Об иконописных изображениях св. Александра Невского
Почему святой Александр Невский — в горностаевой мантии?
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград».
Действительно, вряд ли святой благоверный князь Александр Невский носил подбитую горностаем мантию. Эта деталь — символическая, она появилась гораздо позднее прославления святого и написания первых икон. Мощи Александра Невского впервые открыли в 1381 году, после Куликовской битвы. Было установлено монастырское празднование. А в середине XVI века состоялось общецерковное прославление родоначальника московских государей, количество икон и фресок увеличилось.
На иконах допетровской эпохи Александр Невский, принявший перед кончиной схиму, предстает в монашеском чине, в монашеской мантии. Например, в Государственном историческом музее хранится житийный образ XVI века, в центре которого — смиренный князь-схимник. Интересно, что в иконописном подлиннике указано: «сам плечист телом», то есть из молитвенника мы у знаем о физической силе.
Александра Невского изображали и как князя-полководца — в книжной миниатюре или в монументальной живописи. В росписи Архангельского собора Московского Кремля мы видим святого в богатом княжеском облачении: длинной шубе, отороченной мехом шапке. Изображать Александра Невского могли как с крестом, так и с мечом в руке.
В эпоху Петра I глубоко чтимый народом святой стал небесным покровителем новой столицы России. Облик схимника... попал под запрет. По инициативе первого российского императора Священный Синод приказал «в монашеской персоне никому отнюдь не писать... а писать образ во одеждах великокняжеских». Исторический момент внес свои изменения в иконографию. Александр Невский изображается с атрибутами уже не царской, а императорской власти. Такие детали, как скипетр, венец, мантия, подбитая горностаем, указывают, что перед нами — могущественный правитель. Александра Невского изображали даже в рыцарских латах. Но эта деталь не прижилась в иконографии, в отличие от доспехов римского образца.
Прижатая к груди правая рука — характерный жест святого на многих иконах. Он акцентирует наше внимание на том, что святой Александр Невский сочетает в себе черты и мощной фигуры защитника-полководца, и того, кто печалится и молится о земле Русской. В современной иконописи сохраняются все изводы. Выбор при написании иконы зависит от того, какие стороны многогранной личности святого требуется высветить.