Святой Вацлав
К 1075-летию со дня преставления святого благоверного князя Вячеслава Чешского
Прага — один из красивейших городов Европы; некоторые утверждают даже, что самый красивый. Не счесть её достопримечательностей, невозможно выстроить их иерархию по исторической значимости, художественной ценности и т. д. Но если смотреть по степени популярности, то одно из самых любимых пражанами мест — это Вацлавская площадь, названная в честь святого благоверного князя Вячеслава (Вацлав — чешская форма его имени). Некоторое представление о её величине даёт то, что от одного конца до другого — перегон метро. Площадь поднимается кверху (Прага — город на холмах) и наверху завершается мощным фасадом Национального музея. А перед ним — памятник святому Вацлаву, излюбленное место встречи пражан. С него часто начинаются прогулки по историческому центру: “Встретимся у Вацлава и куда-нибудь пойдём”.
А если спуститься от Вацлавской площади ко Влтаве, то на другом её берегу можно увидеть (точнее, нельзя не увидеть) Градчаны, пражский кремль, возвышающийся над городом. А над Градчанами возвышается собор святого Вита, называемый в народе Святовит, который соорудил святой Вячеслав, и облик его незабываем. В этот собор благоверный князь в своё время перенёс мощи святого мученика Вита, а затем здесь же упокоились и его мощи. Наверное, ни один из тех, кто приезжает в Прагу, не упустит возможности поклониться гробнице святого покровителя Чехии, — ведь не только его святые мощи, но даже его шлем, меч и панцирь почитаются как святыни.
Чехи помнят и любят святого князя, и эта всеобщая любовь и почитание находят своё обоснование во многих чертах его личности и его жития. Князь Вячеслав Чешский взошёл на престол ещё юношей (ориентировочно датой его рождения считается 907 г., а на престол он взошёл в 924 г.). Невзирая на молодость, он отличался мудростью, справедливостью, добрым нравом и высокой образованностью: знал греческий и латынь, что вовсе не часто встречалось среди владетельных особ (наставником его был пресвитер Павел, ученик равноапостольного святителя Мефодия). Эти похвальные качества юного князя гармонически сочетались с глубоким благочестием, что неудивительно, потому что воспитывала его бабушка, святая мученица княгиня Людмила (до прославления новомучеников и исповедников Российских всех наших многочисленных Людмил крестили в её честь). Князь был миролюбив, предпочитал не военные устремления, а строительство и украшение храмов, придавал первенствующее значение делу христианского просвещения народа и сам подавал пример должной почтительности в отношении духовенства. Тогда среди чехов было ещё очень много язычников, а они продавали своих детей в рабство. Князь выкупал их и обеспечивал им христианское воспитание.
В те времена вся Европа страдала от интриг, заговоров и междоусобиц, порождаемых жаждой власти. Известно, что рыба лучше ловится в мутной воде, поэтому завистники и честолюбцы делали всё возможное для того, чтобы омрачить мирное правление Вячеслава. Начали с того, что попытались смутить его душу: поссорить с матерью, тем более что княгиня Драгомира оставалась язычницей, без всякой симпатии относилась к своей святой свекрови Людмиле и, по-видимому, была не очень довольна сугубо христианским образом жизни своего старшего сына. Но этот коварный план реализовать не удалось, — должно быть, потому, что Вацлав почитал свою мать, как это и подобает христианину. Тогда заговорщики совратили с пути истинного младшего брата князя, Болеслава, подговорив его убить брата и самому занять княжеский престол. И Болеслав соблазнился, и решился на страшное дело братоубийства. Его сугубый грех состоял в том, что для того, чтобы совершить убийство, он пригласил князя Вячеслава на освящение храма, а потом “дружески” уговорил задержаться ещё на день. Верные слуги предупреждали Вячеслава о том, что его брат участвует в злодейском заговоре. Но князь отказался в это поверить. Уже в самом этом отказе от того, чтобы омрачить свою душу подозрением и самому развязать братоубийственную распрю, можно усмотреть его святость. Утром 28 сентября 935 г. благоверный князь отправился в церковь на богослужение и был убит в дверях храма братом и его приспешниками. Тело князя разрубили на куски и бросили без погребения, но его мать, отыскав останки, положила их в дворцовой церкви[1]. Кровь мученика на церковном пороге никак не могли отмыть, а через три дня она исчезла сама. Можно думать, что новопреставленный святой предстательствовал перед Богом за своего злодея-брата, потому что Болеслав раскаялся и перенёс мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе святого Вита (перенесение мощей празднуется 4 марта). Очевидно, его покаянию способствовало то, что в самый день убийства у него родился сын; в дальнейшем Болеслав дал обет посвятить его Богу.
То, что святые останки благоверного князя упокоились в храме, воздвигнутом его попечением, — простая вроде бы, но величественная по существу деталь.
Христиане Чехии почитают святую мученицу княгиню Людмилу, но самый любимый чешский святой — это благоверный князь Вячеслав, мудрый и кроткий. Православные христиане Руси также издревле чтят память святого Вячеслава, — может быть, и потому, что он напоминает нам наших святых благоверных князей Бориса и Глеба тем, что предпочёл смерть войне с братом.
Остаётся заметить, что благочестие, кротость и миролюбие не только не помешали, но и несомненно способствовали тому, что недолгое правление князя Вячеслава ознаменовалось ощутимыми политическими успехами в деле становления и укрепления чешской государственности.
Марина Журинская
Альманах “Альфа и Омега”, № 58, 2010
Примечания
[1] Замечательно то, что именно мать взяла на себя его похороны и тем самым выполнила христианский долг. Можно предположить, что для этого ей понадобилась изрядная доля мужества, потому что братоубийца, надругавшийся над телом убитого, вряд ли способен был проявить должное сыновнее почтение; правда, не исключено, что его в то время уже посещали покаянные мысли.