годину гонений лютых,/ и кровь твою за Христа пролиявый,/ Егоже моли даровати душам нашим велию милость. (Дважды)
Радуйся, святителю Аркадие,/ от юности Богом предызбранный,/ целомудрия рачителю,/ благочестия светильниче,/ в нощи безбожия горяй и светяй,/ заблуждшия ко спасению наставляяй,/ темже и ны, грехи многими отягченныя,/ из глубины уныния возведи,/ Христа моля даровати нам велию милость.
Радуйся, святителю Аркадие,/ милости богатство неистощимое,/ любве Евангельския образе,/ братолюбия правило,/ вдовицам и сиротам прибежище,/ скорбящим утешение,/ во узах сущим помощниче,/ изнемогающим в подвизе укрепление,/ ты бо молитвами твоими даруеши нам велию милость.
Слава, глас 8.
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе!/ Смирение силу препобеждает,/ изгнание возводит в дом Отчий,/ и узы в царское благолепие претворяются:/ се бо за Христа пострадавый,/ священномученик доблемудрый Аркадий/ с новомученики Церкве Русския/ прославляет Святую Троицу/ и молит присно спастися нам.
И ныне, Богородичен, глас и подобен тойже:
О, преславнаго чудесе!/ Небесе и земли Царица,/ от святых сродников наших умоляемая,/ до днесь землю Русскую покрывает/ и лик Свой во образех многоименных/ во утешение наше являет./ О, Владычице Державная!/ Не престани и впредь во утверждение Православия/ милости на ны изливати до века. Аминь.
На Литургии
Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Римляном, зачало 99. Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?