Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Создатель русской культуры

«С крещения Руси вообще можно начинать
историю русской культуры»

(Д. С. Лихачев)

Равноапостольный великий князь Владимир.
Портрет из Царского титулярника (XVII в.).

Прошло три дня после празднования памяти княгини Ольги, и сегодня (15/28 июля) в церковном календаре значится память её внука, Владимира Святославовича, совершившего то, о чём она могла лишь мечтать[1]. И это глубоко символично. Ольга опередила своё время, став христианкой в могущественном языческом государстве россов, и лишь Владимир смог к внешней политической силе присоединить высочайшую культуру, которую несло с собой христианство.

Храбрый воитель и разумный политик, сын Святослава хорошо понимал, что прочное единение его многоплеменного государства невозможно без единой религии, которая уравнивает всех – от самого князя и его двора до последнего селянина (смерда). В 978 году Владимир «сел на престоле отца своего в Киеве» и, как некогда римский император Диоклетиан, попытался опереться на традиционное язычество, в котором обожествлялись силы природы.

По словам летописца, Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам. И осквернилась кровью земля Русская и холм этот». Это не было красивой игрой, воспроизводимой сейчас наивными неоязычниками в лаптях и вышитых рубахах: боги-бесы требовали человеческих жертвоприношений! Именно тогда воссияли в Русской земле первомученики – варяги Феодор и Иоанн (†983), убитые озверевшими язычниками. Они стали первыми «русскими гражданами Небесного града», – как назвал их позднее святитель Симон Суздальский (†1226). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету. Происходившее было провиденциальным, потому что «преблагой Бог, – резюмирует летописец, – не хочет гибели грешников...».

Князь Владимир скоро убедился, что это – тупиковый путь. Действительно, ведь Римская империя (на обломках западной половины которой сформировались молодые европейские государства, а восточная часть продолжала существовать и известна нам как Византия) решительно отказалась от утонченного античного язычества шестью веками ранее, и история давно доказала необратимость этого пути. Поэтому, какой бы силой ни обладало Русское государство, оно всё равно продолжало оставаться для Европы государством «варварским» и примитивным, не обладавшим даже письменностью, без чего невозможно создание цивилизованного общества с национальным самосознанием.

Всё изменилось очень быстро. С крещением князя Владимира и началом официальной христианизации Руси появилась письменность, столетием ранее созданная для моравских славян. Она стала основой национальной литературы, сумевшей за несколько десятилетий вобрать в себя культурный опыт, накопленный христианской Европой в течение многих столетий. Это было подобно чуду, и этот культурный взлёт, сразу включивший Русь в ранг цивилизованных государств, был бы абсолютно невозможен при ином княжеском решении. Происшедшее сравнимо с прививкой дичка к культурному дереву. «О блаженное время и день добрый, в который крестился князь Владимир! – восклицает монах Иаков в своей „Похвале“. – Крестил же и всю землю Русскую от края и до края, и церковь создал каменную во имя Пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, тем самым попов обеспечив, и сирот, и вдовиц, и нищих. И потом всю землю Русскую и грады все украсил святыми церквами».

После крещения князь Владимир женился на Анне, сестре императора Василия II (что было абсолютно невозможно ранее!), – «и в династическом плане Русь поднялась на невиданную высоту, она породнилась с императорским домом Византии. Из варварской державы на краю света вдруг появилась держава с мировой культурой, мировой религией, и сразу это было ознаменовано расцветом древнерусской культуры. Русь сразу становится мировой державой, а Киев – соперником Константинополя» (Д. Лихачев). Такой и только такой лик надлежало явить Руси пред миром и Вечностью.

В древнерусских рукописях часто встречается словосочетание «православные крестьяне» или просто «крестьяне» – в значении «христиане» (элементарный фонетический переход). И скоро это слово становится самообозначением сельского населения, составлявшего более 95% всех россиян. Здесь – замечательный пример отождествления себя как сословия с главными выразителями и хранителями религии, будто бы навязанной «сверху» (как твердили наши атеисты и как до сих пор вторят им смешные «неоязычники»)!

Без духовного подвига князя Владимира не было бы ни древнерусского храмового искусства, которым восхищается весь мир, ни великой русской классической литературы. А Александр Пушкин не услышал бы в переводе «Илиады» Николая Гнедича «умолкнувший звук божественной эллинской речи», если бы гениальные филологи святые братья Кирилл и Мефодий не сообщили создаваемому ими литературному славянскому языку всю гибкость и выразительность своего родного греческого, знакомство с которым до недавнего времени было обязательным для каждого интеллигентного россиянина, посещавшего в детстве гимназию.

Празднуя из года в год память своего просветителя, мы вновь и вновь обращаемся к великим событиям, навсегда определившим наш культурный путь в мировой истории. Странно сознавать, что сравнительно недавно – на памяти нашего поколения – они отошли уже в позапрошлое (!) тысячелетие христианской эры.

Научная литература, посвященная свв. Владимиру и Ольге, огромна. См.: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга I. М., 1994. В приложении содержится также дополнительный список источников и новой литературы.

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия


Из богослужения святому Владимиру


Тропарь

Уподобившийся купцу, искавшему хороших жемчужин, ты, могущественный властитель Владимир, будучи князем матери русских городов, богоспасаемого Киева, испытывая и посылая в город Константинополь узнать о православной вере, нашёл драгоценную жемчужину – Христа, избравшего тебя, как второго [апостола] Павла. Подобно ему и ты стряхнул слепоту духовную и телесную во святой купели. Поэтому и мы, люди твои, почитаем твою кончину. Ты же моли о спасении Российской страны и всех православных христиан.

Кондак

Уподобляясь великому апостолу Павлу в мудрости, ты, славный Владимир, отверг заботы об идолослужении, как детскую забаву, и украсился порфирою Божественного крещения как муж совершенный. И ныне, в радости предстоя Христу Спасителю, молись Ему о спасении Российской страны и мире церковном.

См. также: «Крестители Русской земли. Мудрейшая из русских жен».


Примечание

[1] Предлагаемые очерки о свв. равноапостольных Ольге и Владимире в сокращенном варианте были опубликованы мной в газете «Вечерний Петербург» за 24 и 28 июля 1998 г. – Ю.Р.

Случайный тест