Рыцарь веры
Путешествие по страницам Православного календаря увело нас далеко – почти за две тысячи лет до Рождества Христова. Под 9/22 октября здесь значится память «праведного Авраама праотца и племянника его Лота». Повесть об Аврааме открывает собой историю народа Божия и читается в первой книге Библии.
«И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё»» (Быт.12:1-2). Здесь – переломный момент в духовной истории человечества.
Смысл призвания Авраама, жителя знаменитого шумерского города Ура (названного в Библии «Уром Халдейским»), определяется тем, что некогда в нём «благословятся все племена земные» (Быт.12:1-3). Он и его будущий народ избираются как представители всего человечества, единого по крови и отношению к нему Бога, избираются на служение всему человечеству.
Из Месопотамии Авраам идет в страну Ханаанскую, ставшую для него и будущих потомков Землей Обетованной («обещанной» Богом), и живет здесь, кочуя вдоль Средиземного моря. Местные жители называют его «евреем», т. е. «переселенцем из-за реки [Евфрата]» и относятся с почтением. Авраам принимает участие в разгроме карательной экспедиции месопотамских царей, освобождает пленённого Лота и получает благословение Мелхиседека, являющегося прообразом самого Христа. Торжественное заключение союза («завета») Бога с Авраамом, названного позднее – с приходом Христа и исполнением обетований – ветхим (то есть устаревшим), становится началом пути к Новому Союзу-Завету. Его телесное знамение – обрезание, а знак обещания потомства – перемена имени: вместо Аврам («великий по отцу») – Авраам («отец множества», то есть «отец многих народов»).
Авраам раскидывает шатер у дубравы Мамре (близ Хеврона) и принимает здесь Трех Странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что понимается в христианстве как прикровенное явление Святой Троицы. Этот эпизод его жизни породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Ангелы между тем спасают Лота, живущего в Содоме, – единственного нормального в городе человека (все остальные – представители «сексуальных меньшинств»), и павший с неба огонь уничтожает это место нравственной заразы. (Интересно, что бы они сказали, оказавшись сейчас в нашем городе и пройдя по некоторым ночным клубам?!)
Сначала у Авраама рождается Измаил от служанки Агари (родоначальник арабов), а потом и законный наследник Исаак от престарелой Сарры. Мальчик подрос, и вдруг последовало последнее, неимоверное испытание веры старца: он должен принести Исаака в жертву! Авраам заносит нож над отроком, но ангел отводит его руку (вспомним знаменитое эрмитажное полотно Рембрандта). Так выясняется сущность понятия «вера»: это не отвлечённая философская вера в Бога, которая ни к чему не обязывает (сомнение в Его бытии возможно лишь в одном случае, смотрите Пс.13:1), а вера Богу – верность и доверие живому и личному Богу, меняющая всю твою жизнь. Вскоре умирает Сарра, и Авраам покупает у местных жителей для её погребения пещеру Махпеле и клочок земли, а затем сам получает упокоение в этой родовой гробнице.
«Жил-был человек, который в детстве слышал прекрасную повесть о том, как Господь испытывал Авраама, и как Авраам выдержал испытание, сохранив веру. Став постарше, человек этот сам прочел ту же повесть с еще большим восхищением. И чем старше становился он, тем чаще его мысли обращались к этой повести, тем больше он восторгался ею и в то же время все меньше и меньше понимал её», – писал о себе самом Сёрен Кьеркегор, назвавший Авраама «Рыцарем Веры». Путь жизни каждого духовно развитого человека перерезает когда-нибудь Рубикон, и без обращения к истории Авраама ему не обойтись.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Щеголев Н. Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события. Киев, 1873; Старкова К. Б. «Странствие Авраама» (1Q Gen Ap XXI, 8–20) // Палестинский сборник. Л., 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73; Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991.