О жизни и личности Аристида Афинского[1] известно очень мало. Блж. Иероним называет его "одним из самых красноречивых афинских философов", Евсевий – "твердым последователем нашей веры". Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125-й. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение "сохранялось у многих".
Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века "Жития Варлаама и Иоасафа", в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру.
Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – "Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего," и второе – "Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин". Армянская рукопись с Апологией содержит также текст гомилии "На воззвание разбойника и на ответ ему Распятого". Принадлежность этой гомилии мч. Аристиду оспаривается ввиду наличия выражений и оборотов, характерных для антинесторианской полемики, а также отсутствия указаний древних писателей на авторство Аристида. С именем Аристида связан также отрывок в несколько строчек из так называемого "Послания Аристида ко всем философам". Эта цитата находится в антинесторианской флорилегии (сборнике цитат из писаний отцов и учителей Церкви) и скорее всего является вольным пересказом мысли из Аристидовой Апологии.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.