Мученик Алекси́й Ворошин, Елнатский, Христа ради юродивый
Дни памяти
Житие
Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии[1]. Места эти известны тем, что здесь в XVI веке подвизался блаженный Симон Юрьевецкий[2]. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту подвигов его, но оказались сходны пути блаженного Симона и Алексея Ивановича, которого в местах его жизни почитают за праведность. Деревня Каурчиха расположена между ключиком блаженного Симона Юрьевецкого и селом Ёлнать: здесь, в Никольском храме, отец Алексея был старостой.
Когда пришло время Алексею жениться, он подыскал невесту и хотел было обручиться с ней, но неожиданное обстоятельство изменило его намерение.
В те времена молодежь собиралась по деревням на беседы. Благочестивые люди смотрели на эти беседы неодобрительно. Были там и рассказы нецеломудренные, и вольное обращение, и веселье зачастую переходило границы христианского благочестия. И попросил Алексей свою невесту не посещать эти беседы, но девушка не послушалась благоразумного юноши. Задумался он: если, будучи невестой, она не послушалась, то что же будет, когда она станет женой. И глубже задумался – над временем, над происходящим вокруг. Чуткая душа ощущала, что рушилось устроение всей русской жизни, как бы кто могучей рукой расшатывал все ее здание. Началась Первая мировая война и она ударила по всему сокрушительно. На войну народ уходил одним – возвращался другим. И хотя война шла далеко и недокатчиво было поначалу ее эхо до глухих костромских деревень, но сердце твердило, что быть беде! И беде большой!
Отложил Алексей Иванович сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. На левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца, расположилась старинная пустынь, основанная в XVII веке в память блаженного Симона Юрьевецкого. С трех сторон окружена она озерами, с четвертой – песчаными возвышенностями. Два чудотворных образа в пустыни – Иерусалимской Божией Матери, с которым каждый год ходили с крестными ходами, и священномученика Антипы[3].
Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу.
Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого или в своей келье, или на ключике блаженного Симона. Вода здесь стекает по склону глубокого оврага, поросшего со всех сторон густым лесом, надежно укрывавшим от посторонних глаз.
Наступил март 1917 года, рухнули вековые устои государственной жизни России, и эхо от этого падения покатилось по всей земле русской.
Не было в дореволюционной России на каждую деревню исправника, не стояла полиция по селам, да и власти государственной в селах и деревнях не было, а собирались крестьяне на мирские сходки и вопросы мира решали сами. Но появилась в Петрограде новая власть и слала указы, чтобы и в селах образовывали такую же власть, сельсоветы. А власть, если уж и должна быть какая, то не иначе, как справедливая, святая. И кому и быть тогда председателем сельсовета, как не Алексею Ивановичу. Став председателем, он не переменил своих обычаев – по-прежнему много молился, посещал церковные службы, и если приходилось решать какие сельские вопросы, то он решал их не выходя из храма.
Через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.
То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Видя его нелепое поведение, крестьяне смеялись над ним, но он не обращал на это внимания. Рассерженные, они стали гнать его, блаженный уходил, а затем возвращался и все повторялось сначала. Прошел год, и на этих полях появился советский чиновник, и все тогда вспомнили Алексея Ивановича.
Еще никто из крестьян не знал, что будут высылать, да и понять это было трудно, – как это тебя из твоего собственного дома без какой бы то ни было вины выгонят, – а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Ко многим его странностям привыкли за год крестьяне, но такого еще не было. Голый идет Алексей Иванович по Парфенову, направляясь в гости к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Дивились такому событию крестьяне, дивились торговцы. Немного прошло времени, и в село приехали представители властей и вывезли имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.
Бывало, придет блаженный в какое-нибудь село, выберет дом и начинает его мерить. Суетится, считает. И так намеряет, такую назовет несуразную цифру, что ни под какой размер не подходит. Окружающие смотрят, смеются. Но проходит время, и хозяина дома арестовывают и дают ему срок – столько лет, сколько названо было блаженным.
Зима. Небо сверкает пронзительной голубизной, ослепительно сияет солнце, плывут по небу чуть розоватые облака. И только дорога темнеет посреди белоснежных полей.
Пустынен в этот час путь. Лишь нужда погонит кого из дому. Одиноко выделяется фигура блаженного, который поспешно идет по дороге в деревню Середкино. Без единой тряпицы на теле, направляясь к дому, где живет Анастасия с мужем Геннадием. Взошел на крыльцо, легонько постучал. Анастасия открыла и едва с кулаками не бросилась:
– У, бесстыдник! Да когда же ты прекратишь нас позорить!
– Молчи, баба, – остановил ее Геннадий и пригласил Алексея Ивановича в дом, а затем, повернувшись к жене, строго, серьезно сказал:
– Дай ему самую лучшую одежду, какая у нас есть.
Одежда была принесена, Алексей Иванович оделся, распрощался с хозяевами и вышел на улицу. Здесь, неподалеку от крыльца, он разделся, аккуратно сложил на снегу одежду и пошел из деревни; долго недоумевали хозяева, обнаружив ее. А в конце зимы пришли представители власти выгонять их из дома. Выгнали в нижнем белье, не разрешив взять даже легкой одежды.
Вспомнила теперь Анастасия блаженного:
– Да что же он прямо тогда не сказал! – сокрушалась она.
В другой раз Алексей Иванович пришел к сестре Анне. И не говоря ни слова, стал собирать вещи. Ходил по комнатам, что-то разыскивал, а что находил, складывал на стол. И как набрался полный стол, он схватил шапку и убежал. Поняла Анна, что это какой-то знак, предвестие, что эти вещи надо отдельно хранить, и спрятала их подальше; когда пришла комиссия и отобрала имущество, только эти вещи и сохранились.
Любил блаженный заходить в лесное село Селезенево, любил бывать в Парфенове, бочком спускающемся к реке Ёлнать. Здесь в одном доме он хранил мешок с книгами. Заходил блаженный к Бобковым – посидеть, чаю попить, отдохнуть. Но однажды, войдя в дом, Алексей Иванович не сел за стол и чай пить не стал, а забрался на печку. Лежит он на печи и молчит. Молчат и хозяева – привыкли уже здесь к его странностям. Полежав некоторое время, он сошел вниз, вышел на крыльцо, сел на верхнюю ступеньку и сидя спустился по лестнице. Затем взобрался на стоящую во дворе телегу и лег. Лежал и чуть слышно стонал. Долго ли он так лежал – неизвестно, но когда вышли посмотреть, его уже не было.
Через две недели хозяйка дома, вынимая из печи большой чугун с кипятком, опрокинула его весь на себя и обварилась так, что не могла идти. С крыльца ей пришлось сидя спускаться, а уже внизу ее подняли и положили на телегу, и часа два еще она пролежала, прежде чем отвезли в больницу.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. В это трудное время старостой храма, по единодушному решению прихожан, был избран Павел Иванович Байдин. Он родился в селе Ёлнать в благочестивой крестьянской семье. Когда вырос, крестьянствовал в своем хозяйстве, а когда его отобрали, стал работать в колхозе. И странно ему было видеть, как многие из ничего не знающей, не имеющей опыта жизни молодежи, назначенные начальниками, не жалеют ни людей, ни скотину, ни землю.
Однажды во время службы вошел в храм блаженный Алексей – на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись. Прошло время... и власти распорядились закрыть храм. Призвали Павла Ивановича и потребовали от храма ключи. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно.
Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован и заключен в Кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенес тягот следствия и скончался. Тело исповедника было отдано родственникам и погребено на кладбище села Ёлнать.
После ареста старосты храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах. Дым и чад стояли в оскверненном храме – власти перестраивали его под клуб.
Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески старавшимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал.
Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.
Однажды шел Алексей Иванович вскрай поля. Погода стояла тихая, небо безоблачное. Мужики с бабами жали на поле лен. Остановился блаженный неподалеку от мужиков и вдруг, показав на небо и сокрушенно покачав головой, серьезно, громко сказал:
– Ой, молитесь Богу! Ой, как загремит! Как загремит! Молитесь Богу!
И ничего не поясняя – дальше пошел. А мужики это вспомнили, когда началась Финская война и их взяли на фронт.
Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошел он как-то к сестре Анне и сказал:
– А ты мне лапотки приготовь.
– Так возьми, – ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.
Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.
Анне Беземировой из Каурчихи, когда та была еще ребенком, блаженный говорил:
– Дай четверть, дай четверть...
– Что такое Алексей Иванович говорит?.. – смущалась девочка.
Объяснилось это через много лет, когда она вышла замуж за пьяницу, который частенько повторял те слова.
В 1931 году выслали Николая Васильевича, тестя Дмитрия Михайловича (племянника Алексея Ивановича). Был он уже в преклонных летах, и семья не чаяла его увидеть живым.
Как-то пришел Алексей Иванович к племяннику. Дома была только жена его Анна Николаевна.
Блаженный не любил быть без дела и здесь быстро нашел себе занятие и, казалось, весь в него погрузился, не говоря ни слова; Анна Николаевна уже и забыла, что он здесь. А блаженный вдруг поднял голову и как бы невзначай, между делом, спросил:
– Коля не собирается домой?
– Какой Коля? – не поняла она.
– Да папа, – просто ответил блаженный.
Та от неожиданности руками всплеснула.
– Да что ты, дядя Леша, разве он может теперь с Урала приехать?
– А может быть... может быть... – задумчиво покачал головой блаженный.
Через день Николай вернулся домой.
Когда у Анны Николаевны родился сын, то поскольку дело было перед зимним Николой, младенца решили назвать Николаем.
Алексея Ивановича пригласили быть крестным, он согласился. Запрягли лошадь и отправились в церковь – крестить. Блаженный не поехал, пошел по своему обыкновению пешком. Младенца крестили; через два дня собирались праздновать день его Ангела. Не заметили, как появился в этот день в доме своего крестника Алексей Иванович. Молча вошел, постоял и, ни слова не говоря, лег на пол, руки сложил на груди и лежал тихо, будто и впрямь неживой.
С недоумением и растерянностью глядели родные на Алексея Ивановича. Но он так же тихо ушел, ничего не сказав. И забыли про это Анна Николаевна с мужем. Вспомнили только через сорок два года, когда Николай был найден мертвым в городском саду Кинешмы, и они увидели его лежащим в той самой позе, в какой лежал когда-то блаженный.
Идет блаженный Алексей по дороге и молитву поет. Впереди пустая дорога, и позади – никого. Но знает уже блаженный, что скачет на лошади вслед за ним племянник его, Николай. Из родных он был ему ближе всех. С малолетства был рядом – и когда блаженный в отдельной келье подвизался, и когда был председателем сельсовета... А теперь и сам Николай председатель сельсовета в Жуковке. И принуждают его власти, чтобы он закрыл храм, будто по желанию верующих. Но знает блаженный, что не закроет племянник храма, устранится от этого дела и даже на краткое время в тюрьму попадет.
Потом будет война, война страшная – и в каких только смертельных обстоятельствах не придется ему побывать, и везде молитва дяди его оградит. Перед самой отправкой на фронт блаженный Алексей явится ему – уже после кончины своей – и скажет:
– Не бойся, Коля, я всегда буду с тобой.
Вернувшись после войны домой, Николай задумает развестись с женой, и ему снова тогда явится блаженный. Возьмет его за руку, подведет его к двери комнаты, откроет ее, и за нею он увидит свою жену. Показывая на нее, блаженный скажет:
– Вот, это я тебе жену привел.
И вслед за этим исчезнет. Исчезнут и у Николая мысли оставить жену. Впрочем, до всего этого было еще долго, шел только 1936 год.
Скачет Николай по пустой дороге. Смотрит, кто-то знакомый впереди. Уж, не дядя ли? Давно он, занятый сельсоветскими делами, его не видел. Видно, неспроста эта встреча.
Приблизился, ход замедлил. Молча пошли. Николай молчит – что он блаженному может сказать? И блаженный молчит. И вдруг, как бы перебивая ход собственных мыслей, Алексей Иванович спросил:
– А ты, Коля, придешь меня хоронить?
– А ты разве собираешься умирать? – удивился тот. И было чему – Алексею Ивановичу едва минуло пятьдесят, был он крепок и ничем не болел.
Глянул на него блаженный взглядом таким, точно желал, чтобы Николай навсегда эту встречу запомнил. А затем махнул рукой и сказал:
– Да нет, какой умирать! – и быстрей зашагал.
Через год Николай нес гроб с телом Алексея Ивановича на кладбище.
Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на этот раз не миновать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз пойти попрощаться с домом, с родными.
Собрав скудное свое имущество в мешок, он направился в Каурчиху. Кругом поля, лес далекий, не видный с дороги глубокий овраг, источник блаженного Симона Юрьевецкого, Ёлнать переливается серебряными блестками. Перейдя неглубокий овражек, Алексей Иванович подошел к дому. На огороде стояла его келейка – пустая теперь, нежилая, в родительском доме Дмитрий Михайлович и Анна Николаевна с детьми. Это был май 1937 года. Благоуханием и пением птиц разливалась над землею весна.
Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:
– Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?
Тот ничего не ответил, выложил из мешка вещи, распорядился, кому что отдать.
Почувствовав необыкновенное, притихли домашние.
А блаженный вплотную сел к печке, голову к ней прислонил и тихонько запел:
В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла.
Своему родному сыну передачу принесла..
Анна Николаевна руками всплеснула:
– Ой, Алексей Иванович, опять ты эту песню запел, опять, наверное, будут гнать?..
Пообедали вместе, затем блаженный, помолился, низко-низко поклонился домашним и сказал:
– За все я вам уплачу, Дмитрий Михайлович, за все я вам уплачу! – И прибавил: «Чай придешь меня хоронить-то?»
– Да что ты, дядя Леша, про похороны; я еще раньше тебя умру.
– Нет, придешь! – уверенно ответил блаженный.
И еще до утра они разговаривали, а утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать.
Камеры Кинешемской тюрьмы в те годы были переполнены избыточно – священники и монахи, старосты храмов и подвижники благочестия, верующие женщины, не пожелавшие отдать в безбожную колхозную упряжку ни себя, ни детей, и дети, по голодной колхозной жизни пытавшиеся прокормиться колосками с колхозного поля. И разорявшие страну коммунисты, и коснеющие в преступлениях воры, и закоренелые убийцы. Все они были перемешаны и втиснуты в камеры. Алексея Ивановича поместили к преступникам. Эти камеры были подобны вавилонскому плену, китову чреву, и блаженный молился теперь днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал.
– Дедушка, да ты, наверное, кушать хочешь? – спрашивали его сокамерники.
– Кушайте, кушайте, это все для вас, – отвечал Алексей Иванович. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.
Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и ее начальник пришел во время допроса поглядеть на блаженного.
– Все говорят, что ты святой, – сказал он, – ты что скажешь?
– Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек.
– Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит есть за что. Тебя за что посадили?
– Так Богу угодно, — кротко ответил блаженный.
Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал:
– Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!
Начальник тюрьмы удивился, но домой не поспешил, а когда пришел, то увидел, что жена его повесилась. С этого времени он стал искать случая отпустить блаженного на свободу.
Но Господу было угодно иное. Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался.
Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.
12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 329–340
Примечания
[1] Ныне Юрьевецкий район Ивановской области.
[2] Блаженный Симон скончался в 1584 году и был похоронен в Юрьевецком Богоявленском монастыре, с 1741 года ставшем приходской церковью. Блаженный при жизни и по кончине прославился множеством чудес. В 1635 году патриарху Иосифу было послано житие блаженного Симона, написанное по рассказам людей, знавших блаженного. Патриарх благословил "ради терпеливого жития и чудес блаженного Симона... написать лик его иконным писанием на доске, с сиянием вокруг головы... и почитать его с прочими святыми". Службы блаженному Симону сначала правили по общей Минее, а с 1666 года по особо составленной. В 1722 году город Юрьевец посетил архиепископ Нижегородский Питирим, к епархии которого тогда относился город. Он обратил внимание на гробницу блаженного Симона и запретил отправлять ему службы как святому, а приказал петь по нему панихиды, забрав с собой и житие. В 1741 году снова стало обсуждаться в Святейшем Синоде дело о блаженном Симоне, ввиду обнаруженных иконописных изображений праведника. Чем кончилось дело, осталось неизвестным, потому что все документы, к нему относящиеся, хранились в консисторском архиве в Костроме и были уничтожены пожаром 1887 года. В середине XIX века само собой возродилось почитание блаженного, нашли список его жития и составленную ему службу. Был открыт доступ и к самой гробнице. Во время гонений от безбожников храм был закрыт, а здание отдано под музей. В настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви.
[3] В тридцатых годах на этом месте была сеть концлагерей, заключенные которых строили плотины и каналы на Волге. Ныне Кривоезерская пустынь и часть города Юрьевца затоплены.
Источник: fond.ru
Жития и книги в библиотеке
- Память святого мученика Алексия Елнатского, Христа ради юродивого иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Служба мученику Алексию Елнатскому
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал № 61)
Месяца сентября в 12-й день
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8.
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе!/ Во дни гонений лютых на Церковь Русскую/ явися земли нашей теплый заступник,/ блаженный и богомудрый Алексий,/ иже земнаго пристанища отвержеся,/ во еже водворитися в чертозех Небесных./ Темже к нему притекающии исцеления многоразличная приемлют/ и разрешение нуждных обстояний,/ творяще летнюю память его.
О, блаженне Алексие!/ Яко доблий воин Христов,/ отложив мира пристрастие/ и суетныя обычаи того презрев,/ брачныя узы небрегл еси,/ во еже душу свою уневестити Господеви/ и чисту ю представити,/ яко пресветлую свещу, на свещнице церковнем сияющу./ Поминай нас, творящих память твою.
О, подвигов твоих, блаженне!/ О, мужества твоего и светлости!/ Како изшел еси на брань с князем мира сего?/ Како не убоялся еси служителей свирепейших?/ Како обличил еси люди беззаконныя?/ Како глад и хлад и наготу терпя,/ и в скорбех, о Алексие, благодушествуя,/ вся возмогл еси о укрепившем тя Господе?/ Того моли спастися душам нашим.
Глас 5:
Премудре и богоблаженне Алексие!/ Искус послушания монашескаго прошед,/ на сугубое служение в мир изшел еси,/ идеже власть и славу от руки лукаваго миродержителя тьмы века сего отвергл еси,/ во еже не пременитися нраву твоему тленных ради/ и сохранитися в чистоте души твоей./ Ныне же, в чертозех Небесных пребывая,/ моли спастися душам нашим.
Богомудре Алексие,/ многомятежный мир оставив,/ во дни жития твоего вельми потрудился еси/ и Небеснаго Царствия достигл еси,/ идеже ныне пребываеши,/ Христа непрестанно славословя./ Егоже моли усердно, премудре,/ даровати душам нашим велию милость.
Адаманте твердый, непреклонный столпе,/ миру чужд быв, сущих в нем не отчуждался еси/ и, к покаянию люди призывая,/ жалостию сердца о них болезновал еси,/ безумие же богоборцев мудростию Христовою обличая,/ страждущих и крова лишенных утешал еси./ Темже и нас не остави, блаженне,/ но к любви Небесней сердца наша управи.
Слава, глас тойже:
Приидите, православнии людие,/ припадем к раце мощей блаженнаго Алексия,/ заступника страждущих и обидимых,/ подает бо помощь скорую и всемощную,/ недужных врачуя, болящих исцеляя,/ в скорбех сущих утешая,/ всех же верных назидая и глаголя:/ О, чада возлюбленная!/ Вскую любите суету и ищете лжи?/ Что всуе мятетеся?/ Последуйте мне, якоже аз Христу,/ да водворитеся в Чертозех радости нескончаемыя/ и лица ваша во век не постыдятся.
И ныне, праздника.
Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая.
На литии стихиры, глас 1:
Днесь радуются верных собори,/ во псалмех и песнех Господеви поюще,/ и, обстояще раку угодника Христова,/ блаженнаго Алексия, глаголют:/ сей и по смерти, яко жив сый,/ прият от Бога дар недуги телесныя исцеляти/ и ко спасению верныя наставляти,/ град же свой от всякия напасти избавляти/ и молитися, во еже спастися душам нашим.
Днесь ликует обитель Введенская,/ приемлющи, яко бисер многоценный,/ мощи богоблаженнаго Алексия./ Той бо, яко светильник возженный,/ показует нам путь во обители Небесныя,/ имже ко спасению наставляеми,/ славим Бога, дивнаго во святых Своих.
Веру твердую имея, преблаженне Алексие,/ благодатию Божиею добродетель к добродетели прилагал еси:/ терпению незлобие, послушанию смирение,/ безстрастием же и любовию, яко златом, венчався,/ храм духовен себе самаго наздал еси,/ в немже выну принося Богу жертву хваления,/ яко Ангел на земли пожил еси./ Ныне же, с Небесными чинми совокупляяся,/ поеши Богу песнь победную.
Слава, глас 6:
Даром пророчества украшен,/ досточудне Алексие,/ Церкви Русстей гонимей быти предрекл еси/ и давидским гласом вопиял еси:/ вскую шаташася языцы/ и людие поучишася тщетным?/ Олтари Твоя, Господи, раскопаша/ и священники Твоя избиша./ Но не постави им греха сего,/ не ведят бо, беззаконнии,/ яко неправедная содевают.
И ныне, праздника.
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:
Егда найде на тя Божественный Дух,/ Алексие чудне,/ тогда мира мятеж и суетныя обычаи того отринул еси/ и, будущия жизни вожделевая,/ духом же к Богу пламенея,/ о плоти всеконечне небрегл еси./ Темже, в вечныя обители водворився/ и дивным небожителем совокупився,/ поминай нас, любовию чтущих тя,/ в теплых молитвах ко Господу.
Стих: Пришлец аз есмь на земли,/ не скрый от мене заповеди Твоя.
Егда найде на землю Русскую безбожная злоба,/ тогда мира вся красная отвергл еси, блаженне Алексие,/ и, одежды тленныя обнажився,/ подвиг юродства приял еси,/ безумна же себе творя,/ безумие неверных всеконечне обличал еси, глаголя:/ почто, людие, веру отеческую забыша?/ Почто заповеди Божия попраша?/ Почто скверным богоборцем выю подклониша?/ Темже, святе, молися/ улучити нам время на покаяние.
Стих: Прилепихся свидением Твоим, Господи,/ не посрами мене.
Егда, преблаженне Алексие, проречений твоих ради и твердости/ на раскаленныя плинфы поставлен был еси,/ тогда, древним мучеником подобяся,/ тленным огнем не опалился еси,/ но небоязненно Христа пред мучители проповедал еси,/ тепле о них моляся./ Кончину же свою дивно предуведев,/ от многомятежия сего, радуяся, преселился еси,/ правды Божия показуя торжество.
Слава, глас 8:
Новый Алексий и человек Божий явился еси,/ твердый в скорбных, непреклонен в болезненных,/ Симону в терпении и Василию в безстрашии подражая,/ любве Божия силу являя,/ очи, суетою омраченныя, отверзая,/ сильныя мира сего, яко расточенныя, вменяя,/ и грядущая, яко настоящая, прозревая./ Темже моли, всеблаженне,/ улучити нам Небесныя кровы.
И ныне, праздника.
Тропарь, глас 1:
Рачением божественным уязвився от юности,/ юродством вольным мудрость века сего посрамил еси,/ премудрости Божией в тайных поучаяся,/ предзрел еси, яко настоящая, грядущая,/ не словом, но житием образ быв добродетели,/ страдальчески течение скончал еси,/ темже Христос сугуба венца сподоби тя, блаженне Алексие,/ Егоже моли спастися душам нашим.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 7:
Яко бездомок странствуя и не имый где главы подклонити,/ озлобления и скорби земныя претерпел еси, блаженне,/ ныне же, во отечествии Небеснем водворяяся,/ нас, в молитве тебе призывающих,/ от бед и напастей многообразных избави.
Слава, и ныне, праздника.
По 2-м стихословии седален, глас 2:
Умом и душею украшен,/ многострадальным житием просиял еси, преблаженне,/ темже и мы, в памяти твоей благодатными лучами просвещшеся, молимся ти прилежно:/ воздохни о нас ко Господу/ и покрый теплым твоим предстательством.
Слава, и ныне, праздника.
Величание:
Величаем тя,/ блаженный мучениче Алексие,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.
Псалом избранный: Терпя потерпех Господа:
По полиелеи седален, глас 1:
Твое, блаженне, предстательство стяжахом,/ людие скорбнии и отчаяннии,/ наипаче же гонимии от миродержителей тьмы века сего,/ ты бо и заблуждшия не оставляеши/ и отчаянныя надеждею воспламеняеши./ Темже, ныне память твою совершающе, припадаем и вопием:/ расточи греховныя соблазны,/ изсуши мутныя потоки безбожия/ и умоли Господа славы,/ да не постыдимся, егда приидет судити всяческая.
Слава, и ныне, праздника.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Возвеселится праведник о Господе/ и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Евангелие от Матфеа, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Мира сего красная возненавидел еси,/ плоть духу поработив,/ и, телесныя любве удалився,/ юродства подвиг тяжкий подъял еси/ и, яко златыми крилами,/ на Небеса возлетел еси,/ яже есть молитва теплая и смирение нелицемерное,/ темже, блаженне Алексие,/ не забуди нас, припадающих мощем твоим,/ и совершающих святую память твою.
Канон, глас 8.
Песнь 1
Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи,/ чудотворяй иногда/ Моисейский жезл, крестообразно поразив/ и разделив море,/ Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/ песнь Богови воспевающа.
Припев: Святый мучениче Алексие, моли Бога о нас.
Слове Божий и Агнче Непорочный, даруй ми слово, во еже восхвалити угодника Твоего, иже предлежит зде телом, духом же Ангелом сликовствует присно.
О Господе помощник нам буди, блаженне, изымая нас скорбей и болезней, соблазнов же, нестроений и бед, желания сердец наших во благих исполняя.
Египетския котлы благоденствия презрев и миру кичливому посмеявся, Алексие мудре, реки мутных вод житейских неврежденно прешел еси, Богу победную песнь воспевая.
Богородичен: Тлитель убо древле и братоубийца явися Каин, прежде от Бога прокляся. Что же сотворю аз, вседе́рзый, душу свою люте погубивый! Но даждь ми, Владычице, прежде конца покаяние.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/ и Церкве Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желaний крaю, верных утверждение,/ Едине Человеколюбче.
Наготу и хлад терпя, и страх мучителей любовию превозмогая, судьбы Божия людем предвозвестил еси, блаженне, и путь правый показал еси.
От младенства смиренномудрие стяжав, любовию Божиею обогатился еси, умом же горе возносяся, лице Господне чисте зрел еси.
Чада твоя есмы, святче Божий, не остави нас сирых, обаче на помощь к нам притецы и научи добродетельми Господа славити.
Богородичен: Крепость ведый матерния Твоея молитвы к Сыну и Того многое благоутробие, к Тебе приступаю, Пречистая, страхом одержимь и любовию понуждаемь.
Седален, глас 6:
Молитеся Богу, непрестанно призывал еси, святе, молитеся,/ и убойтеся гнева Его./ Темже не обленимся, православнии,/ да не искусим паки долготерпения Божия,/ но воззовем теплою верою и неленостною молитвою:/ согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом, Господи,/ не остави нас, во унынии сущих,/ но спаси нас Алексия праведнаго мольбами.
Слава, и ныне, праздника.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя/ и прославих Твое Божество.
Точию изыде слава подвиг твоих, блаженне, врази Господни возсташа погубити тя, духа бо Христова в тебе не терпяху и злобою зело распаляхуся.
Иоанна, возлюбленнаго ученика Спасова, слышав, глаголюща, аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: мир и лесть его возненавидел еси, ярем Христов возложь на ся, радуяся.
Сродство и имение Христа ради оставил еси, святе Алексие, и телесная одеяния презрел еси. Даждь и нам сицевое небрежение о преходящих и суетных.
Богородичен: Адам убо преступи едину заповедь и изгнанию подпаде: како же восплачу аз прегрешений моих бездну? Обаче к Тебе, о Мати Божия, молитвы простираю: моли, Всечистая, Сына Твоего и Бога, помиловатися души моей.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще, вопием Ти:/ Господи, спаси ны,/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе, иного не вемы.
Земленый и перстный имею ум, блаженне, просвети мя к Небесным и вечным, тебе бо стяжах тепла молитвенника.
Осмеяние и ругание пища тебе бысть, блаженне, питие же сладкое богомыслие и смиренномудрие, глагол же пророческий, яко одежда, вменися.
Власть беззаконную и богоборную обличая, люди поучал еси имения тленная и непостоянная презирати, Небесная же сокровища добродетелей стяжати.
Богородичен: Исаву поревновав лютому во чревобесии, душу и тело осквернив невоздержанием и нечистотою, к Тебе, о Дево, прибегаю, заступи мя и избави вечных мук.
Песнь 6
Ирмос: Ризу мне подаждь светлу,/ одеяйся светом, яко ризою,/ Многомилостиве Христе Боже наш.
Чуден в терпении и во уповании непосрамлен, Единаго Царя Христа воин был еси, блаженне, малодушныя утверждая во исповедании дерзновеннем.
Риз совлеклся еси, святе Алексие, взывая: довлеет ми риза крещения, и наготу и хлад превозмогл еси, побеждая естества чин.
Уста непрестанно движа в молитве, без неяже никакоже возможет человек понести ни единыя тяготы Христа ради, венцем на Небесех увязлся еси, блаженне.
Богородичен: Сокрушаема множеством прегрешений и во отчаянии суща, не остави мя, Владычице, но возведи крепкою рукою Твоею.
Кондак, глас 6:
Христовою любовию распалаемь,/ не убоялся еси вещественнаго огня,/ терпением твоим врага посрамив,/ сердце мучителево уязвил еси кроткими твоими глаголы,/ провещая гнев Божий, праведно грядущий нань,/ и о прощении всех, блаженне, моляся./ Темже тебе припадаем и тепле вопием:/ не премолчи за ны ко Господу.
Икос:
Проповедует весь Елнатская труды и подвиги твоя, богомудре Алексие,/ еже ко Господу рачение теплое,/ о людех болезнование сердечное,/ моление непрестанное, слез источницы,/ риз совлечение, и пищи лишение,/ и всякаго мирскаго пристрастия отложение,/ еще же ругания и безчестия от злых человек,/ в темнице заключение и нуждную смерть./ Но вся сия претерпел еси, радуяся,/ Симона блаженнаго стопам последуя,/ с нимже ныне в дому Отчем водворяешися, Алексие, угодниче Христов./ Темже тебе припадаем и тепле вопием:/ не премолчи за ны ко Господу.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/ попраша пламень дерзновенно/ и на росу огнь преложиша, вопиюще:/ благословен еси, Господи Боже, во веки.
Суету, яко прах, от ногу твоею отрясл еси, никакоже той поработився, власть суетную и невесту земную отринув, чисте душу твою Христови представил еси.
Разумение писаний и книжныя мудрости делом показуя, дара пророчествия сподобился еси и, сие гадательно людем извествуя, до конца в подвизе неколебимь пребыл еси.
Прежде юродства подвигом затвора крепко подвизаяся и правило веры непостыдное являя, Богу твоему рабство не пременил еси на свободу суетную сынов века сего.
Богородичен: Омрачихся окаянный множеством безмерных зол, изменихся душевным оком и умом, погубих первую доброту и чужд бых сыновства Владычня. Ты же, Пречистая Дево, света Твоего зарями просвети мя.
Песнь 8
Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи,/ со огнем пламень попирающе, пояху:/ благословите, дела Господня, Господа.
Воззови о нас ко Господу гласом крепким, блаженне Алексие, якоже Моисей о людех своих в пустыни, да избавимся от власти лютаго миродержца.
Имже образом желает елень на источники водныя, сице и ты, всегда подвизаяся, желал еси единаго на потребу, вся заповеди в мире соблюдая и сердце молитвою присно согревая.
Аще и отшел еси во обители Небесныя, обаче земная обиталища, чтущая тя, не оставил еси, темже благодарне ублажаешися верных гласы.
Любве стяжания, смиренномудрия взыскания и веры велия сподоби нас, подвиги жития твоего чтущих, Алексие блаженне.
Богородичен: Егда дух мой имать с плотию разлучитися, Владычице, тогда не презри мене, обеты поправшаго, но избави дивно козней лютаго миродержца и губителя.
Песнь 9
Ирмос: Устрашися всяк слух/ неизреченна Божия снизхождения,/ яко Вышний волею сниде даже и до плоти,/ от Девическаго чрева быв Человек./ Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Кто не удивится терпению твоему, блаженне? Ты бо, греховнаго рабства отрицаяся и разрешитися плоти желая, раскаленныя плинфы небрегл еси.
Славою божественною облистаемь, предстательствуеши к Богу за чтущия тя, Алексие блаженне, темже молим тя: молитвою твоею напасти отжени и коварство духов злобы разори.
И раны врачуеши, и молитвы слышиши, и на помощь к нам, призывающим тя, скоро прибегаеши, блаже, заступниче верный.
Богородичен: Езеро огненное уготовах себе житием блудным и скверным, Владычице, совестное жжение прежде геены нестерпимо ми есть, темже молюся: не остави раба Твоего, праведнаго Алексия мольбами.
Светилен:
Свет Христов осия тя, Алексие чудне, совлеклся бо еси ветхаго человека и явился еси нов, духом горя. И ныне в лице новомученик предстоиши Святей Троице и землю нашу просвещаеши чудесы.
Слава, и ныне, праздника.
На хвалитех стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся:
Радуйся, богомудре Алексие,/ яко Духа Святаго жилище себе соделав,/ земных вещей всеконечне совлеклся еси/ и, юрод быв о Христе,/ подвигом и терпением Царствия Небеснаго достигл еси,/ хранение же устом своим положив,/ чист помысл стяжал еси./ Ныне же со Ангелы ликуеши,/ человече Божий и небошественный.
Радуйся, преблаженне Алексие,/ яко измлада чистаго жития возжелав,/ пламень похотный погасил еси,/ ризою юродства премудрость сокрыв/ и непрестанною молитвою тайнолепно Богу послужив,/ благодать Духа Святаго стяжал еси./ Темже, яко имея дерзновение ко Господу,/ Тому непрестанно молися/ о поющих и славящих тя.
Радуйся, богоблаженне Алексие,/ ты бо, мудрость века сего презрев,/ любовию Господнею разжеглся еси/ и, яко хврастие, помыслы гнусныя попалил еси/ и, вся узы временнаго жития расторг,/ Богу теплыя молитвы возносил еси,/ во еже стяжати Того Единаго в сердце твоем,/ Егоже благодать приим,/ не остави молитвенник твоих во странствии сущих.
Слава, глас 8:
Что тя наречем, о Алексие чудне?/ Приим бо крест, последовал еси Христу/ и, мудрейшим юродством врага победив,/ потоки слез того потопил еси/ и, богатство некрадомо в души нося,/ Христово учение делом исполнил еси./ И ныне, на Небесех ликуя,/ моли Милостиваго Бога/ спастися душам нашим.
И ныне, праздника.
На Литургии
Блаженны от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/ и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Апостол к Галатом, зачало 113. Аллилуиа, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Молитва
О, угодниче и заступниче наш, преблаженне Алексие, достойный наследниче Небеснаго Царствия! Припадающе раце мощей твоих, усердно просим тя: помолися, отче, да исправятся стопы наша по словеси Господню к деланию заповедей Его и да не возобладает родом нашим от безбожник всеянное беззаконие душетленное, но да узрим на Святей Руси утверждение веры Православныя!
О, святче Божий, утаивый истинную премудрость и обличивый мудрость сынов века сего! Испроси нам у Господа дух смирения, кротости и любве залог, в молитвах несумненную веру, в покаянии твердую надежду, в служении ближним крепость, в болезнех скорое исцеление, всего же жития нашего обновление, яко да, ублажающе тя, достигнем христианския кончины непостыдны и мирны, и наследим Царствие Небесное, идеже ты, в вечней славе пребывая со всеми святыми, прославляеши Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Христа́ ра́ди юро́дство прия́л еси́/ и му́ченическаго венца́ сподо́бился еси́,/ и да́р проро́чества от Бо́га стяжа́л еси́,/ за него́же и заключе́ние претерпе́л еси́,/ святы́й блаже́нный Алекси́е,/ моли́ ми́лостивого Бо́га// грехо́в оставле́ние на́м дарова́ти.
Перевод: Христа ради ты принял юродство и мученического венца удостоился ты, и дар пророчества от Бога получил, за него же и заключение претерпел ты, святой блаженный Алексий, моли милостивого Бога грехов прощение нам даровать.
Ин тропарь, глас 1
Раче́нием боже́ственным уязви́вся от ю́ности,/ юро́дством во́льным му́дрость ве́ка сего́ посрами́л еси́,/ прему́дрости Бо́жией в та́йных поуча́яся,/ предзре́л еси́, я́ко настоя́щая, гряду́щая,/ не сло́вом, но житие́м о́браз бы́в доброде́тели,/ страда́льчески тече́ние сконча́л еси́,/ те́мже Христо́с сугу́ба венца́ сподо́би тя́, блаже́нне Алекси́е,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Любовью к Богу плененный с юности, добровольным юродством ты посрамил современную мудрость, премудрости Божией втайне поучаясь, ты предвидел будущее как настоящее, не словом, но жизнью был примером добродетели, мученически окончил жизненный путь, потому Христос удостоил тебя особого венца, блаженный Алексий, Его же моли о спасении душ наших.
Кондак, глас 4
На раскале́нные пли́нфы бы́в поста́влен еси́,/ па́че все́х Христа́ Бога возлюби́л еси́/ и се́рдце мучи́телево любо́вию свое́ю уязви́л еси́,/ о гряду́щем в его́ до́ме несча́стье уве́дев еси́,/ святы́й блаже́нный Алекси́е,/ и от на́ших домо́в моли́твою свое́ю напа́сти отгони́// и кова́рство ду́хов зло́бы разори́.
Перевод: На раскаленную плиту ты был поставлен, больше всех возлюбил Христа Бога и сердце мучителя поразил своей любовью, о предстоящем в его доме несчастье рассказав, святой блаженный Алексий, и от наших домов молитвой своей отгони бедствия и коварство духов злобы разрушь.
Ин кондак, глас 6
Христо́вою любо́вию распала́емь,/ не убоя́лся еси́ веще́ственнаго огня́,/ терпе́нием твои́м врага́ посрами́в,/ се́рдце мучи́телево уязви́л еси́ кро́ткими твои́ми глаго́лы,/ провеща́я гне́в Бо́жий, пра́ведно гряду́щий на́нь,/ и о проще́нии все́х, блаже́нне, моля́ся./ Те́мже тебе́ припа́даем и те́пле вопие́м:// не премолчи́' за ны́ ко Го́споду.
Перевод: Любовью ко Христу воспламеняясь, ты не побоялся вещественного огня, терпением своим врага посрамив, сердца мучителей ты поразил кроткими твоими словами, предсказывающими гнев Божий, справедливо грядущий на них, и о прощении всех, блаженный, ты молился. Потому к тебе обращаемся и горячо взываем: «Не умолчи о нас перед Господом».
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11